Общая человеческая экосистема
Полная человеческая экосистема (THE) — это экоцентрическая концепция, первоначально предложенная профессорами экологии Зеевым Наве и Артуром С. Либерманом в 1994 году. [1]
История концепции
[ редактировать ]Наве и Либерман (1994) [1] предложил целостную экоцентрическую концепцию Общей человеческой экосистемы с целью изучения антропоценовой экологии и улучшения планирования землепользования и управления окружающей средой в рамках интегрированного и междисциплинарного подхода. По словам самого Наве, общая человеческая экосистема — это «высшая коэволюционная экологическая единица на Земле, в которой ландшафты являются конкретными трехмерными «гештальт-системами», образующими пространственную и функциональную матрицу для всех организмов». [2] Эта концепция (или метаконцепция) объединяет человеческие системы (техносферу, а также концептуальное пространство человеческой ноосферы ) и природные системы ( геофизическое экопространство Земли биосферы ). [2]
Зев Наве (1919-2011), основной автор этой концепции, был профессором ландшафтной экологии в Технионе Израильского технологического института в Хайфе . До 1965 года работал специалистом по пастбищам и пастбищам в Израиле и Танзании. Его исследования в Технионе были посвящены антропогенному воздействию на средиземноморские ландшафты, пожарной экологии и динамическому управлению природоохранной деятельностью, а также внедрению засухоустойчивых растений для многоцелевого восстановления и благоустройства ландшафтов. [3]
Альмо Фарина, который также разработал эту концепцию с 2000 года, также является профессором экологии Университета Урбино факультета экологических наук в Италии .
Концепции и эпистемология
[ редактировать ]Взаимодействие и коэволюция взаимодействия человека и природных экосистем являются движущими силами нынешней системы Земли . Метаконцептуальный подход Total Human Ecosystem направлен на интеграцию био- и геоцентрических подходов, заимствованных из естественных наук , а также подходов, заимствованных из социальных и гуманитарных наук, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию окружающей среды и стимулировать природные и человеческие системы. к устойчивому будущему.
Природная экосистема в рамках этой концепции питается солнечной энергией , самоорганизуется и самосоздается . Человеческая экосистема представляет собой ископаемую энергию, питаемую высокими затратами и пропускной способностью, и ее можно разделить на две субэкосистемы: городскую промышленную и агропромышленную. Экосистема реализуется в пространстве как экотоп , а система экотопов — это ландшафт : природные, полуприродные, городско-промышленные — это осязаемые, трехмерные физические системы. Они образуют общую человеческую экосистему. THE также состоит из области информации, восприятия (в ландшафтной экологии это концепция экопеля), [4] [5] знания, чувства и сознание, обеспечивающие человеческое (но также и биологическое) самосознание.
Особым случаем ландшафтов внутри общей человеческой экосистемы являются культурные ландшафты. [4] в котором отношения между человеческой деятельностью (как эффективное, основанное на экологии управление землей или морем) создали экологические, социально-экономические и культурные модели и механизмы обратной связи экосистемы , которые сохраняют биологическое и культурное разнообразие и поддерживают или даже улучшают устойчивость и сопротивляемость .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Фарина А., 2006. Принципы и методы ландшафтной экологии: к науке о ландшафте, Springer, Dordrecht, 412 стр.
- ^ Наве, З. Трансдисциплинарные проблемы ландшафтной экологии и экологии восстановления - Антология. (Спрингер 2007 г.)
- ^ Jump up to: а б Фарина, А. (2000). «Культурный ландшафт как модель интеграции экологии и экономики» . Бионаука . 50 (4): 313–320. doi : 10.1641/0006-3568(2000)050[0313:tclaam]2.3.co;2 .
- ^ Фарина А. и А. Бельграно, 2004. Экополе: новая парадигма ландшафтной экологии. Экол. Рез. 19, 107–110.