Вардонь
Вардонь | |
---|---|
Деревня | |
![]() Общий вид | |
Координаты: 49 ° 31' с.ш., 18 ° 59' в.д. / 49,517 ° с.ш., 18,983 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
воеводство | ![]() |
Графство | Живец |
Коммуна | Райча |
Высота | 690 м (2260 футов) |
Население | 1,000 |
Звардонь [ˈzvardɔɲ] — село в административном округе Гмина Райча , в пределах Живецкого повята Силезского воеводства , в горном массиве Живецкие Бескиды на юге Польши , на границе со Словакией . [ 1 ] Он расположен примерно в 10 км (6 миль) к западу от Райчи , в 25 км (16 миль) к юго-западу от Живца и в 82 км (51 милях) к югу от столицы региона Катовице . Деревня в основном известна горным туризмом и как пункт пересечения границы. железнодорожная линия до Чадцы В 1884 году была открыта . Хотя в настоящее время Звардонь принадлежит Силезскому воеводству, исторически он находился на территории Малой Польши .
Расположение и транспорт
[ редактировать ]Звардонь, расположенный на высоте 690 метров над уровнем моря, расположен между тремя горными перевалами — Пшислоп , Звардонска и Граничне . До 1975 года село было административно связано с Краковом и Малой Польшей . В 1975—1999 годах принадлежало Бельско-Бялскому воеводству , а после территориальной реформы Польши в 1999 году вошло в состав Силезского воеводства , хотя исторически не принадлежит Силезии . В Звардони есть железнодорожная станция на исторической Галицкой поперечной железной дороге , которая соединяет Живец и другие польские города со словацким городом Жилина и далее с Веной . С момента постройки линии Звардонь был пограничной станцией, а переход был закрыт в 2007 году в связи с Шенгенским соглашением . Деревня также расположена на скоростной автомагистрали S69 , которая идет из Бельско-Бялы в Словакию.
История
[ редактировать ]Звардонь – относительно молодое село. Когда именно он был основан, неизвестно, скорее всего, где-то в 17 веке. Его старейшим районом является поселение под названием Мыто , которое, вероятно, было основано пастухами, пришедшими в эту местность из перенаселенных деревень вокруг Венгерской Гурки . Название Звардонь впервые появляется на картах в конце 18 века. Деревня принадлежала Малой Польше, в ее крайнем юго-западном углу, недалеко от границы с Венгерским королевством . В конце 18 века, после раздела Польши и создания Галиции , император Иосиф II приказал построить дорогу вдоль горного перевала Пшислоп. Звардонь принадлежал Живецкому уезду и оставался небольшой деревней до 1884 года, когда была открыта железная дорога от Живца до Кадцы. К 1889 году население выросло до 124 человек, в 1891 году здесь было открыто почтовое отделение, а в 1901 году — начальная школа.
В 1930-х годах Звардонь, принадлежавший Краковскому воеводству , стал популярным местом для катания на лыжах. Благодаря хорошему климату, снежной зиме, безлесным склонам и хорошему железнодорожному сообщению деревня процветала. Строились новые дома, зимой специальные поезда из Варшавы привозили туристов и лыжников. В 1930 году был открыт трамплин . Во время Второй мировой войны Звардонь был непосредственно аннексирован Третьим рейхом . 356 польских жителей были изгнаны и заменены немцами. После войны Звардонь оставался популярным туристическим центром благодаря хорошо развитой лыжной инфраструктуре, гостевым домам и нескольким трассам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Центральное статистическое управление (GUS) - TERYT (Национальный журнал территориального распределения земель)» (на польском языке). 01.06.2008.
