Читрасена
Читрасена | |
---|---|
![]() Читрасена | |
Рожденный | Амаратунга Арачиге Морис Диас 26 января 1921 г. Келания , Шри-Ланка |
Умер | 18 июля 2005 г. | (84 года)
Занятие | Танцор |
Супруг | Ваджира Читрасена (ум. 1951–2004) |
Дешаманья Читрасена (урожденный Амаратунга Арачиге Морис Диас ) (26 января 1921 — 18 июля 2005) был танцором из Шри-Ланки , всемирно известным своей работой по установлению современной шри-ланкийской традиции танца и популяризации традиционных шри-ланкийских танцевальных форм во всем мире. В 1998 году он был награжден премией Дешаманья от правительства Шри-Ланки. Позже он переехал в Индию, чтобы изучать другие формы танца. Читрасена основал танцевальную труппу Читрасена в 1943 году. Он учился в знаменитом шантиникетане. Основателем шантиникетана является Рабиндранат Тагор. В 1951 году Читрасена вышла замуж за своего ученика Ваджиру, который впоследствии стал прекрасным артистом. Читрасена танцевала перед махараджами, королевой Англии, герцогами и герцогинями, премьер-министрами, принцессами и королями.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Амаратунга Арачиге Морис Диас, псевдоним Читрасена, родился 26 января 1921 года в Варагоде, Келания , Шри-Ланка. [ 1 ] Его отцом был покойный Зееберт Диас, известный актер/продюсер 20-х и 30-х годов, основатель и инструктор Драматического клуба Коломбо , продюсер пьес Джона де Сильвы , светила в театральных кругах того времени и был актером-пионером. шекспировских драм на сингальском и английском языках. [ 1 ] [ 2 ] Отец с юных лет поощрял Читрасену изучать танцы и театр.
В Индии Тагор . основал свой Шантиникетан [ 3 ] Его лекции во время визита в Шри-Ланку в 1934 году вдохновили революционные изменения во взглядах многих образованных мужчин и женщин. [ 3 ] Тагор подчеркивал необходимость того, чтобы народ открыл свою собственную культуру, чтобы иметь возможность плодотворно ассимилировать лучшее из других культур. [ 3 ] Читрасена в то время был школьником, а дом его отца Сиберта Диаса стал настоящим культурным центром, часто посещаемым литературной и художественной интеллигенцией того времени. [ 3 ]
В 1936 году Читрасена дебютировал в Королевском театре в возрасте 15 лет в роли Сири Сангабо, первого сингальского балета, поставленного и поставленного его отцом. Представленный в технике Канди , Читрасена сыграл главную роль, что заставило обратить внимание на таланты мальчика. Д.Б. Джаятилаке , который был заместителем председателя Совета министров при администрации Британского совета, буддистским ученым, основателем и первым президентом Коломбо YMBA, борцом за свободу, лидером Государственного совета и министром внутренних дел, был большим источником поддержки. юному танцору. [ нужна ссылка ]
Читрасена научился танцу Канди у Алгамы Кириганитая Гуруннансе, Мудданаве Аппува Гуруннансе, Бевилгамуве Лнпая Гуруннансе. Освоив традиционный танец Канди, он провел церемонию выпуска «Вес Бандема» путем помещения «Вес Таттува» на голову посвященного с последующей «Кала-элией». Мангаллая состоялся в 1940 году. В том же году он отправился в Траванкор для изучения Катхакали. потанцевать в Шри Читродая Натьякалаям под руководством Шри Гопинатха, [ 3 ] Придворная танцовщица в Траванкоре. Он дал командное представление с Чандралекхой (женой художника-портретиста Дж.Д.А. Переры) перед махараджей и махарани Траванкора во дворце Ковдиар. Позже он изучал Катхакали в Керальском Каламандаламе . [ нужна ссылка ]
В 1941 году Читрасена выступила в Королевском театре (один из первых танцевальных концертов такого рода) перед губернатором сэром Эндрю Калдекоттом и леди Калдекотт с Чандралекхой и ее труппой. Чандралеха была одной из первых женщин, принявших участие в танце Канди. [ нужна ссылка ]
Читрасена основал танцевальную труппу Читрасена в 1943 году. Он много гастролировал по провинциям. Брат Читрасены Саратсена, универсальный барабанщик, и сестра Мунирани были связаны в ранний танцевальный период. Мунирани был солистом балета «Видура».
