Документы по делу
![]() Первое издание в США | |
Автор | Дороти Л. Сэйерс и Роберт Юстас |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Мистический эпистолярный роман |
Издатель | Эрнест Бенн (Великобритания) Брюэр и Уоррен (США) |
Дата публикации | 1930 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать ( твердый переплет , мягкая обложка ) |
ISBN | 978-0-450-00243-4 |
ОКЛК | 60267830 |
«Документы в деле» — роман Дороти Л. Сэйерс и Роберта Юстаса 1930 года . Это единственный из двенадцати крупных криминальных романов Сэйерс, в котором не фигурирует лорд Питер Уимзи , ее самый известный детективный персонаж. Однако судебно-медицинский аналитик сэр Джеймс Лаббок, который появляется или упоминается в нескольких романах Уимзи, также появляется в «Документах по делу» .
Сюжет
[ редактировать ]Это эпистолярный роман , рассказанный в основном в форме писем между некоторыми персонажами, с использованием техники множественного повествования, свойственной модернистским романистам того периода. Этот сборник документов – отсюда и название романа – объясняется как досье доказательств, собранных сыном жертвы в рамках его кампании по восстановлению справедливости для своего отца.
Писатель Джон Мантинг вместе с бывшим современником государственной школы и талантливым художником Харвудом Латомом снимает квартиру на верхнем этаже в респектабельном пригороде Бэйсуотер в Лондоне. Хозяин и сосед снизу, Харрисон, степенный вдовец средних лет, снова женился. Его новая жена Маргарет моложе, привлекательна, страстна и эгоцентрична. Латом и миссис Харрисон заводят роман, муж ничего не подозревает, и Латом рисует ее замечательный портрет.
Однажды ночью, спустившись вниз, чтобы встретиться со своей любовницей, Латом встречает невротичную спутницу Харрисонов, старую деву, Агату Милсом, которая в темноте принимает его за Мантинга и обвиняет его в нападении. Столкнувшись с яростной реакцией Харрисона и радуясь предлогу оставить неприятную ситуацию, Мантинг уезжает и женится на своей невесте. Латом уезжает в Париж, и его портрет миссис Харрисон, выставленный в Королевской академии, завоевывает ему репутацию на лондонской художественной сцене.
Случайно встретив Латома некоторое время спустя, Мантинга уговаривают сопровождать Латома в отдаленный коттедж в Девоншире , где он отдыхает с Харрисоном, который занимается своим хобби - готовить из ингредиентов, доступных в дикой природе, и является экспертом по съедобным грибам . По прибытии они находят Харрисона ужасно мертвым, очевидно, по ошибке приготовив и съев ядовитые грибы.
Вернувшись из Африки, сын Харрисона-инженер Пол подозревает, что Латом и его мачеха сговорились убить Харрисона, и Мантинг неохотно вовлекается в расследование. Он узнает, что мускарин – яд, убивший Харрисона – в естественном состоянии отличается от синтетического мускарина: все молекулы мускарина асимметричны и отличаются от своего зеркального отображения. Природный мускарин, обнаруженный в грибах, состоит исключительно из одной из двух возможных форм, но синтетический мускарин является рацемическим , что означает, что он состоит из смеси равных количеств молекулы, встречающейся в природе, и ее искусственной «зеркальной» формы. .
Различить два типа мускарина можно с помощью поляризованного света: при освещении линейно поляризованным светом раствора рацемической смеси направление поляризации не меняется, но когда тот же линейно поляризованный свет проходит через раствор, состоящий только из одного В форме мускарина (или любой другой асимметричной молекулы) направление поляризации меняется при прохождении света через раствор.
Мускарин, потребляемый Харрисоном, оказался синтетическим, что указывает на то, что съеденные им грибы были намеренно отравлены добавлением синтетического мускарина, украденного из лаборатории. Письма между миссис Харрисон и Лэтомом показывают, что она подтолкнула его к убийству, заявив, что ждет от него ребенка. Латома повесили за убийство.
