Халед ар-Рахал
Халед ар-Рахал | |
---|---|
Халед Аль Рахал | |
Рожденный | 1926 |
Умер | 1987 Багдад, баасистский Ирак |
Национальность | Иракский |
Образование | Багдадский институт изящных искусств (1947); Академия изящных искусств, Рим (1964). |
Известный | Художник и скульптор |
Заметная работа |
Халед ар-Рахал (также известный как Халид ар-Рахал, 1926–1987) ( арабский : خالد الرحال ) был иракским художником и скульптором, а также одним из лидеров движения современного искусства в Ираке. Описанный как один из «столпов современного иракского искусства», он отвечал за строительство ряда громких общественных памятников в Багдаде в середине 20-го века.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Халед ар-Рахал родился в Багдаде в 1926 году в бедной семье и вырос на улицах и переулках Багдада, которые оказали большое влияние на его жизнь и искусство. [ 1 ] Он был внимательным наблюдателем повседневной жизни Ирака и постоянным посетителем Иракского музея, основанного в 1939 году, где проявлял большой интерес к древним скульптурам Ирака, особенно к ассирийским и месопотамским рельефам. Еще до того, как он начал изучать искусство академически, его скульптура развила зрелое художественное видение, основанное на месопотамских художественных традициях. [ 2 ]
Во время англо-иракской войны он был еще подростком, когда в Багдаде появились первые признаки возрождения искусства. Группа польских художников, в основном импрессионистов, нашла убежище в Багдаде, где познакомила местных художников с европейским искусством. Хотя это вызвало значительный энтузиазм в отношении современного абстрактного искусства, оно также заставило многих местных художников, в том числе ар-Рахала, искать способ интегрировать свои древние художественные традиции в современные абстрактные произведения искусства. [ 3 ]
На протяжении 1940-х годов ар-Рахал содержал студию в коммерческом районе Багдада, где он изготавливал и продавал бюсты иракского монарха и другие произведения, которые пользовались большой популярностью у публики. [ 4 ] Иракский художник Джабра Ибрагим Джабра описал свой визит в студию ар-Рахала следующим образом: [ 5 ]
«Я никогда не забуду, как однажды вечером в 1948 году (ему тогда было двадцать два года, и он был неизвестен) он отвел меня в крохотную, обшарпанную комнатушку в маленьком обшарпанном домике в одном из старейших кварталов Багдада, где мы сели на тростник… циновку и из потрепанного сундука он извлек, как волшебник, стопку прекраснейших рисунков, многие из которых были этюдами для его скульптуры. В основном это были рисунки женщин: в общественных банях, или танца живота, или занятий любовью, и все это. толстый, полнотелый, вибрирующий с интенсивностью жизни».
В конце войны ар-Рахал, которому тогда было чуть больше двадцати, был частью небольшой группы талантливых местных художников, которым были предоставлены стипендии для изучения искусства в Багдадском институте изящных искусств или за границей, в Париже или Риме. [ 6 ] Ар-Рахал получил свое первое формальное образование в Багдадском институте изящных искусств под руководством выдающегося иракского скульптора Джавада Салима , который окончил с дипломом по скульптуре в 1947 году. [ 7 ]
Как и многие его современники, ар-Рахал начал свою карьеру с работы в Музее Ирака под руководством директора отдела древностей Наджи аль-Асила в 1950-х годах, где его наняли для изготовления копий древних произведений искусства Ирака. В этот период ему было поручено воспроизвести бюст шумерской царицы Шубаад . Он одел ее в царские украшения с кладбища в Уре. [ 8 ] Бюст был выставлен на всеобщее обозрение в музее, где стал культовым изображением шумерского прошлого Ирака. Реплики бюста продавались в туристических магазинах, и эта фигура стала одним из наиболее воспроизводимых изображений в иракском искусстве, использовавшись на открытках, плакатах, сувенирах и в популярном искусстве. [ 9 ]
В 1953 году ар-Рахал присоединился к «Джамает Багдад лил Фен аль-Хадис» (Багдадской группе современного искусства), основанной в 1951 году его другом и наставником Джавадом Салимом вместе с художником и интеллектуалом Шакиром Хасаном Аль Саидом . [ 10 ] Группа, которая оказала далеко идущее влияние на иракское искусство, стремилась преодолеть разрыв между современностью и традициями, развивая особую эстетику иракского искусства, в которой использовались современные методы, но в то же время ссылались на его древнее наследие и традиции. [ 11 ] Хасан, лидер группы, продвигал идею истилхам аль-турат – «искать вдохновение в традициях» и написал манифест для группы. [ 12 ] Аль-Халель был горячим поклонником Джавада Салима и привержен его идеалам. [ 13 ]
В начале 1960-х годов он получил еще одну стипендию для обучения в Академии изящных искусств в Риме, что еще больше познакомило его с основами европейской скульптуры. В 1964 году он получил степень магистра изящных искусств. [ 14 ] Он оставался в Риме на протяжении большей части 1960-х годов. [ 15 ] и произвел несколько общественных работ для города Рима.