Читрасена основал первую школу национального танца, Читрасена Калаятанайя, в Коллупитии в Коломбо в 1944 году. Огромное здание было передано ему сэром Эрнестом Фернандо , великим покровителем искусств, для продолжения и развития его творческой деятельности. [ 4 ] Начав с небольшого ядра, танцевальный центр, в котором Читрасена жил и работал в течение 40 лет, должен был стать достопримечательностью и известным культурным центром для любителей танцев и ценителей искусства.
В 1945 году Читрасена училась в Гурудева Рабиндраната Тагора в Шантиникетане Бенгалии и отличилась тем, что станцевала главную роль Ананды в танцевальной драме Тагора «Чандалика» вместе с Нандитой Криплани, внучкой Тагора. Читрасена — современница Удая Шанкара. Он представлял Шантиникетан на Всеиндийском танцевальном фестивале в Дели. Он посетил многочисленные танцевальные центры в Лакхнау, Лахоре, и танцевальный центр Удая Шанкара в Альморе, Ассам. Он выступал в спектакле «Шантиникетан» в помощь Мемориальному фонду Тагора в театре «Новая Империя» в Калькутте. [ нужна ссылка ]
Рабиндранат Тагор и возрождение коренного населения среди бенгальской элиты Индии вдохновили нескольких артистов Шри-Ланки отказаться от своих португальских имен и принять восточные имена. Амарадева , Сараччандра и Читрасена — одни из тех, кто это сделал.
Ранний период – препятствия
[ редактировать ]Ранний период был полон серьезных трудностей, неуверенности и разочарования. Городская интеллигенция, воспитанная на псевдоколониальных ценностях, неодобрительно относилась к местным вещам или, в лучшем случае, с местным любопытством. Они были не готовы принять идею традиционного танца по отношению к театру. Они столкнулись с невзгодами, в том числе: унижениями, оскорблениями, отсутствием покровительства, неохотной и дезориентированной общественностью, незначительным освещением в СМИ или вообще вообще, распространением оппозиционных листовок, в которых утверждалось, что традиционный танец уничтожается, и анонимными открытками. Читрасена открывал новые горизонты, и были случаи, когда его даже выгоняли со сцены. Не принадлежа к традиционному танцу «парампара», ему потребовались годы упорного труда, чтобы стать самостоятельным артистом. Даже традиционные танцоры, которые были гордыми хранителями древнего наследия, насчитывающего более 3000 лет, смотрели на Читрасену с насмешкой. [ нужна ссылка ]
Не было должного театрального оборудования. На окраинах сцены были построены плохо: театром служила местная ратуша или зал центральной школы. Кроме того, плохие условия в театре включали в себя: примитивные осветительные приборы, импровизированные распределительные щиты, грубый картон и цветной целлофан, диммеры, работающие с помощью выключателей вентиляторов, импровизированные бамбуковые рамы для подвешивания штор, а также отсутствие зеленых комнат. [ нужна ссылка ]
Пионерские годы
[ редактировать ]Наступление новой эры принесло с собой вызовы неизведанного. Несмотря на разочарования из-за отсутствия покровительства, это были годы плодотворного обмена идеями и экспериментальной деятельности. «Равана», «Видура», «Чандали», «Нала Дамаянти» были творческими излияниями того времени, и на местную художественную сцену оказало огромное влияние Индия. Читрасена считал одно из своих ранних произведений, балет «Видура» (1945), важным прорывом в его экспериментах с новой средой. Лишь позже, после того, как он оценил воздействие этой новой вещи на публику, он с полной уверенностью перешел к своему чувственному творению «Нала Дамаянти» (1950). В «Карадии» (1961) он выступил мастером. [ 5 ]
В 1951 году Читрасена вышла замуж за свою звездную ученицу Ваджиру Читрасену . [ 6 ] [ 7 ] Он увидел в ней задатки выдающейся танцовщицы. Она дебютировала в качестве солистки в роли Пракрити в балете «Чандали» в 1952 году. Ее восхождение к славе сопровождалось непоколебимой дисциплиной и преданностью делу как педагога, артистки и хореографа, даже несмотря на то, что она освещала карьеру своего мужа.
