Jump to content

Асан Сабри Айвазов

Асан Сабри Айвазов
Айвазов в 1895 году.
Рожденный ( 1878-05-18 ) 18 мая 1878 г.
Умер 17 апреля 1938 г. ( 1938-04-17 ) (59 лет)
Национальность крымскотатарский
Годы активности 1892–1927
Политическая партия

Асан Сабри Айвазов (18 мая [ OS 6 мая] 1878 — 17 апреля 1938) — крымскотатарский политик, журналист, писатель, просветитель и педагог в Российской империи . Работавший с начала 1890-х до конца 1920-х годов Айвазов был выдающейся фигурой среди крымскотатарской интеллигенции и одним из лидеров крымскотатарского националистического движения.

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Асан Сабри Айвазов родился 18 мая 1878 года в бедной крестьянской семье в городе Алупке на юге Крыма . В 1889 году, после окончания начальной школы, его отправили жить в Стамбул к родственникам. Здесь он учился в Стамбульском педагогическом институте с 1892 по 1896 год. В это время он уже принимал активное участие в крымскотатарском националистическом движении, публикуя статьи для газеты Исмаила Гаспринского « Терциман» в Стамбуле и Баку . [ 1 ]

Однако в 1898 году Айвазов был арестован османской полицией. Когда выяснилось, что он гражданин Российской империи, его депортировали обратно в Крым. [ 2 ]

Движение Мектебе-усул-джедид

[ редактировать ]

Приехав в Крым, Айвазов открыл новую школу в своем родном городе Алупке, основанную на принципах джадидов и последующего движения мектебе-усул-джедид Исмаила Гаспринского. В отличие от многих других учебных заведений полуострова того времени, основанных на шариате и других исламских принципах, Айвазов пропагандировал светскую форму образования. Школа Айвазова позволяла ученицам обучаться наряду с мужчинами и преподавала крымскотатарский язык , арифметику, географию и грамматику. [ 3 ]

Общественная реакция на инициативу «Мектебе-усул-джедид» была крайне негативной. Движению Айвазова «мектебе-усул-джедид» противостояло не только местное исламское духовенство, но и местная элита и другие крымские татары. В 1904 году он получил анонимное письмо, в котором говорилось: «Атеист! Если хочешь умереть естественной смертью, закрой школу. Если хочешь, чтобы тебя забили, как собаку, продолжай преподавать». [ 3 ]

Российская полиция и школьные инспекторы также выступили против движения мектебе-усул-джедид, хотя и по другим причинам. Однажды из Ялты приехал районный инспектор государственных школ и пригрозил Айвазову закрытием школ, заявив: «Если вы будете преподавать другие предметы, кроме Корана, тогда мы примем решительные меры». [ 3 ]

В июне 1904 года, после угрозы расправы Айвазову, на его дом напали неизвестные. Большой камень попал ему в плечо, а другой в голову, в результате чего остались шрамы на всю оставшуюся жизнь. После этого инцидента он был вынужден закрыть школу и оставить преподавание. После этого он также уехал в Москву , где давал частные уроки в Лазаревском институте восточных языков. [ 3 ]

Политическая активность

[ редактировать ]

К моменту отъезда в Москву Айвазов также был председателем «Неджата». Основанное в 1898 году, Нежат представляло собой тайное общество с целью создания независимого и нейтрального государства в Крыму по образцу Швейцарии под эгидой великих держав Европы. Айвазов был секретарем-основателем организации, а Асан Нури [ ru ] - председателем. После смерти Нури в 1903 году председателем стал Айвазов. Он прослужил на этой должности до начала 1907 года, когда организация была подвергнута расправе со стороны российской полиции. [ 2 ]

