Абдулла Мохтади
Абдулла Мохтади | |
---|---|
Рожденный | 1949 |
Национальность | Иранский |
Другие имена | Конференция |
Занятие | Комала Генеральный секретарь |
Годы активности | 1966 |
Известный | Политика |
Абдулла Мохтади ( персидский : عبدالله محتدی ; курдский сорани : عبدوڵڵڵا موهتادی ; родился в 1949 году в Букане , Иран) — лидер и генеральный секретарь партии Комала в Иранском Курдистане .
Он родился в городе Букан , провинция Западный Азербайджан , западный Иран , и с момента начала своей политической карьеры играет заметную роль в борьбе курдского сопротивления против иранского режима. Абдулла Мохтади также является членом правления Переходного совета Ирана (ПТС). [ 1 ] В международных СМИ Абдулла Мохтади известен как политический аналитик по Ближнему Востоку , особенно по текущим делам Ирана и Иранского Курдистана . Он также является известным политическим деятелем в Иране и Курдистане, политическая деятельность которого продолжается более 30 лет.
Идеи Абдуллы Мохтади о социал-демократической Комале призывают к « демократическому светскому плюралистическому федеральному Ирану», гражданским свободам , правам человека и, прежде всего, социал-демократии . Эта идея была сосредоточена на смене режима в Иране, а не на создании курдского государства с упором на формирование единого фронта всех этнических групп при одновременной мобилизации курдского населения Ирана. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Краткое содержание
[ редактировать ]Отец Абдуллы переехал в Тегеран, когда республика Махабад рухнула. Абдулла Мохтади вскоре получил степень бакалавра бизнеса в Тегеранском университете . [ 3 ] Будучи подростком, Мохтади очень интересовался поэзией, но через некоторое время он обратился к политике и за короткое время стал одним из политических деятелей Ирана, особенно в Курдистане. В конце 1960-х годов в Иранском Курдистане началось революционное движение некоторыми политическими активистами того времени, такими как Сулейман Мойни , Исмаил Шарифзаде, Мала Авар и семья Мохтади, которая была тесно связана с движением, особенно его старший брат Салахадин. Это движение оказало настолько глубокое влияние на формирование будущего Мохтади, что, когда оно потерпело неудачу, он решил продолжить движение альтернативными способами с помощью друзей-единомышленников. Мохтади является одним из представителей левого движения в Иранском Курдистане, и в 1960-х и 1970-х годах он и некоторые его друзья в конечном итоге создали левую организацию в Иранском Курдистане и спрятали ее вдали от службы безопасности шаха. [ 4 ] Эта секретная организация участвовала в Исламской революции 1979 года и создала свою политическую форму в марте 1979 года. Она действовала вместе с ДПКИ и другими группами во время курдского восстания в 1979 и 1980 годах. Группа отправилась в изгнание в Ирак в 1983 году, но ей все же удалось приостановить свою деятельность. многочисленные нападения на Иран в начале 1990-х годов. [ 5 ] В сентябре 1983 года группа претерпела организационные изменения и сформировала коммунистическую партию, в конечном итоге присоединившись к Коммунистической партии Ирана в качестве ее курдского крыла. Но Мохтади серьезно критиковал Коммунистическую партию Ирана, что привело его к выводу, что коммунизм ни в какой форме не способен удовлетворить требования курдского народа, особенно в Иранском Курдистане. По этой причине в 2000 году он и ряд его однопартийцев реформировали и вооружили партию Комала и официально вышли из Коммунистической партии Ирана.
Семья Мохтади известна своим давним активным статусом в курдской политике. Рост в известной семье был для Абдуллы наполнен воспоминаниями о том, как его посещало множество людей, большинство из которых были политиками, поэтами и писателями со всего Ирана и Курдистана. Семья Мохтади действительно была влиятельной, богатой и влиятельной. Отец семейства, Хаджи Абдул Рахман Агай Ильханизаде, был министром Курдской Республики Махабад в 1946 году; он переехал в Тегеран, когда Республика Махабад рухнула. в 1950-х годах он сменил фамилию на Мохтади, преподавая [ суннитское ] богословие в Тегеранском университете.