Читрасена Калаятанайя
[ редактировать ]Основанная в 1944 году в Коломбо, Читрасена Калаятанайя была центром новых форм искусства и культуры с 1940-х по 70-е годы. Здание Калаятаная, расположенное в нескольких ярдах от перекрестка Коллупития, возникло в арендованном доме, подаренном филантропом сэром EPA Фернандо, и стало оазисом современных новаторов, искавших новые перспективы в эстетической области. Читрасена и Ваджира представили этим молодым артистам новую творческую форму танца, основанную на танцах коренных народов. В школе было всего несколько учеников, которые жили и работали в студии.
Школа стала культурным пристанищем для ведущих художников того периода, чьи таланты и вклад получили широкое признание. В мире искусства и литературы едва ли найдется имя, которое в то или иное время не было бы связано с танцевальной школой Читрасена. Некоторые артисты начали свою карьеру. Ананда Самаракун жил и работал с Читрасеной и создал национальный гимн, пока жил в школе. Он сочинил музыку к некоторым ранним балетам – с Дж. Садирисом Силвой для «Видуры» и с В.Д. Амарадевой для «Чандали». Сунил Санта После его возвращения из Лакхнау Музыкальный колледж Батканде проводил свои музыкальные занятия в студии. Один из ведущих музыкальных авторитетов страны, ранний Амарадева, тесно связан со школой Читрасена. Драматурги, такие как Генри Джаясена и Эрнест Макинтайр, проводили репетиции в центре. [ 8 ]
Среди других художников новаторских лет были Сомабанду, Эдвин Самарадивакара, В.Б. Макулолува , Лайонел Алгама , Сомадаса Эльвитигала, Р.Л. Вималадхарма и Шелтон Премаратне . [ 8 ] Калаятанайя также была центром внимания многих иностранных артистов, посетивших Шри-Ланку, кинозвезд из Индии и танцоров, таких как Марта Грэм, Пол Тейлор, Булрашхани, Нуртан и Марсель Марсо из Франции, а также Рави Шанкар, которые посещали его несколько раз. [ 8 ] Ганганал, Према Кумар, Шеша Палихаккара были одними из первых учеников.
В 1951 году в Читрасена Калаятанайя был открыт театр под открытым небом под патронажем сэра EPA Фернандо. Главным гостем был сэр А.Э. де Сильва.
В 1984 году земля, на которой стояла Читрасена Калаятанайя, была приобретена Управлением городского развития, а школа была снесена с землей. [ 1 ] В 1998 году тогдашний президент Шри-Ланки Чандрика Кумаранатунга завещал участок земли на Парк-роуд/Элвитигала Мавата, Коломбо 05, для создания постоянного места для Калаятанайи. Впоследствии Читрасена и его семья собрали достаточно средств, чтобы построить там танцевальную школу. [ 9 ] Калаятанайя теперь известна как Танцевальный фонд Читрасена-Ваджира. [ 10 ] После смерти Читрасены в 2005 году Фондом управляют его жена Ваджира и дочери Упека и Анджалика. [ 11 ]
Взносы
[ редактировать ]После 50 десятилетий колониального правления традиционный танец остался обедневшим, и Читрасене пришлось придать ему новый динамизм. Он связан с возрождением традиционного танца во всех его трех основных формах; Кандиан, Лоу-Кантри и Сабарагаму. [ 12 ]
Он был первым профессиональным артистом Шри-Ланки. Он бросил вызов настроениям 30-х и 40-х годов и повлиял на сознание целого поколения, зарекомендовав себя как артист, не имеющий аналогов в танцевальной летописи этой страны. Он был пионером театра современного танца, который оказался жизнеспособной альтернативой меняющейся социальной среде, поддерживавшей традиционные танцевальные ритуалы. Читрасена направил танец по неизведанным путям, наполняя его динамизмом, проистекавшим из его дальновидной печати и преданности своему делу, создавая отчетливую, но значимую среду выражения. Он привнес в сингальский танец театр, сцену, мир публики, конфронтацию и развлечение. [ 3 ] Он произвел революцию и расширил сферу танца, установив связь между традиционным и современным с видением человека, который стремится сохранить и в то же время расширить горизонты своей среды, всегда возвращаясь за вдохновением к истокам своего богатого наследия. Он перенес народные танцы Шри-Ланки в современный театр и в результате этой трансформации создал средство художественного выражения сингальского танца – балет. [ 3 ]
Он был пионером национального балета. Читрасена основала первую школу танца в 1944 году. Танцевальная компания Читрасена завоевала международную репутацию и известность и получила восторженные отзывы о своих постановках как здесь, так и за рубежом. В творческой сфере танцевальная труппа сыграла жизненно важную роль в развитии театра современного танца Шри-Ланки.
