Сироты в Советском Союзе

В определенные периоды советскому государству приходилось сталкиваться с большим количеством сирот и других беспризорных детей — из-за ряда потрясений в истории страны с самого ее начала. Основными причинами увеличения числа сирот и других бездомных детей были Первая мировая война (1914–1918), Октябрьская революция ноября 1917 года, за которой последовала Гражданская война в России (1917–1922), голод 1921–1922 и 1932–1933 годов . политические репрессии , вынужденные миграции и театр советско-германской войны (1941–1945) Мировой войны. Вторая война .
Брошенные дети, 1918–1930 гг.
[ редактировать ]К началу 1920-х годов в России проживали миллионы осиротевших и брошенных детей, которых по-русски называли «беспризорные» , «беспризорники» (буквально «без присмотра»). [ 1 ] [ 2 ] К 1922 году Первая мировая война, русская революция и гражданская война привели к гибели по меньшей мере 16 миллионов жизней на территории Советского Союза и прервали контакты между миллионами детей и их родителями. В это время большевистские власти столкнулись с примерно семью миллионами бездомных молодых людей. [ 3 ]
Российский голод 1921 года унес жизни около 5 миллионов человек. [ 4 ] Многие дети были брошены или ушли из дома по собственному желанию. [ 5 ] К середине 1921 года голод стал настолько сильным, что с июня 1921 года по сентябрь 1922 года государство эвакуировало 150 000 детей, чтобы уменьшить нагрузку на учреждения и клиники в пострадавших регионах. Иностранные организации по оказанию помощи накормили почти 4,2 миллиона детей, при этом Американская администрация помощи оказала помощь 80% от этого количества. Всего, с учетом распределения продовольствия со стороны государства и иностранных организаций, питание получили около 5 миллионов молодых людей. Миллионы других не получили никакой помощи. [ 6 ]
Большинство беспризорных были нищими. [ 7 ] Общественная реакция была разной, и средства массовой информации не рекомендовали давать детям деньги, рекомендуя вместо этого делать пожертвования в благотворительные организации. Когда милостыни стало мало, более опытные и энергичные дети искали деньги, продавая мелкие предметы, такие как цветы или сигареты. Некоторых наняли табачные магазины или газеты для продажи своей продукции. [ 8 ] Беспризорные также выполняли платные задания, например, несли багаж на вокзале или занимали место в очереди в театр. Некоторые заходили в рестораны в надежде получить объедки. Конкуренция за места была жесткой. [ 9 ] Тысячи детей, особенно девочек, но также и немало мальчиков, занялись проституцией. Из 5300 уличных девушек в возрасте 15 лет и младше, опрошенных в 1920 году, 88% работали проститутками. Этот способ поддержки был более распространен зимой, когда попрошайничество на открытом воздухе было труднее. [ 10 ]
Существование миллионов бездомных молодых людей привело к широкому распространению подростковой преступности по всей России. Когда уличные дети вышли за рамки попрошайничества и мелкой торговли, они обратились к воровству. [ 11 ] Преступность среди несовершеннолетних быстро росла во время Первой мировой войны, причем темпы ее роста увеличились во время голода 1921–1922 годов. Несовершеннолетние, арестованные русской полицией, составляли 6% от всех задержанных в 1920 году и достигли 10% к первому кварталу 1922 года. [ 12 ] В большей степени, чем другие факторы, голод побуждал беспризорников к воровству. Брошенные дети, прибывшие из сельской местности, часто медленнее осваивали воровство, чем дети из городских семей, но в целом, чем дольше ребенок оставался в заблуждении, тем больше вероятность, что он или она станет жертвой преступления. [ 13 ] Банды действовали группами до тридцати человек, чтобы обеспечить успешные карманные кражи и другие формы грабежей. [ 14 ] Табачная, наркотическая и алкогольная зависимость были обычным явлением, и в первой половине 1920-х годов наблюдался приток большего количества кокаина, а также развитие более обширной сети торговцев наркотиками. Мальчишки жили и работали посреди этой сети, а расходы на наркотики стимулировали воровство несовершеннолетних. [ 15 ] Улица привела большой процент ее жителей к ранней сексуальной активности. Беспризорники обычно начинали половую жизнь в четырнадцать лет, многие девочки — уже в семь. Многие заразились болезнями, передающимися половым путем, и изнасилования были обычным явлением. [ 16 ] Преступность, наркотики, секс и суровая жизнь на улице оказали длительное влияние. Беспризорные развили качества, которые остальная часть общества считала нежелательными, и имели ряд проблем с психическим и физическим здоровьем. [ 17 ]
