Бойкот Брехта в Вене
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

В рамках антикоммунистической кампании в Австрии против писателя Бертольта Брехта его произведения бойкотировались в течение десяти лет. В период с 1953 по 1963 год его произведения не ставил ни один авторитетный венский театр. Инициаторами выступили публицисты Ганс Вайгель и Фридрих Торберг, а также Бургтеатра директор Эрнст Хойссерманн .
Гражданство Брехта
[ редактировать ]Пьесы Бертольта Брехта редко ставились в Вене в 1920-е и 1930-е годы, и даже сразу после Второй мировой войны его драмы ставились лишь изредка. Например, в 1946 году «Добрый человек из Сезуана» был показан с Паулой Вессели и Альбином Шкодой в Театре в Йозефштадте ; Рудольф Штайнбёк был режиссёром. В 1948 году Леопольд Линдтберг поставил «Мать Кураж и ее дети» в венском театре «Ла Скала» с Терезой Гизе в главной роли, а в 1952 году Фолькстеатр поставил «Трехгрошовую оперу» с Гансом Путцем и Инге Конради .
Брехт был лицом без гражданства после того, как национал-социалисты лишили его немецкого гражданства в 1935 году. Скандал разразился, когда по рекомендации композитора Готфрида фон Эйнема , который был членом дирекции Зальцбургского фестиваля, ему в апреле в Зальцбурге было предоставлено австрийское гражданство. 12 октября 1950 года. Австрийская общественность, однако, не была проинформирована, и когда осенью 1951 года из-за неосмотрительности об этом стало известно, последовала буря протеста. Брехт жил в Восточном Берлине с 1948 года и считался сторонником коммунистического режима Восточной Германии. [ 1 ]
Ведущие театры, прежде всего Венский Бургтеатр и театр в Йозефштадте, отныне отказались играть Брехта. Готфрид фон Эйнем был исключен из Совета Фестиваля по наущению Йозефа Клауса , губернатора Зальцбурга, за «подрыв Фестиваля». На заседании попечительского совета Зальцбургского фестиваля 31 октября 1951 года Клаус оскорбил фон Эйнема, назвав его «позором для Австрии» и «лжецом», и потребовал его немедленного увольнения. [ 2 ]
Заголовки включали «Культурная большевистская атомная бомба, сброшенная на Австрию» ( Salzburger Nachrichten ) и «Кто контрабандой провез коммунистическую лошадь в немецкий Рим?» ( «Новый фронт »). [ 3 ] Другие газеты говорили о «дьявольском поэте», «литературном порождении» и «величайшем культурном скандале Второй республики». Брехт теперь был дискредитирован на официальной культурной сцене Австрии, и сотрудничество с Зальцбургским фестивалем провалилось, хотя Готфрид фон Эйнем планировал, что Брехт возглавит «обновление фестиваля», и планировал «контр- Едерманн » для фестиваля. с 1949 года. [ 4 ]
Торберг и Вайгель
[ редактировать ]
В условиях «холодной войны» в средствах массовой информации бушевала полемическая кампания против творчества и личности Брехта, из-за чего венские театры практически не могли ставить его пьесы. Их отвергли как пропаганду Восточного блока . Пренебрежительное отношение Брехта к восстанию 17 июня 1953 года в ГДР, жестокое подавление которого советскими войсками он, очевидно, одобрял, укрепило фронт его западной оппозиции. В середине 1953 года Брехт заявил о своей солидарности с СЕПГ в письме Вальтеру Ульбрихту и Отто Гротеволю и санкционировал ее меры.
В 1954 году Ганс Вайгель и Фридрих Торберг начали кампанию против выступлений Брехта в Вене. [ 5 ] В политико-литературном журнале ФОРВМ (спонсором которого в то время была полевая организация ЦРУ «Конгресс за свободу культуры»). [ 2 ]
После исполнения оперы Брехта «Мать мужество и ее дети» в оперном театре Граца 30 мая 1958 года ФОРВМ предложил тринадцати противникам Брехта платформу под названием «Следует ли играть Брехта на Западе?» Ганс Вайгель требовал, чтобы театры избегали Брехта, а Фридрих Торберг яростно выступал против «смягчения» антикоммунистического фронта. [ 6 ]
Театральный журнал «Die Bühne» присоединился к антибрехтовской кампании, напечатав отказы театральных режиссеров Франца Штоса и Эрнста Хойссермана играть Брехта.