Комментаторы, размышляющие о природе этого человека, его искусстве и его наследии в Шри-Ланке, полагают, что искусство Читрасены исследует нашу среду и исследует самые острые проблемы, с которыми сталкиваются при построении нации и государства, посредством множества проблем, которые решает его танец; от невзгод рыбаков до вопросов касты, религии, пола, любви и идентичности, а также сопоставления надежды и отчаяния. [ 2 ] [ 13 ] Где-то между балетами Читрасены «Нала Дамаянти» и «Карадия» («Морская вода») и в каком-то смысле по касательной к завершенности их цикла возникли произведения « Кумбуру Панатха » Васантхи Кумара («Законопроект о рисовых землях») и «Хиросима » Премы Кумара. » вместе с «Титтха Батха (горький рис); общественно-политические очерки, приданные балетной форме. [ 3 ]
Туры
[ редактировать ]Первый тур в Австралию балета Читрасена состоялся в 1963 году под патронажем Австралийского елизаветинского театрального треста , где после своего первого выступления на Пертском фестивале они представили сезоны в Сиднее, Мельбурне, Лонсестоне и Хобарте. [ 14 ] Продюсированная и направленная ее основателем Читрасеной и возглавляемая им и его женой Ваджирой, компания представила две программы в своем первом туре по Австралии. После его выступления в Сиднее, Австралия, в 1963 году сиднейская газета Daily Herald написала, что Читрасена - «один из самых мужественных танцоров любой нации, которых мы видели на сцене Сиднея». [ 15 ]
В 1972 году балет Читрасена вернулся в Австралию в составе Цейлонского танцевального ансамбля Читрасена при поддержке Совета искусств Австралии и Цейлонского чайного бюро, чтобы выступить на фестивале в Аделаиде, фестивалях в Перте, Мельбурне, Сиднее и Канберре. [ 14 ] После его выступления в Сиднее сиднейская газета «Daily Herald» еще раз повторила похвалу в его адрес десятилетней давности в тех же самых словах. [ 15 ]
Драмы
[ редактировать ]Рактакши в «Сири Сангабо» в постановке Генри Джаясены по случаю возрождения театра Тауэр-Холл. Помимо возрождения местных танцевальных форм, Читрасена также дебютировал на сцене в роли Отелло в Эрнеста Макинтайра постановке » Шекспира « Отелло и Императора Джонса в постановке покойного Карана Брекенриджа Юджина О'Нила «Император Джонс» . Он один из самых лучших актеров Шри-Ланки.
Производство
[ редактировать ]- Рама и Сита - 1943 г.
- Видура - 1944 г.
- Театрализованное представление Ланки (Рамаяна и высадка Виджая) - 1948 г.
- Разрушен - 1949 г.
- Нала Дамаянти - 1950 г.
- Чандали - 1952 г.
- Кумудини - 1952 г.
- Химакумария - 1953 г.
- Сепалика - 1955 г.
- Киндурангана - 1956 г.
- Сама Виджая - 1957 г.