Персонажи сериала «Документы по делу»
[ редактировать ]- Джон Мантинг – начинающий молодой писатель
- Харвуд Латом – начинающий художник, знакомый Мунтинга.
- Джордж Харрисон - сосед Латома и Мантинга средних лет снизу.
- Маргарет Харрисон – значительно моложе своего мужа. Замешан в тайном романе с Латомом.
- Агата Милсом - живая старая спутница миссис Харрисон
- Пол Харрисон – инженер; взрослый сын мистера Харрисона от предыдущего брака.
Темы и источники
[ редактировать ]Соавтором Дороти Сэйерс под псевдонимом Роберт Юстас был доктор Юстас Бартон, врач, который также писал медико-юридические триллеры. Бартон предложил Сэйерсу научную тему, имеющую решающее значение для развязки романа, которая касается разницы между естественным органическим соединением и соответствующим синтетическим материалом, а также использования полярископа для различения между ними. В августе 1928 года он отправился в больницу Университетского колледжа, чтобы проконсультироваться с коллегами и увидеть практическую демонстрацию эффекта. [ 1 ]
Как практикующая христианка, Сэйерс была довольна предложенной ей Юстасом религиозно-научной темой, основанной на идее о том, что асимметрия живых молекул является указанием на руку Бога в творении.
«[Идея] затрагивает самую ключевую ноту тайны появления Жизни на этой планете. Кажется, невозможно избежать вывода о том, что в какой-то чудесный момент эволюционного процесса Направляющая Сила Из-Извне вышла на сцену Сама жизнь».
- Дороти Л. Сэйерс, Дороти Л. Сэйерс: Ее жизнь и душа . Барбара Рейнольдс, Ходдер и Стоутон, 1993, глава 15.
Этот момент очень ясно выражен в длинной экспозиции на званом обеде у местного викария, где Мунтинг следует за широкими дебатами о религии, науке и происхождении жизни. Будучи страстной хоровой певицей во время учебы в Оксфордском университете, Сэйерс в этом месте представляет ключевую тему Сотворение оратории Гайдна « мира» .
Зарекомендовав себя как успешная писательница, Сэйерс задумала эту книгу как отход или эксперимент, от обычного детектива к криминальному роману. В своем предыдущем романе «Сильный яд» она представила образ писательницы криминальных романов Гарриет Вейн как любовный интерес своего популярного сыщика-любителя лорда Питера Уимзи, а теперь она вообще исключила Уимзи в совершенно по-другому структурированном и задуманном криминальном романе.
Роман явно опирается на известное дело Эдит Томпсон и Фредерика Байуотерса 1922 года , которое привело к судебной ошибке, в результате которой Эдит Томпсон была повешена вместе со своим любовником Фредериком Байуотерсом за убийство ее мужа, предположительно по ее наущению, благодаря ей. причудливо страстные письма, представленные в качестве доказательства на их совместном суде. Представление Сэйерсом Маргарет Харрисон (и ее писем) в романе представляет собой интересный контраст с романом Ф. Теннисона Джесси 1934 года «Прищепка, чтобы посмотреть пипшоу» , также основанным на деле Томпсона и Байуотерса. Джулия Алмонд в исполнении Теннисона Джесси представлена совсем иначе, чем Маргарет Харрисон в исполнении Сэйерса.
Однако в конечном итоге она была разочарована тем, какой получилась книга. «В глубине души, — писала она, — я знаю, что потерпела неудачу… Мне хотелось бы, чтобы с блестящим сюжетом у меня получилось лучше». [ 2 ]
История публикаций
[ редактировать ]- 1930, Виктор Голланц, твердый переплет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейнольдс, Барбара. Дороти Л. Сэйерс: Ее жизнь и душа . Лондон: Ходдер и Стоутон, 1993. ISBN 0-340-58151-4
- ^ Рейнольдс, Барбара. Дороти Л. Сэйерс: Ее жизнь и душа, стр. 221. Лондон: Hodder & Stoughton, 1993. ISBN 0-340-58151-4