Университет третьего возраста
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Университет третьего возраста ( U3A ) — это международное движение, целью которого является образование и стимулирование преимущественно пенсионеров — тех, кто находится в третьем «возрасте» жизни.
Для U3A не существует общепринятой модели. Его первоначальная концепция во Франции как заочной университетской деятельности была существенно изменена в Соединенном Королевстве , где было признано, что большинству людей пенсионного возраста есть что внести, и упор был сделан на обмен информацией без формальных образовательных связей.
Многие англоязычные страны последовали этой герагогической модели, тогда как страны континентальной Европы в основном последовали французской модели. По историческим причинам институт непрерывного обучения — это термин, используемый в Соединенных Штатах для обозначения организаций, похожих на группы U3A.
Британский веб-сайт U3A сообщает о праве на членство в «Третьем возрасте»: «Третий возраст» определяется временем в вашей жизни (не обязательно хронологическим), когда у вас есть возможность заниматься обучением ради него самого. минимального возраста, но с акцентом на людей, которые больше не работают полный рабочий день и не воспитывают семью». [1]
История
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]U3A зародился во Франции на факультете социальных наук в Тулузе в 1973 году. Его основал профессор Пьер Веллас . Во Франции каждая группа университетов «Университета третьего возраста» в основном связана с местным университетом . Эта академическая модель используется во многих других странах, в частности в континентальной Европе . Принадлежность к университету создает различные возможности, такие как высококвалифицированный преподавательский состав, широкий выбор предметов, возможность для студентов и преподавателей проводить исследования, основанные на профессиональном, культурном или историческом опыте пожилых людей и т. д. U3A выдает не дипломы, а сертификаты. и преподают во многих областях в соответствии с интересами групп старшеклассников (обычно 55+), таких как компьютерные навыки, языки, предпринимательство, наследственное право, религия, политика и т. д. Иногда U3A предоставляют группам профессиональное обучение и возможности формального непрерывного образования. .
В 1990-е годы во Франции это понятие было расширено до понятия Университета всех возрастов (UTA — université tous âges) или Университета свободного времени (UTL — université du temps libre). [2] UFUTA изменила свое название на Французский союз университетов всех возрастов. [3] (сохраняя аббревиатуру). Некоторые факультеты французских университетов приняли название Université du Temps Libre . [4]
AIUTA ( Международная ассоциация университетов третьего возраста ) [5] — это глобальная международная организация и сеть университетов третьего возраста, включающая такие учреждения из большинства стран континентальной Европы, Центральной и Восточной Европы, Китая, России, Латинской Америки и т. д., включая Маврикий и другие направления.
Великобритания
[ редактировать ]К началу 1980-х годов концепция достигла Соединенного Королевства , где ее природа была радикально изменена и стала больше организацией самопомощи под влиянием ее основателей Питера Ласлетта , Майкла Янга и Эрика Мидуинтера . [1]
Сеть Великобритании включает более 1000 групп в городах и поселках; по состоянию на январь 2020 года общее число членов превысило 450 000 человек. [6] [7]
Каждый U3A формально структурирован как независимая самофинансируемая и самоуправляющаяся благотворительная организация, имеющая связи с Фондом третьего возраста, национальным координирующим органом. Каждый отдельный U3A включает в себя несколько групп занятий, которые могут охватывать широкий спектр различных тем, например, искусство, языки, физическая активность, дискуссии и игры. [8] Большинство U3A сосредоточены в определенном городе или регионе, и их группы по активности встречаются в арендованном зале или небольшие группы встречаются в доме участника. Хотя в первую очередь это касается пенсионеров, многие U3A открывают свое членство для всех, кто не работает полный рабочий день.
В 2009 году был запущен Виртуальный университет третьего возраста (vU3A) с целью предложить такую же дружбу, поддержку и обучение, как и офлайн-группы. vU3A является филиалом Фонда третьего возраста в Великобритании. vU3A открыт для всех, в частности для тех, кто по обстоятельствам изоляции, проблемам со здоровьем или другим ограничениям не может попасть в группу U3A. [9]
Некоторые группы в других странах входят в Фонд третьего возраста. Например, на Кипре есть C3A (Кипр третьего возраста) и P3A ( Пафосский третий век).