Примерно во время его возвращения в Багдад правящий монарх был убит, монархия упразднена и установлена республика. Хотя многие художники в это время бежали из Ирака, аль-Халед решил остаться в Багдаде. [ 16 ] Партия Баас стала важным покровителем искусства и призвала местных художников продемонстрировать культурную связь между современными иракцами и древними шумерскими народами. [ 17 ] При Саддаме Хусейне партия Баас присоединилась к Багдадской группе современного искусства, поскольку ее цели соответствовали их видению национальной арабской идентичности. Художникам, входившим в художественные группы Багдада, были предложены выгодные должности в Министерстве культуры. [ 18 ] Скульпторы, архитекторы и инженеры, в частности, извлекли выгоду из программы Хусейна по украшению города Багдад, поскольку были заказаны многочисленные произведения общественного искусства. Эти произведения были призваны вселить в население чувство национальной гордости, а также увековечить лидера Саддама Хусейна. [ 19 ]
Аль-Халед, который больше, чем любой другой художник, включил в свои произведения древние иракские мотивы, процветал в баасистском Ираке . На протяжении 1970-х годов он спроектировал несколько памятников в честь исторических деятелей Ирака, в том числе: Абу Джафара аль-Мансура , [ 20 ] Аббасидский халиф VIII века и основатель Багдада, Хозяйка болот , Марш Баас и Абд аль-Карим Касим , иракский бригадный генерал, свергнувший монархию и установивший республику в 1958 году, а также создавший скульптуры повседневного быта. такие люди, как Шакавия (арабская девушка из южного Ирака) [ 21 ] и статуя Матери и ребенка .
Он стал любимым скульптором Саддама Хусейна и в конечном итоге спроектировал множество важных и масштабных общественных памятников. [ 22 ] В 1973 году ему было поручено спроектировать « Марш памятника Баас» — фонтан с бронзовым рельефом, рассказывающий большую часть истории Ирака. [ 23 ]
Во время ирано-иракской войны Саддам Хусейн снова обратился к своему любимому скульптору с просьбой спроектировать два памятника победы; Памятник Неизвестному солдату и Мечам Кадисии (широко известный как Арка Победы ), оба будут расположены в парке Завра в память о боли и страданиях Ирака во время войны. [ 24 ] Первоначальная концепция Памятника Неизвестному солдату была оригинальной работой Аль-Халеда, тогда как концепция Арки Победы возникла у Хусейна, а аль-Кахалу оставалось разработать детальный проект, всегда работая в тесном сотрудничестве с Хусейном. В дизайн обоих памятников включены древние и современные арабские символы победы. [ 25 ] Памятник Неизвестному солдату был завершен в 1982 году, но Арка Победы должна была стать последней работой скульптора. Скульптор умер до того, как работа была завершена, и его другу и помощнику Мохаммеду Гани Хикмату пришлось завершить работу.
