Дайте сайт
Дайте сайт | |
Исследование ресурсов наследия Аляски
| |
![]() Раскопки Ипиутакского городища | |
Расположение | Адрес ограничен [ 2 ] |
---|---|
Ближайший город | Пойнт-Хоуп, Аляска |
Номер ссылки NRHP . | 66000157 [ 1 ] |
АГРС Нет. | XPH-003 |
Значимые даты | |
Добавлено в НРХП | 15 октября 1966 г. |
Назначен НХЛ | 20 января 1961 г. [ 3 ] |
Ипиутак — крупный археологический объект в Пойнт-Хоуп на северо-западе Аляски , США. Это одно из важнейших открытий в этой области, конкурирующее только с Эквеном российским .
Это типовой участок культуры Ипиутак, которая возникла, возможно, еще в 100–200 гг. до н.э. и рухнула около 800 г. н.э. Культура Ипиутак возникла к югу от Берингова пролива , через хребет Брукс и, возможно, даже на севере до Пойнт-Барроу.
Участок Ипиутак был обнаружен в 1939 году археологами Хельге Ларсеном и Фрелихом Рейни , которые завершили монографию об этом месте в 1948 году. Это место состоит из почти 600 углублений заброшенных домов вдоль четырех пляжных хребтов , которые придают линейность, которая первоначально интерпретировалась как целеустремленный дизайн, поскольку дороги или «проспекты». Многие дома расположены слишком близко, чтобы быть современниками, а диапазон нескольких радиоуглеродных возрастов предполагает, что на строительство всех домов уйдет 300–400 лет. Археологи смоделировали историю населения этого места и пришли к выводу, что только около 125–200 человек жили на этом месте в течение одного поколения и занимали от 20 до 30 домов. Первоначальные оценки численности населения более 4000 человек ошибочны.
В результате раскопок 1940 и 1941 годов были собраны значительные коллекции из 74 квадратных домов, построенных из коряг , и более 120 захоронений, которые сейчас хранятся в трех музеях: Национальном музее Дании , Американском музее естественной истории и Университете Аляски в Фэрбенксе .
Это место известно своими погребальными предложениями, одно из которых называется «маской». Маска One Point Hope Ipiutak представляет собой человеческое лицо с разинутым ртом и личинками мясной мухи , выходящими из его ноздрей; символ, наполненный шаманским смыслом. Сообщается об очень похожем «маскоиде» из Диринга , датированном между 600 и 800 годами нашей эры. Разнообразные ажурные изделия из слоновой кости, выгравированные железными резцами , известны своими образными изображениями белых медведей , гагар , тюленей и (редко) людей. В домах Ипиутак можно найти свидетельства военной и ремесленной специализации по обработке моржовых клыков, а в ряде могил можно обнаружить следы насилия, связанного с войной.
Двумя технологическими отличительными чертами культуры Ипиутак являются ее очень искусно изготовленные каменные орудия, используемые в наконечниках стрел , и отсутствие керамики. Ипиутакская культура характеризуется характерной линейной, круговой и точечной эстетикой, которая очень напоминает культуру Старого Берингова моря, которая ограничивается Беринговым проливом и прилегающей Сибирью . Ипиутак возник одновременно с более поздними этапами развития Старого Берингова моря и, весьма вероятно, имел с ним политические, экономические и социальные связи. Первоначальные археологи, Ларсен и Рейни, связывали ипиутакский стиль ажурной резьбы по животным с далекими скито-сибирскими культурами Украины, но мало данных подтверждают это предположение. Вместо этого Ипиутак очень напоминает широко распространенную на Аляске культуру Нортона , которая действительно использовала керамику и полагалась на ловлю лосося. Основой существования ипиутаков была охота на морских млекопитающих, в первую очередь на кольчатую нерпу и моржа , хотя решающее значение имела и охота на карибу .
Это место было объявлено национальным историческим памятником в 1961 году. [ 3 ] и был добавлен в Национальный реестр исторических мест в 1966 году. [ 4 ]
Несколько других мест также были связаны с Ипиутаком: на мысе Крузенштерн , озере Итивлик, озере Хаханудан, озере Фениак, археологическом районе Лук-Портидж и перевале Анактувук на Аляске . Культура известна сложностью своих произведений искусства, которые, по-видимому, являются прародителями искусства инуитов . До сих пор неясно, почему ипиутаки, по-видимому, не охотились на китов и не занимались гончарным делом, учитывая, что они жили в высокоразвитых поселениях. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Бирниркская культура
- инупиат
- Нортонская традиция
- Тикиджаджмиут
- Список национальных исторических достопримечательностей на Аляске
- Национальный реестр списков исторических мест в районе Норт-Слоуп, Аляска
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информационная система Национального реестра – (#66000157)» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 23 января 2007 г.
- ^ Федеральные законы и законы штата и правила ограничивают доступ широкой общественности к информации, касающейся конкретного местоположения этого ресурса. В некоторых случаях это делается для защиты археологических объектов от вандализма, а в других случаях это ограничивается по требованию владельца. Видеть: Кнёрль, Джон; Миллер, Дайан; Шримптон, Ребекка Х. (1990), Рекомендации по ограничению информации об исторических и доисторических ресурсах , Бюллетень национального реестра, Служба национальных парков , Министерство внутренних дел США , OCLC 20706997 .
- ^ Перейти обратно: а б «Сайт Ипиутак» . Сводный список национальных исторических достопримечательностей . Служба национальных парков. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ «Номинация NRHP для участка Ипиутак » Служба национальных парков . Получено мая 31 ,
- ^ Хельге Ларсен и Фролих Рейни, Ипиутак и арктическая культура охоты на китов, Антропологический документ 42, Американский музей естественной истории, Нью-Йорк, 1948.
- ^ Дуглас Д. Андерсон. «Предыстория Северной Аляски». В «Справочнике североамериканских индейцев» , т. 5, стр. 88–90 (Смитсоновский институт, 1984).
- ^ Оуэн К. Мейсон. «Ипиутак остается загадкой: центральное место все еще не в фокусе». В динамике северных обществ. Материалы симпозиума под редакцией Бьярне Грённова, стр. 106–120, Датский национальный музей, Датский полярный центр, Копенгаген. 2006.