Гюнтер Неннинг , с другой стороны, выступал за исполнение произведений Брехта в FORVM, несмотря на определенные опасения. [ 7 ]
Те немногие голоса, которые выступали против бойкота, такие как Фридрих Хеер , были названы «криптокоммунистами». В ответ Хир назвал Ганса Вайгеля «маленьким Маккарти», за что ему был предъявлен приговор за клевету. [ 8 ]
Новый театр Ла Скала
[ редактировать ]Только Новый театр в Ла Скала, ансамбль вернувшихся эмигрантов и убежденных антифашистов (многие из них были коммунистами), расположенный в советском оккупационном секторе Вены, посвятил себя пьесам Брехта. В 1953 году под художественным руководством самого Бертольта Брехта Манфред Векверт поставил «Муттер» с Хелен Вайгель, Эрнстом Бушем и Отто Таузигом, повторную постановку берлинского ансамбля января 1951 года. Незадолго до премьеры «Театральные друзья», зрители Ла Скалы организация организовала еще один вечер Брехта, на котором выступил хор Браун-Бовери, управляемый Советским Союзом труппа исполняла песни Ханнса Эйслера. [ 9 ] Однако «Скала» была бойкотирована прессой и стала местом сражения культурной холодной войны в Австрии.
Торберг и Вайгель обвинили Скалу в постановке якобы «спектаклей коммунистической направленности». Ганс Вайгель назвал актеров «коммунистическими агентами». [ 10 ]
Когда Коммунистическая партия прекратила финансовую поддержку Ла Скала после вывода советских оккупационных властей, театр пришлось закрыть в 1956 году. Карл Парила в последний раз сыграл главную роль в «Жизни Галилея» Брехта в Ла Скала в 1956 году. Парила, его жена Гортензия Раки, режиссер театра «Скала» Вольфганг Хайнц и актриса Эрика Пеликовски затем нашли новый творческий дом в собственном театре Брехта в Берлине. Berliner Ensemble , так как в Австрии у них больше не было ангажементов.
Нарушение бойкота
[ редактировать ]В сезоне 1962/63 венский Фолькстеатр под руководством Леона Эппа впервые отважился поставить пьесу Бертольта Брехта: это была «Мать Кураж и ее дети » в постановке Густава Манкера . [ 11 ] Его театру даже предлагали деньги за отмену спектакля. [ 12 ] Ранее постановку несколько раз откладывали: сначала из-за болезни актрисы Доротеи Нефф , а совсем недавно из-за строительства Берлинской стены. Спектакль был рискованным; пресса говорила о премьере «Прорыва блокады» 23 февраля 1963 года (с Доротеей Нефф, награжденной медалью Кайнц за свое выступление, в главной роли, Фрицем Муляром в роли повара, Ульрихом Вильдгрубером в роли Швейцеркаса, Эрнстом Мейстером в роли повара армейский капеллан, Хильде Сохор в роли Иветты, Курт Совинец в роли агитатора и Паола Лёв , позже Партнер Фридриха Торберга в роли немой Катрин). Впоследствии Манкер поставил «Кавказский меловой круг» (1964), «Святую Жанну со скотного двора» (1965) и «Доброго человека из Сезуана» (1968) в Фолькстеатре, тем самым положив начало переоценке творчества Брехта. [ 13 ]
Кавказский меловой кружок (с Хильдой Сохор в роли Груше, Фрицем Муляром в роли сельского судьи Аздака и Куртом Совинцем в роли Шаувы) заслужил в 1964 году «единодушные, почти демонстративные аплодисменты самому смелому театру Вены» (Эрнст Лотар, 27 апреля 1964 года, в «Экспрессе»). ). Газета «Зальцбургер Нахрихтен» писала: «Если изгнание Брехта впервые было прервано «Материнским мужеством», то теперь, похоже, оно было отменено «Меловым кругом»», а «Die Bühne» назвала спектакль «театральным событием». . Однако «Винер Монтэг» все же увидела в пьесе «чистую марксистскую доктринальную демонстрацию» и написала: «После трех часов «удовольствия» человек покидал театр ледяным до кончиков пальцев и испытывал отвращение к таким политическим митингам на сцене. ." [ 11 ]
Другие театры
[ редактировать ]Были отдельные исключения из бойкота Брехта в театрах за пределами Вены. 30 мая 1958 года оперный театр Граца исполнил «Мать Кураж» . В 1960 году в Зальцбургском Ландестеатре Фриц Клингенбек осмелился исполнить « Доброго человека из Сезуана» Брехта . [ 14 ] В 1963 году Государственный театр Линца также поставил «Мать Кураж» . Наконец, весной 1964 года состоялись выступления «Кавказского мелового круга» в Линце и Клагенфурте.
