Шаффхаузен оникс

— Оникс Шаффхаузена это древняя камея , одна из самых важных эпохи Августа резных фигурок из твердого камня , а теперь один из самых ярких экспонатов, выставленных в Музее цу Аллерхейлиген в Шаффхаузене , Швейцария. [ 1 ] В 13 веке камея была украшена богато украшенной золотой и серебряной оправой, а также медальоном на реверсе. [ 2 ]
На овальном горельефе размером 9,5 на 8 см (3,7 на 3,1 дюйма) изображена богиня, либо Пакс Августа , либо, возможно, Фелиситас , стоящая босиком и опирающаяся на постамент с рогом изобилия в левой руке и кадуцеем в правой. Pax Augusta символизирует мир в Римской империи , а Felicitas олицетворяет удачу и процветание. Она носит драгоценный камень на шее и венок из лавровых и дубовых листьев на голове. В римской религиозной символике эти знаки обозначают победу и спасение жизней граждан (см. corona civica ).
Весь каменный кусок размером 15,5 на 13 см (6,1 на 5,1 дюйма) теперь датируется первой половиной I века нашей эры, а установка, как полагают, была сделана около 1240 года. [ 3 ] Он вырезан из слоистого сардоникса , разновидности кварца . Рельефное изображение вырезано из трех слоев разного цвета (темный-светлый-темный). Сине-коричневый оникс, вероятно, изначально использовался как брошь. Следы фурнитуры для этого можно увидеть на обратной стороне драгоценного камня. [ 4 ]
Он имеет музейный инвентарный номер 16375 и расположен в центре Кройцзаала на 2-м этаже северного крыла. До обновления постоянной коллекции в 2010 году она выставлялась в «Сокровищнице» Михаэльскапелле в хоровой зоне. [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]Камео
[ редактировать ]Лицо фигуры изображено в профиль, голова и глаза слегка повернуты вниз, а короткие волосы забраны назад. Она носит прозрачное платье до пола, подпоясанное под грудью, с обнаженным правым плечом. Тяжелая тканевая одежда накинута на ее бедра и удерживается правой рукой на постаменте.
Камея имеет более позднюю золотую оправу с 54 драгоценными, полудрагоценными камнями, а также жемчугом; в основном это сапфир , бирюза, гранат и лазурит , три из которых отсутствуют. Под определенными ракурсами в золотом ободке можно увидеть несколько фигур орлов и львов.
Заметно, что окантовка драгоценными камнями выполнена очень ровно. В каждой четверти дуги розетки находится по четыре одинаковых камня, всего 16 штук. Таким образом, три таких внутренних ряда составляют 48 штук, а внешний венок поочередно удерживает разные камни, всего также 16 штук. Кроме того, в каждом чехле поочередно размещено по 16 маленьких бусин.
Медальон сокольничьего
[ редактировать ]
Спина представляет собой позолоченную серебряную пластину, на которой выгравирована стоящая фигура, возможно, рыцарь «в длинном плиссированном домашнем платье с плащом и нагрудником, цветочным венком на голове и соколом на левой руке в перчатке». . [ 6 ] Фон заполнен ромбами и крестообразными устройствами. Надпись гласит: ✠COMITIS LVDIWICI DE VROBURC, или «(владение) графа Людвига Фробургского », с первым крестом в качестве призыва. Текст начинается сверху и проходит по часовой стрелке вокруг сокольничьего, высота кепки составляет 5–6 миллиметров (0,20–0,24 дюйма). Этот текст, вероятно, был изменен в 16 веке, чтобы скрыть право собственности. Изменения внесены путем замены существующих заглавных букв дополнительными строками на другие буквы, что, однако, не имеет смысла. Измененный текст: ✠OOMETRS DWDDIWIOI DE VKOBUKO. Тем не менее, исходное письмо вполне можно реконструировать. [ 4 ]
Изображение в виде сокольничьего охотника подошло бы Фридриху II , территория которого включала Сицилию, поскольку он владел соколами и написал книгу De arte venandi cum avibus («Об искусстве охоты с птицами»), но, вероятно, изображает графа Людовика (или Людвига) III. или его сын, граф Людовик IV. Также возможно, что гравюры были работой последующих поколений: сокольничий как старейший элемент дизайна появился тогда при императоре Фридрихе II, а надпись - при графе Людовике III или IV. В этом случае изображенный человек может представлять тогдашнего владельца Фридриха II, [ 6 ] несмотря на то, что в надписи подразумевалось, что это было изображение одного из двух графов.
Печати, используемые Людовиком III (умер в 1256/1259 г.) и Людовиком IV, имеют тот же дизайн, но с дополнительным словом SIGILLVM.

История владения
[ редактировать ]Сейчас невозможно определить происхождение или автора камеи, а также способ, которым драгоценный камень попал во владение Фридриха II, самого раннего известного на сегодняшний день владельца. Фридрих II имел обширные владения и живой интерес к искусству. По словам Кеттлера, золотая оправа, возможно, была добавлена в мастерской в Страсбурге, что является знаком уважения, с которым тогда относились к таким древностям.
