Сударшан Шетти
![]() |
Сударшан Шетти | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1961 (62–63 года) Мангалор , Индия |
Национальность | Индийский |
Занятие | Художник |
Сударшан Шетти (род. 1961) — современный индийский художник, работавший в области живописи, скульптуры, инсталляции, видео, звука и перформанса. Он широко выставлялся в Индии, а в последнее время он становится все более заметным на международной арене как важный голос в современном искусстве. Его работы выставлялись в Музее азиатского искусства Фукуока , Фукуока , Япония, и в галерее Тейт Модерн , Лондон , Англия. [ нужна ссылка ] Художник работал на фабрике матрасов в Питтсбурге , США, и был стипендиатом Фонда Форда в Новой школе общих исследований в Нью-Йорке . [ 1 ]
В 1999 году он был единственным индийским художником, которому было поручено создать публичную скульптуру («Дома и в гостях») в Фукуоке, Япония, в рамках художественного проекта Hakata Reverain Art Project, куратором которого является Фумио Нандзё .
Среди персональных выставок Шетти - «Кусочки земли, которые отняла земля», Галерея Кринцингер, Вена (2012), «Слушай снаружи этого дома» в GALLERYSKE, Бангалор (2011), «Между чашкой чая и тонущим созвездием», Галерея Даниэля Темплона, Париж. (2011), «Это тоже пройдет» в музее доктора Бхау Даджи Лада, Мумбаи (2010) и «Чем больше я умираю, тем легче становлюсь», Галерея Тилтон, Нью-Йорк (2010). [ 2 ] В 2011 году работы Шетти были представлены в программе «Париж-Дели-Бомбей», представленной в Центре Помпиду , и на выставке «India Inclusive», Всемирном экономическом форуме , представленной в Давосе. В 2010 году Сударшан участвовал в выставке «Созерцание пустоты: вмешательства в музей Гуггенхайма», курируемой Нэнси Спектор, в Музее Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк, и на Индиан-Хайвей, в Музее современного искусства Хернинга , Хернинг, Дания, который открылся. в прошлом году в Музее современного искусства Аструпа Фернли в Осло и в Музее современного искусства в Лионе в 2011 году. В феврале 2010 года был открыт «Дом теней» Шетти, созданный по заказу Louis Vuitton в Galleria de Milano . В 2009 году у Шетти была персональная выставка в Galerie Daniel Templon в Париже , а его работы были частью выставки India Contemporary, состоящей из трех человек, в Музее современного искусства Gem в Гааге . [ нужна ссылка ]
Работы Шетти являются частью многих важных общественных коллекций, включая Художественный музей Киран Надара , Художественный фонд Деви (Анупам Поддар), Индия, Музей азиатского искусства Фукуока, Япония и FC MoCA ( Музей современного искусства Фрэнка Коэна ), Манчестер , Великобритания. [ нужна ссылка ] Шетти живет и работает в Мумбаи , Индия. [ нужна ссылка ]
Ранние годы
[ редактировать ]Сударшан Шетти родился в бунтов . семье [ 3 ] в Мангалоре , Индия, в 1961 году. Хотя Шетти родился там, его семья переехала в Мумбаи, когда он был шестимесячным младенцем. [ 4 ] Отец Сударшана Шетти, Адве Васу Шетти, сам был своего рода художником, в частности исполнителем на якшагане. [ 4 ] В доме, где он вырос, было «много музыки и пения». [ 4 ] Сударшан Шетти обучался живописи в школе искусств сэра Джей-Джея в Мумбаи в конце 1980-х годов, но его все больше привлекали идиомы скульптуры и инсталляции. [ 5 ] С 1989 по 1991 год он работал в Центре искусств Канория в Ахмедабаде. [ 6 ] Там он тесно взаимодействовал с коллегами из Национального института дизайна и Центра экологического планирования и технологий. Благодаря этим беседам Шетти оттачивал свои знания о взаимосвязи скульптуры, дизайна и архитектуры. В настоящее время Шетти живет в Чембуре , Мумбаи. [ 6 ]
Художественная практика
[ редактировать ]Творчество Сударшана Шетти в основном определяется крупными скульптурными инсталляциями и мультимедийными работами. Экспериментируя с бесчисленными материалами и средами, его инсталляции или ассамбляжи используют повседневные объекты, сопоставленные в попытке открыть новые смысловые возможности. [ 7 ] Отказ от прямых приемов повествования и явного символизма [ 8 ] и проявление увлечения механикой игрушек и механизированных объектов, [ 9 ] Шетти наполняет домашние, по сути инертные предметы новой жизнью. Мир повседневных приспособлений, предметов (особенно из витрин среднего класса или витрин магазинов) продолжает время от времени переконфигурироваться в его творчестве. [ 10 ] )
Он часто использует простые, повторяющиеся механические движения и звуки в кинетических работах, исследующих аспекты временности. Шетти говорит: «Уловка состоит в том, чтобы привлечь зрителя, а затем разочаровать его механическим движением». [ 11 ] Эти механические детали вместе со сценами домашнего интерьера задуманы для создания мест развлечений или того, что Шетти называет «ярмарочным зрелищем». Вещи образуют толпу актеров, их движения становятся актами пьесы. [ 12 ]
«Идея, безусловно, состоит в том, чтобы вывести на первый план деятельность рынка. Это также уловка, чтобы привлечь на эту арену прохожего – соблазнить знакомым». [ 13 ]
Ранние проблемы и темы Сударшана развивались вокруг политики отсутствия или потери тела, смерти, «нахождения где-то еще». Озабоченность художника отсутствием или тем, что он называет «философским отсутствием физического тела». [ 14 ] был неотъемлемой частью таких шоу, как «Родное родство» (2003), «Восемь углов света» (2006) и «Любовь» (2006). «Меня интересует идея отсутствия, человеческого отсутствия, пребывания где-то еще. Я думаю, что большинство из нас обречены находиться в другом месте: я принимаю это затруднительное положение и радуюсь ему». [ 15 ]
С его недавними шоу «Чем больше я умираю, тем легче мне становится, и это тоже пройдет, и за несколько лет до этого Сударшан стал более поглощен идеями тщетности и бессмысленности. Усиление представлений о бесполезности из-за повторяемости, когда механические туфли ходят и ходят, сосуды наполняются и опустошаются, а пальто погружаются в жидкости и вытекают из них, существует искусственный подход к созданию самого произведения и его постановке, где объект становится ссылкой на произведение. реальное событие может быть далеким в памяти зрителя. Быстротечность и смертность лежат в основе его последних работ, где «принуждение к взаимодействию с миром и возникающее в результате разочарование являются двумя сторонами одной медали». [ 16 ] Для Шетти участие в процессе и участие в нем больше не рассматриваются как выбор, потому что «только на расстоянии с ним у меня может быть шанс прийти к некоторым ответам». [ 16 ]
«При организации большинства моих шоу хитрость, связанная с «постановкой» шоу, становится неотъемлемой частью упражнения. Мне интересно разыграть вымышленный аспект, чтобы создать ощущение «драмы» или «спектакля», и в то же время раскрыть бессмысленность, связанную с этим. И обе эти позиции остаются взаимовключающими и подпитывают друг друга в работе». [ 17 ]
Для некоторых кинетических работ Шетти характерно использование скелета. [ 18 ] Скелеты представляют собой потерянное тело [ 4 ] а также вызывают тщетность процесса их формирования. [ 4 ] Художник приобретает настоящий скелет, разбирает его, делает форму для каждого куска кости, отливает их все и снова собирает скелет из нержавеющей стали. В этой кропотливой процедуре есть определенная тщетность, особенно тщетность искусства. [ 4 ] Скелеты фигурировали почти во всех шоу Шетти за последнее десятилетие: от механического динозавра, занимающегося металлической любовью, до спортивной машины («Любовь», 2006 г.) до быка на ходулях в «Чем больше я умираю, тем легче я становлюсь» (2010 г.) и качающегося скелета. лошади в фильме «И это пройдет» (2010).
Мумбаи во всем своем визуальном изобилии и разнообразии является для Шетти главным источником информации и вдохновения. Большая часть того, что он называет «информацией для моей работы», поступает, по его словам, «в результате моих ежедневных переговоров с этим городом». [ 4 ] Город является фоном для его записей о разворачивании, аренде и разворачивании человеческой жизни. [ 12 ]
Работает
[ редактировать ]Бумажная луна (1995)
Его первое важное соло «Бумажная луна» совпало с переходом от живописи к скульптуре, который происходил в творчестве Шетти. [ 4 ] Выставка, проходившая в Художественной галерее Пундоле и Фрамаджи Кавасджи Холле в Мумбаи и в Равиндра Бхаване в Нью-Дели, включала в основном скульптуры из стекловолокна и дерева, изображающие знакомые предметы, которые критик Ранджит Хоскоте назвал «высоко стилизованными, фантасмагорическими изображениями ярмарочной площади».
Родство (2003)
В 2003 году Bose Pacia Modern в Нью-Йорке открыл Центр визуальных искусств Habitat в Нью-Дели. [ 4 ] где Шетти продемонстрировал свое главное сольное кровное родство. () Пересечение тела и объекта наиболее отчетливо видно в «Родственном родстве», спектакле, который явно был элегией отсутствующему телу. [ 8 ] Антропоморфизированные объекты составили ядро шоу: кровоточащие трубы, щелкающие ножницы в ванне и глазные яблоки, заключенные в стеклянные банки. Кровь и ее многочисленные формы неоднократно встречались на девяти экспонатах, исследующих саму суть человеческой смертности. [ 19 ]
Вечеринка в другом месте (2005)
В 2005 году у Шетти было шоу под названием «Вечеринка в другом месте», которое было задумано для юбилейной вечеринки в галерее в здании, которое до этого сгорело. Беспощадные удары двух деревянных молотков по двум большим столам с 365 пустыми бокалами держали в состоянии постоянной тревоги. Шум и хрупкость бокалов создавали насилие. Неоновая вывеска, написанная курсивом, загадочно сообщала: «Вечеринка где-то еще». [ 20 ]
Смена (2005)
В своей выставке Shift 2005 года он сотрудничал с архитекторами Шантану Пореди и Манишей Аггарвал, чтобы создать модель складного здания. [ 8 ] когда он стоял вертикально, это был музей, а когда он рухнул, это была площадка для уличного рынка.
Любовь (2006)
Love, выставка GALLERYSKE, проходившая в Bodhi Art в Мумбаи в 2006 году. [ 4 ] художник Байджу Партан заявил: «Эта выставка подняла планку искусства инсталляции в Индии». [ 21 ] В интервью Гопалу Мирчандани Шетти сказала: «Задача заключалась в том, чтобы использовать многие общепринятые понятия и образы, которые ассоциируются с идеей любви, и работать с ними». В результате стальной скелет динозавра постоянно спаривается с блестящим автомобилем Jaguar; [ 7 ] машина Брайля, бесконечно печатающая слово «любовь»; проекция механического сердца, которое трансформируется в биологическое сердце, которое далее трансформируется в сердце Валентина, таким образом пытаясь понять любовь через ее многочисленные определения и выводы.
Восемь углов света (2006)
Выставка с использованием вездесущих и знакомых предметов прошла в GALLERYSKE в 2006 году. «Восемь углов мира», посвященная динамичному космосу домашних интерьеров. [ 22 ] и была одной из самых мрачных работ Шетти, некоторые элементы этой сложной инсталляции предполагают смерть. [ 4 ] Повторяющиеся движения анимированных конструкций на дисплее в сочетании с смесью звуков, особенно текущих жидкостей и преимущественно мутного освещения, создали мир [ 22 ] где человеческая фигура бросалась в глаза своим отсутствием. [ 22 ]
Чистый (2007)
В 2007 году на питтсбургской фабрике матрасов проходила выставка Shetty's Pure. [ 23 ] В результате пребывания там Pure представил миниатюрную мировую систему, которая поддерживает себя посредством сети насосов, труб и клапанов. [ 4 ]
Уходя из дома (2008)
Продолжая свою озабоченность предметами домашнего обихода, «Выход из дома» представлял собой персональную выставку в галерее Krinzinger в Вене. «Покидая дом» был амбициозным экзистенциальным размышлением о человеческой склонности создавать вещи и устройства, которые формируют нашу жизнь. [ 24 ]
История потерь (2008)
«История потерь», созданная в 2008 году и впервые выставленная в Парке уличных скульптур на престижной ярмарке Frieze Art Fair, представляет собой стену из литых алюминиевых копий автомобилей, напоминающих Volkswagen Beetle. Каждую машину сначала отливали в форму, а затем намеренно роняли с высоты 300 футов и разбивали. Позже эта работа была выставлена на Ванкуверской биеннале 2009–2011 годов.
Спасение кожи (2008)
«Спасение кожи» в галерее Тилтон в 2008 году стала первой выставкой Шетти в Нью-Йорке. [ 4 ] В шоу был представлен набор механизированных инсталляций, призванных напомнить о потере тела во все более механизированной вселенной, и эти инсталляции расширяют его исследования тщетности таких экспериментов.
Шесть капель (2009)
«Шесть капель», представленная в GALLERYSKE в 2009 году, представляет собой серию компьютерных струйных отпечатков на бумаге. Изображения размещены на фоне зала галереи Тейт Модерн. Опираясь на азиатскую теологию, шесть капель в названии работы относятся к шести врагам творческой личности – похоти, гневу, жадности, заблуждению, гордыне и зависти. [ 20 ]
Дом теней (2010)
По заказу Louis Vuitton для Недели женской моды в Милане . [ 25 ] Дом теней повторяет форму киоска аэропорта, стеклянного ограждения, играющего с традиционным архитектурным представлением «внутри снаружи». [ 26 ] Эта работа была установлена в Галерее Виктора Эммануила II .
Чем больше я умираю, тем легче я получаю (2010)
В своей второй соло в галерее Тилтон, в книге « Чем больше я умираю, тем легче мне становится» , Шетти создает разнообразные сценарии для исследования философских вопросов жизни, смерти, отсутствия и пустоты. Его набор инсталляций подчеркивает переплетение судеб человеческих, нечеловеческих и нечеловеческих сил в мире, который постоянно отрицает присутствие смерти.
Это тоже пройдет (2010)
Первая из серии выставок, запланированных музеем в рамках программы резидентуры, в которую приглашаются выдающиеся художники, обучавшиеся в Школе искусств сэра Джей-Джея. [ 27 ] работать в пространстве музея и его объектов. Шоу «И это пройдет» построено на понятиях постоянства и «искусственности», связанной с его представлением. Экспонаты пытаются через мир представлений и предложений обыграть встречи зрителя с повседневным миром города, дома и улицы, включая изображения повседневных предметов, деталей машин и реди-мейдов, доступных на улицах вокруг дома художника. окрестности Мумбаи. Ассамбляжи предполагают и воплощают в себе следы городской обработки, поскольку сам город служит мастерской художника, а музей наполнен перформативными качествами улицы.
Между чашкой чая и тонущим созвездием (2011)
Шетти создает гибриды, которые исследуют возможное совпадение индийских и западных традиций. Обращаясь к домашним заботам и концепции движения, шоу характеризовалось двойственностью: чашка символизирует проблемы настоящего, а тонущее созвездие указывает на преходящую природу всего этого. [ 28 ]
Центром экспозиции стал искажённый автомобиль, изготовленный вручную из дерева. Медленно вращаясь, автомобиль выглядит как археологическая находка, поднимая множество вопросов об аварии и цивилизации, которая ее создала. [ 29 ]
Слушай снаружи этого дома (2011)
«Слушай за пределами этого дома» построен на идее о том, что слова способны открыть мир образов и отсылок, которые постоянно меняются в своем значении и восприятии. [ 30 ]
Эти слова подчеркивают двойственность изменения и постоянства, абсолютное ничтожество всего и потенциальную нерелевантность существования. [ 31 ] В работе спектакля используются различные предметы – полуразрушенный исторический памятник, страницы из Рамаяны и Махабхараты, уцелевшая старая дверь, чтобы вывести на поверхность хитрость, связанную с постановкой спектакля, и представить мировоззрение через идею слова. [ 32 ]
Летающий автобус (2012)
Летающий автобус, установленный на территории Maker Maxity в комплексе Бандра-Курла в Мумбаи, представляет собой точную копию двухэтажного автобуса 1970-х годов с двумя крыльями из нержавеющей стали, прикрепленными с обеих сторон. Автобус стоит так, будто готовится к взлету. [ 33 ] Работа затрагивает темы иммиграции, транзита и жизни на грани. Мемориальная доска рядом с автобусом гласит: «Иногда, когда мы путешествуем, мы забываем, кто мы». «Летающий автобус», возможно, является самым значительным проектом общественного искусства Индии. [ 34 ]
Осколки земли забрала (2012)
Шетти присваивает понятие традиции и сочетает его с повторяющимися темами в своей практике — искусственностью или вымыслом, чтобы создать пятичастную инсталляцию к акту траура. [ 35 ]
Работы в сериале отсылают к тринадцати дням траура в индуистских ритуалах, а также усиливают контраст между вечным циклом реинкарнаций и линейной эфемерностью домашнего опыта. [ 36 ]
Путь к воде, (2013)
Представленная GALLERYSKE в секции Art Feature секции Art Basel, «Путь к воде» состоит из пяти вырезанных вручную рельефов, изображающих двух слонов в джунглях. На каждом из них есть интерпретация одной стихотворной строки — «Бахут катин хай дагар пангхат ки» Амира Хосрова, знаменитого придворного XII–XIII веков, суфийского мистика и музыканта. «Путь к воде» продолжает исследование Шетти двусмысленности значений, которые имплицитно содержит археологический артефакт, и отсутствия устойчивости языка. [ 37 ]
Персональные выставки
[ редактировать ]2018
Шуня Гар – Пустой этот дом , Без ограничений, Art Basel , Базель, Швейцария
2017
Шунья Гар, Аль Серкал, Дубай, Объединенные Арабские Эмираты
Шунья Гар , доктор. Бхау Даджи Лад , Городской музей Мумбаи, Мумбаи, Индия
2016
Шунья Гар , Национальная галерея современного искусства , Нью-Дели
2015
Mimic Momento , Galerie Daniel Templon , Брюссель
кто должен написать эти строки , GALLERYSKE, Бангалор
2014
каждый сломанный момент, по частям , GALLERYSKE, Нью-Дели
2012
Части земли, которые забрала земля , Галерея Кринцингер, Вена.
2011
Слушайте возле этого дома , GALLERYSKE, Бангалор
Между чашкой чая и тонущим созвездием , Галерея Даниэля Темплона , Париж.
2010
и это пройдет , Музей доктора Бхау Даджи Лада, Мумбаи.
Чем больше я умираю, тем легче становлюсь , Галерея Тилтон, Нью-Йорк.
2009
Без названия , Галерея Даниэля Темплона , Париж.
Six Drops , GALLERYSKE, Бангалор
2008
Выходя из дома , Галерея Кринцингер, Вена
Спасение кожи , Галерея Джека Тилтона, Нью-Йорк
2006
Любовь , GALLERYSKE и Bodhi Art, Мумбаи
2005
Восемь углов света , GALLERYSKE, Бангалор
Shift , совместная архитектурная инсталляция с Шантану Пореди и Манишей Агарвал, Philips Contemporary, Мумбаи.
Вечеринка в другом месте , Художественная галерея Джамаат, Мумбаи.
2004
Статика , Галерея Chemould, Мумбаи
2003
Родство , Nature Morte, Bose Pacia Modern в Центре визуальных искусств Habitat, Нью-Дели
2001
Инсталляция «Здесь или на вынос» в Музее азиатского искусства Фукуока, Фукуока
2000
Lone Boat River Song , остров Спайк, Бристоль
1996
Картины Макса Мюллера Бхавана, Мумбаи
1995
Бумажная луна , Художественная галерея Пундоле и зал Фрамджи Кавасджи, Мумбаи
Paper Moon , Равиндра Бхаван, Нью-Дели
1991
Дух Индии , Голландская художественная галерея, Роттердам, Нидерланды.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] Архивировано 25 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ [2] [ мертвая ссылка ]
- ^ «У меня нет другого выбора, кроме как стать скульптором – Indian Express» . archive.indianexpress.com . Проверено 19 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Томас МакЭвилли, «Быть в другом месте», эссе, опубликованное в журналах «Чем больше я умираю, тем легче становлюсь», GALLERYSKE и Tilton Gallery, ISBN 978-81-920008-0-0
- ^ Хоскоте, Частные мифологии Ранджита, Современное искусство из Индии, куратор Акира Татехата Японский фонд, каталог выставки в Токио
- ^ Перейти обратно: а б Витамин 3-D: новые перспективы в скульптуре и инсталляции, Phaidon Press ISBN 978-0-7148-4974-4
- ^ Перейти обратно: а б «Арт-концерны – объединяем читателей» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 года . Проверено 24 марта 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рао, Виджаянти, Наглядные уроки, Современная Индия, Каталог выставки, Музей современного искусства, Гаага, 2009 г.
- ^ Мехта, Неустойчивое равновесие Анупы, эссе в Индии 20: Беседы с современными художниками, MAPIN Publishing, ISBN 978-0-944142-60-8
- ^ 12) Берте, Химаншу. Обнаженный магический объект: личное знакомство с творчеством Сударшана Шетти.
- ↑ Интервью с Гитанджали Дангом: Изменение взглядов, Hindustan Times, 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Десаи, Радхика Все твердое растворяется в воздухе, эссе в каталоге выставки Affair.
- ^ Интервью с Гопалом Мирчандани, Каталог выставки Affair
- ^ Интервью с Фарой Сиддики, Candid Strokes, журнал Imperia Magazine
- ^ «Жизнь | Присутствие отсутствия» . Verveonline.com. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Интервью с Иной Пури, журнал Take on Art Magazine, Vol. 1, Выпуск 4
- ^ Интервью журналу Vogue.
- ^ Донде, Дипа и Гинвала, Наташа, Где в мире, Каталог выставки, Devi Art Foundation, Нью-Дели, 2008 г.
- ^ Натх, Дикша в хладнокровном искусстве Индии Том. IX выпуск I, Нью-Дели, 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рао, Виджаянти, «Наглядные уроки – между искусством и антропологией», эссе, опубликованное в журналах «Чем больше я умираю, тем легче становлюсь», GALLERYSKE и Tilton Gallery, ISBN 978-81-920008-0-0
- ^ Мирчандани, Гопал Лав и т. Д.… Art and Deal Vol. 5, № 1, 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Якимович, Марта Тайная жизнь предметов, Art India, Том XI, выпуск I, 2006 г.
- ^ Форджени, Кейси (22 октября 2015 г.). «Флаворпилл» . Artkrush.com . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Дуэнсер, Северин для выставки «Выход из дома», галерея Krinzinger.
- ^ Фонтанелла-Хан, Амана. «Художник из Мумбаи Сударшан Шетти рассказывает о пробках, антиутопии и грузовиках» . Cnngo.com. Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Интервью журналу Vogue . [ где? ]
- ^ Сорабджи, Дипика. «Захватывающая мультимедийная смесь художника Сударшана Шетти» . CNN . Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Баласубраманиам, Читра. «Журнал о скульптуре, январь / февраль 2013 г. - Дэн Стейнхильбер» . Скульптура.org . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ «Сударшан Шетти — Между чашкой чая и тонущим созвездием — Галерея Дэниела Темплона — Выставка — Слэш Пэрис» . Slash-paris.com. 19 сентября 2011 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ «Сударшан Шетти — высказывание художника» . Galleryske.com . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Баласубраманиам, Читра. «Журнал о скульптуре, январь / февраль 2013 г. - Дэн Стейнхильбер» . Скульптура.org . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ «Искусство | Сударшан Шетти | Слушайте снаружи этого дома | Махабхарату…» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года.
- ^ Сорабджи, Дипика (30 января 2012 г.). «Сударшан Шетти, Летающий автобус | CNN Travel» . Travel.cnn.com . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ «Художник из Мумбаи Сударшан Шетти демонстрирует свое чувство игры | The National» . Thenational.ae. 27 марта 2012 года . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Гарсиа-Антон, Катя - Письмо Сударшану Шетти - 2 Take on Art Magazine, выпуск 10 февраля 2013 г.
- ^ «Сабина Б. Фогель о Сударшане Шетти — artforum.com / в печати» . Артфорум.com . Проверено 26 октября 2015 г.
- ^ Д'Мелло, Розалин (5 июня 2013 г.). «ГАЛЕРЕИСЬКЕ» на Art Basel 2013 . Информация об искусстве Блуэна . Проверено 26 октября 2015 г.