Политика США в области освещения в области энергетики
Политика США в области освещения и энергетики | |
---|---|
Связанные законы | Паб.Л. 110-140 |
Подписал закон | Президент Джордж Буш |
Дата подписания | 19 декабря 2007 г. |
Политика США в области освещения и энергетики движется в сторону повышения эффективности с целью снижения выбросов парниковых газов и потребления энергии. Повышение эффективности освещения в Соединенных Штатах можно увидеть через различные стандарты и законы. Закон об энергетической независимости и безопасности 2007 года внес изменения в законодательство США в области освещения. Это установило стандарты производительности и поэтапный отказ от ламп накаливания , чтобы потребовать использования более эффективного люминесцентного освещения. EISA 2007 – это попытка повысить эффективность освещения на 25–30%. Противодействие EISA 2007 демонстрируется Законом о лучшем использовании лампочек и Законом о свободе выбора лампочек. Усилия по повышению эффективности освещения также демонстрируются программой Energy Star и целями повышения эффективности к 2011 и 2013 годам. Запрет на производство и продажу ламп накаливания большинства общего назначения в США вступил в силу 1 августа 2023 года. [ 1 ]
Лампы накаливания
[ редактировать ]По состоянию на 2011 год [update] были Лампы накаливания наиболее распространенным типом освещения в домах, обеспечивая около 85% домашнего освещения. [ 2 ] Для производства света лампы накаливания преобразуют электричество в тепло, нагревая нить накала до такой степени, что она светится; таким образом, часть тепла преобразуется в свет. Преобразование тепла в свет требует нагрева нити до высокой температуры, обычно > 3000 К. [ 3 ] Лампы накаливания имеют низкую светоотдачу — 10–22 люмен на ватт, небольшой средний срок эксплуатации — 750–2500 часов и сравнительно невысокую стоимость приобретения.
Тремя наиболее распространенными типами ламп накаливания являются стандартные лампы накаливания, вольфрамовые галогенные лампы и лампы с рефлектором. Стандартные лампы накаливания имеют эффективность 10–17 люмен на ватт и срок службы 750–2500 часов. Вольфрамовые галогенные лампы имеют эффективность 12–22 люмен на ватт и срок службы 2000–4000 часов. Наконец, лампы с рефлектором имеют эффективность 12–19 люмен на ватт и срок службы 2000–3000 часов. [ 2 ]
Компактные люминесцентные лампы
[ редактировать ]Люминесцентное освещение преобразует ультрафиолетовый свет в видимый свет. Чтобы произвести ультрафиолетовый свет, электроны проходят через люминесцентную лампу и сталкиваются с атомами ртути. Столкновение с ртутью приводит к высвобождению фотонов ультрафиолетового света; УФ-свет затем преобразуется в видимый свет, проходя через люминофорное покрытие стеклянной трубки. [ 4 ]
Процесс преобразования люминесцентного освещения более эффективен, чем процесс лампы накаливания, в результате чего 25% всей потребляемой энергии используется для генерации света (по сравнению с 5% для ламп накаливания) и сроком службы 10 000 часов. [ 4 ] Компактная люминесцентная лампа в сборе (КЛЛ) включает в себя винтовой цоколь Эдисона и пластиковый корпус, электронный балласт и люминесцентную лампу, имеющую спиральную форму. [ 4 ] Усовершенствования технологии позволили создать люминесцентные лампы с цветовой температурой и цветопередачей, сравнимыми с освещением ламп накаливания. [ 5 ]
Компактные люминесцентные лампы доступны в различных стилях и формах. У некоторых трубки и балласты постоянно соединены, а у других они разделены, что позволяет заменять трубку без замены балласта. Существуют также КЛЛ, заключенные в стеклянный шар, которые внешне похожи на обычные лампы накаливания. КЛЛ подходят для большинства светильников, предназначенных для ламп накаливания, хотя только некоторые из них можно регулировать. [ 5 ]
Светодиоды (LED)
[ редактировать ]Светодиодные (LED) лампы используются как для общего, так и для специального освещения. Их преимущества перед люминесцентными лампами [ 6 ] заключаются в том, что они не содержат ртути, они мгновенно включаются при любой температуре, на их чрезвычайно длительный срок службы не влияет циклическое включение и выключение, в них нет стекла, которое можно разбить, и они не излучают УФ-лучи, которые выцветают цветные материалы. [ 7 ] Светодиодные лампы излучают гораздо меньше тепла, чем другие технологии, и могут быть как разнонаправленными, так и однонаправленными, что устраняет необходимость в зеркальном отражателе в лампе или светильнике. [ 8 ] Светодиодные лампы могут излучать насыщенный цветной свет. К недостаткам относятся ограничения спектра из-за дискретных цветов излучения. Их закупочная стоимость с годами неуклонно снижается, и они быстро вытесняют компактные люминесцентные лампы на рынке. [ 9 ]
Закон об энергетической независимости и безопасности 2007 г.
[ редактировать ]Закон об энергетической независимости и безопасности 2007 г. (Pub.L. 110-140) [ 10 ] изложил изменения в законодательстве относительно освещения в Соединенных Штатах в Разделе III, подзаголовке B. Здесь сначала определяются различные лампы, на которые влияют изменения стандартов. Наряду с введением более высоких стандартов для лампочек, балласты также необходимы для повышения эффективности. В EISA 2007 также указано, что в общественных зданиях существуют требования к освещению. Управление общих служб (GSA) установило минимальные стандарты энергоэффективности для арендуемых помещений, которые включают энергоэффективные осветительные приборы и лампы, в том числе использование продуктов, определенных Energy Star и Федеральной программой управления энергопотреблением (FEMP). [ 11 ]
Отказ от ламп накаливания
[ редактировать ]EISA 2007 установило новые требования к характеристикам некоторых обычных лампочек, требуя, чтобы к 2012–2014 годам эти лампы стали примерно на 25–30% более эффективными, чем лампы 2008 года. В целом, цель заключалась в том, чтобы вывести на рынок более эффективные лампочки. Некоторые новые лампы накаливания могут быть представлены к моменту вступления закона в силу, в том числе лампочка от General Electric, которая уменьшит количество необходимой энергии. Лампы без ламп накаливания, такие как компактные люминесцентные лампы (CFL) и светодиоды (LED), уже соответствуют введенным стандартам Tier I. [ 12 ] Некоторые компании пытались остановить продажи ламп накаливания в ожидании изменений стандартов. Например, компания IKEA, производящая предметы домашнего декора и мебели, прекратила продажу ламп накаливания в своих магазинах в США и Канаде, начиная с августа 2011 года. [ 13 ]
Защита отказа от ламп накаливания
[ редактировать ]В декабре 2011 года Конгресс США отказался от финансирования соблюдения требований EISA к характеристикам лампочек в рамках Закона о консолидированных ассигнованиях в федеральном бюджете на 2012 год . [ 14 ] Однако представитель американской светотехнической промышленности заявил, что «отрасль продвинулась вперед» и что американские производители уже переоборудовали производственные линии для производства других лампочек. [ 15 ]
Откат стандартов энергоэффективности для лампочек
[ редактировать ]В сентябре 2019 года администрация Трампа отменила стандарты энергоэффективности EISA 2007 для лампочек с помощью Федерального реестра Министерства энергетики . [ 16 ] [ 17 ]
Стандарты освещения США
[ редактировать ]Существуют различные кодексы и программы, которые пытаются охарактеризовать стандарты освещения США. Закон об энергетической политике 2005 года (Pub.L. 109-58) предусматривал программу снижения налога на энергоэффективное коммерческое строительство для систем освещения, которые превышают нормы освещения. По оценкам Министерства энергетики США (DOE), освещение составляет 40% потребления электроэнергии в коммерческом здании, и Министерство энергетики полагает, что за счет улучшения этих систем это можно значительно снизить. Налоговый вычет включает в себя часть затрат на установку. [ 18 ]
Американское общество инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха (ASHRAE) предоставляет стандарты освещения ASHRAE 90.1-2004 . Закон EPAct 2005 года установил крайний срок для штатов по принятию стандартов ASHRAE 90.1-2004. [ 19 ] ASHRAE недавно опубликовала 90.1-2010 с улучшенными стандартами освещения, которые включают в себя:
- Автоматическое отключение должно выполняться при изменении освещения, включая модернизацию ламп и балластов, когда заменяется 10+% подключенной осветительной нагрузки.
- Автоматическое отключение больше не ограничивается зданиями площадью более 5000 кв. футов.
- Датчики присутствия теперь необходимы
- Теперь требуется управление освещением гаража
- Расширено управление освещением в отеле/мотеле
- Освещение лестничной клетки теперь должно включать в себя устройство управления, которое снижает мощность освещения на 50%, когда на ней нет людей.
- Все ландшафтное освещение здания должно отключаться по расписанию или с помощью фотодатчика.
- Освещение рекламных вывесок должно быть уменьшено на 30%
- Устройства и системы управления освещением должны быть функционально проверены (включая датчики присутствия, таймеры, программируемые регуляторы расписания и фотодатчики). [ 20 ]
Усовершенствованное управление освещением — это попытка ASHRAE 90.1-2010 значительно снизить потребление энергии, используемой для освещения коммерческих зданий. [ 20 ]
Министерство энергетики США улучшает жилые кодексы на 30% к 2012 году, стремясь перейти к домам с нулевым потреблением энергии к 2020 году. Международный кодекс энергосбережения (IECC) воплощает цели Министерства энергетики, повышая эффективность на 15% с момента его принятия. Предшественник 2006 года. IECC 2009 года требует, чтобы 50% всех постоянных ламп были освещения высокой эффективности. Глава 2 IECC 2009 года определяет лампы высокой эффективности как компактные люминесцентные лампы, линейные люминесцентные лампы Т-8 или меньшего диаметра или лампы с минимальной эффективностью: [ 21 ]
- 60 люмен на ватт для ламп > 40 ватт,
- 50 люмен на ватт для ламп мощностью > 15 Вт и ≤ 40 Вт, и
- 40 люмен на ватт для ламп < 15 ватт
14 штатов приняли IECC 2009 г., в шести из них дата вступления в силу установлена на конец 2010 г. – начало 2011 г. В течение следующих трех лет примерно 33 штата примут и внедрит IECC 2009 г. [ 21 ]
В этой статье отсутствует информация о правилах 2014 года. ( декабрь 2019 г. ) |
В сентябре 2019 года администрация Трампа отменила стандарты энергоэффективности для лампочек, поскольку Министерство энергетики подал заявку в Федеральный реестр, не допуская крайнего срока 1 января 2020 года. Утверждалось, что лампы накаливания обеспечивают свет широкого спектра, и их покупка намного дешевле, чем КЛЛ и светодиоды. Однако в течение срока службы лампы они дороже, чем КЛЛ и светодиоды, из-за более высоких эксплуатационных расходов и более короткого срока службы. [ 22 ]
Неудачное законодательство
[ редактировать ]В ответ на предстоящий отказ от ламп накаливания и повышение стандартов на лампочки было предложено несколько законопроектов, противоречащих изменениям, внесенным в Закон об энергетической независимости и безопасности 2007 года.
Закон о лучшем использовании лампочек
[ редактировать ]Закон о лучшем использовании лампочек (Закон о лампочках) или HR 91 (внесенный в Палату представителей США 5 января 2011 г.) отменил бы положения EISA 2007 г., касающиеся энергоэффективности освещения. Этот законопроект должен отменить восемь положений, в том числе те, которые: предписывают стандарты энергоэффективности для ламп накаливания общего назначения, ламп интенсивного использования и других ламп специального назначения; поручить министру энергетики (DOE) провести и отчитаться перед Федеральной торговой комиссией (FTC) о ежегодной оценке рынка ламп общего назначения и компактных люминесцентных ламп; поручить Секретарю реализовать активную национальную программу по повышению осведомленности, информированию и просвещению потребителей о маркировке ламп и выборе энергоэффективного освещения; запретить производителю, дистрибьютору, розничному продавцу или торговцу частными торговыми марками распространять в торговле указанные адаптеры для ламп накаливания; уполномочить Секретаря осуществлять программу исследований и разработок в области светотехнических технологий; установить минимальные стандарты энергоэффективности для ламп накаливания с рефлектором; устанавливает требования к использованию энергоэффективных осветительных приборов и лампочек при строительстве, реконструкции и приобретении общественных зданий; требовать светильники с металлогалогенными лампами и маркировка энергоэффективности для определенных потребительских электронных продуктов должны быть включены в Закона об энергетической политике и сохранении энергии (EPCA). нормативный надзор [ 23 ]
Этот законопроект был внесен членом палаты представителей Джо Бартоном из Техаса при 54 соавторах. После внесения он был передан в Комитет по энергетике и торговле , Комитет по транспорту и инфраструктуре и Комитет Палаты представителей по энергетике и торговле . С тех пор его также передали в Подкомитет по энергетике и Подкомитет по экономическому развитию, общественным зданиям и управлению чрезвычайными ситуациями . [ нужна ссылка ]
12 июля 2011 г. законопроект HR 2417 не смог пройти необходимое большинство в две трети. [ 24 ]
Закон о свободе выбора лампочки
[ редактировать ]Закон о свободе выбора лампочек, или HR 849 (введенный в действие 1 марта 2011 г.), также вносит поправки в положения EISA 2007, но является менее ограничительным, чем HR 91. Эти положения касаются стандартов энергоэффективности для ламп накаливания общего назначения, сурового режима эксплуатации. лампы и другие лампы специального назначения, а также лампы накаливания с рефлектором. Этот законопроект требует, чтобы Генеральный контролер представил Конгрессу отчет в течение шести месяцев после принятия закона. Этот отчет должен будет включать информацию, которая доказывает, что: (1) потребители получат чистую экономию в виде долларов, потраченных на ежемесячные счета за электричество и расходы на новые осветительные приборы, чтобы обеспечить использование лампочек, требуемых такими положениями, по сравнению с долларов, потраченных до их принятия; (2) поэтапный отказ от ламп накаливания, требуемый такими положениями, сократит общие выбросы углекислого газа на 20% в Соединенных Штатах к 2025 году; и (3) такой поэтапный отказ не будет представлять никаких рисков для здоровья, включая риски, связанные с содержанием ртути в некоторых лампочках, для потребителей в целом, включая риски для здоровья в отношении больниц, школ, детских садов, психиатрических учреждений. и дома престарелых. Этот отчет также будет включать ежемесячные и годовые прогнозы расходов на счета за электричество и новые осветительные приборы с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2017 г.
Федеральные законодатели, а также законодатели штатов в таких местах, как Южная Каролина, предложили меры, призванные обойти или отменить федеральные стандарты качества освещения. [ 25 ]
Этот законопроект был внесен 1 марта 2011 года членом палаты представителей Мишель Бахманн из Миннесоты вместе с восемью соавторами. После внесения он был передан в комитет Палаты представителей по энергетике и торговле. 8 марта 2011 года его передали в Подкомитет по энергетике и энергетике, где он и умер. [ 26 ]
HR 739
[ редактировать ]HR 739 (введенный 16 февраля 2011 г.) вносит поправки в EISA 2007, запрещающие любые требования федерального правительства или штата по увеличению энергоэффективного освещения в определенных зданиях. Любая больница, школа, детский сад, психиатрическое учреждение или дом престарелых не будут обязаны устанавливать или использовать энергоэффективное освещение, содержащее ртуть. Этот законопроект был внесен на рассмотрение 112-го Конгресса 16 февраля 2011 года членом палаты представителей Майклом К. Берджессом из Техаса. Этот законопроект был внесен в Комитет по энергетике и торговле и передан в Подкомитет по энергетике и энергетике. Его также передали в Комитет по транспорту и инфраструктуре, а затем в Подкомитет по автомобильным дорогам и транзиту, где он и умер. [ 27 ]
Закон Южной Каролины о свободе использования ламп накаливания
[ редактировать ]H. 3735 (введен в Палату представителей штата Южная Каролина 23 февраля 2011 г. и в Сенат штата 13 апреля 2011 г.). [ 28 ] ) спонсируется представителями штата Биллом Сандифером и Дуайтом Лофтисом. В законопроекте говорится, что если традиционные лампы накаливания могут производиться и продаваться в Южной Каролине, на них не распространяется действие федерального закона. [ 29 ] [ 30 ] Законопроект был передан в сенатский комитет по труду, торговле и промышленности, где он и умер. [ 28 ]
Программа «Энергетическая звезда»
[ редактировать ]Программа Energy Star соответствует строгим рекомендациям по энергоэффективности, установленным Агентством по охране окружающей среды США (EPA). Критерии были основаны на стандартах светотехнической отрасли и процедурах испытаний. [ 31 ] Светильники, получившие награду Energy Star, сочетают в себе качественный дизайн и высокую энергоэффективность. [ 32 ]
Чтобы претендовать на получение рейтинга Energy Star, светильники должны: [ 33 ]
- Использует 1/4 энергии традиционного освещения
- Сокращение счетов за электроэнергию и замену лампочек.
- Срок службы не менее 10 000 часов.
- Равномерное распределение света
Те, кто продает светильники, одобренные Energy Star, должны будут участвовать в тестировании обеспечения качества, в котором используются независимые, сторонние, квалифицированные испытательные центры. Стороннее тестирование обеспечивает активную систему для проверки качества продуктов SSL Luminaire, сертифицированных Energy Star. Соответствующие продукты отбираются случайным образом, а также в процессе номинации. Производитель каждого выбранного светильника должен будет заказать сторонние испытания, при этом каждый из них проверяется на: общий световой поток, эффективность светильника, коррелированную цветовую температуру, индекс цветопередачи, установившуюся температуру корпуса/модуля/матрицы и максимальную мощность источника питания. . [ 31 ] Если продукт не проходит проверку качества, вся группа продуктов исключается из списка; если два или более варианта продукта, подпадающего под данную группу продуктов, не проходят проверку, заявитель помещается в список испытательных испытаний. Министерство энергетики оставляет за собой право расторгнуть любые партнерские соглашения с производителем, продукция которого неоднократно нарушает спецификации ENERGY STAR. [ 31 ]
Агентство по охране окружающей среды объявило об обновленных стандартах для осветительных приборов, отвечающих требованиям маркировки Energy Star. Следующие стандарты вступят в силу 1 октября 2011 года. Светильники должны будут повысить эффективность на 30 процентов по сравнению с сертифицированными в настоящее время люминесцентными светильниками. В 2013 году требования к производительности еще больше возрастут, что потребует повышения эффективности на 40 процентов. Светильники по-прежнему будут соответствовать строгим требованиям; обеспечение высокого качества светоотдачи, а также снижение содержания токсинов в материалах светильников. Ряд опций будет соответствовать новым требованиям, включая люминесцентное и светодиодное освещение . [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стефани Хейнс, Деван Маркхэм (28 июля 2023 г.). «Запрет на лампочки: вступает в силу запрет Министерства энергетики на лампы накаливания» . Холм . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Министерство энергетики США. «Лампа накаливания» . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Энг, Александр (1999). Элерт, Гленн (ред.). «Температура лампы накаливания» . Справочник по физике . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Рибарич, Том. «Как работают компактные люминесцентные лампы и как их регулировать» . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Министерство энергетики. «Люминесцентные лампы» . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ «Светодиодные лампочки – Обзоры лампочек» . ConsumerSearch.com . 2010 . Проверено 9 января 2014 г.
- ^ «Исследование: люминесцентные лампы излучают высокий уровень ультрафиолетового излучения» . CBS Лос-Анджелес . 18 октября 2012 года . Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Роджио, Армандо Эмануэль. «Улучшение люминесценции и направленности светодиодов с помощью нанотехнологий» . digikey.com. Архивировано из оригинала 7 января 2013 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Планирование 100% продаж светодиодного освещения к 2025 году , МЭА, сентябрь 2022 года.
- ^ «ПУБЛИЧНЫЙ ЗАКОН 110–140 – ЗАКОН ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ 2007 ГОДА» . Типография правительства США . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Освещение брендов Acuity (29 марта 2008 г.). «Закон об энергетической независимости и безопасности 2007 г. (EISA 2007). Краткое описание освещения» (PDF) . Проверено 18 апреля 2011 г.
- ^ Логан, Джеффри (23 апреля 2008 г.). «Стандарты эффективности освещения в Законе об энергетической независимости и безопасности 2007 года: лампы накаливания «запрещены»?» (PDF) . Отчет CRS для Конгресса. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2011 года . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (4 января 2011 г.). «IKEA прекращает продажу лампочек накаливания в США» MSNBC . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Стивен Динан. «Конгресс отменил запрет на лампы накаливания». Вашингтон Таймс . 16 декабря 2011 г. Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Эми Бингэм. «Конгресс отменяет запрет на лампы накаливания, но не спасает их». Примечание на ABCNews.com . 16 декабря 2011 г. Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Шварц, Джон (4 сентября 2019 г.). «Белый дом смягчит правила энергоэффективности для лампочек» . NYTimes.com .
- ^ Зак Будрик (9 сентября 2019 г.). «Трамп защищает снижение эффективности лампочек: «Я выгляжу лучше при свете ламп накаливания» » . thehill.com . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ Экселин. «EPAct 2005: Программа налоговых льгот для энергоэффективных зданий» (PDF) .
- ^ Ресурсный центр по строительным энергетическим нормам. «ASHRAE 90.1-2004 Общие сведения о требованиях к освещению» . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б ДиЛуи, Крейг. «ASHRAE публикует версию стандарта 90.1 2010 г.» . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Коул, Пэм. «IECC 2009: Увеличение количества проверок и испытаний ведет к увеличению энергосбережения» . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ «Пояснения к светодиодным фонарям» . Который .
- ^ Бартон, Джо (5 января 2011 г.). «Закон о лучшем использовании лампочек (HR 91)» . Архивировано из оригинала 3 июля 2016 года . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ «HR 2417: Закон о лучшем использовании лампочек» . govtrack.us . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Объяснение энергоэффективного освещения. «Энергоэффективное освещение» .
- ^ Бахманн, Мишель (1 марта 2011 г.). «Закон о свободе выбора лампочек (HR 849)» . Архивировано из оригинала 4 июля 2016 года . Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ Берджесс, Майкл К. (16 февраля 2011 г.). «HR 739» . Архивировано из оригинала 3 июля 2016 года . Проверено 24 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Законопроект 3735 2011–2012 годов: Закон о свободе использования ламп накаливания» . Генеральная ассамблея Южной Каролины . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ «В Южной Каролине горит свет? Законодатели вносят законопроект о восстановлении ламп накаливания» . Фокс Ньюс . 28 февраля 2011 г. Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Романо, Роберт. «Законопроект Южной Каролины отменит федеральный запрет на использование лампочек» . Чистое право ежедневно . Проверено 14 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с ЭНЕРГИЯ ЗВЕЗДА. «Требования программы ENERGY STAR ® для твердотельных осветительных приборов» (PDF) . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Агентство по охране окружающей среды. «Светильники для потребителей» . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Кика, Стейси. «EPA объявляет об обновлении стандартов Energy Star для освещения» . Агентство по охране окружающей среды . Проверено 17 апреля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] «Закон об энергетической независимости и безопасности 2007 г.»
- [2] «Агентство по охране окружающей среды США»
- [3] «Министерство энергетики США»
- [4] «Энергетическая звезда»
- [5] Поправки к американскому федеральному законодательству 2012 г.
- [6] Законопроекты об отмене отдельных штатов (приняты в Техасе в июне 2011 г.)
- Light Touch Краткое изложение противостояния и технического прогресса