Голуби
![]() Реплика Дуйфкена 1999 года в 2006 году. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Голуби |
Запущен | 1595 |
Судьба | Осужден без ремонта в июле 1608 года в Тернате. |
Общие характеристики | |
Смещение | 110 тонн |
Длина | 65,4 футов (19,9 м) |
Луч | 19,7 футов (6,0 м) |
Черновик | 8 футов (2,4 м) |
Движение | Плыть |
Скорость | 7 узлов (13 км/ч; 8,1 миль в час) |
Вооружение | 8 пушек |
Голуби ( Голландское произношение: [ˈdœy̯f.kən] ; Little Dove), также в форме Duifje или пишется Duifken или Duijfken , — небольшой корабль, построенный в Голландской республике . Это был быстрый, легковооруженный корабль, вероятно, предназначенный для мелководья, небольших ценных грузов, доставки сообщений, отправки провизии или каперских операций. [1] Тоннаж «Дюйфкена» оценивается в 25–30 ластанов (50–60 тонн). [2] : 14
В 1606 году во время открытия из Бантама (Бантена), Ява , под командованием Виллема Янсзуна , она столкнулась с материковой частью Австралии. [3] Янсзуну приписывают первую подтвержденную высадку европейцев в Австралии. [4] В 1608 году корабль был поврежден и не подлежал ремонту.
Копия в 1999 году Duyfken была построена в Австралии и спущена на воду . [5]
Путешествия
[ редактировать ]В 1595 году корабль по имени Дуйфкен отправился в первую экспедицию в Бантам . После возвращения в августе 1597 года этот корабль был переименован в Оверэйсел и также участвовал во второй и четвертой экспедиции в Ост-Индию. [1]
23 апреля 1601 года другой корабль по имени Дуйфкен отплыл из Текселя в качестве яхты или разведчика под командованием шкипера Виллема Корнелиса Схоутена к островам специй . Достигнув Бантама, «Молукканский флот», состоящий из пяти кораблей, включая «Дюфкен» под командованием адмирала Вольферта Харменса, столкнулся с блокирующим флотом португальских кораблей общей численностью восемь галеонов и двадцать две галеры. Они вступили с этим флотом в периодические сражения ( битва при Бантаме ), отогнав их в первый день нового 1602 года. Таким образом, бесспорному доминированию иберийцев ( португальцев и испанцев) в торговле пряностями в Европу был положен конец.
Флот был принят в Бантаме теплый прием, был произведен ремонт повреждений, нанесенных в бою, а также проведено обследование Джакартского залива, где голландцы позже построят Батавию , свою столицу в Индии. Затем, направляясь через Тубан , Восточная Ява, к острову специй Тернате , гвоздику на борт погрузили , и корабль вернулся в Банду за грузом мускатного ореха .

Затем Дюйфкен был отправлен в исследовательское путешествие на восток, когда недавно сформированная Голландская Ост-Индская компания ( голландский : Vereenigde Oostindische Compagnie , обычно сокращенно VOC) получила от голландского правительства монополию на торговлю с Островами специй. На пути домой из Индии Дюйфкен был отделен от более крупных кораблей во время шторма у мыса Игольный на юге Африки и достиг Флашинга в апреле 1603 года. [2] : 14 на два месяца раньше, чем у более крупных кораблей.
18 декабря 1603 года Дюйфкен с Виллемом Янсзоном в качестве шкипера отправился во второе путешествие в Индию на флоте VOC Стивена ван дер Хагена . Флот VOC захватил португальский корабль в Мозамбикском проливе и направился к островам специй через Гоа , Каликут , Пегу и, наконец, достиг Бантама, Ява, в канун Нового 1604 года.
В 1605 году Дюфкен форт Ван Верре в Амбоне входил в состав флота, который отбил у португальцев на островах Пряностей. Затем ее отправили в Бантам, Ява, за срочно необходимыми продуктами.
В 1605 году Голландская Ост-Индская компания (VOC) отправила Дюйфкена под командованием Виллема Янсзона на поиск торговых возможностей в «южных и восточных землях» за пределами самых дальних уголков их известного мира. Виллем Янсзон повел корабль на юго-восток от Банды до островов Кей , затем вдоль южного побережья Новой Гвинеи , огибая к югу мелководье вокруг мыса Ложный (Ириан-Джая), а затем продолжая путь с востока на юго-восток.

В начале 1606 года Янсзон встретил и затем нанес на карту берега австралийского полуострова Кейп-Йорк . [6] [7] Корабль достиг берега реки Пеннефатер в заливе Карпентария . Это первое достоверное наблюдение Австралии европейцами, а также первая достоверная высадка европейцев на австралийскую землю. [8] Впервые европейской науке-географии были известны все обитаемые континенты мира. Корабль вернулся в Бантам.
В 1607 году Дюйфкен , возможно, совершил второе путешествие на восток, в Австралию. Позже в том же году ее отправили на Яву для доставки припасов для осажденной голландской крепости на Тернате. В феврале или марте 1608 года Дюйфкен занимался охотой на китайские джонки к северу от Тернате . [9] : 311–312
В мае 1608 года корабль вступил в пятичасовой бой с тремя испанскими галерами. [2] В июне ее отправили с более крупными кораблями для захвата крепости Таффасо на острове Макиан . Месяц спустя ее доставили на риф Тернате для ремонта. Судя по всему, его перетащили на бок для ремонта днища, но это привело к дальнейшим повреждениям, и корабль был признан не подлежащим ремонту.
Реплика
[ редактировать ]
Проект реплики Дюфкена был основан австралийским историком голландского происхождения Майклом Джоном Янгом. [10] Янг узнал о Дуйфкене еще в 1976 году и активно лоббировал проект новой копии после запуска копии Endeavour во Фримантле, Австралия, в середине 1990-х годов.
Комитет Duyfken Replica был основан в 1995 году Майклом Янгом и бывшим журналистом Джеймсом Хендерсоном. Это привело к созданию группы «Друзья Дуйфкена», а затем, в конечном итоге, Фонда реплик Дуйфкена 1606 года. Первоначально фонд возглавлял предприниматель Майкл Дж. Кайлис из Перта, который руководил сбором бюджета строительства в размере 3,5 миллионов долларов.
27 марта 1997 года наследный принц Нидерландов Уильям-Александр заложил киль копии Дуйфкена на верфи реплик Дуйфкена перед Морским музеем Фримантла во Фримантле, Западная Австралия.

Полноразмерная репродукция Дуйфкена была построена «Фондом реплик Дуйфкена 1606» совместно с Морским музеем Западной Австралии и запущена в эксплуатацию 24 января 1999 года во Фримантле . Затем она предприняла экспедицию в Банду в Индонезии и отправилась в реконструктивное путешествие к реке Пеннефатер в Квинсленде. Затем, чтобы отметить 400-летие Объединенной голландской Ост-Индской компании (VOC), корабль отплыл из Сиднея в Квинсленд , Индонезию , Шри-Ланку , Маврикий , Южную Африку, Намибию и, наконец, Тексель в Нидерландах. Затем корабль совершил шестимесячный выставочный тур по Нидерландам. Находясь в Нидерландах, пол трюма заменили старинным голландским кирпичом .
История строительства копии и основных путешествий корабля опубликована в книге «Через самые темные моря» бывшего директора проекта и председателя Фонда реплик Дюфкена 1606 года Грэма Кокс. [11]
В течение некоторого периода в 2005 году Duyfken стоял у причала рядом с пивоварней Old Swan Brewery на реке Суон в Перте, Западная Австралия . Реплика была открыта для посещения публикой.
В 2006 году Западная Австралия сыграла большую роль в праздновании 400-летия визита первого в Дюйфкена Австралию. Национальная группа под названием Австралия на карте: 1606–2006 гг. [а] был сформирован в ознаменование прибытия Дюфкена. [12] и отметить эту важную веху в истории Австралии, выразив признательность всем, кто следовал за ней и внес свой вклад в картографирование австралийского побережья.
«Дуйфкен» стоял на стоянке в Морском музее Квинсленда в Саутбэнке, Брисбен, Квинсленд , до начала 2011 года, а затем был выставлен на обозрение в Австралийском национальном морском музее в Сиднее. В 2012 году она вернулась во Фримантл.
В ноябре 2020 года Фонд объявил, что Дуйфкен вернется в Австралийский национальный морской музей. Ограничения на поездки из-за пандемии COVID-19 не позволили экипажу отправиться из Нового Южного Уэльса во Фримантл, чтобы отправиться на корабль, поэтому его перевезли на более крупном судне в Ньюкасл , а затем отплыли оттуда в Сидней, прибыв туда 22 декабря 2020 года. [13] [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Теперь «Австралия на карте», подразделение Австралазийского гидрографического общества.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "De Eerste Expeditie naar Indië" [Первая экспедиция в Индию] (на голландском языке). Арье Саксоно. 2007. Архивировано из оригинала 30 января 2020 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Матч, Томас Дэвис (1942). Первое открытие Австралии; С отчетом о путешествии «Дюйфкена» и карьере капитана Виллема Янса . Сидней: Томас Дэвис Матч. OCLC 1058014886 . Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 года . Проверено 5 апреля 2020 г. - через Project Gutenberg Australia .
- ^ ван Хайсти, Марит (1995). На яхте «Дюйфкен» (1601 г.): первый известный европейский корабль, исследовавший австралийское побережье (PDF) . Западно-Австралийский музей (отчет). Отдел морской археологии Морской музей Западной Австралии. Архивировано (PDF) из оригинала 14 февраля 2019 г. Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ Герритсен, Руперт ; Уэнсли, Пенелопа ; Руигрок, Аннемике; Гиварра, Питер; Шиэн, Колин; Макхью, Эван; Карнтин, Джек Спир; Кокс, Грэм; Уортон, Джефф; Австралия на карте ; Западно-Австралийский музей ; Нидерланды, Посольство (Австралия) (2015 г.). Западно-Австралийский музей (ред.). Дуйфкен: открытие Мемориала первого контакта в Мапуне, Квинсленд (PDF) (2-е изд.). Посольство Королевства Нидерландов, Канберра и Совет графства аборигенов мапунов. ISBN 978-1-925040-13-5 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 апреля 2020 г. Проверено 7 апреля 2020 г.
- ^ Кеннеди, Шэрон (5 сентября 2016 г.). «Копия первого зарегистрированного корабля, посетившего австралийские доки в Банбери» . Австралийская радиовещательная корпорация . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года . Проверено 7 апреля 2020 г.
- ^ «Янсзон картирует северное побережье Австралии» . Национальный музей Австралии . Архивировано из оригинала 13 марта 2020 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ «Карта путешествия Дюфкена» . Государственная библиотека Нового Южного Уэльса . 7 декабря 2007 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Рэндалл, Брайан (30 апреля 2013 г.). «Места Квинсленда — Кейп-Йорк и путешествие на «Дюйфкене»» . Государственная библиотека Квинсленда . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ ван Опсталл, Магарета Элизабет (1972). Путешествие флота Питера Виллемса Верховева в Азию 1607–1612 [ Путешествие флота Питера Виллемса Верховева в Азию, 1607–1612 ] (доктор философии). Линшотен-Вереенигинг (на голландском языке). Гаага: Мартинус Нийхофф. ISBN 90-247-1287-4 . OCLC 780420104 .
- ^ «Сон Дюфкена» . Фонд реплик Дюйфкена 1606 года . Архивировано из оригинала 6 апреля 2020 года . Проверено 6 апреля 2020 г.
- ^ «Через темные моря Книга Дуйфкена | Корабль» . Мой сайт . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «О нас – Австралия на карте» . Австралазийское гидрографическое общество . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Эмма Винн (22 ноября 2020 г.). «Точная копия исторического корабля Дуйкфен «маленький голубь» Фримантла переедет на восток и откроет новое отделение в гавани Сиднея» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Стив Миллс (22 декабря 2020 г.). «Реплика Дюфкена прибывает в гавань Сиднея» . Проверено 4 июня 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хендерсон, Джеймс (1999). Послал голубя: открытие Дуйфкена . Издательство Университета Западной Австралии. ISBN 1-876268-25-5 . OCLC 50214871 .
- ван Хайсти, Марит (1995), На яхте Дуйкен (1601): первый европейский корабль, исследовавший австралийское побережье , Морской музей Западной Австралии
- Кокс, Грэм (2023). Через самые темные моря . Автомобильное прошлое винтажное издательство. ISBN 978-0-9925078-3-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]