Халед ар-Рахаль умер в Багдаде в 1987 году и похоронен рядом с памятником Неизвестному солдату . [ 26 ]
Работа
[ редактировать ]Аль-Рахала называют «самым талантливым скульптором Ирака». [ 27 ] Кахалид аль-Киштян из Иракского культурного центра в Лондоне охарактеризовал ар-Рахала и его наставника Джавада Салима как «два столпа современного иракского искусства». [ 28 ]
На творчество Ар-Рахала повлияли скульптуры ранней месопотамской цивилизации, особенно Вавилона и Ассирии, а характерной особенностью его бюстов и скульптур является то, что они имеют ту же структуру и черты лица, что и древние фигуры. В интервью Government Daily ар-Раххал выразил мнение, что иракский народ был прямым потомком древних шумеров, и его процитировали: [ 29 ]
«Есть некоторые вещи, которые не изменились. Мне было 16 лет, когда я работал в... Иракском музее и закончил [мой бюст] шумерской принцессы. Большую часть своего [свободного] времени я проводил вне музея. музей, изучающий лица женщин-продавщиц кислого молока [Южного Багдада], поскольку они представляют собой преемственность сегодняшней жизни шумерского народа; те же глаза, острые и широкие, сдвинутые вместе, нос и разрез; Таким образом, реальность всегда давала мне модели для моей работы».
Что касается скульптур, он работал в основном с деревом, гипсом и металлом. [ 30 ] Его темы — люди улиц и переулков, бедные мужчины и женщины повседневной жизни, а также исторические персонажи. [ 31 ] Хотя он учился на скульптора, Ар-Рахал также любил рисовать и выставлял многие из них. Однако ряд работ, выставленных в Иракском музее современного искусства, подверглись масштабному разграблению, произошедшему после вторжения США в 2003 году. [ 32 ]
За свою жизнь он осуществил впечатляющее количество крупномасштабных общественных работ. Однако не все монументальные произведения ар-Рахала пережили различные войны и революции, постигшие Ирак. Два его общественных сооружения были демонтированы после вторжения США в 2003 году; одним из них был бюст Абу Джафара аль-Мансура, аббасидского халифа VIII века и основателя Багдада, а другим был фонтан, известный как Насб аль-Масира (или Марш Баас ), ранее находившийся на площади Матхаф, оба были демонтированы в Октябрь 2005 г. [ 33 ] Картины и скульптуры меньшего размера сейчас находятся в Национальной художественной галерее современного искусства в Багдаде, в Москве, Нью-Йорке, Шанхае, Париже, Риме, Венеции, Лукке и Мессине. Многие из его работ, хранившихся в Национальной галерее современного искусства в Багдаде, были разграблены в 2003 году. [ 34 ]
Краткое описание основных общественных работ
[ редактировать ]- Насб аль-Масира (также известный как Марш Баас или Памятник Путешествию )
- Описание: Фонтан с бронзовыми рельефными досками, изображающими иракцев разных исторических периодов, поднимающихся на вершину холма и собирающихся там, чтобы представить иракцев, стремящихся к лучшему будущему, а также их достижения с течением времени. [ 35 ] Памятник также содержит отсылки к традициям: ассирийский лев и месопотамский бык, стоящие над павшим воином. [ 36 ]
- Размеры: 7–8 м (высота) [ 37 ]
- Дата: Введен в эксплуатацию в 1973 г. [ 38 ] и демонтирован в октябре 2005 г. [ 39 ]
- Местоположение: Раньше на площади Матхаф (недалеко от пересечения Музея Ирака и автовокзала). [ 40 ]
- Мать и дитя (также известное как материнство )
- Описание: Материнство было постоянной темой в творчестве Аль-Кахаля. Публичная статуя представляет собой полуабстрактную фигуру женщины, смотрящей на будущие поколения, прикрывая за собой маленького ребенка. [ 41 ]
- Размеры: 4,5 м (высота)
- Дата: 1961 г.