Центральная и Восточная Европа
[ редактировать ]Некоторые страны Центральной (и Восточной) Европы познакомились с U3A довольно рано: Польша , Чехия (бывшая часть Чехословакии ) и Словения . Словенский университет третьего возраста был основан двумя университетскими профессорами в 1984 году и превратился в сеть из 40 университетов по всей стране. Итальянский университет третьего возраста называется Università delle Tre Età (UNITRE) и имеет несколько филиалов по всей стране. «UNITRE Milano», университет третьего возраста в Милане, предлагает курсы, а также образовательный контент, такой как онлайн-курсы и рецензируемые журнальные статьи.
В России есть онлайн-Университет третьего возраста. [10]
Испания
[ редактировать ]Благодаря большому количеству иммигрантов (так называемых эмигрантов) из Великобритании, u3a хорошо представлена в Испании. Большинство групп сосредоточено в прибрежных районах, известных англоговорящим населением.
Каждый u3a действует независимо, поскольку в Испании нет ни одной организации, курирующей u3a. Каждый u3a обычно предлагает членам ряд групп с особыми интересами. Список испанских групп u3a
Австралия
[ редактировать ]U3A возникла в Австралии в 1984 году и по состоянию на 2023 год выросла до 250 U3A, насчитывающих примерно 100 000 членов. Они базируются в городских, региональных и сельских районах и следуют британской модели самопомощи в преподавании и обучении по широкому кругу предметных областей, в зависимости от собственного опыта, знаний и навыков членов.
Каждый U3A действует независимо и учитывает потребности и интересы своих членов при принятии решения о том, какие занятия/мероприятия они будут предлагать. U3As предлагает членство по очень низкой цене, так что участником может стать любой человек в возрасте трех лет (около пенсии и старше). Каждый U3A также является членом сети штата/территории (если таковая имеется) и может делиться идеями/наставниками и ресурсами.
U3AA (U3A Australia) — это национальный орган, созданный сетями штатов для поддержки всех U3A в своем штате или территории с помощью ряда ресурсов.
Канада
[ редактировать ]Сеть третьего возраста (TAN) активна в Канаде , однако в настоящее время только в провинции Онтарио . Головной офис расположен в Школе непрерывного образования имени Дж. Рэймонда Чанга при Университете Торонто Метрополитен в Торонто . Сеть была создана в 2007 году и к 2018 году выросла до 21 группы. Университет Саймона Фрейзера был первым университетом в Северной Америке, создавшим серию курсов для пожилых людей на уровне послесреднего образования. [11] Его мандат заключался в предоставлении образовательных программ для пожилых людей, учитывающих их психологические и физиологические особенности.
Миссия Третьей Эпохи: [12] «Содействовать обучению третьего возраста и делиться проблемами и решениями общих организационных проблем. Мы делаем это, способствуя созданию организаций, которые предоставляют пожилым людям возможность учиться в дружественной, социальной обстановке, а также поддерживая организации, обучающие взрослых, в этом процессе, делясь стратегии и методы для достижения этой цели».
TAN выпускает информационный бюллетень и проводит общеорганизационные симпозиумы и форумы. Он также оказывает поддержку местным группам, предоставляя такую информацию, как информация о докладчиках, налаживание связей с коллегами, данные о деятельности членов, включая гонорары, выплачиваемые докладчикам, состав правления, стоимость аренды, доступную групповую страховку, регулярный информационный бюллетень, конференции и семинары, рекомендации для создание сайта, внутренние и внешние коммуникации.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В США организации, подобные U3A, называются институтами непрерывного обучения .
Курсы
[ редактировать ]Типичные курсы включают искусство, классику, разговорную речь, компьютеры, ремесла, дебаты, драму, киноведение, историю, языки, литературу, музыку, естественные науки, социальные науки и философию. [13]
Есть также много менее ориентированных на образование мероприятий, таких как игры (включая обучение в бридж и дублирование групп по игре в бридж), здоровье, фитнес и отдых (включая прогулки по сельской местности), театральные/концертные клубы, клубы путешествий и танцы во всех его формах.
Некоторые учебные группы работают по формальной программе, но другие опираются на текущие события или конкретные интересы членов группы. Некоторые группы созданы для того, чтобы пересекать дисциплинарные границы, например, объединяя общество, технологии и науку способом, который непрактичен в более формальной академической среде.
