Экспериментальная студия Польского радио
Экспериментальная студия Польского радио — PRES (польский: Studio Eksperymentalne Polskiego Radia) — студия экспериментальной музыки в Варшаве , где записывались электронные и служебные произведения. такие композиторы, как Кшиштоф Пендерецкий , Эльжбета Сикора , Влодзимеж Котонский Студия была основана в 1957 году и действовала до 2004 года . В студии творили и Богдан Мазурек.
История
[ редактировать ]Экспериментальная студия Польского радио была задумана Влодзимежем Сокорским главой Комитета радио и телевидения . В период с 1952 по 1956 год он был министром культуры и как решительный сторонник социалистического реализма боролся против любых проявлений современности в музыке. Экспериментальная студия Польского радио была основана 15 ноября 1957 года. [ 1 ] но только во второй половине следующего года его адаптировали для производства звука. [ 2 ] [ 3 ] Он действовал до 2004 года. [ 4 ]
В течение 28 лет, до 1985 года, студию возглавлял ее основатель Юзеф Патковский, музыковед, акустик, председатель Союза польских композиторов. Вторым по значимости человеком в студии был Кшиштоф Шлифирский, инженер -электроакустик . Прежде чем основать студию, Юзеф Патковский посетил аналогичные центры в Кёльне , Париже , Гравесоно и Милане . [ 5 ] Хотя студия была местом, где записывались автономные электронные произведения, это не было ее основной целью; он был запущен как пространство для создания независимых композиций, звуковых иллюстраций к радиопостановкам, саундтреков к театру, кино и танцам.
PRES и студии электронной музыки за рубежом
[ редактировать ]Экспериментальную студию Польского радио часто посещали приезжающие в Польшу культурные делегации. В 1951 году были созданы Студия электронной музыки Западногерманского радио (WDR) и Musique Concrète в Париже (GRMC). В 1953 году за ними последовала Elektronisches Studio в Техническом университете Берлина . В 1954 году была основана Экспериментальная студия в Гравесано, Швейцария. В следующем году открылись Музыкальная студия фонологии Миланского радио и студия Nippon Hoso Kyokai в Токио. PRES была седьмой радиостудией в мире, производящей электронную музыку. [ 6 ]
«Черная комната» и раннее оборудование
[ редактировать ]Первыми машинами, установленными в студии, были простой тон-генератор , генератор прямоугольных импульсов , осциллограф , фильтры верхних и нижних частот RFT Sander-Jansen SJ100K , два магнитофона производства ГДР и польского производства. микшерный пульт с четырьмя лимитерами выхода. [ 6 ] В последующие годы PRES систематически приобретала новое оборудование.
Помещение студии располагалось в штаб-квартире Польского радио на улице Мальчевского в Варшаве, в Черной комнате размером 6х6 метров, спроектированной Зофией и Оскаром Хансенами. Стены были сделаны из черных и красных панелей, звуконепроницаемых с одной стороны и звукопоглощающих с другой. «Черная комната» была намеком на открытую форму Оскара Хансена. [ 7 ] В 1986 году ПРЕС переехала через город в здание Польского радио на улице Воронича.
Самые важные треки
[ редактировать ]Первый автономный трек, записанный в Экспериментальной студии, был написан Влодзимежем Котонским и назывался Study for a Cymbal Stroke (Etiuda konkretna - na jedno uderzenie w Talerz) в 1959 году. Отправной точкой для этого трека продолжительностью 2 минуты 41 секунд было звучание турецкая тарелка, по которой ударяют мягкой голенью. Котонский опирался на традицию конкретной музыки и Антона Веберна . сериализм [ 8 ]
Кшиштоф Пендерецкий основал свою натуралистическую радиоспектакль 1963 года для чтеца и кассету «Бригада смерти». [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] в дневнике Леона Великера. Велицкер был узником нацистского львовского концлагеря Яновский , где, чтобы скрыть преступления немцев, ему приходилось выкапывать и сжигать тела тех, кого они убили. Адаптация текста включала в себя записи сердцебиения и сэмплы оркестра, играющего как пронзительные, так и низкочастотные звуки, и все это было далеко не иллюстративно. Евгениуш Рудник так прокомментировал это: «Величие Пендерецкого заключалось в том, что мы не увлеклись натурализмом. Мы не изображали черепа, ломающиеся в огне. [...] Вместо этого мы сделали тонкое, умное и деликатное умножение актерского мастерства». линии..." [ 9 ]

Симфония. Электронная музыка (Symfonia. Muzyka Elektroniczna) Богуслава Шеффера — один из самых интересных примеров треков, созданных на PRES. Вместо того, чтобы «работать со звуком» в студии, композитор разработал графические вертикальные партитуры и включил подробную легенду, инструктирующую звукорежиссера Богдана Мазурека действовать в соответствии с рабочей обстановкой. Он был обязан выпустить добросовестную продукцию, независимо от того, в какой студии он работал. Шефер не возражал против идеи продюсировать трек в другом месте (в том числе в потенциальной «студии будущего») и не определил инструментовку. , а только определил параметры. Более поздние интерпретации трека Шеффера исполнили Барбара Оконь-Маковска, Доминик Ковальчик (Вольфрам) и Томас Лен . [ 12 ] [ 13 ]
