Трое мужчин делают тигра
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2012 г. ) |
« Три человека создают тигра » ( китайский : 三人成虎 ; пиньинь : сан жэнь чэн хо ) — китайская пословица или чэнъюй (четырехзначная идиома). «Три человека делают тигра» относится к склонности человека принимать абсурдную информацию, пока ее повторяет достаточное количество людей. Это относится к идее, что если необоснованная предпосылка или городская легенда упоминается и повторяется многими людьми, эта предпосылка будет ошибочно принята за истину. Эта концепция связана с общественным подкреплением или ошибочностью аргументов ad populum и аргументов до тошноты .
Источник
[ редактировать ]Пословица возникла из истории предполагаемой речи Пан Цуна ( 龐蔥 ), чиновника государства Вэй в период Воюющих царств (475 г. до н.э. – 221 г. до н.э.) в «Истории Китая» . Согласно «Записям Воюющих Государств» , или Чжан Го Цэ , перед тем как отправиться в путешествие в штат Чжао , Пан Цун спросил короля Вэй, поверит ли он гипотетически в сообщение одного гражданского лица о том, что тигр по рынкам в столице бродит . город, на что король ответил нет. Пан Конг спросил, что подумает король, если два человека сообщат об одном и том же, и король ответил, что начнет задаваться вопросом. Затем Пан Конг спросил: «А что, если все три человека заявят, что видели тигра?» Король ответил, что поверит в это. Панг Конг напомнил королю, что идея о живом тигре на переполненном рынке абсурдна, но, когда ее повторяют многочисленные люди, она кажется реальной.
Поскольку у Пан Конга, как у высокопоставленного чиновника, было более трех противников и критиков, он фактически призывал короля не обращать внимания на тех, кто будет распространять слухи о нем (Пан Конге), пока его нет. «Я понимаю», — ответил король, и Пан Цун отправился в Чжао. Однако клеветнические разговоры имели место. Когда Пан Конг вернулся в Вэй, король действительно перестал его видеть. [1]
Когнитивные предубеждения
[ редактировать ]Склонность принимать абсурдную информацию вызвана определенными когнитивными предубеждениями. Первой из них является концепция мотивированного рассуждения , которая представляет собой феномен принятия решений, основанный на эмоциях. Это идея о том, что люди мотивированы верить всему, что подтверждает их мнение. Мотивированные рассуждения со временем могут привести к ложному социальному консенсусу. Вторая концепция — это реальность социального консенсуса , которая объясняет, что убеждения с высоким общественным консенсусом рассматриваются как факты, тогда как убеждения с относительно низким консенсусом более восприимчивы к убеждению и изменению отношения. Последнее, скорее всего, является продуктом социального консенсуса конкретного сообщества, в котором человек живет. [2]
Примеры из экономики
[ редактировать ]Одно из применений когнитивных предубеждений, подчеркнутых в этом анекдоте, заключается в том, что рынки эффективны. Часто инвесторы прыгают в повозку, направленную либо на покупку, либо на короткую продажу определенных акций или индексов, главным образом мотивируя это тем, что многие другие инвесторы ведут себя односторонним образом. В краткосрочной перспективе, когда многие инвесторы покупают определенные акции, на рынке происходит самоисполняющееся пророчество, и акции фактически растут в цене, хотя компания может показывать плохие результаты и просто получать выгоду от текущих рыночных тенденций. Инвесторы, принимающие такие решения, не основывают свои обоснования на фундаментальном анализе или определенной ограниченной информации, а в основном следуют инвестиционной тенденции, которую демонстрирует большое количество других инвесторов. [3]
См. также
[ редактировать ]- Argumentum ad populum – Заблуждение о том, что большинство всегда верно.
- Когнитивная предвзятость - систематическая закономерность отклонения от нормы или рациональности в суждениях.
- Правдивость - качество предпочтения концепций или фактов, которые хотят быть правдивыми, а не фактической правды.
- Эксперименты по соответствию Аша - исследование того, уступали ли люди группе большинства или бросали им вызов.
- Охота на Снарка - бессмысленное стихотворение Льюиса Кэрролла 1876 года - Правило трех Беллмана
- Новое платье императора - сказка Ганса Христиана Андерсена 1837 года.
- Фейковые новости – ложная или вводящая в заблуждение информация, выдаваемая за реальную.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Ясно, что на рынке нет тигра, но, тем не менее, слова трех человек могут создать тигра» » ( PDF) . Lib.hku.hk. Архивировано из оригинала (PDF) 12 января 2014 г. Проверено 26 сентября 2012 г.
- ^ Вайц, Адам (6 марта 2017 г.). «Психология фейковых новостей» . КеллоггИнсайт .
- ^ М. Е. Лэндри. «Инвесторы должны остерегаться самосбывающихся пророчеств» (PDF) . Проверено 25 июня 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с китайскими пословицами , в Wikiquote