Шведская история идей
Дисциплина Idé och lärdomshistoria , переводится как «История науки и идей» , является важной частью гуманитарных факультетов в большинстве шведских университетов, в первую очередь в Стокгольме , Уппсале , Лунде , Гетеборге , Умео и Седерторне . Это широкая область исследований, которая часто включает междисциплинарные исследования между интеллектуальной историей , историей науки , медицины или философии, концептуальной историей , историей образования и историей средств массовой информации. Его преподают в университетах на уровне бакалавриата и магистратуры, а также это активная область исследований. Ежегодный журнал «Лихнос» публикует текущие исследования по этой дисциплине.
Дисциплина была основана в начале 20 века. Стало обычным явлением различать три отдельные фазы интеллектуальных идей 20-го века: историю идей, социальную историю и историю культуры. [ 1 ] Они касаются, соответственно, исследования идей независимых единиц , социальных условий производства знаний, а также культурно-литературных технологий и практик, благодаря которым возникает интеллектуальный авторитет. Переход к количественной социальной истории произошел в 1960-е годы как попытка расширить интеллектуальную историю, «которая потерялась в полетах идеалистической абстракции, недооценила важность материальных факторов в формировании человеческого прошлого и игнорировала тяжелое положение простых людей». ». [ 2 ] Второй переход произошел в 1980-е годы, когда социальную историю критиковали за отсутствие политической саморефлексивности. [ 3 ]
Становление дисциплины в Швеции
[ редактировать ]Расторжение союза между Норвегией и Швецией в 1905 году вызвало новую потребность определить Швецию как культурное и политическое образование. Быстрое расширение Шведской академии наук предоставило институциональное пространство, в котором эта потребность могла быть и дальше культивирована: националистические нарративы шведских ученых создавались в широких масштабах. Этот жанр дал в Швеции первое произведение по истории науки. Двумя удачными примерами этой практики являются Bibliotheca Mathematica Энестрема (1984–1914) и Linnésällskapets Årsskrift (1918). [ 4 ]
После событий первой мировой войны предполагаемое прогрессивное направление науки было дискредитировано, а ее историческое изучение потеряло интерес. Лишь в 1930-х годах в Швеции возрос интерес к новой истории науки. Важными фигурами этого возрождения были Энестрем , Аррениус , фон Хофстен, Норденшельд, Осеен и, наиболее известный, Йохан Нордстрем . В 1932 году Нордстрем был назначен первым заведующим кафедрой истории идей (Idé- och lärdomshistoria) в Уппсале . Под влиянием таких деятелей, как Дильтей , Буркхардт, Конт , Бакл, Таннери и Сартон , Нордстрем выступал за новое социально-историческое понимание истории науки. История науки рассматривалась как основа истории идей, пишет Нордстрем: [ 5 ]
[…] история науки […] должна стремиться изобразить научную жизнь во всей ее целостности и в ее контексте, сосредоточить внимание на существенных чертах прогресса, основных мнениях, возникающих новых идеях, великих революционных открытиях и стремиться установить их значение как факторов, формирующих культурный процесс. [ 6 ]
В 1934 году Нордстрем основал Шведскую ассоциацию истории науки и ее ежегодный журнал Lychnos , редактором которого он был. [ 7 ] Он продолжал занимать свой пост в Уппсале до 1957 года.
школа Нордстрём
[ редактировать ]То, что позже стало известно как школа Нордстрема в Швеции, отличалось не столько строгой методологией, сколько общей чувствительностью к социально-историческим обстоятельствам производства научных знаний. Его ученики, в первую очередь Стен Линдрот и Хенрик Сандблад, работали над дальнейшим распространением и развитием этой области. Первый сменил Нордстрема в Уппсале в 1957 году, а второй основал кафедру истории идей в Гетеборгском университете . кафедру истории идей В 1966 году Рольф Линдборг основал в Лунде . Четыре года спустя еще одна кафедра была основана в Умео Гуннаром Эрикссоном и, наконец, в 1978 году Нильс Рунеби основал аналогичную кафедру в Стокгольме . [ 8 ]
Среди этих различных отделов выделяются две общие точки зрения. [ 9 ] Во-первых, их исследования выходят за рамки истории науки и распространяются на историю гуманитарных наук, религии и более широкую историю идей . Во-вторых, большинство вовлеченных историков не имеют формального образования в области естественных наук и отдают предпочтение экстерналистскому, социально-контекстуальному подходу к производству знаний.
Современные тенденции истории науки и идей
[ редактировать ]В 70-х и 80-х годах несколько шведских ученых по истории науки и идей были публичными интеллектуалами и участвовали в публичных дебатах, в первую очередь Стен Линдрот , Торе Френгсмюр , Хенрик Сандблад, Свен-Эрик Лидман , Карин Йоханниссон и Ронни Амбьернссон. В настоящее время ряд подполей стали особенно распространены в истории идей Швеции. В частности, истории средств массовой информации, истории культуры , истории медицины , истории науки , истории концепций и истории теологии повышенное внимание уделяется . Сегодня история науки и идей практикуется в Швеции в большинстве университетов, где работают несколько сотен активных ученых. Журнал Lychnos продолжает оставаться важным местом интеллектуального обмена по этой теме в Швеции.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даррин М. МакМахон и Сэмюэл Мойн, «Введение: промежуточная интеллектуальная история», в «Переосмыслении современной европейской интеллектуальной истории», 1914, стр. 5.
- ^ Даррин М. МакМахон и Сэмюэл Мойн, «Введение: промежуточная интеллектуальная история», в «Переосмыслении современной европейской интеллектуальной истории», 1914 г.
- ^ ЛаКапра, Д. (1982) «Переосмысление интеллектуальной истории и чтение текстов», в «Современная европейская интеллектуальная история: переоценка и новые перспективы», стр. 79
- ^ Френгсмир, Т. (1984), «История науки в Швеции». Рост дисциплины», 1932–1982, стр. 12–18.
- ^ Френгсмир, Т. (1984), стр. 11-18.
- ^ Френгсмир, Т. (1984), стр. 32
- ^ Френгсмир, Т. (1984), стр. 34
- ^ Френгсмир, Т. (1984)
- ^ Френгсмир, Т. (1984), стр. 52.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нильс Андерссон и Хенрик Бьёрк, История идей во времени: взгляды на идентичность субъекта за семьдесят пять лет (Стокгольм/Стехаг, 2008).
- Торе Френгсмир (редактор), История науки в Швеции. Рост дисциплины, 1932–1982, вып. 2, Альмквист и Викселл. ISBN 91-86836-01-3 (бумага) (1984)
- Свен-Эрик Лидман, «История успеха: история идей и науки в Швеции», «Intellectual News», Vol. 2, Вып. 1, 1997 г.