После Октябрьской революции новое большевистское правительство предложило, чтобы государство взяло на себя задачу воспитания не только сирот, но и всех детей нации. [ 18 ] Коммунистическая педагогика стремилась создать «широкое коммунистическое движение среди несовершеннолетних». [ 19 ] Наркомпросу ( Народному комиссариату просвещения) было поручено обеспечивать бездомных детей и управлять детскими домами. Дети были обеспечены всем необходимым, получили образование (в том числе по коммунистической доктрине) и должны были помогать по хозяйству и принятию решений. Детские приюты были открыты в духе революционного идеализма, но вскоре были перегружены необходимостью кормить и размещать миллионы бездомных детей. [ 20 ]
К середине 1920-х годов советское государство было вынуждено осознать, что его ресурсов для детских домов недостаточно, что у него нет возможностей воспитывать и давать образование бездомным детям СССР. Советское правительство начало новую политику. Государство обратилось к обществу за помощью. приемная семья в частных семьях. В качестве частичного решения предлагалась [ 21 ] ночные укрытия . В некоторых местах использовались [ 22 ]
Во второй половине 1920-х годов условия детских домов значительно улучшились, но недостатки остались. Советскому государству удалось спасти бездомных детей, но его миссия по социалистическому воспитанию застопорилась. [ 23 ]
После русской революции и гражданской войны в России Антон Макаренко основал хозрасчетные приюты для беспризорных детей . [ нужна ссылка ]
Дети «врагов народа», 1937–1945 гг.
[ редактировать ]Середина 1930-х годов стала свидетелем пика преследований предполагаемых политических врагов : миллионы советских граждан были заключены в тюрьмы и сотни тысяч казнены. [ 24 ] До 1937 года не существовало конкретных указаний, как обращаться с детьми этих « врагов народа ». Однако после Великой чистки было «... по крайней мере несколько сотен тысяч детей, [которые] потеряли своих родителей». Теперь правительство было вынуждено столкнуться с проблемой управления этой новой категорией сирот. [ 25 ]
В 1937 году Политбюро приняло решение разместить детей врагов народа в обычных детских домах Наркомпроса . Педагогические кадры прошли подготовку в НКВД , а имена детей-сирот записывались. [ 26 ] Это отражает теорию Коммунистической партии о социально унаследованной преступности, часто неформально описываемую традиционной русской пословицей : «Яблоко никогда не падает далеко от дерева». Детские дома существовали не только для обеспечения благосостояния, но и для предотвращения заражения общества контрреволюционными идеями. [ 27 ]
Официальных приказов о дискриминации детей врагов народа не было, однако сотрудники детских домов часто избивали, недокармливали и издевались над такими воспитанниками. [ 28 ] [ 29 ] Любой проступок воспринимался как продукт контрреволюционного воспитания и строго наказывался. [ 30 ] Отношение к детям как к начинающим преступникам имело разные последствия. В некоторых случаях вызванная « классовая вина» побуждала сирот доказывать свою верность идеалам коммунизма, но в других случаях жестокое обращение провоцировало негодование по отношению к государству. [ 31 ]
Если сироты были признаны «социально опасными», НКВД отправлял их либо в колонию для малолетних правонарушителей, либо в ГУЛАГ трудовой лагерь . [ 32 ] Тенденция заключалась в том, чтобы всех трудных сирот помещать в колонии, которые стремились к перевоспитанию детей с использованием трудового режима. [ 33 ] Дети старше пятнадцати лет карались лишением свободы на срок не менее пяти лет как « член семьи изменника Родины ». [ 34 ]
Сироты войны, 1945–1953 гг.