В то время в университете преподавали только два богослова-суннита, причем оба были курдами. Вторым был Молла Махмуд Мофти, старший сын Абдуллы Мофти и отец Ахмада Мофтизаде . Помимо своей карьеры, два коллег-профессора были близки друг другу за пределами университета, и когда Ахмад Мофтизаде последовал за своим отцом в Тегеран в 1958 году, он также установил тесные отношения с семьей Мохтади и в конечном итоге женился на дочери Абдула Рахмана, Хадиджа, тем самым еще больше укрепив связи между обеими семьями. Сыновья Абдул Рахмана Салахадин и Абдолла, выросшие в Тегеране, постепенно отвернулись от религий своих отцов к быстро растущим идеям марксизма. Им предстояло стать лидерами леворадикального курдского движения Комала, которое в 1979 году столкнулось с Мофтизаде. [ 6 ]
Ранняя жизнь и политический поток того времени
[ редактировать ]Абдулла Мохтади родился в Букане в 1949 году и еще ребенком переехал в Тегеран по просьбе отца. [ 7 ] Отец Мохтади был членом Комала Дж.К. и долгое время принимал активное участие в партии. После создания Республики Махабад он был избран министром, а после поражения вновь созданного правительства семья переехала в Тебриз , но вскоре они решили поселиться в Тегеране, где мужчина из семьи преподавал в университете. Тегерана. [ 8 ]
До рождения Мохтади политическая активность в Иране и Курдистане была очень активной. В Курдистане Республика Махабад потерпела поражение, а лидер этой республики Кази Мухаммед был казнен, а большинство политиков уже были либо казнены, либо заключены в тюрьму, а некоторым удалось бежать в Иракский Курдистан. Военная мощь шаха , где Азербайджанскую Республику постигла та же участь , смогла взять под контроль Курдистан, а также соседний регион Азербайджана что и Республику Махабад. С приходом Мосаддыка к власти с 1951 по 1953 год политическая деятельность стала более открытой. Постепенно политические активисты смогли связаться с людьми, работающими в Иракском Курдистане, и оживить их политические связи. Этот процесс продолжался до тех пор, пока король изо всех сил не выступил против народа и не было падения правительства Мосаддыка, что снова повлекло за собой срыв политической активности в Курдистане. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Образование
[ редактировать ]В этот период Мохтади рос в доме, где поток политических дебатов был бесконечным и регулярным. После переезда в Тегеран Абдулла вскоре пошел в начальную школу Альборз, а вскоре после окончания средней школы поступил в Тегеранский университет, где начал изучать бизнес. Получив в университете степень бакалавра бизнеса, молодой Абдулла очень интересовался поэзией, но через некоторое время он увлекся политикой и вскоре стал одним из политических деятелей Ирана, особенно в Курдистане.
Соответственно, отец Мохтади часто поддерживал молодого Абдуллу, уважая его интеллект и честность. К третьему году обучения в колледже все более громкие высказывания Абдуллой марксистских идей стали не просто предметом случайного интереса, а скорее интересной повесткой дня в сложных политических темах его семьи. Естественно, они обсуждали различные аспекты таких тем, как классовая борьба, племенное наследие и социальный прогресс в Курдистане, а также надлежащая роль религии в обществе. Однако культурные и семейные традиции предписывали, чтобы тон разговора никогда по-настоящему не напоминал состязательную дискуссию. [ 12 ]
Вместе с группой, в которую входили Мохтади и шесть других курдских студентов, проживавших в Тегеране, таких как Фоад Мустафа Солтани , Мослех Шейх-Алислам, Шойб Закарьяи, Седиг Камангар и Мохаммад Хусейн Карими , Мохтади решил рискнуть своей жизнью ради этих идей. 27 октября 1969 года на секретной инициационной встрече в Тегеране он рассказывает, что стал одним из основателей партии Комала. Его членство и деятельность в Комале были полностью подпольными и не распространялись за пределы небольшой группы членов-активистов, пока он продолжал учебу в университете. [ 13 ]
Курдистан в 1960-е годы
[ редактировать ]Политическая деятельность в Курдистане жестко подавлялась в 1960-е годы. Опять же, большинство политических активистов нашли убежище в Иракском Курдистане . Большинство из них, вместе с муллой Мустафой Барзани , продолжили свою деятельность и внесли свой вклад в движение и борьбу Барзани. Старший брат Абдуллы Салахедин был связан с большинством этих движений в Курдистане. Через некоторое время между этими политическими активистами в Курдистане разгорелся спор. Эти разногласия побудили группу из них организоваться по-новому, чтобы снова бороться с режимом шаха. Группа выбрала название «Революционный комитет Демократической партии Курдистана Ирана». В эту группу входили Сулейман Мойни, мулла Авара, Сулейман Шарифзаде, имевшие непосредственные контакты с семьей Мохтади, особенно с Салахедином.
В 1967 году группировка потеряла всех своих членов, большинство из которых были убиты против режима шаха. В Тегеране, как и в Курдистане, велась активная тайная политическая деятельность, большинство из которых посещали семью Мохтади в Тегеране. В 1968 году в Сиахкале на севере Ирана произошел инцидент , и большая часть этих партизан потерпела поражение. Эта деятельность оказала большое влияние на формирование Абдуллы. Во время учебы в Тегеранском университете он и его друзья решили сформировать модель новой партии, которая могла бы подготовиться к борьбе и использовать этот опыт поражений. [ 14 ]
Карьера
[ редактировать ]Мохтади основал «Комалу» вместе со студентами в Тегеране в октябре 1969 года. 1969 год знаменует собой дату основания партии «Комала». Поскольку новая партия жива, теперь Мохтади и его однопартийцы должны приложить все усилия, чтобы скрыть свои следы от глаз САВАК . Они решили прекратить лишние коммуникации, которые могли бы привести к их аресту, после решения воздержаться от дальнейших дискуссий в политических кругах. Поскольку семью Мохтади знали в глаза как в Курдистане, так и в Тегеране, их дома всегда были местом наблюдения со стороны САВАК. [ 15 ] За это время старший брат Абдуллы Салахедин несколько раз арестовывался САВАК, чтобы заставить молодого и страстного Абдуллу быть более осторожным и не идти на бесцельный риск. Несмотря на все эти инциденты, именно в этот период Мохтади хорошо знал, что режим шаха будет жестко относиться к любому существующему политическому шагу, помня уроки курдского движения 60-х годов. Им пришлось рассмотреть все аспекты своей деятельности и в дальнейшем попытаться привлечь эту партию к населению и заручиться поддержкой населения в партии, чтобы в нужный момент они могли вести вооруженную борьбу против режима шаха. [ 16 ]
Мохтади в 1970-е годы
[ редактировать ]Несмотря на все усилия сохранить тайну, в 1970-е годы Мохтади арестовывали трижды; После своего последнего ареста Абдулла был приговорен к более чем трем годам тюремного заключения за активную деятельность против шахского режима. Наконец, после того, как САВАК не смог предоставить никаких доказательств политических действий Мохтади, он был освобожден из тюрьмы, и теперь его партия должна справиться с самой важной эпохой доисламской революции в Иране. [ 17 ]
После его окончательного освобождения из тюрьмы Мохтади и его друзья собирались каждую неделю, чтобы обсудить ход выполнения своих планов. Они связались со многими людьми и персонажами, но никогда напрямую не просили никого участвовать в активной деятельности. Что касается новичков, то они убеждались в своей приверженности непосредственно перед помолвкой в партии. [ 18 ]
Через некоторое время они решили, что их деятельность среди студентов должна быть разделена на две отдельные группы: одна действующая в Тебризе, а другая в Тегеране. Группа во главе с Абдуллой Мохтади, в которую входили Фоад Мустафа Султани, Мохаммад Хусейн Карими и Мосле Шейххол-Ислами, расширила свою деятельность в Тегеране. Благодаря этому процессу Абдулла и его друзья смогли привлечь множество людей ради собственной выгоды, не привлекая внимания САВАК. [ 19 ]
Вскоре после этого, с приходом таких членов, как Джафар Шафии, Хане Мойни, Ибрагим Ализаде , Фарок Бабамири, Омар Ильханизаде, Абобакр Модареси и др., период деятельности Мохтади и его друзей вступает в новую фазу. Теперь они смогли расширить поле своих обязанностей в других городах Курдистана и привлечь к себе и своей коллективной идее больше людей. Вскоре большинство элит в городах Курдистана присоединились к лозунгам новой повестки дня. Большинство людей, которых они привезли с собой, были студентами, учителями, инженерами, врачами и медсестрами из Курдистана. Теперь активные люди были почти во всех городах Курдистана. Тем не менее, проблемой для Абдуллы и его друзей было то, как позиционировать себя среди всех классов курдского общества, особенно среди рабочих и крестьян. Чтобы достичь этой цели, им нужно было понять реальность жизни этого самого класса курдского общества; поэтому они установили простую идею: «Мы должны быть такими же, как они: работать, как они, одеваться и вести себя так же, как они, в повседневной жизни». Благодаря этой простой идее их понимание рабочего класса пришло к более полному признанию, и, более того, они могли завоевать их доверие для предстоящих усилий против режима шаха. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Мохтади и его друзья теперь проводили точно такую же политику: каждый из них занимался строительством, сельским хозяйством и даже выпечкой в разных деревнях и городах Курдистана. Результат всех усилий позволил им создать большое братство по всему Курдистану. Интересно, что, когда Абдулла Мохтади был арестован САВАК в третий раз в 1974 году вместе с Фоадом Мостафой Солтани и Хане Мойни, сеть сопротивления все еще функционировала, и они продолжали поддерживать контакты с организациями за пределами тюрьмы. [ 23 ]
В это время в Иракском Курдистане должны были произойти важные события, повлиявшие на волнение Мохтади и его друзей. В 1975 году был подписан алжирский договор между шахом и Саддамом Хусейном , в результате которого
Поддержка Шаха в отношении Барзани должна прекратиться. Барзани был вынужден приехать в Тегеран и поселиться в Карадже, а год спустя, в 1976 году, на этот раз Мам Джалал возглавил новое восстание против Саддама Хусейна и начал партизанскую войну против Саддама. [ 24 ] Цепи действий вызывали у него отчаянную потребность в помощи, но шах не поддержал их. С другой стороны, Саддам также имел полный контроль над Иракским Курдистаном, и на практике Мам Джалал не мог надеяться на большую помощь со стороны народа Иракского Курдистана. [ 25 ] Мам Джалал и его друзья через некоторое время утонули в неравенстве, потому что пешмерга проиграли Саддаму несколько боев. Пути помощи пешмергам Патриотического Союза Курдистана становились все уже и уже. [ 26 ]
Через Салахедина Мохтади, старшего брата Абдуллы, Абдулла узнал о ситуации Мама Джалала и его друзей в Иракском Курдистане и немедленно сообщил о чрезвычайной ситуации Каку Фоаду, который в то время неофициально считался лидером организации. В конце концов все они договорились о вызове экстренной помощи Джалалу Талабани и его силам пешмерга, что в конечном итоге привело к кампании по сбору большого количества пожертвований для Мама Джалала и его пешмерга среди жителей городов и деревень. Эти пожертвования были отправлены Мам Джалалу Джафаром Шафии и Саадом Ватандустом. [ 27 ] Благодаря полученной помощи удалось предотвратить катастрофическое поражение и движение иракских курдов двинулось дальше. Что касается Абдуллы и его спутников, то теперь они были близко знакомы с опытом иракского курдского движения, что в дальнейшем очень помогло им в путешествии по Иранскому Курдистану. Между 1977 и 1978 годами была официально основана Комала. Осенью 1978 года, когда Как Фоад вышел из тюрьмы, Мохтади и его друзья решили реорганизовать свою организацию по всему миру. [ 28 ] Поэтому они встретились осенью в Санандадже . На этом их дискуссия о своей организации не закончилась. В целях собственной безопасности они были вынуждены продолжить сбор в городе Накада . Когда обсуждения закончились, трое членов были представлены как лидеры организации; Фоад Мустафа Солтани, Абдулла Мохтади и Саид Ватандуст. Позже это собрание будет признано первым съездом Комалы. [ 29 ]
«Общество» в Курдистане
[ редактировать ]В годы, предшествовавшие революции 1979 года, режим шаха арестовал большие группы политических активистов. Социальными и политическими движениями стало трудно управлять, но в университетах студенты время от времени время от времени проводили демонстрации и протестовали против политики шаха. [ 30 ] После освобождения из тюрьмы Абдулла Мохтади, Как Фоад и Хане Мойни решили расширить свою организацию под названием «Джамият», что в дословном переводе на английский язык означает «союз». По этой причине они создали «Джамияты» во всех городах Курдистана. Иногда в городе создавалось несколько «Джамиятов». [ 31 ] Первый лагерь в Санандадже открылся под названием «Джамиат-э-Дефа аз Азади ва Энклаб». По-английски это означает: «Союз защиты свободы и революции». Они смогли хорошо организовать «Джамият» и предоставить им платформу. При «Джамияте» существовал координационный совет, в состав которого входили представители каждого «Джамията». Совет также избрал исполнительную группу. В состав этого совета входили три члена: Абдулла Мохтади, Фарук Бабамири и Саддик Камангар. Саддик Камангар также написал план автономии Курдистана, когда представлял «Джамият». [ 32 ]
Иранская революция 1979 года
[ редактировать ]В отсутствие Демократической партии среди народа Курдистана Абдулла Мохтади и его друзья смогли расширить свою организацию. Большинство демонстраций против режима шаха были организованы Комалой. Те, кто имел возможность общаться с людьми во всех городах, деревнях и кварталах Курдистана под названием «Джамият», могли легко организовывать демонстрации. В одной из антирежимных демонстраций в Саккезе видный член организации по имени Мохаммад Хусейн Карими , в которой он принимал активное участие, был ранен силами шахского режима. Через несколько дней после происшествия, 17 февраля 1979 года, он скончался в больнице из-за глубины полученных ран. Абдулла Мохтади и его друзья решили, что им больше не следует скрываться. Тем самым они раскрыли свою организацию взору общественности. С этого дня они официально продолжили свою политическую деятельность под названием Партия Комала Иранского Курдистана. [ 33 ] Мохаммад или Хама Хусейн Карими был из известной семьи в Саккезе. Он получил степень бакалавра электроники в Тебризском университете и возглавлял Сакез «Джамият». Хама Хусейн Карими работал строителем в Сардаште под псевдонимом «Васта Салех». Он был одним из самых активных политических деятелей Курдистана. Сразу после революции «Комала» нашла большую поддержку среди молодых, образованных горожан, привлеченных ее радикализмом. Именно в это время Хомейни вернулся из ссылки в центральном Иране, Тегеране. Режим шаха пал, и большинство людей шаха либо были заключены в тюрьму, либо сбежали. Было сформировано множество политических партий и групп, большинство из которых поддерживали Хомейни и сплотились вокруг Хомейни. Революция победила, и король бежал. Почти все провинции Ирана были связаны с Хомейни. Среди них были только курдские города, которые относились к Хомейни и его политике со скептицизмом . [ 34 ] Курдские партии и политические активисты Курдистана решили потребовать автономии Курдистана от недавно созданного правительства Ирана под руководством Хомейни. Хомейни не принял эту просьбу о боли и категорически отверг ее. Хомейни призвал курдов и курдские партии признать его руководство и отказаться от автономии Курдистана. [ 35 ] Теперь Абдулле и его друзьям, работавшим под именем Комала, предстояло принять решение. Комала и другие курдские политические партии не приняли просьбу Хомейни и не участвовали в конституционном референдуме. Хомейни объявил джихад против курдского народа в Курдистане. Режим Хомейни вторгся в Курдистан со всеми своими вооруженными силами. Комала и другие курдские партии были глубоко расстроены действиями Хомейни. Они решили оказать сопротивление вооруженным силам режима Хомейни. На первом этапе вооруженные силы режима Хомейни были разгромлены. Режим Хомейни под предлогом того, что мы хотим вести переговоры, задержался на несколько месяцев, чтобы реорганизовать свои силы. Когда они смогли организовать свои вооруженные силы, они снова напали на Курдистан. [ 36 ]
30 сентября 1979 года Как Фоад погиб в войне с режимом Хомейни. Он был убит вооруженными силами исламского режима между Саккезом и Мариваном. Убийство Как Фоада очень плохо влияет на Абдуллу. Абдулла потерял своего лучшего друга. Как Фоад, который был с Абдуллой Мохтади с момента основания Комалы в 1969 году, теперь был убит. Убийство Как Фоада плохо сказалось на всех организациях Комалы. Комала потерял одного из своих лучших лидеров. [ 37 ]
В 1979–1980 годах Комала воевал вместе с другой основной иранско-курдской вооруженной группировкой, Демократической партией Курдистана Ирана (ДПИ). Восстание было ответом на волну курдского национализма, последовавшую за иранской революцией, на предполагаемую возможность получить большую автономию, недоступную при шахе, на относительную дезорганизацию и хаос, окружавшие создание Исламской Республики, а также на другие вооруженные восстания против Муллы. Курды были фактически исключены из новой конституции без каких-либо положений об автономии. Восстание началось в марте 1979 года, когда курды захватили полицейские и военные казармы в городах Санандадж , Паве , Дивандарре , Саккез и Махабад . Затем оно переросло в широкомасштабное восстание на северо-западе Ирана, где преобладают курды, что привело к жестокому подавлению и гибели примерно 6200 курдов. [ 38 ]
В 1983 году Комала решает вместе с левыми партиями и группами Ирана создать Коммунистическую партию Ирана. Одним из самых известных людей, которых они пригласили, был Мансур Хикмат. После многих встреч и конференций им удалось создать Коммунистическую партию Ирана. Абдулла Мухтади, лидер Комалы, стал ее генеральным секретарем. Он стал лидером Коммунистической партии Ирана. Таким образом они хотели найти для Комалы союзников в Иране. [ 39 ]
В 1988 году Абдулла Мохтади и его друзья пришли к выводу, что создание Коммунистической партии не смогло достичь своих целей. Они хотели фундаментально пересмотреть Коммунистическую партию. В это время Абдулла критиковал Коммунистическую партию.
Комала Вечеринка
[ редактировать ]В 2000 году группа снова распалась. Одно из отделений, Социал-демократическая партия Ирана «Комала», которая также называет себя «Комала», до сих пор остается социал-демократической. Несколько лет назад Мохтади воспринял серьезную критику политики Коммунистической партии Ирана и вновь раскритиковал политику этой партии. Эта критика не была воспринята положительно в Коммунистической партии , что привело к резким разногласиям внутри партии. После долгих и долгих переговоров Мохтади и его соратники были вынуждены покинуть Коммунистическую партию Ирана и возродить Комалу под лозунгом восстановления Комалы. [ 40 ] С этого дня Абдулла и его друзья по восстановлению Комалы пытались пойти реалистичным путем, критикуя свое собственное прошлое. Таким образом, реформы в партии начались, они смогли за очень короткое время привлечь к себе множество людей внутри и за пределами Курдистана.
Комала столкнулась с иранскими силами, но с 1990-х годов она в основном использовала своих бойцов Пешмерга для защиты тренировочных лагерей и курдских поселений в Ираке. Некоторые из ее боевиков присоединились к борьбе с ИГИЛ в Ираке в 2014 году. [ 41 ]
В течение последних нескольких лет Мохтади и его партия (партия «Комала» Иранского Курдистана) взяли на себя ведущую роль в попытках объединить эти различные группы вокруг идеи замены клерикального режима Ирана децентрализованным федеральным правительством, конституция которого будет защищать права этнического населения страны. меньшинства. [ 42 ]
Комала Ирана, которая также называет себя Комала, описывает себя как партию, близкую к идеалам социал-демократов.
Сообщения
[ редактировать ]Основатель партии Комала (1969).
ЦК командования (1979)
Генеральный секретарь Комалы (1980)
Генеральный секретарь Коммунистической партии (1983).
Генеральный секретарь Комалы (2000 г.) [ 43 ]
Секретарь Переходного совета Ирана (2019 г.)
Книги
[ редактировать ]- Введение в прорыв. Архивировано 12 декабря 2020 г. в Wayback Machine.
- Революция в Новом веке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ИТЦ
- ^ Генеральный секретарь
- ^ Революционное общество
- ^ Вали, Аббас (2020). Забытые годы курдского национализма в Иране . Пэлгрейв Макмиллан. п. 238. ИСБН 978-3-030-16069-2 .
