Jump to content

Шведская история идей

Дисциплина Idé och lärdomshistoria , переводится как «История науки и идей» , является важной частью гуманитарных факультетов в большинстве шведских университетов, в первую очередь в Стокгольме , Уппсале , Лунде , Гетеборге , Умео и Седерторне . Это широкая область исследований, которая часто включает междисциплинарные исследования между интеллектуальной историей , историей науки , медицины или философии, концептуальной историей , историей образования и историей средств массовой информации. Его преподают в университетах на уровне бакалавриата и магистратуры, а также это активная область исследований. Ежегодный журнал «Лихнос» публикует текущие исследования по этой дисциплине.

Дисциплина была основана в начале 20 века. Стало обычным явлением различать три отдельные фазы интеллектуальных идей 20-го века: историю идей, социальную историю и историю культуры. [ 1 ] Они касаются, соответственно, исследования идей независимых единиц , социальных условий производства знаний, а также культурно-литературных технологий и практик, благодаря которым возникает интеллектуальный авторитет. Переход к количественной социальной истории произошел в 1960-е годы как попытка расширить интеллектуальную историю, «которая потерялась в полетах идеалистической абстракции, недооценила важность материальных факторов в формировании человеческого прошлого и игнорировала тяжелое положение простых людей». ». [ 2 ] Второй переход произошел в 1980-е годы, когда социальную историю критиковали за отсутствие политической саморефлексивности. [ 3 ]

Становление дисциплины в Швеции

[ редактировать ]

Расторжение союза между Норвегией и Швецией в 1905 году вызвало новую потребность определить Швецию как культурное и политическое образование. Быстрое расширение Шведской академии наук предоставило институциональное пространство, в котором эта потребность могла быть и дальше культивирована: националистические нарративы шведских ученых создавались в широких масштабах. Этот жанр дал в Швеции первое произведение по истории науки. Двумя удачными примерами этой практики являются Bibliotheca Mathematica Энестрема (1984–1914) и Linnésällskapets Årsskrift (1918). [ 4 ]

После событий первой мировой войны предполагаемое прогрессивное направление науки было дискредитировано, а ее историческое изучение потеряло интерес. Лишь в 1930-х годах в Швеции возрос интерес к новой истории науки. Важными фигурами этого возрождения были Энестрем , Аррениус , фон Хофстен, Норденшельд, Осеен и, наиболее известный, Йохан Нордстрем . В 1932 году Нордстрем был назначен первым заведующим кафедрой истории идей (Idé- och lärdomshistoria) в Уппсале . Под влиянием таких деятелей, как Дильтей , Буркхардт, Конт , Бакл, Таннери и Сартон , Нордстрем выступал за новое социально-историческое понимание истории науки. История науки рассматривалась как основа истории идей, пишет Нордстрем: [ 5 ]

[…] история науки […] должна стремиться изобразить научную жизнь во всей ее целостности и в ее контексте, сосредоточить внимание на существенных чертах прогресса, основных мнениях, возникающих новых идеях, великих революционных открытиях и стремиться установить их значение как факторов, формирующих культурный процесс. [ 6 ]

В 1934 году Нордстрем основал Шведскую ассоциацию истории науки и ее ежегодный журнал Lychnos , редактором которого он был. [ 7 ] Он продолжал занимать свой пост в Уппсале до 1957 года.

школа Нордстрём

[ редактировать ]

То, что позже стало известно как школа Нордстрема в Швеции, отличалось не столько строгой методологией, сколько общей чувствительностью к социально-историческим обстоятельствам производства научных знаний. Его ученики, в первую очередь Стен Линдрот и Хенрик Сандблад, работали над дальнейшим распространением и развитием этой области. Первый сменил Нордстрема в Уппсале в 1957 году, а второй основал кафедру истории идей в Гетеборгском университете . кафедру истории идей В 1966 году Рольф Линдборг основал в Лунде . Четыре года спустя еще одна кафедра была основана в Умео Гуннаром Эрикссоном и, наконец, в 1978 году Нильс Рунеби основал аналогичную кафедру в Стокгольме . [ 8 ]

Среди этих различных отделов выделяются две общие точки зрения. [ 9 ] Во-первых, их исследования выходят за рамки истории науки и распространяются на историю гуманитарных наук, религии и более широкую историю идей . Во-вторых, большинство вовлеченных историков не имеют формального образования в области естественных наук и отдают предпочтение экстерналистскому, социально-контекстуальному подходу к производству знаний.

[ редактировать ]

В 70-х и 80-х годах несколько шведских ученых по истории науки и идей были публичными интеллектуалами и участвовали в публичных дебатах, в первую очередь Стен Линдрот , Торе Френгсмюр , Хенрик Сандблад, Свен-Эрик Лидман , Карин Йоханниссон и Ронни Амбьернссон. В настоящее время ряд подполей стали особенно распространены в истории идей Швеции. В частности, истории средств массовой информации, истории культуры , истории медицины , истории науки , истории концепций и истории теологии повышенное внимание уделяется . Сегодня история науки и идей практикуется в Швеции в большинстве университетов, где работают несколько сотен активных ученых. Журнал Lychnos продолжает оставаться важным местом интеллектуального обмена по этой теме в Швеции.

  1. ^ Даррин М. МакМахон и Сэмюэл Мойн, «Введение: промежуточная интеллектуальная история», в «Переосмыслении современной европейской интеллектуальной истории», 1914, стр. 5.
  2. ^ Даррин М. МакМахон и Сэмюэл Мойн, «Введение: промежуточная интеллектуальная история», в «Переосмыслении современной европейской интеллектуальной истории», 1914 г.
  3. ^ ЛаКапра, Д. (1982) «Переосмысление интеллектуальной истории и чтение текстов», в «Современная европейская интеллектуальная история: переоценка и новые перспективы», стр. 79
  4. ^ Френгсмир, Т. (1984), «История науки в Швеции». Рост дисциплины», 1932–1982, стр. 12–18.
  5. ^ Френгсмир, Т. (1984), стр. 11-18.
  6. ^ Френгсмир, Т. (1984), стр. 32
  7. ^ Френгсмир, Т. (1984), стр. 34
  8. ^ Френгсмир, Т. (1984)
  9. ^ Френгсмир, Т. (1984), стр. 52.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нильс Андерссон и Хенрик Бьёрк, История идей во времени: взгляды на идентичность субъекта за семьдесят пять лет (Стокгольм/Стехаг, 2008).
  • Торе Френгсмир (редактор), История науки в Швеции. Рост дисциплины, 1932–1982, вып. 2, Альмквист и Викселл. ISBN   91-86836-01-3 (бумага) (1984)
  • Свен-Эрик Лидман, «История успеха: история идей и науки в Швеции», «Intellectual News», Vol. 2, Вып. 1, 1997 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 493990baffdefe4c9c2f084883feb91b__1680622620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/1b/493990baffdefe4c9c2f084883feb91b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swedish history of ideas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)