[ редактировать ]
Со Второй мировой войной пришла новая волна сирот. После 1945 года НКВД отвечало за размещение 2,5 миллионов беспризорных детей. [ 35 ] Однако война смягчила отношение к детям, потерявшим близких, и этот сдвиг в конечном итоге привел к улучшению системы социального обеспечения. Общественность считала сирот войны невинными жертвами, а не подрывниками, и многие граждане посвятили себя оказанию помощи. Произошло изменение стигмы предыдущей эпохи; взрослые, оказавшиеся в оккупированных зонах, не передали свою преступность своим детям. Государство воспитывало этих детей наряду с другими сиротами войны. [ 36 ]
Детские дома теперь сосредоточены на том, чтобы дети чувствовали себя как дома. Специальные детские дома строились исключительно для детей офицеров и солдат. [ 37 ] Советские профсоюзы и комсомол поддержали эти дома дополнительным финансированием. [ 38 ] В 1944 году правительство поставило под юридическую защиту собственность сирот. [ 39 ] Подобные события отражают влияние детей, осиротевших в результате войны. По словам одной девушки: «Раньше мы отстаивали свои права… нас нельзя винить в том, что мы потеряли все на войне!» [ 40 ] В 1949 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему улучшению работы детских домов» для выделения соответствующих средств детским домам. [ 41 ] Нехватка во время войны означала, что большинство детских домов по-прежнему не хватало, но у детей воспитывалось чувство патриотической жертвы, а не негодование по отношению к государству. [ 42 ]
Усыновление, а также долгосрочное и краткосрочное воспитание стали популярными во время войны. В 1941–1945 годах в Советском Союзе было усыновлено 200 000 детей. [ 43 ] «Образцовые работники», фигурировавшие в пропаганде, часто были приемными родителями. [ 44 ] Суды предпочитали помещать детей в семьи, принимая во внимание важность любви, безопасности и счастья в детстве. [ 45 ] Численность бездомных детей в послевоенные годы сократилась, во многом благодаря участию населения в системе приемных семей. [ 46 ]
Немецкие дети в Калининградской области, аннексированной в 1945 году, некоторое время не получали государственной помощи; некоторые из них сохранились в Литве. [ 47 ]
Дети-сироты после Сталина, 1953–1991 гг.
[ редактировать ]Подход правительства к проблеме бездомности детей продолжал развиваться в течение десятилетий после смерти Сталина. В 1960–1980-е годы рост благосостояния привел к сокращению числа сирот, что облегчило проблему перенаселенности. [ 48 ] У большинства «сирот» действительно были родители, но они покинули свои семьи из-за жестокого обращения или отсутствия безопасности. [ 49 ] Эти факторы способствовали переходу от детских домов к школам-интернатам, начиная с середины 1950-х годов. Коммунистическая партия хвалила такие школы за сочетание образования с трудовым режимом для воспитания трудолюбивых советских граждан. [ 50 ] На XX съезде КПСС Хрущев назвал интернаты « школами будущего». В 1959 году он начал долгосрочную кампанию по расширению сети интернатов. [ 51 ] Многие детские дома были преобразованы в школы, а остальные стали приютами исключительно для детей-инвалидов. Положительным эффектом интеграции бездомных детей с другими школьниками стала дальнейшая дестигматизация детей-сирот. [ 52 ]
В этот период продолжилась поддержка приемных семей и усыновлений, существовавшая в предыдущую эпоху. Перестройка и гласность положили конец цензуре прессы, обнажив ветхое состояние детских домов. [ 53 ] Журналисты противопоставили духовную теплоту семейной жизни холоду институтов. Это, в сочетании с частичной маркетизацией Горбачева в 1987 году, стимулировало создание частных детских благотворительных организаций. В настоящее время усыновление стало предпочтительным решением проблемы бездомности детей, предоставляя детям постоянный и стабильный дом. [ 54 ]
Во второй половине 20-го века в советской правоохранительной деятельности произошел сдвиг от чисто карательного и «ресоциализационного» подхода к профилактике преступности, которая также была нацелена на социальное сиротство. Такие постановления, как «О мерах по усилению государственной помощи семьям с детьми» 1981 года, отражают эти изменения. [ 55 ] Родители стали нести все большую ответственность за проступки своих детей. В конце восьмидесятых годов молодого преступника принято характеризовать как «подростка, лишенного семейного тепла». [ 56 ] Количество детей, отправляемых в исправительные колонии, уменьшилось в пользу программ перевоспитания. Для несовершеннолетних правонарушителей создавались специальные школы-интернаты. [ 57 ]
По мере того как Советский Союз приближался к своему распаду , число сирот снова начало расти. В 1988 году 48 000 детей были признаны бездомными; в 1991 году это число выросло до 59 000. Экономический спад, этнические конфликты и нехватка продовольствия способствовали этой статистике. [ 58 ] Бедность определила тяжелое положение семейной жизни в последующие годы. [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]- Дети-сироты в России после распада Советского Союза
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алан М. Болл, И теперь моя душа ожесточилась: брошенные дети в Советской России, 1918–1930 (Лондон: University of California Press, 1994), xi.
- ^ Сигельбаум, 1921: Бездомные дети
- ^ Орландо Файджес, Народная трагедия: Русская революция 1891–1924 (Нью-Йорк: Penguin, 1996), 780.