- ^ Неспокойные провинции Ирана: Курдистан
- ^ Ислам и политика в Иранском Курдистане
- ^ Саеди, Бахман (2010). 5 лет с Абдуллой Махтади . Асойрой.
- ^ Саеди, Бахман (2010). 5 лет с Абдуллой Махтади . Асойрой.
- ^ Мейселас, Сьюзен (28 октября 1997 г.). Курдистан: в тени истории . Случайный дом. п. 388. ИСБН 978-0679423898 .
- ^ Рахнема, Али (1 сентября 2016 г.). За переворотом 1953 года в Иране . Издательство Кембриджского университета. п. 348. ИСБН 978-1107429758 .
- ^ Иглтон-младший, Уильям (1963). Курдская Республика 1946 года . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780905906508 .
- ^ Эззатьяр, Али (17 сентября 2016 г.). Последний муфтий Иранского Курдистана . Пэлгрейв Макмиллан. п. 261. ИСБН 978-1137565259 .
- ^ Эззатьяр, Али (17 сентября 2016 г.). Последний муфтий Иранского Курдистана . Пэлгрейв Макмиллан. п. 261. ИСБН 978-1137565259 .
- ^ АДАМСОН, ДЭВИД (1965). КУРДСКАЯ ВОЙНА . Фередерик А. Перагер. п. 215.
- ^ Эззатьяр, Али (17 сентября 2016 г.). Последний муфтий Иранского Курдистана . Пэлгрейв Макмиллан. п. 261. ИСБН 978-1137565259 .
- ^ Саеди, Бахман (2010). 5 лет с Абдуллой Махтади . асойрой.
- ^ Неспокойные провинции Ирана: Курдистан
- ^ разговаривал с Абдуллой Мохтади
- ^ Саеди, Бахман (2010). 5 лет с Абдуллой Махтади . асойрой.
- ^ Социальный и исторический контекст формирования Кумхле
- ^ Саеди, Бахман (2010). 5 лет с Абдуллой Махтади . асойрой.
- ^ Намми, Диана (14 июля 2020 г.). Девушка с пистолетом . Несвязанный. п. 320. ИСБН 978-1783528721 .
- ^ Партия Комала Иранского Курдистана
- ^ Алжирское соглашение 1975 г.
- ^ Энтессар, Надер (1992). Курдский этнонационализм . Издательство Линн Риннер. стр. 145–146. ISBN 978-1-55587-250-2 .
- ^ Бидвелл (12 октября 2012 г.). Словарь современной арабской истории . Рутледж. п. 407. ИСБН 978-1-136-16298-5 .
- ^ Саеди, Бахман (2010). 5 лет с Абдуллой Махтади . асойрой.
- ↑ Познакомьтесь с революционными либералами Ирана. Архивировано 12 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Партия Комала Иранского Курдистана
- ^ Уильям Дж. Догерти (10 января 2001 г.). В тени аятоллы . Военно-Морской Ин-т Пр. п. 280. ИСБН 978-1557501691 .
- ^ «Памяти Как Фуада Мустафы Солтани» . Архивировано из оригинала 08 марта 2018 г. Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ МакБрюстер, Джон (2011). Фоад Мостафа Солтани . ВДМ. п. 108. ИСБН 9786134253208 .
- ^ От подпольной деятельности к реконструкции Комеле.
- ^ Шах бежит из Ирана
- ^ Йылдыз, Керим (27 марта 2007 г.). Курды в Иране: прошлое, настоящее и будущее . Плутон Пресс. п. 144. ИСБН 978-0745326696 .
- ^ ИРАНСКИЕ КУРДЫ: ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИИ
- ^ МакБрюстер, Джон (2011). Фоад Мостафа Солтани . ВДМ. п. 108. ИСБН 9786134253208 .
- ^ Макдауэлл, Дэвид (15 января 1996 г.). Современная история курдов . ИБ Таурис. п. 504. ИСБН 978-1850436539 .
- ^ Основные курдские организации в Иране
- ^ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА РОЖДЕНИЯ КОМАЛЫ
- ^ Неспокойные провинции Ирана: Курдистан
- ^ Оппозиционные группы Ирана готовятся к краху режима. Кто-нибудь готов?
- ^ Конфликт, демократизация и курды на Ближнем Востоке: Турция, Иран...