Феодор Византийский
Теодор ( греч . Θεόδωρος ) был греческим софистом и оратором конца V века до н.э. , родившимся в Византии .
отмечает Теодора Платон в своем ироническом обзоре ораторского искусства в « Федре» за упоминание «подтверждения и дальнейшего подтверждения» и называет Теодора «самым превосходным художником слов». Федр, в свою очередь, в ответ называет Теодора «достойным». [ 1 ] Квинтиллиан ссылается на использование Платоном в своей истории ораторского искусства в третьей книге Instiutio Oratoria . Перевод этого отрывка Леба дает нам, возможно, более подходящее прочтение слова «творец слов» для остроты Платона. [ 2 ] Диоген Лаэртий . Столь же бегло о нем упоминает [ 3 ]
Аристотель ставит его рядом с Тисием и Фрасимахом как ключевых деятелей в истории риторики. Цитируя текст У.А. Пикарда-Кембриджа: «Возможно, во всем, как говорится, «первое начало — главная часть»... Именно это и произошло с риторическими речами и практически со всеми другие искусства: ибо те, кто открыл их начало, лишь немного продвинули их вперед, тогда как современные знаменитости являются наследниками (так сказать) длинной череды людей, которые продвигали их шаг за шагом, и поэтому разработали их до своей теперешней формы: Тисий следует за первыми основателями, затем Фрасимах после Тисия, а за ним Феодор, при этом несколько человек внесли в него свой вклад; и поэтому не следует удивляться тому, что искусство достигло значительных размеры." [ 4 ] Более поздняя перипатетическая школа, похоже, не была столь благосклонна. Дионисий Галикарнасский , описывая школу в свою эпоху, 30 г. до н. э., утверждает, что «Важно, чтобы они не предполагали, что все принципы риторики охватываются перипатетической философией и что ничего существенного не было обнаружено Теодором, Фрасимахом , Антифонт и их сообщники...» [ 5 ] Некоторые комментаторы делают из этого отрывка вывод, что Феодор во многом связан с Антифонтом и Фрасимахом . [ 6 ] В другом месте Дионисий говорит о нем как об устаревшем, небрежном и поверхностном. [ 7 ] Цицерон описывает его как человека, преуспевшего скорее в теории, чем в практике своего искусства. [ 8 ]
Византийская «Суда» снова цитирует « Федра» , ссылаясь на Феодора, причем перевод дает любопытный вариант «Дедала слов». Суда « приводит краткий список его работ, объявляя его автором «Против Фрасибула» , Против Андокида » и других неуказанных произведений. [ 9 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Платон, Федр 266e. Тр. Гарольд Н. Фаулер, 1925 год.
- ^ Квинтилиан, Ораторское искусство 3.1.11. Тр. Х. Э. Батлер, 1920 г.
- ^ Диоген Лаэртий, ii. 104
- ^ Аристотель, О софистических опровержениях 183b22-34. Тр. Пикард-Кембридж, 1941 год.
- ^ Дионисий Галикарнасский, Первое письмо Аммею 2. Тр. Диллон и Гергель, 2003 г.
- ↑ Диллон и Гергель, 142.
- ^ Дионисий Галикарнасский, De Antiq. Ораторское искусство ; Исайи , ок. 19
- ^ Цицерон, Брут , ок.
- ^ Suda , s.v. Theodorus. Θ, 149 . Tr. Ada Adler , 1928-1938
Ссылки
[ редактировать ]Вторичные источники и переводы
[ редактировать ]- Диллон, Джон; Гергель, Таня (2003). Греческие софисты . Великобритания: Penguin Group. ISBN 0-14-043689-8 .
- Пикард-Кембридж, Вашингтон (2001) [1941]. Ричард МакКеон (ред.). Основные сочинения Аристотеля, De Sophisticis Elenchis ( О софистических опровержениях ) . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 0-375-75799-6 .
- Уильям Смит (1873 г.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон: Джон Мюррей.