- Место: Парк Аль-Умма, Багдад. [ 42 ]
- Абу Джафар аль-Мансур
- Описание: Бронзовый бюст Аббасидского халифа VIII века и основателя Багдада Абу Джафара Абдаллы ибн Мухаммада аль-Мансура. [ 43 ] призван служить связующим звеном между славным прошлым Ирака и его светлым будущим. [ 44 ]
- Размеры: бронзовый бюст высотой 2 м, установленный на столбе. [ 45 ]
- Дата: Завершено в 1976 году; [ 46 ] открыт в 1979 году [ 47 ]
- Местонахождение: Ранее в районе Мансур в Багдаде; частично разрушен взрывом бомбы в 2003 году и демонтирован в 2005 году. [ 48 ]
- Памятник Неизвестному солдату
- Описание: Памятник состоит из группы элементов, расположенных на искусственном холме. Центральным элементом является консольный купол из железобетона, изображающий дираа (иракский щит), выпадающий из рук умирающего воина. [ 49 ] Сбоку от купола находится спиральная башня, напоминающая минарет в Самарре . Его внешняя поверхность плакирована медью, а внутренняя поверхность представляет собой потолок, отделанный пирамидальными модулями, чередующимися из стали и меди. Набережная покрыта полукруглой плоской крышей, поддерживаемой треугольными стальными распорками. Крыша покрыта медным листом, а потолок украшен V-образными панелями из нержавеющей стали и муранского стекла. [ 50 ] Его окружают косые балки треугольного сечения, покрытые мрамором. Красный гранит, ступенчатые площадки эллиптической формы ведут к куполу и кубической скульптуре. Стальной флагшток полностью покрыт панелями из муранского стекла, закрепленными на кронштейнах из нержавеющей стали и окрашенными в цвета национального флага.
- Первоначальная концепция была работой иракского скульптора Халеда ар-Рахала. [ 51 ] с архитектурным проектом, разработанным итальянским архитектором Марчелло Д'Оливо. [ 52 ]
- Размеры: Диаметр щита 42 метра, наклон 12 градусов; холм 250 метров в диаметре [ 53 ]
- Дата: Начато в 1979 г. и завершено в 1983 г. [ 54 ]
- Место: парк Завра, Багдад.
- Мечи Кадисии , также известные как Арка Победы.
- Описание: Памятник представляет собой пару арок, расположенных у входов в парк Завра. Каждая арка состоит из вытянутых рук, которые, кажется, взрываются из земли и держат меч, который встречается в центральной точке. Мечи, изготовленные из нержавеющей стали, созданы на основе оружия Саада ибн Аби Ваккаса VII века , арабского лидера в битве при Кадисии (откуда памятник получил свое арабское название). [ 55 ] Небольшой флагшток возвышается над местом встречи мечей, на высоте около 40 метров (130 футов) над землей.
- Истоки концепции не совсем ясны. Некоторые источники предполагают, что идея памятника возникла по эскизу Саддама Хусейна, в то время как другие предполагают, что это была прежде всего работа скульптора Халеда ар-Рахала в тесном сотрудничестве с Хусейном. [ 56 ] Конечно, вдохновением для работы послужил торс Саддама Хусейна. Аль-Рахаль использовал фотографии и гипсовые слепки предплечий Саддама в качестве модели для дизайна рук. Ближе к концу проекта, после смерти аль-Хахала, новый координатор проекта Мохаммед Гани взял на себя управление проектом и лично снял слепок с одного из больших пальцев Саддама, а полученный отпечаток пальца добавил к форме одной из арок. большие пальцы. Подлокотники опираются на бетонные постаменты , и на каждом постаменте установлены бронзовые сетки, содержащие около 2500 шлемов (всего 5000 шлемов), которые, как утверждал Саддам, принадлежали иранским солдатам, погибшим во время войны. [ 57 ]
- Размеры: 40 метров в высоту; пролет 30м
- Дата: Начато в 1986 году Халедом ар-Рахалом и завершено в 1989 году (после смерти скульптора) Мохаммедом Гани Хикматом, который ранее был помощником ар-Рахала в этом проекте. [ 58 ]
- Место: парк Завра, Багдад.
- Статуя Абд аль-Карима Касима
- Описание: Бронзовая статуя Абд аль-Карима Касима (1914–1963), военачальника и первого премьер-министра Ирака. В 1959 году на него было совершено неудавшееся покушение. Саддам Хусейн заказал эту скульптуру в честь лидера как первого мученика Иракской Республики.
- Размеры: Неизвестно
- Дата: Построен в 1960-х годах, отремонтирован в 2005 году.
