Категорийный менеджмент (закупки)
Категорийный менеджмент — это подход к организации закупок внутри бизнес- организации , также часто называемый закупками. Применение категорийного менеджмента к закупочной деятельности приносит пользу организациям, предоставляя подход, позволяющий снизить стоимость покупки товаров и услуг, снизить риски в цепочке поставок, увеличить общую ценность базы поставок и получить доступ к большему количеству инноваций от поставщиков. Это стратегический подход, который фокусируется на подавляющем большинстве организационных расходов. При эффективном применении во всей организации результаты могут быть значительно выше, чем традиционные переговоры о закупках, основанные на транзакциях, однако дисциплина категорийного менеджмента понимается крайне неправильно. [1]
Концепция категорийного менеджмента в закупках возникла в конце 1980-х годов. Не существует единого основателя или создателя, но эта методология впервые появилась в автомобильном секторе и с тех пор была разработана и принята организациями по всему миру. Сегодня категорийный менеджмент рассматривается многими мировыми компаниями как важный стратегический подход к закупкам. Категорийный менеджмент определяется как «развивающаяся методология, которая определяет стратегию снабжения в современных прогрессивных организациях». [2]
Определения
[ редактировать ]Сертифицированный институт закупок и поставок (CIPS) определяет категорийный менеджмент как:
- «Организация ресурсов отдела закупок таким образом, чтобы сосредоточить внимание на внешних рынках поставок организации (в отличие от сосредоточения внимания на внутренних клиентах или на внутренних... функциях отдела), чтобы в полной мере использовать решения о закупках» . [3]
В 2007 году CIPS приводил доводы в пользу уровня специализации и точности, который в то время считался «менее модным» подходом к использованию ограниченных ресурсов закупок, и аналогичным образом CIPS Australia отмечает в исследовании, проведенном в 2010 году, что «Категория менеджерам сложно сосредоточиться и специализироваться, когда их портфолио слишком обширно (они управляют несколькими категориями с небольшим синергизмом, если таковой имеется) или слишком глубоким (на них возложена сквозная ответственность за закупки, включая стратегические, тактические и оперативные требования) ). [4]
Джонатан О'Брайен, автор книги «Категорийный менеджмент в закупках» , определяет категорийный менеджмент как:
- «практика сегментирования основных областей организационных расходов на приобретаемые товары и услуги на отдельные группы продуктов и услуг в соответствии с функцией этих товаров или услуг и, что наиболее важно, для отражения того, как организованы отдельные рынки. Использование этой сегментации организации работают межфункционально над отдельными категориями, изучая расходы на всю категорию, то, как организация использует продукты или услуги внутри категории, рынок и отдельных поставщиков». [5]
Марк Уэбб из Future Purchasing делает три утверждения в определении категорийного менеджмента:
- «Это стратегический комплексный процесс покупки товаров и услуг; он согласовывает бизнес-цели и требования клиентов с возможностями рынка поставок и максимизирует долгосрочную ценность для организации». [6]
Пишет Питер Хант, партнер ADR International
- «Термин категорийный менеджмент может означать разные вещи для разных людей, поэтому необходимо рабочее определение. «Категория» — это логическая группировка схожих статей расходов, например, расходы на услуги рекламного агентства или ИТ-оборудование. Категорийный менеджмент — это процесс поиска источников, используемый для управления этими категориями для удовлетворения потребностей бизнеса, одновременно максимизируя ценность, получаемую от базы поставок». [7]
Задачи управления категориями
[ редактировать ]Основными задачами категорийного менеджмента являются: [8]
Анализ
[ редактировать ]Доступ к данным должен быть получен из внутренних систем, таких как прогнозы спроса, текущие расходы и цены, а также возможности и производительность существующих поставщиков. компании Эти данные обычно поступают из ERP-системы и часто требуют значительной очистки данных . Внутренние данные затем объединяются с внешними данными, такими как общедоступная информация о поставщиках, ценах на сырьевые товары или валютах. Категориальный анализ может быть дополнен источниками коммерческих данных, такими как происхождение поставщика, кредитные рейтинги, показатели устойчивости или профили рисков поставщика.
Разработка стратегии
[ редактировать ]Категорийная стратегия приводит потребности в соответствие с бизнес-целями и потребностями заинтересованных сторон. Например, матрицу Кралича можно использовать по категориям, чтобы сегментировать категорию, разделив ее на один из четырех классов, исходя из сложности (или риска) рынка поставок (например, монопольные ситуации, барьеры для входа, технологические инновации) и важность закупок или поставщиков (определяется влиянием, которое они оказывают на прибыльность компании). [9] Это позволяет категорийному менеджеру определить оптимальные стратегии закупок для данной категории.
Можно использовать и другие анализы, такие как пять сил Портера или SWOT-анализ .
Выполнение
[ редактировать ]После того, как Стратегия разработана, ее необходимо реализовать, а это часто требует поиска поставщиков и заключения контрактов . Кроме того, управления взаимоотношениями с поставщиками необходимо создать системы для облегчения последующего мониторинга. Реализация также включает в себя управление изменениями: обеспечение того, чтобы все заинтересованные стороны понимали стратегию и соблюдали ее.
Мониторинг
[ редактировать ]Мониторинг эффективности категории и предоставления ценности с использованием ключевых показателей эффективности (KPI) и других механизмов обратной связи.
Требования к навыкам
[ редактировать ]CIPS Australasia утверждает, что набор навыков, необходимый для управления категориями, включает стратегические способности в отношении закупок и коммерческую компетентность, способность эффективно влиять и общаться, а также поднабор навыков, которые относятся к конкретной управляемой категории, которая может включать в себя рыночные навыки. знания, способность устанавливать спецификации для товаров и услуг, приобретаемых в рамках данной категории, а также понимание факторов затрат и более широкой среды, в которой работает данная категория. [10] Уайт упомянул о «потрясающем диапазоне» необходимых навыков. [11]
Кей Байен из Европейского института управления закупками (EIPM) определила категорийный менеджмент как область дефицита навыков, и для выполнения этой роли требуется больше специалистов по закупкам. [12]
Использование государственного сектора
[ редактировать ]Многие организации государственного сектора приняли категорийный менеджмент в качестве инструмента стратегической трансформации. Сэр Филип Грин в своем «Обзоре эффективности» государственных расходов Великобритании (2010 г.) рекомендовал, чтобы «централизованные закупки [должны быть] обязательными для общих категорий, чтобы усилить ... покупательную способность и достичь передовой практики». [13]
В Соединенных Штатах Федеральное управление общих служб в сотрудничестве с Управлением по политике федеральных закупок (OFPP) Управления управления и бюджета приняло категорийный менеджмент в качестве оперативного инструмента для закупок под руководством Томаса Шарпа, комиссара по федеральным закупкам GSA. Сервис, апрель 2014 года. [14] [15] [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уитакер, Джон (май 2013 г.). «Категорийный менеджмент в закупках». Управление поставками . 18 (5): 50.
- ^ «Пять лучших практик категорийного менеджмента», Джастин Фальджионе и др., Inside Supply Management, август 2008 г.
- ^ CIPS Knowledge Works: категорийный менеджмент, июль 2007 г.
- ^ Перфект, М., Современное состояние категорийного менеджмента - CIPS Australia , опубликовано в 2019 г., по состоянию на 23 декабря 2021 г.
- ^ О'Брайен, Дж., Категорийный менеджмент в закупках , второе издание (2012 г.), Коган Пейдж, Лондон, ISBN 978-0-7494-6498-1 E-ESBN 978 0 7494 6499 8
- ^ «Категорийный менеджмент — это больше, чем просто стратегический поиск?» . 2 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 8 января 2020 г. Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Объяснение управления категориями», Управление поставками, 30 января 2003 г. , по состоянию на 26 мая 2011 г.
- ^ ЦИПС. «Что такое категорийный менеджмент» . www.cips.org . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ ЦИПС. «Что такое матрица Кралича?» . www.cips.org . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Уайт, Т., Как подобрать правильных категорийных менеджеров к правильным категориям , CIPS Australasia, опубликовано в сентябре 2011 г., по состоянию на 20 ноября 2022 г.
- ^ CIPS Australia, 4-й форум категорийного менеджмента CIPSA , 6-7 апреля 2011 г., повестка дня, по состоянию на 20 ноября 2022 г.
- ^ Дайджест цепочки поставок, Новости цепочки поставок: категорийный менеджер и новые требования к навыкам для специалистов по закупкам , опубликовано 8 сентября 2010 г., по состоянию на 4 января 2022 г.
- ^ Сэр Филип Грин, Обзор эффективности сэра Филипа Грина. Архивировано 14 октября 2010 г. в Wayback Machine , опубликовано 11 октября 2010 г., по состоянию на 13 июня 2011 г.
- ^ Администрация общих служб, Руководство по управлению категориями , по состоянию на 27 февраля 2021 г.
- ^ Кларк, К.С., Белый дом выпускает новое руководство по категорийному менеджменту , по состоянию на 27 февраля 2021 г.
- ^ «Будущее ФАС: категорически правильный шаг для налогоплательщиков» . Архивировано из оригинала 15 марта 2015 г. Проверено 6 марта 2015 г. , по состоянию на 6 марта 2015 г.