Орган печати «Неджата» «Ватан Хадими » ( букв. « Слуга Отечества » ) выходил четыре раза в неделю в городе Карасубазаре (ныне Белогорск ). Основными издателями газеты были Айвазов и Абдурешид Медиев, оба члены Партии эсеров . Ватан Хадими способствовал расширению школ движения мектебе-усул-джедид, называемых рушдие , и некоторые из них были открыты во многих городах и крупных селах Крыма. Учителями школ были в основном учителя из Османской империи или иным образом получившие османское образование. [ 2 ]

После подавления Неджата «Ватан Хадими» и «Рушдие» были вынуждены закрыться. Большинству преподавателей в рушдиях запретили занимать образовательные должности, а некоторых выслали из Крыма, в том числе Айвазова, обвиненного в антицарской агитации. [ 2 ]

В 1907 году Айвазов опубликовал пьесу « Неден бу хале калдык?». ( букв. « Как мы сюда попали? » ) в бакинской газете «Феюзат». Историк Виктор Филоненко позже отметил, что пьеса была плодотворным произведением движения джадидов, но также отметил, что она не была такой прогрессивной, как произведения Гаспринского, особенно в отношении прогрессивного характера ислама и положения женщин. [ 4 ]

В начале 1908 года Айвазов уехал из России в Египет , где лечился от астмы, прежде чем вернуться в Москву. По словам самого Айвазова, он трижды подвергался аресту, а в 1911 году уехал в Швейцарию, где случайно встретился с Владимиром Лениным в Базеле . Однако вскоре он вернулся в Россию через Стамбул, где вернулся в Москву. [ 3 ]

Во время своих нескольких поездок между Россией и Османской империей Айвазов встретился с несколькими идеологами пантюркистского движения , среди них Юсуф Акчура , Али бек Гусейнзаде , Абдулла Субхи и Мехмет Эмин Юрдакул . Вместе с этими голосами он работал над созданием организации «Тюрк Дернеги» . Тюрк Дернеги , который позже изменил свое название на Тюрк Ожаги , и оттуда стал значительной частью Комитета Союза и Прогресса . [ 3 ]

В конце 1913 года, после 300-летия Романовых , Айвазов был амнистирован и ему снова разрешили жить в Крыму. Айвазов переехал в Бахчисарай , где снова работал редактором «Терцимана» до Февральской революции . [ 1 ]

Февральская революция

[ редактировать ]

был избран членом Временного мусульманского революционного комитета и отправлен в Петроград (ныне Санкт-Петербург ) для подготовки Всероссийского мусульманского конгресса . После Февральской революции Айвазов Во время его отсутствия 25 марта 1917 года состоялся Всекрымский мусульманский съезд, на котором был избран его Центральный исполнительный комитет. Айвазов был заочно избран членом Центрального исполнительного комитета и вернулся в апреле, хотя, по его собственным словам, он предпочитал «оставаться в тени» двух человек, которые к тому времени стали лидерами движения, Номана Челебиджихана. и Кафер Сейдамет Киример . [ 2 ]

Челебиджихан и Сейдамет Кырымер поручили Айвазову поехать в Симферополь , в центральном Крыму, и организовать типографию и газету, которые будут служить органами крымского националистического движения. Когда типография была готова, Айвазов был утвержден Центральным исполнительным комитетом ее редактором и дал организации название « Милле [ ру ( букв. « Нация » ). Сейдамет Кырымер занимал должность главного редактора. [ 2 ]

С 10 по 15 мая 1917 года Айвазов вместе с Челебиджиханом и Сейдаметом Кырымером был одним из крымских делегатов на Всероссийском мусульманском конгрессе (проходившем в Москве), а позже назвал Конгресс «отцом всех тюркских народов». -Татарские националистические организации или партии в России». По возвращении они начали работу по созданию националистической партии «Миллий Фырка» и в ноябре 1917 года приняли программу. [ 2 ]

В Крымской Народной Республике Айвазов дважды избирался председателем Народного курултая, в январе и мае 1918 года. Одновременно он занимал пост посла Крымской Народной Республики в Османской империи.

Айвазов в последние годы жизни.