По словам Кнопфли, еще одним владельцем назывался Людовик III или Людовик IV из Фробурга. [ 7 ] Bildindex der Kunst und Architektur считает это «добычей битвы при Внуке ». [ 8 ] В 1279 году камея, включая золотую оправу и гравюру на оборотной стороне, перешла во владение вдовы Генриха III, господина фон Раппольштейна , в дар или по наследству. она поступила в монастырь Паради В том же году [ 4 ]
С Реформацией сокровища и архивы монастыря, в том числе камея, перешли в муниципальную собственность. Его можно проследить в городских архивах, начиная с 1616 года по описанию Ein Goldin Klainot mit Edelgestainen Versetz NN genandt («золотой драгоценный камень в оправе из драгоценных камней, названный NN»); начиная с 1740 года его называют просто «Оникс». В 1799 году историк Йоханнес фон Мюллер хранил его в своем письменном столе. После утраты Шаффхаузеном статуса города оникс перешёл во владение кантона и находился в государственных архивах. Несмотря на несколько привлекательных запросов на покупку, она не была продана и с 1928 года находилась в постоянном пользовании на выставке Музея цу Аллерхейлиген. [ 4 ] [ 5 ] С тех пор он покинул музей только для выставки Священной Римской империи в Художественно-историческом музее Магдебурга в 2006 году.
Оценка
[ редактировать ]Драгоценный камень полностью соответствует традициям греческого и римского мастерства. На протяжении многих столетий можно встретить подобные изображения, лишь незначительно отличающиеся друг от друга. [ 9 ] Техника гравировки камей, вероятно, зародившаяся в арабском мире, была перенята и разнообразна древними мастерами. Вместо агата позже они использовали другие слоистые камни, которые при правильной обработке создают впечатляющие произведения искусства в самом маленьком пространстве.
Работа ювелира, вероятно, из страсбургской мастерской, сравнима со многими другими произведениями того времени как по оборудованию, так и по мастерству исполнения. Его можно сравнить с произведениями сакрального искусства, а также с так называемым Wettinger Prachtkreuz или процессийным крестом из аббатства Веттинген-Мерерау , имеющим такое же внешнее украшение. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Средневековая имперская история в великолепии ценнейших экспонатов. Отрывок из выставки «Священная Римская империя немецкой нации с 962 по 1806 год. Часть 1: От Оттона Великого до конца средневековья». В Wayback Machine (архивировано 13 мая 2016 г.) Музей истории культуры Магдебурга , стр. 287.
- ^ Лиз Браат; Джорджия Пассаро, ред. (2015). Страсбург 1200–1230, Готическая революция . Страсбург. п. 294. ИСБН 978-2-35125-137-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мартина Юнгханс (2006). «Оникс Шаффхаузена». У Матиаса Пуле; Клаус-Петер Хассе (ред.). Священная Римская империя немецкой нации 962-1806 гг. От Оттона Великого до конца Средневековья . Дрезден. п. 287. ИСБН 3-937602-59-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Вильфрид Кеттлер (1997). Корпус средневековых швейцарских надписей . Том. 4. Берлин: де Грюйтер. п. 75. ИСБН 3-7278-1122-6 .
- ^ Jump up to: а б Вальтер Ульрих Гайан (1982). Экскурсия по Музею Всех Святых . Музей Всех Святых, Шаффхаузен. стр. 55, 57. ISBN. 7-100-10361-4 .
- ^ Jump up to: а б Пол Ганц (1899). История геральдического искусства в Швейцарии в XII веке. и XIII. век . Фрауэнфельд, Дж. Хубер. п. 102.
- ^ Альберт Кнопфли (1953). «Оникс в Музее Всех Святых Шаффхаузене». Вклад Шаффхаузена . 30 :5–107.
- ^ «Указатель домашних изображений — Указатель изображений искусства и архитектуры — Указатель домашних изображений» . bildindex.de . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «Представление греческого произведения II века до нашей эры» . Птолемеевская принцесса со скипетром и двойным рогом изобилия с диадемой, сердоликом и золотой оправой с гранатами и зеленым стеклом.
- ^ Герман Филлиц (1979). «Лекционный крест». В офисе правительства земли Нижней Австрии (ред.). Время первых Габсбургов. Соборы и монастыри 1279-1379 гг . п. 479.
Дальнейшие ссылки
[ редактировать ]- Хойзер, Ханс-Йорген (1974). Ювелирное дело Верхнего Рейна в эпоху Высокого Средневековья . Берлин: Немецкая ассоциация искусствоведческих исследований. ISBN 978-3-87157-041-4 .
- Оэри, Иоганн Якоб (1882). Оникс Шаффхаузена . Юбилейное издание Историко-антикварного общества Шаффхаузена. Цюрих: Джей Джей Хофер Верлаг.
- Волленвейдер, Мария-Луиза (1971). «Оникс в Шаффхаузене». Гельвеция Археологика . 2 : 78–89.
Внешние ссылки
[ редактировать ]