14 декабря 1958 года в рамках гастрольного выступления Немецкого театра Берлина в Венском Концертхаусе состоялся вечер песен и декламаций. Утренник Брехта включал в себя «Песни. Стихи. Рассказы». который впервые был исполнен в Берлине 10 февраля 1957 года. Большинство венской прессы о концерте умолчали. В Volksstimme, центральном органе Австрийской коммунистической партии, Эдмунд Теодор Кауэр воспользовался вечером Брехта как возможностью раскритиковать продолжающийся бойкот Брехта». [ 15 ]
В 1966 году в венском Бургтеатре состоялся первый спектакль Брехта — «Жизнь Галилея» в постановке Курта Майзеля с Курдом Юргенсом в главной роли.
В Федеративной Республике Германии бойкот Брехта также периодически пропагандировался в 1953 году и после строительства Берлинской стены в 1961 году, но он не прижился. Мюнхенский критик Иоахим Кайзер назвал австрийский «бойкот Брехта» «выдающимся журналистским триумфом». [ 16 ]
Еще в 1973 году, в ходе отделения Forum Stadtpark от австрийского ПЕН-клуба, Альфред Коллерич и Клаус Хоффер в журнале «Manuskripte» назвали Фридриха Торберга «блокатором Брехта» и «протеже ЦРУ» , что привело к возбуждению дела о клевете.
Источники
[ редактировать ]- Курт Палм: От бойкота к признанию. Брехт и Австрия. Лёккер, Вена/Мюнхен, 1983, ISBN 3-85409-064-1.
- Йоахим Кайзер : Горячая война против крутых драм. Об антибрехтовских тезисах Торберга . В: Месяц 14 (1961).
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бойкот Брехта. Не одобряется как коммунист». В: oe1.orf.at, 16 августа 2006 г., просмотрено 7 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Маквей, Джозеф (2015). «Холодная война в кофейне: Ганс Вайгель и его кружок писателей в кафе Раймунд». Журнал австрийских исследований . 48 (3): 65–87. дои : 10.1353/oas.2015.0044 . S2CID 155180367 .
- ^ Журнал «Профиль» , 1 августа 2011.
- ^ Томас Эйкхофф: Политические аспекты биографии композитора ХХ века - Готфрид фон Эйнем. Дополнения к Архиву музыкознания, Том XLIII, 1998.
- ^ Аксман, Дэвид (2008). Фридрих Торберг: биография . Мюнхен: ЛангенМюллер. ISBN 978-3-7844-3138-3 . ОСЛК 221130663 .
- ^ Фридрих Торберг: Три вида театра. В: ФОРВМ, вып. 5, № 55/56, июль/август 1958 г.
- ^ Гюнтер Неннинг: Почему Брехта следует играть на Западе. За исполнение «Матери Кураж» в Шаушпильхаусе Граца. В: ФОРВМ, т. 5, вып. 54, 1958.
- ↑ Манфред Шойх: С полными штанами. В: derstandard.at. 11 августа 2006 г., ссылка на 7 ноября 2020 г.
- ^ Манфред Мюграуэр: Эрнст Буш в Вене. В: Объявления Общества Альфреда Клара. том. 17, № 4, декабрь 2010 г., стр. 1–13, онлайн по адресу: klahrgesellschaft.at.
- ↑ Цитируется по: Майкл Гензель: ... чтобы вызвать много слюней. В: Марсель Атце, Маркус Г. Патка (ред.): Опасности «универсальности». Фридрих Торберг 1908–1979. Еврейский музей Вены, Хольцхаузен, 2008 г., с. 121.
- ^ Jump up to: а б В поисках следов отца: художник-постановщик, режиссер, директор театра . Паулюс Манкер (2-е изд.). Вена: Амальтея. 2010. ISBN 978-3-85002-738-0 . OCLC 880004937 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ 100 лет народному театру: театр, время, история . Эвелин Шрайнер, Ульф Бирбаумер, Фолькстеатр. Вена: J&V. 1989. ISBN. 3-224-10713-8 . ОСЛК 22542027 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Брехт в Бурге» [драма Брехта в Венском Бургтеатре]. Зеркало (на немецком языке). 30 октября 1966 года . Проверено 26 января 2023 г.
- ^ Палм, Курт (1983). От бойкота к признанию: Брехт и Австрия . Вена: Лёккер. ISBN 3-85409-049-8 . ОСЛК 10224002 .
- ^ Эдмунд Теодор Кауэр: Ансамбль Брехта в Вене. В: Volksstimme, 16 декабря 1958 г.
- ^ Иоахим Кайзер: Горячая война против крутых драм. Об антибрехтовских тезисах Торберга. В: Месяц, вып. 14, 1961.