- Местонахождение: Первоначально на площади Абдул Карима Касема, улица Аль Рашид; перенесен во двор Иракского музея
Выберите список скульптур меньшего размера
[ редактировать ]- Женщины в общественной бане, резной рельеф, 1920-е гг. [ 59 ]
- Лежащая женщина, дата неизвестна. [ 60 ]
- Шергави «Женщина в брачную ночь», резьба по дереву, 1926 год. [ 61 ]
- Шакавия (арабская девушка из южного Ирака), начало 1960-х. [ 62 ]
- «Леди болот» , ранее находившаяся на площади Аль-Хамза, Садр-Сити, Багдад. Бронзовая скульптура [ 63 ]
Избранные картины
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джабра, Дж.И., Массовое иракское искусство, Wasit Graphic and Publishing, 1983, стр. 68; Догерти, Б.К. и Гариб, Э.А. (редакторы), Исторический словарь Ирака, Scarecrow Press, 2013, стр.495
- ^ Джабра, Дж.И., Массовое иракское искусство, Wasit Graphic and Publishing, 1983, стр. 69
- ^ Джабра, Дж.И., Искусство в Ираке сегодня, Лондон, Посольство Республики Ирак, 1966, стр. 68 Онлайн: Архивировано 23 января 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Шабут, Н. «Коллекционирование современного иракского искусства», в: Соня Мейчер-Атасси, Джон Педро Шварц (редакторы), Архивы, музеи и практика коллекционирования в современном арабском мире, Routledge, 23 мая 2016 г., стр. 198–199.
- ^ Джабра, Дж.И., Искусство в Ираке сегодня, Лондон, Посольство Республики Ирак, 1966, стр.6. Интернет: Архивировано 23 января 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Бахрани, З. и Шабут, Н.М., Мосм и Ирак, Художественная галерея Мириам и Иры Д. Уоллах и Колумбийский университет, 2009, с. 96; Джабра, Дж.И., Искусство в Ираке сегодня, Лондон, Посольство Республики Ирак, 1966, стр. 1 В сети: Архивировано 23 января 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Бахрани, З. и Шабут, Н.М., Модернизм и Ирак, Нью-Йорк, Художественная галерея Мириам и Иры Д. Уоллах, Колумбийский университет, 2009; п. 96; «Иракский художник: Халид а-Рахал» Искуина (Интернет-журнал об искусстве), 1 июня 2013 г. Онлайн:
- ^ Браун, Б.А., и Фельдман, М.Х., Критические подходы к древнему ближневосточному искусству, Уолтер де Грюйтер, 2014, стр. 5 и стр.xix
- ^ Баджали, Дж. Г. (редактор), Уничтожение культурного наследия в Ираке, Boydell & Brewer, 2008, стр. 29; Питер Г. Стоун, Джоан Фарчах Баджали (редакторы), Уничтожение культурного наследия в Ираке, Boydell & Brewer, 2008, стр. 29.
- ^ Барам А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 69–70; Шабут, Н., «Шакир Хасан Аль Саид: время и пространство в творчестве иракского художника – путешествие к одному измерению», журнал Nafas Art Magazine, май 2008 г., онлайн: ; Лэк, Дж., Почему мы «художники»?: 100 манифестов мирового искусства, Penguin, 2017, [издание электронной книги], np См. раздел M52.
- ^ Ульрике аль-Хамис, «Исторический обзор 1900–1990-х годов», в: Майсалун, Ф. (редактор), « Штрихи гения: современное иракское искусство», Лондон:, Saqi Books, 2001, стр. 25; Барам А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 70–71.
- ^ Шабут, Н., «Джевад Селим: об абстракции и символизме», в Энциклопедии современного искусства и арабского мира Mathaf, онлайн: http://www.encyclepedia.mathaf.org.qa/en/essays/Pages/Jewad -Селим,-On-Abstraction-and-Symbolism.aspx
- ^ Макия К. и Аль-Халим С., Памятник: искусство, вульгарность и ответственность в Ираке, стр. 95.
- ^ Бахрани, З. и Шабут, Н.М., Модернизм и Ирак, Нью-Йорк, Художественная галерея Мириам и Иры Д. Уоллах, Колумбийский университет, 2009; п. 96
- ^ Джабра, Дж. И., Массовое иракское искусство, Wasit Graphic and Publishing, 1983, стр. 68–69.
- ^ Браун, Б.А. и Фельдман, М.Х. (редакторы), Критические подходы к древнему ближневосточному искусству, Уолтер де Грюйтер, 2014, стр.20
- ^ "Ирак: Искусство" Британская энциклопедия, Интернет:
- ^ Барам, А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 70–71.
- ^ аль-Калил, С., Памятник: искусство, пошлость и ответственность в Ираке. Беркли, Калифорнийский университет Press, стр. 72–75.
- ^ «Взрыв мечети нанес удар по сокровищам Ирака», Aljazeera, Online:
- ^ Макия К. и Аль-Халим С., Памятник: искусство, вульгарность и ответственность в Ираке, стр. 1–2.
- ^ Шрот, Массачусетс. (ред.), Тоска по вечности: один век современного иракского искусства, Скира, 2014, стр. 98; Браун, Б.А., и Фельдман, М.Х. (редакторы), Критические подходы к древнему ближневосточному искусству, Уолтер де Грюйтер, 2014, стр. 20; Вешлер, Л., Бедствия изгнания: три научно-популярные новеллы, University of Chicago Press, 1999, стр. 10–12.
- ^ Браун, Б.А. и Фельдман, М.Х. (редакторы), Критические подходы к древнему ближневосточному искусству, Уолтер де Грюйтер, 2014, стр.20
- ^ Блум, Дж. и Блэр, С.С., Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove, Vol. 1, Издательство Оксфордского университета, 2009, с. 25; Борден И. и Холл Р., «Читатель городских культур», Psychology Press, 2000, стр. 104; Макия К. и Аль-Халим С., Памятник: искусство, вульгарность и ответственность в Ираке Саддама Хусейна, IB Taurus, 2004, стр. 28
- ^ Брайан А. Браун, Мэриан Х. Фельдман (редакторы), Критические подходы к древнему ближневосточному искусству, Уолтер де Грюйтер, 2014, стр.20
- ↑ Agence Presse France, «Скульптуры исчезают с площадей Багдада», La Presse [Монреаль], 26 июня 2003 г., стр. B6 (перевод с французского)
- ^ Фарадж, М., Удары гения: современное иракское искусство, Лондон, Saqi Books, 2001, стр. 96
- ^ Кахалид аль-Киштян в 1981 году, цитируется по: Барам А., «Культура на службе Ватании: трактовка месопотамского искусства», « Азиатские и африканские исследования», Vol. 17, №№ 1–3, 1983, стр. 265–309, и в Барам А., Культура, история и идеология в формировании баасистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 69
- ^ Халед ар-Рахал, цитируется по: Барам А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 73
- ^ Джабра, Дж.И., Искусство в Ираке сегодня, Лондон, Посольство Республики Ирак, 1966, стр.6. Интернет: Архивировано 23 января 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Джабра, Дж.И., Массовое иракское искусство, Wasit Graphic and Publishing, 1983, стр. 54
- ^ Сабра С.А. и Али М., « Красный список произведений искусства Ирака: частичный список произведений искусства, пропавших без вести в Национальном музее современного искусства», Багдад, Ирак, 2010 г., стр. 7–9.
- ^ Шабут, Н., «Свободное» искусство оккупации: образы для «нового» Ирака», Arab Studies Quarterly, Vol. 28, № 3/4, 2006 г., стр. 41–53; «Взрыв в мечети нанес удар по сокровищам Ирака», Aljazeera, Online:
- ^ Кинг, Э.А. и Леви, Г., Этика и визуальные искусства, Skyhorse Publishing, Inc., 2010, стр. 107–108.
- ^ Макия К. и Аль-Халим С., Памятник: искусство, вульгарность и ответственность в Ираке, IB Taurus, 2004, стр. хи; Браун, Б.А., и Фельдман, М.Х. (редакторы), Критические подходы к древнему ближневосточному искусству, Уолтер де Грюйтер, 2014, стр. 22; Фадам А., «Изображения», New York Times, 10 апреля 2008 г., онлайн:
- ^ Барам, А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 72
- ^ Барам, А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 72
- ^ Макия К. и Аль-Халим С., Памятник: искусство, пошлость и ответственность в Ираке, стр. xii
- ^ Шабут, Н., «Свободное» искусство оккупации: образы «нового» Ирака», Arab Studies Quarterly, Vol. 28, № 3/4, стр. 41–53, Интернет:
- ^ Макия К. и Аль-Халим С., Памятник: искусство, пошлость и ответственность в Ираке, стр. xii
- ^ Ширази, Г., Мусульманские женщины в войне и кризисе: репрезентация и реальность, University of Texas Press, 2010, стр. 162.
