Jump to content

Бойкот Брехта в Вене

Бертольт Брехт (1948)

В рамках антикоммунистической кампании в Австрии против писателя Бертольта Брехта его произведения бойкотировались в течение десяти лет. В период с 1953 по 1963 год его произведения не ставил ни один авторитетный венский театр. Инициаторами выступили публицисты Ганс Вайгель и Фридрих Торберг, а также Бургтеатра директор Эрнст Хойссерманн .

Гражданство Брехта

[ редактировать ]

Пьесы Бертольта Брехта редко ставились в Вене в 1920-е и 1930-е годы, и даже сразу после Второй мировой войны его драмы ставились лишь изредка. Например, в 1946 году «Добрый человек из Сезуана» был показан с Паулой Вессели и Альбином Шкодой в Театре в Йозефштадте ; Рудольф Штайнбёк был режиссёром. В 1948 году Леопольд Линдтберг поставил «Мать Кураж и ее дети» в венском театре «Ла Скала» с Терезой Гизе в главной роли, а в 1952 году Фолькстеатр поставил «Трехгрошовую оперу» с Гансом Путцем и Инге Конради .

Брехт был лицом без гражданства после того, как национал-социалисты лишили его немецкого гражданства в 1935 году. Скандал разразился, когда по рекомендации композитора Готфрида фон Эйнема , который был членом дирекции Зальцбургского фестиваля, ему в апреле в Зальцбурге было предоставлено австрийское гражданство. 12 октября 1950 года. Австрийская общественность, однако, не была проинформирована, и когда осенью 1951 года из-за неосмотрительности об этом стало известно, последовала буря протеста. Брехт жил в Восточном Берлине с 1948 года и считался сторонником коммунистического режима Восточной Германии. [ 1 ]

Ведущие театры, прежде всего Венский Бургтеатр и театр в Йозефштадте, отныне отказались играть Брехта. Готфрид фон Эйнем был исключен из Совета Фестиваля по наущению Йозефа Клауса , губернатора Зальцбурга, за «подрыв Фестиваля». На заседании попечительского совета Зальцбургского фестиваля 31 октября 1951 года Клаус оскорбил фон Эйнема, назвав его «позором для Австрии» и «лжецом», и потребовал его немедленного увольнения. [ 2 ]

Заголовки включали «Культурная большевистская атомная бомба, сброшенная на Австрию» ( Salzburger Nachrichten ) и «Кто контрабандой провез коммунистическую лошадь в немецкий Рим?» ( «Новый фронт »). [ 3 ] Другие газеты говорили о «дьявольском поэте», «литературном порождении» и «величайшем культурном скандале Второй республики». Брехт теперь был дискредитирован на официальной культурной сцене Австрии, и сотрудничество с Зальцбургским фестивалем провалилось, хотя Готфрид фон Эйнем планировал, что Брехт возглавит «обновление фестиваля», и планировал «контр- Едерманн » для фестиваля. с 1949 года. [ 4 ]

Торберг и Вайгель

[ редактировать ]
Ганс Вайгель читает лекцию в венском Хофбурге по случаю Недели книги 1974 года.

В условиях «холодной войны» в средствах массовой информации бушевала полемическая кампания против творчества и личности Брехта, из-за чего венские театры практически не могли ставить его пьесы. Их отвергли как пропаганду Восточного блока . Пренебрежительное отношение Брехта к восстанию 17 июня 1953 года в ГДР, жестокое подавление которого советскими войсками он, очевидно, одобрял, укрепило фронт его западной оппозиции. В середине 1953 года Брехт заявил о своей солидарности с СЕПГ в письме Вальтеру Ульбрихту и Отто Гротеволю и санкционировал ее меры.

В 1954 году Ганс Вайгель и Фридрих Торберг начали кампанию против выступлений Брехта в Вене. [ 5 ] В политико-литературном журнале ФОРВМ (спонсором которого в то время была полевая организация ЦРУ «Конгресс за свободу культуры»). [ 2 ]

После исполнения оперы Брехта «Мать мужество и ее дети» в оперном театре Граца 30 мая 1958 года ФОРВМ предложил тринадцати противникам Брехта платформу под названием «Следует ли играть Брехта на Западе?» Ганс Вайгель требовал, чтобы театры избегали Брехта, а Фридрих Торберг яростно выступал против «смягчения» антикоммунистического фронта. [ 6 ]

Театральный журнал «Die Bühne» присоединился к антибрехтовской кампании, напечатав отказы театральных режиссеров Франца Штоса и Эрнста Хойссермана играть Брехта.

