Jump to content

Экспериментальная студия Польского радио

Экспериментальная студия Польского радио — PRES (польский: Studio Eksperymentalne Polskiego Radia) — студия экспериментальной музыки в Варшаве , где записывались электронные и служебные произведения. такие композиторы, как Кшиштоф Пендерецкий , Эльжбета Сикора , Влодзимеж Котонский Студия была основана в 1957 году и действовала до 2004 года . В студии творили и Богдан Мазурек.

Экспериментальная студия Польского радио была задумана Влодзимежем Сокорским главой Комитета радио и телевидения . В период с 1952 по 1956 год он был министром культуры и как решительный сторонник социалистического реализма боролся против любых проявлений современности в музыке. Экспериментальная студия Польского радио была основана 15 ноября 1957 года. [ 1 ] но только во второй половине следующего года его адаптировали для производства звука. [ 2 ] [ 3 ] Он действовал до 2004 года. [ 4 ]

В течение 28 лет, до 1985 года, студию возглавлял ее основатель Юзеф Патковский, музыковед, акустик, председатель Союза польских композиторов. Вторым по значимости человеком в студии был Кшиштоф Шлифирский, инженер -электроакустик . Прежде чем основать студию, Юзеф Патковский посетил аналогичные центры в Кёльне , Париже , Гравесоно и Милане . [ 5 ] Хотя студия была местом, где записывались автономные электронные произведения, это не было ее основной целью; он был запущен как пространство для создания независимых композиций, звуковых иллюстраций к радиопостановкам, саундтреков к театру, кино и танцам.

PRES и студии электронной музыки за рубежом

[ редактировать ]

Экспериментальную студию Польского радио часто посещали приезжающие в Польшу культурные делегации. В 1951 году были созданы Студия электронной музыки Западногерманского радио (WDR) и Musique Concrète в Париже (GRMC). В 1953 году за ними последовала Elektronisches Studio в Техническом университете Берлина . В 1954 году была основана Экспериментальная студия в Гравесано, Швейцария. В следующем году открылись Музыкальная студия фонологии Миланского радио и студия Nippon Hoso Kyokai в Токио. PRES была седьмой радиостудией в мире, производящей электронную музыку. [ 6 ]

«Черная комната» и раннее оборудование

[ редактировать ]

Первыми машинами, установленными в студии, были простой тон-генератор , генератор прямоугольных импульсов , осциллограф , фильтры верхних и нижних частот RFT Sander-Jansen SJ100K , два магнитофона производства ГДР и польского производства. микшерный пульт с четырьмя лимитерами выхода. [ 6 ] В последующие годы PRES систематически приобретала новое оборудование.

Помещение студии располагалось в штаб-квартире Польского радио на улице Мальчевского в Варшаве, в Черной комнате размером 6х6 метров, спроектированной Зофией и Оскаром Хансенами. Стены были сделаны из черных и красных панелей, звуконепроницаемых с одной стороны и звукопоглощающих с другой. «Черная комната» была намеком на открытую форму Оскара Хансена. [ 7 ] В 1986 году ПРЕС переехала через город в здание Польского радио на улице Воронича.

Самые важные треки

[ редактировать ]

Первый автономный трек, записанный в Экспериментальной студии, был написан Влодзимежем Котонским и назывался Study for a Cymbal Stroke (Etiuda konkretna - na jedno uderzenie w Talerz) в 1959 году. Отправной точкой для этого трека продолжительностью 2 минуты 41 секунд было звучание турецкая тарелка, по которой ударяют мягкой голенью. Котонский опирался на традицию конкретной музыки и Антона Веберна . сериализм [ 8 ]

Кшиштоф Пендерецкий основал свою натуралистическую радиоспектакль 1963 года для чтеца и кассету «Бригада смерти». [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] в дневнике Леона Великера. Велицкер был узником нацистского львовского концлагеря Яновский , где, чтобы скрыть преступления немцев, ему приходилось выкапывать и сжигать тела тех, кого они убили. Адаптация текста включала в себя записи сердцебиения и сэмплы оркестра, играющего как пронзительные, так и низкочастотные звуки, и все это было далеко не иллюстративно. Евгениуш Рудник так прокомментировал это: «Величие Пендерецкого заключалось в том, что мы не увлеклись натурализмом. Мы не изображали черепа, ломающиеся в огне. [...] Вместо этого мы сделали тонкое, умное и деликатное умножение актерского мастерства». линии..." [ 9 ]

Богуслав Шеффер, «Симфония – электронная музыка», 1964, 1-я страница партитуры. Фонд АУРЕА ПОРТА

Симфония. Электронная музыка (Symfonia. Muzyka Elektroniczna) Богуслава Шеффера — один из самых интересных примеров треков, созданных на PRES. Вместо того, чтобы «работать со звуком» в студии, композитор разработал графические вертикальные партитуры и включил подробную легенду, инструктирующую звукорежиссера Богдана Мазурека действовать в соответствии с рабочей обстановкой. Он был обязан выпустить добросовестную продукцию, независимо от того, в какой студии он работал. Шефер не возражал против идеи продюсировать трек в другом месте (в том числе в потенциальной «студии будущего») и не определил инструментовку. , а только определил параметры. Более поздние интерпретации трека Шеффера исполнили Барбара Оконь-Маковска, Доминик Ковальчик (Вольфрам) и Томас Лен . [ 12 ] [ 13 ]