- ^ Джабра, Дж.И., Искусство в Ираке сегодня, Лондон, Посольство Республики Ирак, 1966, стр. 8, а также см. заднюю обложку. В Интернете: Архивировано 23 января 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ Нада Шабут, «Свободное» искусство оккупации: образы для «нового» Ирака», Arab Studies Quarterly, Vol. 28, № 3/4, стр. 41–53, Интернет:
- ^ Барам, А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 77
- ^ Барам, А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 77
- ^ Барам, А., Культура, история и идеология в формировании батистского Ирака, 1968–89, Springer, 1991, стр. 77
- ^ Нада Шабут, «Свободное» искусство оккупации: образы для «нового» Ирака», Arab Studies Quarterly, Vol. 28, № 3/4, стр. 41–53, Интернет:
- ^ «Взрыв мечети нанес удар по сокровищам Ирака», Aljazeera, Online:
- ^ Пьери, К., «Современность и ее влияние на строительство арабской столицы: городское пространство и архитектура Багдада, контекст и вопросы», Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока, Ассоциация исследований Ближнего Востока Северной Америки, Vol. 42, № 1-2, 2009, с.4; Симоновиц, Д., «Поездки в голову: интертекстуальный анализ более поздней архитектуры и скульптуры при Саддаме Хусейне», Международный журнал исламской архитектуры, Vol. 1, № 1, 2012, стр. 61–81, DOI: https://doi.org/10.1386/ijia.1.1.61_1
- ^ Блум, Дж. и Блэр, С.С., Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove, Vol. 1, Издательство Оксфордского университета, 2009, с. 25
- ^ Макия, К. и Аль-Халим С., Памятник: искусство и вульгарность в Ираке Саддама Хусейна, IB Taurus, 2004, стр. х и п. 74; Роде, А., Отношения между государством и обществом в баасистском Ираке: перед лицом диктатуры, Routledge, 2010, стр. 120; Кинг, Э.А. и Левин, Г., Этика и визуальные искусства, Skyhorse Publishing, 2010, стр. 105
- ^ «Марчелло Д'Оливо (1921–1991)» во Фриульском словаре, онлайн:
- ^ GlobalSecurity.org «Памятник Неизвестному солдату, Багдад, Ирак»
- ^ Группа писателей Багдада, Багдад и за его пределами, Middle East Editorial Associates, 1985, стр. 43
- ^ Блум Дж. и Блэр С., Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove, Vol. 1, Издательство Оксфордского университета, 2009, с. 25; Дэвис, Э., «Памятник: искусство, вульгарность и ответственность в Ираке», [Рецензия на книгу], Middle East Journal, (Вашингтон), Vol. 46, № 1, 1992, с. 102
- ^ Аль-Халил С. и Макия К., Памятник: искусство, пошлость и ответственность в Ираке, стр. 136н
- ^ Аль-Халим С. и Макия К., Памятник: искусство, вульгарность и ответственность в Ираке, стр. 1–5.
- ^ Аль-Халим С. и Макия К., Памятник: искусство, пошлость и ответственность в Ираке, стр. 1–2; Блум Дж. и Блэр С.С. (редакторы), Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove, Vol. 1, Издательство Оксфордского университета, 2009, с. 25; Майлз М., Борден И. и Холл Р., Читатель городских культур, Psychology Press, 2000, с. 104; Свасек, М., Антропологическое искусство и культурное производство: история, темы, перспективы, Pluto Press, 2007, с. 74
- ^ Джабра, Дж.И., Массовое иракское искусство, Wasit Graphic and Publishing, 1983, стр. 69
- ^ Джабра, Дж.И., Массовое иракское искусство, Wasit Graphic and Publishing, 1983, стр. 69
- ^ Джабра, Дж.И., Массовое иракское искусство, Wasit Graphic and Publishing, 1983, стр. 69
- ^ Макия К. и Аль-Халим С., Памятник: искусство, вульгарность и ответственность в Ираке, стр. 1–2.
- ↑ Фадам А., «Graven Images», New York Times, 10 апреля 2008 г., онлайн: