Жизнь Колумбы
«Жизнь Колумбы » ( лат . Vita Columbae ) — это агиография, повествующая о жизни Колумбы , основателя аббатства Ионы , написанная спустя столетие после смерти Колумбы Адомнаном , одним из его преемников на посту аббата Ионы.
Адомнан (также известный как Юнан) был девятым настоятелем Ионы до своей смерти в 704 году. [ 1 ] Джеймс Эрл Фрейзер утверждает, что Адомнан во многом опирался на существующую совокупность отчетов о жизни Колумбы, включая латинский сборник под названием De uirtutibus Santi Columbae , составленный ок. 640 г. н.э. Эта более ранняя работа приписывается Куммену Финду , который стал настоятелем Ионы и служил лидером монашеской островной общины с 656 г. до своей смерти в 668 или 669 г. н.э. [ 2 ]
Хотя Vita Columbae часто противоречит современным описаниям различных сражений, фигур и дат, она остается наиболее важным сохранившимся произведением раннесредневековой Шотландии и предоставляет богатые знания о пиктах и других этнических и политических группах этого периода времени. Вита также предлагает ценную информацию о монашеской практике Ионы и повседневной жизни гэльских монахов раннего средневековья.
Фон
[ редактировать ]
«Жизнь Колумбы» — это агиография, написанная в стиле повествований о «житиях святых», получивших широкое распространение по всей средневековой Европе. Эти отчеты, составленные и составленные писцами и священнослужителями, были написаны на латыни и служили письменным сборником деяний и чудес, приписываемых святому как при его жизни, так и после смерти. [ 3 ] Колумба был признан святым благодаря активной пропаганде его памяти через несколько лет после его смерти. Это было задолго до того, как в Риме состоялась официальная процедура «канонизации», поэтому Колумба никогда не был канонизирован римскими властями так, как это стало обычным явлением позже, в средние века.
Вероятно, оно было написано между 697 и 700 годами. Формат в некоторой степени заимствован из « Сульпиция Севера » Жизнеописания святого Мартина Турского . [ 4 ] Адомнан представляет Колумбу как героя гэльской мифологии. [ 5 ] Одной из причин написания « Жития» , возможно, было желание предложить Колумбу в качестве образца для монахов. [ 6 ] Эта биография, безусловно, является самым важным сохранившимся произведением, написанным в Шотландии раннего средневековья, и представляет собой жизненно важный источник наших знаний о пиктах, а также дает большое представление о жизни Ионы и гэльского монаха раннего средневековья.
Рукописи
[ редактировать ]Среди сохранившихся рукописей:
- A Generalia 1, Городская библиотека Шаффхаузена, Швейцария; пергамент, написанный, вероятно, до 713 года, оцифрованное издание в электронных кодах.
- B1 Британская библиотека Добавьте MS 35110 (B1), листы 96v-143r, написанные, вероятно, до 1165 года.
- B2 Британская библиотека Коттон MS Tiberius D III (B2), листы 192–217r, написанные в конце XII — начале XIII века. Из-за пожара 1731 г. на каждой странице отсутствуют неразборчивые части, а на шести листах [Книга I, гл. 2 (diebus)–22 (genibus) и 36 (viro)–49 (omnia quae)] полностью отсутствуют. [ 3 ]
- B3 Британская библиотека Royal MS 8 D IX (B3), листы 1r–70r, написанные в пятнадцатом или начале шестнадцатого века. Первые 8 листов [до I, 3 (haec puro pectore)] отсутствуют. [ 7 ]
Книги
[ редактировать ]Вместо того, чтобы полагаться на хронологический порядок, Адомнан делит события, записанные в Vita Columbae , на три разные книги: «Пророчества Колумбы», «Чудеса Колумбы» и «Ангельские видения Колумбы». [ 7 ] [ 8 ]
Книга первая (Его пророческих откровений)
[ редактировать ]В первой книге автор Адомнан перечисляет пророческие откровения Колумбы, которые стали результатом его способности видеть настоящее и будущее одновременно. Большинство коротких глав начинаются с того, что Колумба сообщает своим собратьям-монахам, что на остров скоро прибудет человек или неминуемо произойдет какое-то событие.
В одном примечательном случае Колумба появляется во сне королю Нортумбрии Освальду и объявляет о предстоящей победе короля над королем Катлоном ( Кадваладр ап Кадваллон Уэльский ) в битве при Небесном поле . Народ Британии обещает принять христианство и принять крещение после окончания войны. Эта победа сигнализирует о повторной христианизации языческой Англии и делает короля Освальда правителем всей Британии.
Другие пророчества Колумбы включают в себя то, что он отправляет человека по имени Батейн совершить покаяние, но затем Колумба обращается к своим друзьям и говорит, что Батейн вместо этого вернется в Шотландию и будет убит своими врагами. Некоторые из пророчеств святого Колумбы отражают культуру писцов, в которую он был погружен, например, его чудесное знание недостающей буквы «Я» из псалтыря Байтена или когда он пророчествует, что нетерпеливый человек опрокинет его чернильницу и прольет ее содержимое. [ 9 ]
Книга вторая (О его чудесных силах)
[ редактировать ]Во второй книге Колумба совершает различные чудеса, такие как исцеление людей от болезней, изгнание злых духов, покорение диких зверей, успокоение бурь и даже возвращение мертвых к жизни. Он также совершает сельскохозяйственные чудеса, которые будут иметь особое значение для простых людей Ирландии и Британии, например, когда он изгоняет демона из ведра и возвращает пролитое молоко в контейнер.
В Вите содержится история, которая была интерпретирована как первое упоминание о Лохнесском чудовище . По словам Адомнана, Колумба наткнулся на группу пиктов, хоронящих человека, убитого монстром. Колумба спасает пловца от чудовища крестным знамением и проклятием: «Не иди дальше и не прикасайся к этому человеку; возвращайся со всей скоростью». Зверь в ужасе убегает, к изумлению собравшихся пиктов, прославлявших Бога Колумбы. Независимо от того, правдив этот инцидент или нет, в тексте Адомнана конкретно говорится, что чудовище плавало в реке Несс – реке, вытекающей из озера, – а не в самом Лох-Нессе . [ 10 ]
Книга третья (Видения ангелов)
[ редактировать ]В третьей книге Адомнан описывает различные видения ангелов, связанных со Святым, как тех, которых видит Колумба, так и тех, которые видят другие относительно него. Он упоминает, что «ибо действительно по прошествии многих лет... св. Колумба был отлучен неким синодом по каким-то простительным и весьма пустяковым причинам, да и вообще несправедливо» (С.79-80).
В одном из рассказов Колумба в период отлучения от церкви идет на митинг, проводимый против него в Тейлте . Брендан, несмотря на всю негативную реакцию старших на Колумбу, благоговейно целует его и уверяет, что Колумба — человек Божий и что он видит Святых Ангелов, сопровождающих Колумбу в его путешествии по равнине. [ 11 ]
В последней главе Колумба предвидит свою смерть, разговаривая со своим помощником:
Этот день в Священном Писании называется субботой, что означает покой. И этот день действительно является для меня субботой, ибо это последний день моей теперешней трудовой жизни, и в него я отдыхаю после утомления моего труда; и в эту ночь, в полночь, в которую начинается торжественный День Господень, я, согласно словам Писания, пойду путем отцов наших. Ибо уже Господь мой Иисус Христос соблаговолил пригласить меня; и к Нему, говорю, посреди этой ночи отойду, по Его приглашению. Ибо так было открыто мне Самим Господом.
И когда колокол пробивает полночь, Колумба идет в церковь и становится на колени возле алтаря. Его слуга становится свидетелем небесного света в направлении Колумбы, и ангелы присоединяются к нему в его переходе к Господу:
И, дав им таким образом свое святое благословение, он тотчас испустил последний вздох. После того как душа его покинула скинию тела, лицо его все еще оставалось румяным и чудесным образом просветлялось от видения ангелов, и то до такой степени, что он имел вид не столько мертвеца, сколько одного живого и спящего. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^
Граттон-Флад, штат Вашингтон (1913). «Святой Адамнан» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Фрейзер 2009 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Стэнсбери, Марк. «Состав Адомнана из жизни Колумбы», Экспертиза , 17–18 (2003–2004) 154–82. ISBN 2-503-51575-4
- ^ Нильссон, Сара Э. Эллис. «Чудесные истории и основная цель « Жизни Колумба » Адомнана », «Героический век» , No. 10 мая 2007 г.
- ^ Пикард, Жан-Мишель. «Цель жизни Адомнана в Колумбе», Экспертиза , 1, стр. 160–177, 1982.
- ^ Уэтерилл, Джеффри. «Адомнан, Иона и жизнь святого Колумбы: их место среди континентальных святых», The Heroic Age , № 6, весна 2003 г.
- ^ Jump up to: а б «Житие святого Колумбы» . Ucc.ie. Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ Буллоу, Дональд А., «Колумба, Адомнан и достижения Ионы: Часть I», The Scottish Historical Review , 43, стр. 111–130, 1964.
- ^ Адомнан Ионский 1995 , Книга первая, Глава 17.
- ^ Адомнан Ионский 1995 , Книга вторая, Глава 28.
- ↑ Адомнан Ионский 1995 , Книга третья, Глава 3.
- ^ Адомнан Ионский 1995 , Книга третья, Глава 23.
Библиография
[ редактировать ]- Адомнан Ионский (1995). Жизнь святого Колумбы . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-190741-3 .
- Фрейзер, Джеймс Эрл (2009). От Каледонии до Пиктленда: от Шотландии до 795 г. Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-1232-1 .