Чижевский БОК-1
КНИГА-1 | |
---|---|
Роль | Высотный исследовательский самолет |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Первый полет | лето 1936 года |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Туполев РД |
БОК -1 ( Бюро Особых Конструкций - бюро специального проектирования) (он же СС ( Стратосферный самолет - стратосферный самолет)) — экспериментальный высотный самолет, спроектированный и производившийся в СССР с 1934 года.
Разработка
[ редактировать ]БОК был создан в составе ЦАГИ ( Центральный аэродинамический и гидродинамический институт) по приказу Реввоенсовета СССР в декабре 1930 года. Одной из первых задач БОК было проектирование и строительство герметичного аэродинамического института. герметичная гондола СССР-1 высотного аэростата . Инженеры BOK были отправлены на завод Юнкерса в Дессау для изучения Юнкерса Ju 49 , который был первым самолетом с герметичной кабиной для полетов на большой высоте. Гондола для СССР-1 была спроектирована, построена и в 1933 году успешно совершила полет на высоту 18 000 метров. Тогда перед БОК была поставлена задача применить «герметичную» кабину на самолете с Туполевским РД, выбранным в качестве основы БОК-1. Герметичный 1,8 м 3 толщиной 1,8–2 мм (0,071–0,079 дюйма), Цилиндрическая кабина, изготовленная из легкого сплава Д1 была установлена на модифицированный планер РД.
Кабина имела выпуклые переборки спереди и сзади с основным входным люком в крыше и запасным выходом через иллюминатор сзади. Семь иллюминаторов обеспечивали достаточный обзор: пять для пилота и два для радиста/наблюдателя. Максимальный расчетный перепад давления 0,22 кг/см. 2 (3,2 фунта/дюйм 2 ) удерживал высоту кабины на уровне 8000 м (26 000 футов) до потолка самолета 14 000 м (46 000 футов). Когда конструкция кабины была герметичной, воздух в кабине сбрасывался за борт с контролируемой скоростью через сливной клапан и заменялся кислородом из баллонов для хранения, поддерживая уровень кислорода примерно постоянным. Отопление осуществлялось через радиаторы в контуре охлаждения двигателя, чтобы поддерживать температуру в кабине от 15 до 18 °C.
Планер РД был модифицирован крылом уменьшенного размаха, усиленной конструкцией для снижения полной массы, фиксированными одинарными несущими колесами, двигателем М-34РН и трехлопастным винтом, а позже двигателем М-34РНВ и четырехлопастным винтом. Построенный на ГАЗ-35, БОК-1 впервые поднялся в воздух летом 1936 года И. Ф. Петровым и в 1938 году достиг максимальной высоты 14 000 м.
Варианты
[ редактировать ]- БОК-7 - развитие БОК-1, оснащенное турбокомпрессорами М-34ФРН+2, со встроенной гермокабиной (ГК) с более толстой обшивкой и более тонким профилем, с давлением до 0,28 кг/см^3 с помощью нагнетателя с приводом от двигателя. Два самолета построены с использованием планера RD с полноразмахным крылом, спинными куполами и иллюминаторами в крыше кабины, обеспечивающими достаточный обзор пилоту и наблюдателю. Проведены испытания вооружения БОК-8.
- БОК-8 - Второй самолет БОК-7 был модифицирован в высотный бомбардировщик-разведчик БОК-8. Оборонительное вооружение в виде дистанционно управляемого барбета с пулеметом ШКАС , наводимым оптическим прицелом Резунова, связанным электромеханически с синхронной обратной связью, в заднем куполе гермокабины. Летные испытания проводились примерно в 1939 году.
- БОК-11 - предположительно самолет-разведчик с планером БОК-8 и дизельным двигателем Чаромского М-40 ( Ач-30 ).
- БОК-15 - Два сверхдальних высотных исследовательских самолета с дизельными двигателями АЧ-30 и убирающимся шасси для минимального лобового сопротивления. При полете на высоте 10 000 м (33 000 футов) дальность должна была составлять 20 000 км (12 000 миль). Самолеты были построены в 1938–1939 гг., первый самолет совершил полет 12 марта 1940 г. А.Б. Юмашев, второй - Г.Ф. Байдюков.
Технические характеристики (БОК-1 М-34РНВ)
[ редактировать ]Данные Ганстона, Билла. «Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов». Лондон, Оспри. 1995. ISBN 1-85532-405-9
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 12,86 м (42 фута 2 дюйма)
- Размах крыльев: 30 м (98 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 78,8 м 2 (848 кв. футов)
- Вес пустого: 3600 кг (7937 фунтов)
- Полная масса: 4800 кг (10582 фунта)
- Силовая установка: 1 × М-34 РНВ, 619 кВт (830 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 260 км/ч (160 миль в час, 140 узлов)
- Выносливость: 4 часа
- Практический потолок: 14 100 м (46 300 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Ганстон, Билл. «Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов». Лондон, Оспри. 1995. ISBN 1-85532-405-9
- Тейлор, Майкл Дж.Х. «Энциклопедия авиации Джейн. Студийные издания. Лондон. 1989. ISBN 0-517-69186-8