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

После того, как Советский Союз взял под свой контроль Крым, Айвазов вернулся к образовательной деятельности, работая в Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского старшим ассистентом и в Крымскотатарском педагогическом институте , где преподавал арабский и турецкий языки . [ 5 ] Он оставался значительной фигурой среди крымских татар и был решительным сторонником латинизации в Советском Союзе , особенно крымскотатарского алфавита . В 1925 году он также был избран членом Таврического общества истории, археологии и этнографии. [ 6 ]

В 1930 году Айвазов был арестован. Однако через два месяца его освободили и отправили в Кисловодск , где ему оказали медицинскую помощь. Под давлением он согласился сотрудничать с Объединенным государственным политическим управлением в доведении до советского правительства информации о крымском национальном движении. После освобождения он переехал в Симферополь, где снова стал учителем. [ 3 ]

Айвазов незаконно отправил несколько писем Джаферу Сейдамету Кырымеру, который находился в изгнании в Турции за несколько лет до своей смерти. Согласно этим письмам, он очень боялся будущих событий и умолял помочь ему бежать из страны:

Моя ситуация крайне тяжелая. Остаться здесь еще немного — значит умереть или быть убитым. Я не боюсь смерти — я боюсь, что меня убьют тайно, как собаку. Если бы я боялся смерти или мучений, я бы давно уехал отсюда, в те времена, когда покинуть страну было легко. Но я, оставшись один, 35 лет назад начал выполнять свою задачу. И теперь нет возможности здесь оставаться. Я в опасности. Впервые в жизни прошу помощи. Вытащи меня отсюда быстрее. Не убивайте меня, оставляя здесь в отчаянном положении. Докажи, что ты мой брат и друг.

- Письмо Сейдамету Кырымеру, июнь 1934 г.

5 апреля 1937 года Айвазов был арестован в своей квартире в Симферополе. Его обвинили в шпионаже, а прокуратура обвинила его в том, что он был завербован французским Вторым бюро и Службой национальной безопасности Турции и вел контрреволюционную деятельность. 17 апреля 1938 года он был признан виновным и приговорен к расстрелу с конфискацией всего личного имущества. Его казнили в тот же день. Двадцать два года спустя, 21 января 1960 года, в разгар хрущевской оттепели , Айвазов был признан невиновным по всем пунктам обвинения и реабилитирован. [ 3 ]

  1. ^ Jump up to: а б "АЙВАЗОВ АСАН САБРИ" [Ayvazov, Asan Sabri]. Crimea.ru (in Russian). Archived from the original on 20 August 2012 . Retrieved 11 June 2022 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ayvazov, Asan Sabri. "ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В КРЫМУ" [History of the National Movement in Crimea]. Vatanym Society (in Russian). Archived from the original on 8 May 2016 . Retrieved 11 June 2022 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Губернский, Богдан (26 ноября 2015 г.). «Асан Сабри Айвазов» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 11 июня 2022 г.
  4. ^ Filonenko, Viktor; Markevich, Arseny (1919). Протоколы заседаний Таврической учёной архивной комиссии [ Minutes of Meetings of the Taurida Scientific Archival Commission ] (in Russian). Simferopol. p. 305. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ "Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар" [Code of monuments of history, architecture and culture of the Crimean Tatars]. Constant . 3 : 185–193. 2018.
  6. ^ Filimonov, Serhiy (2004). Хранители исторической памяти Крыма: О наследии Таврической учёной архивной комиссии и Таврического общества истории, археологии и этнографии (1887—1931 гг.) [ Keepers of the Historical Memory of Crimea: On the heritage of the Taurida Scientific Archival Commission and the Taurida Society of History, Archaeology and Ethnography (1887-1931) ] (in Russian) (2nd ed.). Simferopol: ChernomorPRESS. p. 187. ISBN  9665726048 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 440360b5565776d713fcd845958e7494__1712700840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/94/440360b5565776d713fcd845958e7494.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Asan Sabri Ayvazov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)