Гюнтер Неннинг , с другой стороны, выступал за исполнение произведений Брехта в FORVM, несмотря на определенные опасения. [ 7 ]

Те немногие голоса, которые выступали против бойкота, такие как Фридрих Хеер , были названы «криптокоммунистами». В ответ Хир назвал Ганса Вайгеля «маленьким Маккарти», за что ему был предъявлен приговор за клевету. [ 8 ]

Новый театр Ла Скала

[ редактировать ]

Только Новый театр в Ла Скала, ансамбль вернувшихся эмигрантов и убежденных антифашистов (многие из них были коммунистами), расположенный в советском оккупационном секторе Вены, посвятил себя пьесам Брехта. В 1953 году под художественным руководством самого Бертольта Брехта Манфред Векверт поставил «Муттер» с Хелен Вайгель, Эрнстом Бушем и Отто Таузигом, повторную постановку берлинского ансамбля января 1951 года. Незадолго до премьеры «Театральные друзья», зрители Ла Скалы организация организовала еще один вечер Брехта, на котором выступил хор Браун-Бовери, управляемый Советским Союзом труппа исполняла песни Ханнса Эйслера. [ 9 ] Однако «Скала» была бойкотирована прессой и стала местом сражения культурной холодной войны в Австрии.

Торберг и Вайгель обвинили Скалу в постановке якобы «спектаклей коммунистической направленности». Ганс Вайгель назвал актеров «коммунистическими агентами». [ 10 ]

Когда Коммунистическая партия прекратила финансовую поддержку Ла Скала после вывода советских оккупационных властей, театр пришлось закрыть в 1956 году. Карл Парила в последний раз сыграл главную роль в «Жизни Галилея» Брехта в Ла Скала в 1956 году. Парила, его жена Гортензия Раки, режиссер театра «Скала» Вольфганг Хайнц и актриса Эрика Пеликовски затем нашли новый творческий дом в собственном театре Брехта в Берлине. Berliner Ensemble , так как в Австрии у них больше не было ангажементов.

Нарушение бойкота

[ редактировать ]

В сезоне 1962/63 венский Фолькстеатр под руководством Леона Эппа впервые отважился поставить пьесу Бертольта Брехта: это была «Мать Кураж и ее дети » в постановке Густава Манкера . [ 11 ] Его театру даже предлагали деньги за отмену спектакля. [ 12 ] Ранее постановку несколько раз откладывали: сначала из-за болезни актрисы Доротеи Нефф , а совсем недавно из-за строительства Берлинской стены. Спектакль был рискованным; пресса говорила о премьере «Прорыва блокады» 23 февраля 1963 года (с Доротеей Нефф, награжденной медалью Кайнц за свое выступление, в главной роли, Фрицем Муляром в роли повара, Ульрихом Вильдгрубером в роли Швейцеркаса, Эрнстом Мейстером в роли повара армейский капеллан, Хильде Сохор в роли Иветты, Курт Совинец в роли агитатора и Паола Лёв , позже Партнер Фридриха Торберга в роли немой Катрин). Впоследствии Манкер поставил «Кавказский меловой круг» (1964), «Святую Жанну со скотного двора» (1965) и «Доброго человека из Сезуана» (1968) в Фолькстеатре, тем самым положив начало переоценке творчества Брехта. [ 13 ]

Кавказский меловой кружок (с Хильдой Сохор в роли Груше, Фрицем Муляром в роли сельского судьи Аздака и Куртом Совинцем в роли Шаувы) заслужил в 1964 году «единодушные, почти демонстративные аплодисменты самому смелому театру Вены» (Эрнст Лотар, 27 апреля 1964 года, в «Экспрессе»). ). Газета «Зальцбургер Нахрихтен» писала: «Если изгнание Брехта впервые было прервано «Материнским мужеством», то теперь, похоже, оно было отменено «Меловым кругом»», а «Die Bühne» назвала спектакль «театральным событием». . Однако «Винер Монтэг» все же увидела в пьесе «чистую марксистскую доктринальную демонстрацию» и написала: «После трех часов «удовольствия» человек покидал театр ледяным до кончиков пальцев и испытывал отвращение к таким политическим митингам на сцене. ." [ 11 ]

Другие театры

[ редактировать ]

Были отдельные исключения из бойкота Брехта в театрах за пределами Вены. 30 мая 1958 года оперный театр Граца исполнил «Мать Кураж» . В 1960 году в Зальцбургском Ландестеатре Фриц Клингенбек осмелился исполнить « Доброго человека из Сезуана» Брехта . [ 14 ] В 1963 году Государственный театр Линца также поставил «Мать Кураж» . Наконец, весной 1964 года состоялись выступления «Кавказского мелового круга» в Линце и Клагенфурте.

