Корнелис де Хаутман
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2008 г. ) |
Корнелис де Хаутман | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 11 сентября 1599 г. | (34 года)
Национальность | Голландская Республика |
Занятие | Исследователь |
Работодатель | Компания Фар |
Родственники | Фредерик де Хаутман (брат) |
Корнелис де Хаутман (2 апреля 1565 — 11 сентября 1599) — голландский торговый моряк, командовавший первой голландской экспедицией в Ост-Индию . [1] Хотя путешествие было трудным и принесло лишь скромную прибыль, Хаутман показал, что монополия Португалии на торговлю пряностями уязвима. Последовал шквал голландских торговых путешествий, который в конечном итоге привел к вытеснению португальцев и установлению голландской монополии на торговлю пряностями в Ост-Индии. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Корнелис де Хаутман родился в 1565 году в Гауде, Южная Голландия . Его отец, Питер де Хаутман, был пивоваром. У Корнелиса был младший брат Фредерик де Хаутман , родившийся в 1571 году, и две сестры.
В 1592 году богатый двоюродный брат Хаутмана Рейнье Пау и несколько других преуспевающих купцов в Амстердаме основали компанию Compagnie van Verre для финансирования голландской торговой экспедиции в Ост-Индию. Их первоначальным вдохновением послужила публикация серии карт, на которых был показан путь в Ост-Индию. Эти карты были предоставлены известным голландским картографом Петром Планциусом , который указал, что получил их от королевского космографа Испании Бартоломео де Лассо. [3]
В том же году Пау отправил Хаутмана в Лиссабон вместе со своим братом Фредериком. Неясно, вел ли Хаутман законный бизнес в Португалии или выступал в первую очередь в качестве коммерческого шпиона для сбора информации о торговле португальскими специями в Ост-Индии. Пока их не было, в Амстердам вернулся другой голландский купец, Ян Гюйген ван Линшотен , проведя почти девять лет в Гоа . Он привез с собой обширную информацию о регионе, включая важные подробности о мореплавании и торговле пряностями. [4]
Путешествие
[ редактировать ]Торговцы решили, что Бантам предоставляет лучшую возможность купить специи. 2 апреля 1595 года из Амстердама вышли четыре корабля: « Маврикий» , «Амстердам» , «Голландия» и « Дуифье» . [5]

С самого начала путешествие было сопряжено с трудностями. цинга Всего через несколько недель из-за нехватки продовольствия разразилась . На Мадагаскаре , где планировалась краткая остановка, пришлось похоронить семьдесят один человек. 71 из 248 моряков умер, в основном от цинги. Мадагаскарская бухта, где они стояли на якоре, теперь известна как Голландское кладбище. После смерти одного из шкиперов между капитанами и торговцами вспыхнули ссоры, один был заключен на борт и заперт в своей каюте. [6] В июне 1596 года корабли наконец прибыли в Бантен , северо-западный порт на острове Ява . Ян Гюйген ван Линшотен велел им проходить не через Малаккский пролив , который контролировался португальцами, а через Зондский пролив .
Де Хаутман был представлен султану Бантена , который сразу же заключил оптимистичный договор с голландцами, написав: «Мы очень довольны тем, что имеем постоянный союз и дружбу с Его Высочеством принцем Морисом Нассау из Нидерландов и с вы, господа». Местные португальские торговцы стали очень подозрительными, когда Де Хаутман не купил черный перец, и захотели дождаться следующего урожая. К сожалению, Де Хаутман проявил недипломатичность и оскорбил султана, и ему отказали за «грубое поведение», так как он вообще не смог купить специи.
Затем корабли направились на восток в Мадуру , но по пути были атакованы пиратами. В Мадуре их приняли мирно, но Де Хаутман приказал своим людям жестоко атаковать и изнасиловать гражданское население в отместку за несвязанное с ним ранее пиратство. [7]
Затем корабли отплыли на Бали и встретились с королем острова. 26 февраля 1597 года им удалось раздобыть несколько горшочков перца. Двое членов экипажа остались на острове. В Бавеане один из кораблей «Амстердам» был намеренно подожжен, и команда разделилась на три других корабля. Когда морякам надоело изнурительное плавание, было решено не идти на Молуккские острова и вернуться в Голландию. В тот вечер погиб еще один из шкиперов. Де Хаутмана обвинили в его отравлении. [6]
Португальские корабли не позволили им доставить воду и припасы на остров Святой Елены . Из 249 человек экипажа вернулись только 87, слишком слабые, чтобы самостоятельно швартовать свои корабли.
Смерть
[ редактировать ]Хотя эта поездка обернулась гуманитарной катастрофой и, вероятно, финансово окупилась, это была символическая победа. Это можно рассматривать как начало голландской колонизации Индонезии. В течение пяти лет еще 65 голландских кораблей отправились на восток для торговли. Вскоре голландцы полностью возьмут на себя торговлю пряностями в Индийском океане и вокруг него.
Во время своего второго путешествия на Восток в 1599 году в составе другой роты Де Хаутман и его войска прибыли в Ачех . Султан принял его мирно, пока де Хаутман не оскорбил его. Он уже столкнулся с Бантенским султанатом на северо-западе Явы еще до своего прибытия в Ачех и, чувствуя себя высокомерным, обострил ситуацию, бросив вызов султану. Это привело к его поражению от руки дочери султана, адмирала Кемалахайати , и ее армии Инонг Бали. [8]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Новия, Айсия (16 августа 2021 г.). «Фигура Корнелиса де Хаутмана, который стал причиной колонизации Индонезии голландцами» . ДетикЭду (на индонезийском языке) . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Нингсих, Видья Лестари (16 сентября 2023 г.). «Почему ЛОС пыталась изгнать португальцев из Малакки» . Компас (на индонезийском языке) . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Массельман, 1963, стр. 61-68
- ^ Массельман, 1963, стр. 71-76
- ^ «Перевозки Голландской Ост-Индской компании между Нидерландами и Азией в 1595–1795 годах» . Huygens.knaw.nl . Гюйгенс ИНГ . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сварт 2007 , стр. 1–31.
- ^ Винчестер 2003 , с. 17.
- ^ «Корнелис и Фредерик де Хаутман | Голландские исследователи» . Британская энциклопедия . Проверено 22 апреля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]Английский
- де Йонг, К. (1995). «Первое голландское путешествие в Ост-Индию, 1595-97: начало новой колониальной эпохи» . Ежеквартальный бюллетень Южноафриканской библиотеки . 49 (4) – через EBSCO.
- Деккер, Э. (1987). «Ранние исследования южного небесного неба» . Анналы науки . 44 (5): 439–470. Бибкод : 1987AnSci..44..439D . дои : 10.1080/00033798700200301 . ISSN 0003-3790 .
- Howgego, Раймонд Джон, изд. (2003). «Хаутман, Корнелис». Энциклопедия исследований до 1800 года . Дом Хордерна. стр. 520–521. ISBN 1875567364 .
- Массельман, Джордж (1963). Колыбель колониализма . Издательство Йельского университета.
- Сварт, Фред (декабрь 2007 г.). «Ламберт Бисман (1573–1601) из Общества торговцев-авантюристов» (PDF) . Журнал Общества Хаклюйт : 1–31.
- Винчестер, С. (2003). Кракатау: день, когда мир взорвался, 27 августа 1883 года . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 9780066212852 .
- «Корнелиус Хаутман» . Исследователи и первооткрыватели мира . Детройт, Мичиган: ГЕЙЛ. 1993.
Голландский
- Де Хаутман, К. (1597). История «Рейса» голландских кораблей (на голландском языке). Мидделбург: Лангенес. ISBN 9780141926230 . OCLC 225344915 .
- Леуп, П. (1868). Путешествие голландцев на Юг (на голландском языке). Амстердам: Хюлст ван Кёльн. OCLC 71447539 .
- Руффаер, Г.; Эйзерман Дж., ред. (1915). Первое путешествие корабля (на голландском языке). Том. 1. Гаага: Нийхофф . OCLC 1042910864 .
- Руффаер, Г.; Эйзерман Дж., ред. (1925). Первая отгрузка (на голландском языке). Полный. 2. Гаага: Нийхофф . ОСЛК 1043001128 .
- Руффаер, Г.; Эйзерман Дж., ред. (1929). Первое путешествие корабля (на голландском языке). Том. 3. Гаага: Нийхофф . OCLC 1042945897 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Корнелиса де Хаутмана в Библиотеке наследия биоразнообразия (на латыни)
- Работы о Корнелисе де Хаутмане в Открытой библиотеке (на голландском языке)
- Работы Корнелиса де Хаутмана или о нем в Internet Archive