Нортонская традиция
Традиция Нортона — это археологическая культура , которая развилась в Западной Арктике вдоль аляскинского побережья Берингова пролива около 1000 г. до н.э. и просуществовала примерно до 800 г. н.э. Люди Нортона использовали орудия из чешуйчатого камня, как и их предшественники, арктические традиции небольших инструментов , но они были более ориентированы на море и привнесли в употребление новые технологии, такие как масляные лампы и глиняные сосуды.
Люди Нортона использовали как морские, так и наземные ресурсы как часть своей стратегии существования. Они охотились на карибу и более мелких млекопитающих , а также на лосося и крупных морских млекопитающих . Их поселения были заселены довольно постоянно, о чем свидетельствуют деревенские участки, на которых есть солидные жилища. В летние месяцы небольшие стоянки могли использоваться как временные места охоты и рыбалки , но основное место обитания сохранялось и возвращалось в конце охотничьего сезона. Примерно в 700 году до нашей эры нортонские жители островов Св. Лаврентия и других островов Берингова пролива развили еще более специализированную культуру, полностью основанную на океане, названную традицией Туле .
Этапы
[ редактировать ]Традиция Нортона разделена на три этапа развития.
Первый, этап Хорис (ок. 1600—500 до н. э.), [ 1 ] состоит из прибрежных участков, в основном на северо-западе Аляски, где обитает керамика из закаленной волокна с линейной штамповкой, украшающей внешнюю поверхность сосудов. На этом этапе существует множество местных различий, что может указывать на относительную изоляцию сообществ. Люди Чори строили большие овальные дома, охотились на карибу и морских млекопитающих и использовали керамику в сибирском стиле. Возможно, они распространились до дельты реки Маккензи и острова Бэнкс . [ 1 ]
Второй этап, Нортон (500 г. до н. э. — 800 г. н. э.), отличается карибу (охотой) и рыбной ловлей. Появилась более изысканная керамика, включающая штампы в стиле Чорис, а также контрольные штампы, нанесенные с помощью лопаток из слоновой кости. Новые технологии включали каменные лампы, обработку камня, асимметричные ножи и наконечники для снарядов из шлифованного камня, сделанные из сланца.
Заключительный этап, Ипиутак этап (1–800 гг. Н.э.), был более художественно развитой формой нортонской культуры. Их технологии были менее продвинутыми (никакой керамики, масляных ламп или сланцевых артефактов), но они использовали элегантные наконечники гарпунов , которые были богато украшены. Их художественная традиция состояла в основном из резных фигурок животных и людей из слоновой кости. Они больше сосредоточились на морской охоте , чем на первых двух этапах, и их поселения были очень постоянными.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стерн, Памела (2009). Инуиты от А до Я. Лэнхэм: Scarecrow Press. п. 42. ИСБН 978-0-8108-6822-9 .
- Фэган, Брайан. Древняя Северная Америка. Лондон: Темза и Гудзон, 2005: 191–93.