Группы U3A имеют хорошие возможности для проведения серьезных исследований в области местной истории и генеалогии . Например, группа из Аймута собрала и выставила множество фотографий жизни и работы в этом районе на протяжении многих лет. Некоторые группы стремятся преодолеть разрыв между поколениями в области информационных технологий .
Информационный бюллетень
[ редактировать ]Многие U3A публикуют местные информационные бюллетени, как и некоторые из их сетей по особым интересам. В Великобритании Фонд третьего возраста, координирующий орган в Великобритании, издает национальный журнал. «Третий возраст имеет значение» публикуется пять раз в год, а также образовательный бюллетень под названием «Источники» для подписчиков U3A три раза в год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «u3a — Наша история» . www.u3a.org.uk. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ Чамахян, Алин (2006). «От Тулузского университета третьего возраста к университетам всех возрастов: взгляд назад на движение за создание UTA во Франции» (PDF) . Коммуникация на 2-м конгрессе Французской ассоциации социологов . Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2016 года . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «Французский союз университетов всех возрастов» . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Университет свободного времени» . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Международная ассоциация университетов третьего возраста» . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Браун, Эндрю (10 апреля 2015 г.). «Во славу… U3A» . Хранитель . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «u3a — О» . www.u3a.org.uk. Проверено 1 января 2022 г.
- ^ «Домашние страницы групп – Домашние страницы групп Шеффилда U3A» . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Яролимек, Ян; и др. (31 декабря 2010 г.). «Условия и ограничения мультимедийного старшего образования в регионах» (PDF) . Журнал «Эффективность и ответственность в образовании и науке» . 3 (2): 66–78. ISSN 1803-1617 .
- ^ «Ниуитмо» . u3a.niuitmo.ru . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ «МЕТ:Главная страница — UBC Wiki» .
- ^ "Сеть третьего возраста |" . Сеть третьего возраста . Проверено 22 октября 2018 г.
- ^ «Всегда учиться: оставаться умственно активным на пенсии с U3A» . Уйти в отставку Savvy UK. 27 января 2015 года . Проверено 28 сентября 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мидуинтер, Э. (2004) «500 маяков: история U3A», Third Age Press UK. КИНДЛ издание (2014 г.).
- Беккет, Фрэнсис . История U3A (PDF) . Доверие третьего возраста . Проверено 24 февраля 2016 г.
- Формоза, М. (2000). «Образование пожилых людей в Мальтийском университете третьего возраста: критический взгляд». Образование и старение , 15(3): 315–339.
- Формоза, М. (2005). «Феминизм и критическая образовательная геронтология: программа передовой практики». Aging International , 30(4): 396–411.
- Формоза, М. (2007). «Бурдьезианская интерпретация Университета третьего возраста на Мальте». Журнал мальтийских исследований в области образования , 4 (2): 1–16.
- Формоза, М. (2009). «Обновление университетов третьего возраста: вызовы и взгляды на будущее». Ресерка , 9: 171–196.
- Формоза, М. (2010). «Непрерывное обучение в дальнейшей жизни: Университеты третьего возраста». Обзор Института непрерывного обучения , 5: 1–12.
- Керка, С. (1999). Университеты третьего возраста: обучение на пенсии. Оповещение о тенденциях и проблемах № 2. www.calpro-online.org
- Мидуинтер, Эрик К. (1984), Университеты взаимопомощи: подход к обучению пожилых людей на основе самопомощи , Routledge, ISBN 0-7099-3523-4
- Суинделл Р. и Томпсон Дж. (1995). « Международная перспектива Университета третьего возраста ». Образовательная геронтология , 21 (5): 429–447.
- Суинделл, Р. (2002). «U3A Online: виртуальный университет третьего возраста для изолированных пожилых людей». Международный журнал непрерывного образования 21 (5): 414–429.
- Шелох, Х. (2011). «Учиться никогда не поздно». «Новое Жице», (445) 9: 11–12.
Внешние ссылки
[ редактировать ] в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( Август 2016 г. ) |
- U3A в Ирландской Республике: * https://www.ageaction.ie/how-we-can-help/lifelong-learning-u3a
- U3A в Великобритании
- U3A в Австралии:
- U3A в Беларуси:
- U3A и его варианты на Кипре:
- U3A в Доминиканской Республике
- U3A в Исландии
- U3A в Южной Африке
- U3A в Шотландии
- U3A в Суонси
- U3A в Новой Зеландии
- Международная сеть университетов третьего возраста
- U3A в России: U3A в России