- Ванайя - 1958 г.
- Карадия – 1961 г.
- Нала Дамаянти (2-я постановка) – 1963 г.
- Ранкикили - 1965 г.
- Ниртанджали - 1965 г.
- Джини Хора - 1968 г.
- Нираша - 1972 г.
- Шади - 1972 г.
- Наванджали - 1972 г.
- Анаберая - 1976 г.
- Кинкини Колама - 1978 г.
- Нет — 1979 г.
- Бера Пуджа - 1980 г.
- Навода Ранга - 1981 г.
- Шишья Пуджа - 1982 г.
- Танец Шивы - 1985 г.
- Нритха Пуджа - 1986 г.
Награды
[ редактировать ]- Югантайя - 31 декабря 1999 г. награжден за выдающийся вклад в танец Шри-Ланки.
- Десаманья - 6 апреля 1998 г., высшая награда, врученная гражданину Шри-Ланки.
- Вишва Прасадини - 20 апреля 1996 г. в честь национальной гордости и международного престижа, принесенных Шри-Ланке Читрасеной.
- Кала Бхушана - 22 мая 1994 г. в честь выдающегося вклада Читрасены в жизнь потомков и в развитие искусства и культуры Шри-Ланки.
- Кала Кирти – Президентская награда.
- Почетная степень доктора философии (изящные искусства) – 21 марта 1991 года, Институт эстетических исследований, Университет Келании , Шри-Ланка.
- Кала Сури первого класса - 22 мая 1986 г., президентская награда.
Книги
[ редактировать ]- Нюрнбергер, Марианна, Танец - язык богов: школа Читрасена и традиционные корни сценического танца Шри-Ланки , 1998: Издательство VU University Press. (Мягкая обложка)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Упека, [1] «Профиль: Читрасена» в Нартаки [2] . Проверено 4 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Самара, Далина [3] «Проложив путь танцующим девицам» в The Sunday Times, 30 марта 2008 г. Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джаявардхана, Бандула «Artscope | Интернет-издание Daily News — Lakehouse Newspapers» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 9 сентября 2009 г. «Значение Читрасены» в The Daily News от 23 января 2008 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- ↑ Сеневиратне, Гамини [4] «Читрасена» на острове , 28 января 2001 г. Проверено 1 октября.
- ^ Ратнаике, Нихал «Artscope | Интернет-издание Daily News — Lakehouse Newspapers» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 9 сентября 2009 г. «Значение Читрасены» в The Daily News от 23 января 2008 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ «Ваджира Читрасена: история несравненной элегантности» . Воскресный обозреватель . 8 марта 2019 года . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Котари, Сунил (26 августа 2019 г.). «Легенда танца Шри-Ланки Читрасена: современник Удая Шанкара» . Азиатский век . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Чандратна, Ранга [5] The Sunday Observer , 4 января 2009 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ The Sunday Times («Плюс») [6] «Вспоминая мастера танца: Читрасена - 1921–2005», 19 июля 2009 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Герат, Белый, «Особенности | Интернет-издание Daily News — Lakehouse Newspapers» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 9 сентября 2009 г. «Ваджира, оставленная легенда Читрасены» в The Daily News , 27 мая 2009 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- ↑ Родриго, Нихал [7] «Живое наследие Читрасены» в The Island , 25 января 2009 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Перейра, Дживани [8] «Читрасена» на apekattiya.com . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Хаттотува, Санджана, [9] «Читрасена, искусство и политика» в [10] . Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Австралия танцует, [11] [узурпировал] , "Австралийские туры Chitrasena Ballet (1963 -). Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Фонсека, Карло [12] «Восхваление Читрасены» в журнале Infolanka «Исследователь Шри-Ланки: Люди » [13] с острова (2003). Проверено 9 сентября 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Упека. Читрасена . Коломбо: Интернет, 2003 год. [14] .
- Академия танца Читрасена (2006). ЧИТРАСЕНА – ОТЕЦ ШРИ-ЛАНКИЙСКОГО ТАНЦА . [15] .
- Кумарасвами Р. (2006). Искусство Читрасены .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )