Коранза
Древнегреческий : Κώρανζα. | |
Альтернативное название | Коаренда, Коаренда Коаренза, Коаранза и Кораза |
---|---|
Расположение | Тургут , провинция Мугла , Турция |
Область | Карьера |
Координаты | 37 ° 22' с.ш., 28 ° 02' в.д. / 37,367 ° с.ш., 28,033 ° в.д. |
Тип | Город |
Спутник | Стратоникея (Кария) |
Коранза ( древнегреческий : Κώρανζα ) был городом в центральной Карии . Это был полис (город-государство) и контролировал святилище Аполлона и Артемиды в Лагине до основания Стратоникеи . [ 1 ] Его первоначальное название было Коарренда или подобное. [ 1 ] [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]В древности имя Коранза имело много разных вариантов написания: использовались Коарренда, Коаренда, Коаренца, Коаранза, Коранза и Кораза. Путаница возникла из-за использования греческого языка для написания карийского имени. Родное карийское написание неизвестно. Имя, возможно, действительно претерпело звуковые изменения в местном диалекте в течение 4-го и 3-го веков до нашей эры, при этом первый слог сместился, а последнее /-nd-/ стало /-(d)z-/ (пишется с греческой зетой ). В результате его самым ранним известным названием было Коарренда (Κοάρρενδα), а последним - Кораза (Κωραζα). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Первоначальная форма имени, возможно, имела анимативный суффикс -and-/-end-, встречающийся во многих других анатолийских топонимах, таких как Милет (первоначально Миллаванда ), который индивидуализировал основы для использования в качестве топонима. Основа слова Коар-энда , возможно, была связана с лувийским ку(а)ри- или хеттским куэра- , оба значения которых означают «поле». Коранза, вероятно, была названа в честь конкретного поля, на котором она располагалась недалеко от Лагины (современный Тургут ). Похожее название встречается в хеттских надписях 2-го тысячелетия до нашей эры: Куранда . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Коранза первоначально была известна как Коарренда, ею управляла и населяла община коаррендианцев (Κοαρρενδεις). Предположительно, оно располагалось недалеко от Лагины ; записанные законы общины коаррендианцев были повторно использованы в фундаменте великолепного храма Гекаты в Лагине, построенного во II или I веках до нашей эры. [ 6 ] Предположительно, коарренды контролировали это важное святилище в центральной Карии до основания Стратоникеи в середине III века до нашей эры.
Самые ранние надписи из Коранзы описывают его как полис : город-государство согласно греческой традиции. из Коранзы не Карийские надписи известны.
Коранза отправил послов от имени своей полисной общины (т. е. Коарренцианцев, Κοαρρενζεις), чтобы засвидетельствовать то, что, вероятно, было земельной сделкой в южной Карии, о чем свидетельствует фрагментарная надпись середины IV века до н.э. из Секкой, между древней Миласой и Керамусом . Древняя Коранза явно занималась региональной дипломатией во времена правления Гекатомнидов . Также присутствовали послы многих других карийских общин, в том числе Хидай , Кавн , Алабанда , Латмус , Пладаса , Керамус, Уран и Колиурга. [ 7 ] [ 8 ]
Одна из самых ранних надписей Коранзы относится ко времени правления Филиппа III Македонского и его сатрапа Асандра . [ 9 ] Таким образом, Коранза является одной из многих карийских общин, эпиграфические данные которых указывают на более активное участие в политических взаимодействиях эллинистического мира при Асандре, наряду с Амизоном , Гераклеей в Латмусе и в других местах. [ 10 ] В этой надписи записано, как Асандр подтвердил предыдущую привилегию освобождения от налогов ( ateleia ), предоставленную Мавсолом , более ранним сатрапом Гекатомнидов. [ 11 ]
Надпись из Лабраунды описывает, как Евполем использовал Коранзу в качестве базы для своей армии, предположительно во время битвы с Антигоном I Монофтальмом в середине 310-х годов до нашей эры. [ 12 ] [ 5 ] Это все еще был важный город в 290-х годах до нашей эры, когда правлением Плейстарха датируется прокси- надпись, сделанная Хилларимой для человека из Коранзы. [ 13 ]
Коранзу затмило основание Селевкидов в Стратоникее на юго-востоке в 260-х годах до нашей эры. Эта македонская колония, которая использовала Коранзу и другие карийские общины поблизости, чтобы пополнить свое население. Коранза потерял контроль над святилищем в Лагине из-за Стратоникеи и быстро стал подразделением ( демой ) на территории более крупного города. [ 14 ]
Религия
[ редактировать ]В религиозной жизни Коранзы доминировала Лагина . До того, как стратоникийцы в эллинистический период построили храм Гекаты в Лагине , главными богами в Лагине были божественная пара Аполлон и Артемида , поклонение которым, должно быть, занимало центральное место в гражданской жизни коаррендов. [ 4 ] Надпись из ок. В 350 г. до н.э. зафиксировано посвящение леса Артемиде и Аполлону супружеской парой из Коранзы. [ 15 ] [ 6 ]
Небольшие культы также имели важное значение. Уникальная надпись на фундаменте храма Гекаты в Лагине описывает правила частного семейного культа в Коранзе. [ 16 ] Поклонение предназначалось «судьбам» или « демонам » (ἀγαθοί δαίμονες) двух местных жителей по имени Лерос и Косинас. Уникально то, что Лерос не был мертв, когда был основан его культ, поскольку в надписи указывалось, что он (и его потомки после этого) могли есть бедро жертвенного барана каждый год. Следовательно, это не было поклонением предкам, по крайней мере, первоначально. Надпись содержит правила преемственности священства внутри семьи на протяжении нескольких поколений, поэтому, по-видимому, она предвещает будущее после смерти Лероса. В надписи отмечается, что помимо регулярных жертвоприношений животных этот семейный культ получит алтарь. [ 16 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Против Германа Хансена и Томаса Хайне Нильсена (2004). «Кария». Опись архаических и классических полисов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 1125 . ISBN 0-19-814099-1 .
- ^ Ричард Талберт , Атлас Баррингтона греческого и римского мира , ( ISBN 0-691-03169-X ), карта 61.
- ^ Jump up to: а б Нойманн, Гюнтер (1998). «Языковое сравнение кауносского двуязычия» . Кадм . 37 (1–2): 19–32. дои : 10.1515/кадм.1998.37.1-2.19 . S2CID 163001790 .
- ^ Jump up to: а б Шахин, Мехмет Четин (1973). «Две новые надписи из Лагины (Коранзы)» . Анатолия . 17 : 187–195.
- ^ Jump up to: а б Биллоуз, Ричард А. (1989). «Анатолийские династы: Дело македонского Евполема в Карии» . Классическая античность . 8 (2): 173–206. дои : 10.2307/25010904 . JSTOR 25010904 .
- ^ Jump up to: а б с Карбон, Ян-Матье (2012). Миксобарбарои: Эпиграфические аспекты религии в Карии (6-1 вв. до н.э.) (доктор философии). Оксфордский университет. стр. 154–156.
- ^ Блюмель, Вольфганг (1990). «Две новые надписи из Миласы периода Мавсола» . Анатолийская эпиграфика . 16 :29–43.
- ^ Дебор, Пьер; Варинлиоглу, Эндер (2001). Высокогорье Кария . Бордо: Пессак. 91. ИСБН 9782910023201 .
- ^ Шахин, Мехмет Четин (1982). Надписи из Стратоникеи. Часть II . Бонн: Рудольф Хабельт. 503. ИСБН 9783774923263 .
- ^ Кызыл, Абузер; Брун, Патрис; Капдетрей, Лоран; Дескат, Раймонд; Фрелих, Пьер; Конук, Корай (2015). «Пидаса и Асандрос: Надпись Une Nouvelle» . РЭА . 117 (2): 371–409. дои : 10.3406/rea.2015.5933 .
- ^ Хорнблауэр, Саймон (1982). Мавсол . Оксфорд: Издательство Оксфортского университета. М2. ISBN 9780198148449 .
- ^ Крампа, Йонас (1969). Лабраунда: Шведские раскопки и исследования. Том. III, часть I: Греческие надписи . Глируп: Лунд. п. 42.
- ^ Дебор, Пьер; Варинлиоглу, Эндер (2018). Хилларима де Кари: состояние вопроса . Пессак: Авзоний. ISBN 9782356132123 .
- ^ Ван Бремен, Рит (2000). «Демы и Филы Стратоникеи в Карии». Хирон . 30 : 389–401.
- ^ Шахин, Мехмет Четин (1982). Надписи из Стратоникеи. Часть II . Бонн: Рудольф Хабельт. 502. ИСБН 9783774923263 .
- ^ Jump up to: а б Шахин, Мехмет Четин (1981). Надписи из Стратоникеи. Часть II . Бонн: Рудольф Хабельт. 501. ИСБН 9783774923263 .