14 декабря 1958 года в рамках гастрольного выступления Немецкого театра Берлина в Венском Концертхаусе состоялся вечер песен и декламаций. Утренник Брехта включал в себя «Песни. Стихи. Рассказы». который впервые был исполнен в Берлине 10 февраля 1957 года. Большинство венской прессы о концерте умолчали. В Volksstimme, центральном органе Австрийской коммунистической партии, Эдмунд Теодор Кауэр воспользовался вечером Брехта как возможностью раскритиковать продолжающийся бойкот Брехта». [ 15 ]

В 1966 году в венском Бургтеатре состоялся первый спектакль Брехта — «Жизнь Галилея» в постановке Курта Майзеля с Курдом Юргенсом в главной роли.

В Федеративной Республике Германии бойкот Брехта также периодически пропагандировался в 1953 году и после строительства Берлинской стены в 1961 году, но он не прижился. Мюнхенский критик Иоахим Кайзер назвал австрийский «бойкот Брехта» «выдающимся журналистским триумфом». [ 16 ]

Еще в 1973 году, в ходе отделения Forum Stadtpark от австрийского ПЕН-клуба, Альфред Коллерич и Клаус Хоффер в журнале «Manuskripte» назвали Фридриха Торберга «блокатором Брехта» и «протеже ЦРУ» , что привело к возбуждению дела о клевете.

Источники

[ редактировать ]
  • Курт Палм: От бойкота к признанию. Брехт и Австрия. Лёккер, Вена/Мюнхен, 1983, ISBN 3-85409-064-1.
  • Йоахим Кайзер : Горячая война против крутых драм. Об антибрехтовских тезисах Торберга . В: Месяц 14 (1961).
[ редактировать ]
  1. ^ «Бойкот Брехта. Не одобряется как коммунист». В: oe1.orf.at, 16 августа 2006 г., просмотрено 7 ноября 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Маквей, Джозеф (2015). «Холодная война в кофейне: Ганс Вайгель и его кружок писателей в кафе Раймунд». Журнал австрийских исследований . 48 (3): 65–87. дои : 10.1353/oas.2015.0044 . S2CID   155180367 .
  3. ^ Журнал «Профиль» , 1 августа 2011.
  4. ^ Томас Эйкхофф: Политические аспекты биографии композитора ХХ века - Готфрид фон Эйнем. Дополнения к Архиву музыкознания, Том XLIII, 1998.
  5. ^ Аксман, Дэвид (2008). Фридрих Торберг: биография . Мюнхен: ЛангенМюллер. ISBN  978-3-7844-3138-3 . ОСЛК   221130663 .
  6. ^ Фридрих Торберг: Три вида театра. В: ФОРВМ, вып. 5, № 55/56, июль/август 1958 г.
  7. ^ Гюнтер Неннинг: Почему Брехта следует играть на Западе. За исполнение «Матери Кураж» в Шаушпильхаусе Граца. В: ФОРВМ, т. 5, вып. 54, 1958.
  8. Манфред Шойх: С полными штанами. В: derstandard.at. 11 августа 2006 г., ссылка на 7 ноября 2020 г.
  9. ^ Манфред Мюграуэр: Эрнст Буш в Вене. В: Объявления Общества Альфреда Клара. том. 17, № 4, декабрь 2010 г., стр. 1–13, онлайн по адресу: klahrgesellschaft.at.
  10. Цитируется по: Майкл Гензель: ... чтобы вызвать много слюней. В: Марсель Атце, Маркус Г. Патка (ред.): Опасности «универсальности». Фридрих Торберг 1908–1979. Еврейский музей Вены, Хольцхаузен, 2008 г., с. 121.
  11. ^ Jump up to: а б В поисках следов отца: художник-постановщик, режиссер, директор театра . Паулюс Манкер (2-е изд.). Вена: Амальтея. 2010. ISBN  978-3-85002-738-0 . OCLC   880004937 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  12. ^ 100 лет народному театру: театр, время, история . Эвелин Шрайнер, Ульф Бирбаумер, Фолькстеатр. Вена: J&V. 1989. ISBN.  3-224-10713-8 . ОСЛК   22542027 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  13. ^ «Брехт в Бурге» [драма Брехта в Венском Бургтеатре]. Зеркало (на немецком языке). 30 октября 1966 года . Проверено 26 января 2023 г.
  14. ^ Палм, Курт (1983). От бойкота к признанию: Брехт и Австрия . Вена: Лёккер. ISBN  3-85409-049-8 . ОСЛК   10224002 .
  15. ^ Эдмунд Теодор Кауэр: Ансамбль Брехта в Вене. В: Volksstimme, 16 декабря 1958 г.
  16. ^ Иоахим Кайзер: Горячая война против крутых драм. Об антибрехтовских тезисах Торберга. В: Месяц, вып. 14, 1961.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c1455a15f8255c9340f7a19becc7d0f__1690698480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/0f/4c1455a15f8255c9340f7a19becc7d0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brecht boycott in Vienna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)