- ^ Болл, И теперь моя душа ожесточена, 9; Файджес, Народная трагедия, 775.
- ^ Владимир Зензинов, Пустынный: История детей, брошенных в Советской России (Лондон: Герберт Джозеф, 1931), 62–63.
- ^ Болл, «Дети штата», 232–233.
- ↑ Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 60.
- ^ Болл, И теперь моя душа ожесточена, 52–54.
- ^ Болл, И теперь моя душа ожесточена, 46–47.
- ^ Болл, И теперь моя душа ожесточена, 56–57.
- ↑ Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 60.
- ^ Болл, И теперь моя душа ожесточена, 61–62.
- ↑ Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 63.
- ↑ Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 71.
- ↑ Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 76.
- ^ Болл, И теперь моя душа ожесточена, 78.
- ^ Болл, И теперь моя душа ожесточена, 80–83.
- ^ Болл, и теперь моя душа ожесточена 87.
- ↑ Зензинов, Пустынный, 32.
- ^ Болл, «Дети штата», 230–231.
- ↑ Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 149.
- ↑ Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 150.
- ↑ Болл, И теперь моя душа ожесточилась, 174.
- ^ Джон А. Гетти, Габор Т. Риттерспорн и Виктор Н. Земсков, «Жертвы советской пенитенциарной системы в довоенные годы: первый подход на основе архивных данных», The American Historical Review 98 (1993). : 1017.
- ^ Коринна Кур, «Дети «врагов народа» как жертвы великих чисток», Cahiers Du Monde Russe 39 (1998): 210.
- ^ Кур, «Жертвы великих чисток», 211–12.
- ^ Катриона Келли, Детский мир: взросление в России, 1890–1991 (Нью-Хейвен: Йельский университет, 2007), 238.
- ^ Кур, «Жертвы великих чисток», 216.
- ^ Келли, Детский мир, 238.
- ^ Келли, Детский мир, 328.
- ^ Кур, «Жертвы великих чисток», 209–15.
- ^ Кур, «Жертвы великих чисток», 211.
- ^ Келли, Детский мир, 233.
- ^ Келли, Детский мир, 237.
- ^ М. Р. Зезина, «Система социальной защиты детей-сирот в СССР», Russian Social Science Review 42.3 (2001): 49–51.
- ^ Келли, Детский мир, 243-46.
- ^ Лори Бернштейн, «Коммунистические конкурсы по тюремному заключению: постановления об усыновлении в СССР после Второй мировой войны», Journal of Social History 34 (2001): 843–61.
- ^ Зезина, «Система социальной защиты», 53.
- ^ Келли, Детский мир, 243–44.
- ^ Марина Балина и Евгений А. Добренко, Окаменевшая утопия: счастье по-советски (Лондон: Гимн, 2009), 13.
- ^ Зезина, «Система социальной защиты», 54.
- ^ Келли, Детский мир, 247-50.
- ^ Бернштейн, «Коммунистические конкурсы по тюремному заключению», 844.
- ^ Келли, Детский мир, 243.
- ^ Бернштейн, «Коммунистические конкурсы по тюремному заключению», 845.
- ^ Зезина, «Система социальной защиты», 56.
- ^ "Дом" . wolfskinderproject.blogspot.de . Архивировано из оригинала 23 марта 2018 г. Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Келли, Детский мир, 267.
- ^ Зезина, «Система социальной защиты», 56–57.
- ^ Келли, Детский мир, 260.
- ^ Зезина, «Система социальной защиты», 57.
- ^ Келли, Детский мир, 262–67.
- ^ Зезина, «Система социальной защиты», 61.
- ^ Келли, Детский мир, 269-70.
- ^ Зезина, «Система социальной защиты», 60.
- ^ Келли, Детский мир, 277.
- ^ Келли, Детский мир, 272-74.
- ^ Зезина, «Система социальной защиты», 62.
- ^ Фиона Верге, «Детская бедность растет в Восточной Европе», BBC News (2000)
Источники
[ редактировать ]- Болл, Алан (1993). «Государственные дети: Беспризорные Советской России и новое социалистическое поколение». Русское обозрение . 52 (2): 228–247. дои : 10.2307/131345 . JSTOR 131345 .
- Болл, Алан М. (1994). И теперь моя душа ожесточилась: Брошенные дети в Советской России, 1918-1930 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20694-6 .
- Льюис Сигельбаум (2012). «1921: Беспризорные дети» . Семнадцать мгновений советской истории . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 30 ноября 2012 г.