«Скалары» Евгениуша Рудника — многовариантное произведение: его можно играть от начала до конца и от конца до начала, с разной скоростью и с измененным распределением левого и правого каналов. Возможны любые настройки. Когда в 1965 году делегацию советских композиторов пригласили посетить Польшу во время Варшавского осеннего фестиваля , они соответствовали консервативному, соцреалистическому стилю, ограниченному правилами Коммунистической партии. Польское радио поручило Евгениушу Руднику представить технические возможности ПРЕС. Когда он проигрывал отрывок из трека, один из делегатов спросил его с насмешкой: «Будет ли это звучать так же плохо, если вы проиграете его задом наперед?». Рудник тогда не отреагировал, но год спустя записал Skalary , композицию, которая звучала одинаково хорошо, независимо от того, как ее играть. [ 14 ]
» Анджея Добровольского была «Пассакалия попыткой создать барочную форму умозаключений и звуков, которые считались музыкальными обрывками. Трек имеет подзаголовок «для сорока из пяти», отсылка к сорока звуковым объектам, полученным из пяти начальных звуков барабанов. [ 15 ]
Композиторы, связанные с PRES
[ редактировать ]Через PRES прошел целый ряд польских и зарубежных композиторов. Здесь продюсировались треки: Влодзимеж Котонский , Анджей Добровольский , Томаш Сикорский , Евгениуш Рудник , Кшиштоф Пендерецкий , Збигнев Вишневский, Богдан Мазурек, Богуслав Шеффер , а также Арне Нордхайм , Сабольч Эштеньи, Леярен Хиллер , W Group ( Эльжбета Сикора , Кшиштоф Книттель , Войцех Михневский), Николь Лашартр , Магдалена Длугош, Томаш Станько , Павел Шиманский , Анджей Бежан, Михаэль Ранта, Марек Холоневский и Кшесимир Дембский .
Библиография
[ редактировать ]- Студия Эксперимент, Лексикон, Фонд Бенца Змяна, Варшава 2012, ISBN 9788362418206
- Витольд Рудзинский, Музыка нашего века, Школьно-педагогическое издательство, 1995. ISBN 9788302057465
- Влодзимеж Котонский, Электронная музыка, Издательство Польской музыки, 2002 г. ISBN 9788322408100
- Электрические звуки тела. Эксперименты в искусстве и музыке в Восточной Европе 1957-1984 гг. - изд. Дэвид Кроули и Даниэль Музычук, Muzeum Sztuki в Лодзи, 2012 г., ISBN 9788387937980
- Кшиштоф Шлифирский, Новые технологии и обучение композиторов экспериментальной музыке , 1970. Музыка и технологии. ЮНЕСКО/La revue Musicale, Стокгольм и Париж, 1970 г. Подготовлено для ЮНЕСКО на основе документов и отчетов совещания по музыке и технологиям в Стокгольме, Швеция, в июне 1970 г., la Revue Musicale, Париж. На заседании было представлено 13 докладов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боченьска, Паулина (2012). Технологический эксперимент, музыкальный эксперимент [в:] Студия Эксперимент. Сборник текстов (польский) . Варшава: Фонд Bęc! Изменять. стр. 59.
- ^ Котонский, Влодзимеж (2002). Электронная музыка, . Краков: ШИМ. стр. 34.
- ^ Звиржиковски, Марек, перевод Мэй Джонс. «Музыкальные вехи Экспериментальной студии Польского радио» . Культура.пл .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Боченьска, Паулина (2012). Технологический эксперимент, музыкальный эксперимент [в:] Студия Эксперимент. Сборник текстов . Варшава: Фонд Bęc! Изменять. стр. 62.
- ^ Котонский, Влодзимеж (2002). Электронная музыка, . Краков: ШИМ. стр. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Котонский, Влодзмеж (2002). Электронная музыка . Краков: ШИМ. стр. 61.
- ^ Музычук, Даниил (2012). Черная комната. Критический взгляд. В студии Эксперимент. Сборник текстов . Варшава: Фонд Bęc! Изменять. стр. 39.
- ^ «Влодзимеж Котонский, «Конкретный этюд» » . Культура.пл . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бригада Смерти» — радиоспектакль для декламации с голоса и кассеты | Кшиштоф Пендерецкий» . ninateka.pl (на польском языке) . Проверено 11 июня 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Лех, Филип (18 ноября 2014 г.). «Следы истории в творчестве Пендерецкого: от Гагарина до Всемирного торгового центра» . Культура.пл .
- ^ «Композиторы — Кшиштоф Пендерецкий» . Польский музыкальный информационный центр. 2020.
- ^ Богуслав Шеффер (1973), Симфония - электронная музыка , Краков: PWM
- ^ Барбара Оконь-Маковская (2013), СИМФОНИЯ. Электронная музыка Богуслава Шеффера в стиле той эпохи , Варшава: Аудиологос
- ^ «Болеслав Блащик: Польша была эпицентром восстания и инакомыслия [интервью]» . Культура.пл . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ Звиржиковски, Марек, перевод Мэй Джонс. «Музыкальные вехи Экспериментальной студии Польского радио» . Культура.пл .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История экспериментального музыкального приюта, избежавшего коммунистической цензуры
- Зузанна Солакевич, 15 уголков мира» фильм «
- Раскрытие души Экспериментальной студии Польского радио (короткометражный фильм с английскими субтитрами)
- 8 саундтреков к фильмам, которые меняют правила игры от Экспериментальной студии Польского радио
- Интервью с Евгениушем Рудником, проведенное Зузанной Солакевич (на польском языке)
- PRES на Moma.org
- Когда экспериментальная музыка столкнулась с военным положением