«Скалары» Евгениуша Рудника — многовариантное произведение: его можно играть от начала до конца и от конца до начала, с разной скоростью и с измененным распределением левого и правого каналов. Возможны любые настройки. Когда в 1965 году делегацию советских композиторов пригласили посетить Польшу во время Варшавского осеннего фестиваля , они соответствовали консервативному, соцреалистическому стилю, ограниченному правилами Коммунистической партии. Польское радио поручило Евгениушу Руднику представить технические возможности ПРЕС. Когда он проигрывал отрывок из трека, один из делегатов спросил его с насмешкой: «Будет ли это звучать так же плохо, если вы проиграете его задом наперед?». Рудник тогда не отреагировал, но год спустя записал Skalary , композицию, которая звучала одинаково хорошо, независимо от того, как ее играть. [ 14 ]

» Анджея Добровольского была «Пассакалия попыткой создать барочную форму умозаключений и звуков, которые считались музыкальными обрывками. Трек имеет подзаголовок «для сорока из пяти», отсылка к сорока звуковым объектам, полученным из пяти начальных звуков барабанов. [ 15 ]

Композиторы, связанные с PRES

[ редактировать ]

Через PRES прошел целый ряд польских и зарубежных композиторов. Здесь продюсировались треки: Влодзимеж Котонский , Анджей Добровольский , Томаш Сикорский , Евгениуш Рудник , Кшиштоф Пендерецкий , Збигнев Вишневский, Богдан Мазурек, Богуслав Шеффер , а также Арне Нордхайм , Сабольч Эштеньи, Леярен Хиллер , W Group ( Эльжбета Сикора , Кшиштоф Книттель , Войцех Михневский), Николь Лашартр , Магдалена Длугош, Томаш Станько , Павел Шиманский , Анджей Бежан, Михаэль Ранта, Марек Холоневский и Кшесимир Дембский .

Библиография

[ редактировать ]
  • Студия Эксперимент, Лексикон, Фонд Бенца Змяна, Варшава 2012, ISBN   9788362418206
  • Витольд Рудзинский, Музыка нашего века, Школьно-педагогическое издательство, 1995. ISBN   9788302057465
  • Влодзимеж Котонский, Электронная музыка, Издательство Польской музыки, 2002 г. ISBN   9788322408100
  • Электрические звуки тела. Эксперименты в искусстве и музыке в Восточной Европе 1957-1984 гг. - изд. Дэвид Кроули и Даниэль Музычук, Muzeum Sztuki в Лодзи, 2012 г., ISBN   9788387937980
  • Кшиштоф Шлифирский, Новые технологии и обучение композиторов экспериментальной музыке , 1970. Музыка и технологии. ЮНЕСКО/La revue Musicale, Стокгольм и Париж, 1970 г. Подготовлено для ЮНЕСКО на основе документов и отчетов совещания по музыке и технологиям в Стокгольме, Швеция, в июне 1970 г., la Revue Musicale, Париж. На заседании было представлено 13 докладов.
  1. ^ Боченьска, Паулина (2012). Технологический эксперимент, музыкальный эксперимент [в:] Студия Эксперимент. Сборник текстов (польский) . Варшава: Фонд Bęc! Изменять. стр. 59.
  2. ^ Котонский, Влодзимеж (2002). Электронная музыка, . Краков: ШИМ. стр. 34.
  3. ^ Звиржиковски, Марек, перевод Мэй Джонс. «Музыкальные вехи Экспериментальной студии Польского радио» . Культура.пл . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Боченьска, Паулина (2012). Технологический эксперимент, музыкальный эксперимент [в:] Студия Эксперимент. Сборник текстов . Варшава: Фонд Bęc! Изменять. стр. 62.
  5. ^ Котонский, Влодзимеж (2002). Электронная музыка, . Краков: ШИМ. стр. 41.
  6. ^ Перейти обратно: а б Котонский, Влодзмеж (2002). Электронная музыка . Краков: ШИМ. стр. 61.
  7. ^ Музычук, Даниил (2012). Черная комната. Критический взгляд. В студии Эксперимент. Сборник текстов . Варшава: Фонд Bęc! Изменять. стр. 39.
  8. ^ «Влодзимеж Котонский, «Конкретный этюд» » . Культура.пл . Проверено 11 июня 2018 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Бригада Смерти» — радиоспектакль для декламации с голоса и кассеты | Кшиштоф Пендерецкий» . ninateka.pl (на польском языке) . Проверено 11 июня 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  10. ^ Лех, Филип (18 ноября 2014 г.). «Следы истории в творчестве Пендерецкого: от Гагарина до Всемирного торгового центра» . Культура.пл .
  11. ^ «Композиторы — Кшиштоф Пендерецкий» . Польский музыкальный информационный центр. 2020.
  12. ^ Богуслав Шеффер (1973), Симфония - электронная музыка , Краков: PWM
  13. ^ Барбара Оконь-Маковская (2013), СИМФОНИЯ. Электронная музыка Богуслава Шеффера в стиле той эпохи , Варшава: Аудиологос
  14. ^ «Болеслав Блащик: Польша была эпицентром восстания и инакомыслия [интервью]» . Культура.пл . Проверено 11 июня 2018 г.
  15. ^ Звиржиковски, Марек, перевод Мэй Джонс. «Музыкальные вехи Экспериментальной студии Польского радио» . Культура.пл . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4146a2f9e8aaa36134ff14b6606a81df__1722355560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/df/4146a2f9e8aaa36134ff14b6606a81df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish Radio Experimental Studio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)