Ягуар (фильм 1967 года)
Ягуар | |
---|---|
Режиссер | Жан Руш |
Продюсер: | Пьер Браунбергер |
В главных ролях | Дамуре Зика , Лам, Илло |
Рассказал | Жан Руш , Дамуре Зика , Лам |
Кинематография | Жан Руш |
Музыка | Энос Амелодон, Таллу Музуран, Амисата Гауделизе |
Дата выпуска |
|
Время работы | 91 мин. |
Страна | Франция |
Язык | Французский |
«Ягуар» — французский этнографический фильм 1967 года режиссёра Жана Руша . Действие происходит в 1950-х годах, в нем рассказывается о трех мужчинах из Нигера , Дамуре , Лама и Илло, которые едут на работу на Золотой Берег (ныне Гана ). Большая часть диалогов и повествования в фильме предоставлена самими тремя мужчинами, которые комментируют свой прошлый опыт во время путешествия.
После показа на Венецианском кинофестивале в 1967 году фильм, наконец, получил общий, хотя и ограниченный прокат в 1971 году. Он был хорошо принят французской публикой и критиками. [ 1 ] и с тех пор привлек значительное академическое внимание из-за нетрадиционного оформления фильма и его скрытого упрека шовинистическому, одномерному европейскому изображению жизни в Африке. [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]В фильме рассказывается о трех мужчинах из Нигера Ламе, : пастухе рыбаке Илло и Дамуре Зика образованном денди . После краткого знакомства с подробным описанием своей жизни в Нигере они посещают гадалку, которая предупреждает их, что путешествие будет трудным, но, когда они вернутся, у них все будет очень хорошо. Гадалка также рекомендует трем главным героям расстаться по прибытии в Голд-Кост, а также предполагает, что они воссоединятся позже.
Затем трое мужчин отправились пешком на Золотой Берег в поисках работы, денег и приключений. По пути они сталкиваются с самыми разными народами и местами и вступают с ними в ряд причудливых взаимодействий, попеременно собирая еду и попрошайничая у местных жителей. Достигнув границы Нигера и Золотого Берега, охранники требуют документы, которых у них нет. В конце концов они пересекают границу, пройдя за спиной охранника.
По прибытии на Золотой Берег трое мужчин расстались, подрабатывая торговцами, чернорабочими, мастерами и золотодобытчиками в Кумаси и Аккре . Дамуре также посещает митинг Нкрумаистского Народной партии съезда и становится печально известным как ягуар - жаргонный термин, который описывается как относящийся к хорошо одетому, вежливому и острому молодому человеку. В конце концов, сезон заканчивается, и мужчины возвращаются к своей жизни в Нигере с чемоданами, полными товаров с Золотого Берега. Они продолжают раздавать почти все это имущество в качестве подарков другим людям, живущим в их деревне. Фильм завершается повествованием Руша, сравнивающим путешествие героев фильма с путешествием завоевателей ушедшей эпохи.
Стиль и производство
[ редактировать ]Жанр « Ягуара » сложно классифицировать, поскольку он основан на приемах как документального, так и повествовательного кино . [ 1 ] Жан Руш назвал фильм «кинофантастикой», в то время как другие назвали его «этнофикцией», ссылаясь на использование в фильме приемов, связанных с этнографией . [ 1 ] Концепция фильма была совместно разработана Рушем, Даморе и Ламом. [ 1 ]
Все кадры, использованные в «Ягуаре», были сняты в 1954 году. Три года спустя Руш воссоединился с Даморе и Ламом, которые затем были записаны на видео, разговаривая во время просмотра отснятого материала. Этот бегущий комментарий был затем включен в фильм, обеспечивая игривое повествование о событиях фильма, что играет важную роль в установлении тона фильма. [ 1 ]
Некоторые из сцен, в которых Дамуре, Лам и Илло путешествуют или работают, на самом деле являются вымышленными реконструкциями. Ни один из трудов, выполняемых главными героями, не оплачивался: вместо этого их компенсировал Руш. Хотя в фильме предполагается, что они месяцами гуляют по Западной Африке, на самом деле большую часть расстояния они проделали на Land Rover Руша. [ 3 ]
На протяжении всего фильма Руш и рассказчики играют с уже существовавшими ожиданиями зрителей относительно героев фильма. [ 1 ] Например, в одном из эпизодов трое путешественников проходят через деревню Сомба , где все ходят почти обнаженными. [ 3 ] Поначалу Даморе и Лам пренебрежительно относятся к сомба, которых они считают примитивными, но вскоре меняют свое мнение и защищают обычаи жителей деревни как совершенно разумные, одновременно осознавая, что они сами являются аутсайдерами в этом контексте (не говоря уже о публике). во Франции, которые были бы еще дальше от деревенских жителей, чем герои фильма). Чувствительность Руша к другим культурам в его кинематографическом подходе на несколько десятилетий предшествует популярности академической критики ориентализма и может рассматриваться как упрек европейскому шовинизму и расизму . [ 1 ] а также демонстрация средств, с помощью которых коренные народы могут вернуть свою историю. [ 2 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Премьера фильма состоялась 3 сентября 1967 года на Венецианском кинофестивале. После выхода в свет Jaguar был хорошо принят публикой и критиками во Франции . [ 1 ] Подход Руша к изучаемому материалу был оценен как гуманистический и лирический ответ на часто дегуманизирующий характер этнографических наук. [ 1 ]
Роуч отметил, что Ягуар лучше справился с документированием явлений сезонной миграции в Нигере, чем его настоящие научные монографии на эту тему. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Столлер, Пол (1992). Кинематографический Гриот: Этнография Жана Руша . Издательство Чикагского университета. стр. 138–143. ISBN 0226775488 .
- ^ Jump up to: а б Гинзбург, Фэй (осень 1995 г.). «Эффект параллакса: влияние средств массовой информации аборигенов на этнографический фильм» (PDF) . Обзор визуальной антропологии . 11 (2): 67. doi : 10.1525/var.1995.11.2.64 .
- ^ Jump up to: а б с Хенли, Пол (2010). Приключение реального: Жан Руш и ремесло этнографического кино . Издательство Чикагского университета. стр. 73, 74, 81. ISBN. 978-0226327167 .