Сан-Себастьяно, Мантуя
Сан-Себастьяно — церковь раннего Возрождения в Мантуе , северная Италия .Начатый в 1460 году по проекту Леона Баттисты Альберти , он был частично завершен в середине 1470-х годов, когда строительство замедлилось и Альберти больше не руководил им. Как следствие, от работы Альберти мало что осталось, кроме плана, который считается одним из самых ранних и наиболее значительных примеров церквей с централизованным планированием эпохи Возрождения. План имеет форму греческого креста с тремя одинаковыми лучами, центрирующими апсиды , под центральным крестово-сводчатым пространством без каких-либо внутренних перегородок. Церковь расположена в склепе на первом этаже , который должен был служить мавзолеем для семьи Гонзага . [1]
Полное отсутствие колонн на фасаде означало для Рудольфа Виттковера [2] решающий поворотный момент в интерпретации архитектуры Альберти, выходящий за рамки его заявлений в De Re Aedificatoria , где он считал колонну благороднейшим украшением здания. Фасад, скрывающий притвор , проходящий во всю ширину сооружения, имеет ширину ровно такую же, как его высота от уровня входа до вершины фронтона; он может иметь идеальную геометрию квадрата. Фасад храма был преобразован Альберти в настенную архитектуру, как заметил Виттковер, а полный ряд пилястр, похожих на колонны, встроенные в стену, был опущен до двух крайних и двух, обрамляющих неуклюжий дверной проем Пеллегрино Ардизони, [3] который перекрывает их и плохо вписывается в его пространство.
Сохранившееся письмо 1470 года от покровителя Людовико III Гонзаги, маркиза Мантуи , местному архитектору, согласившееся с предложением Альберти уменьшить количество пилястр на портике. [4] освещает план Альберти 1460 года.
Две внешние лестницы были добавлены в двадцатом веке; До 1925 года старые фотографии показывают, что вход представлял собой одну лестницу на лоджию кватроченто, пристроенную по проекту Альберти. Виттковер демонстрирует, что план Альберти включал лестницу во всю ширину фасада, ведущую к пяти дверям (три из которых были заделаны как нефункциональные балконы).
Самым неожиданным мотивом фасада является центральный разрыв антаблемента, образованный оконным проемом, который, несомненно, должен был располагаться под аркой под арочным антаблементом, соединяющим внешние секции, мотив, который, как предположил Виттковер, знал Альберти по боковым фасадам фасада. Римская триумфальная арка в Оранже .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франко Борси . Леон Баттиста Альберти (Нью-Йорк: Harper & Row, 1977)
- ^ Рудольф Виттковер, Архитектурные принципы в эпоху гуманизма , (1962) 1965: стр. 47-53, стр. 47.
- ^ «Ардизони закончил церковь в меру своих скромных способностей... Небрежно и без воображения он здесь точно скопировал раму центральной двери, ведущей из вестибюля в церковь» (Wittkower, 1965:50f).
- ^ Реконструкция Виттковером первоначальных замыслов Альберти (Wittkower 1965, стр. 52, рис. 7) представляет собой порядок из шести пилястр, разделяющих фасад на пять пролетов, которые все еще представлены дверями.