Мангвенде
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Мангвенде — династия из Южной Африки , Зимбабве, широко известная как династия Мангвенде Нове или Мангвенде Нове . Это королевская династия народа Нове, входящего в состав Шона племени , ныне живущего в Мурева , Восточный Машоналенд , Зимбабве. Мангвенде Династия была основана патриархом народа Нове Сакубвунзой в 1606 году, который основал традиционное государство Шона Нове. Название Ноуэ относится как к традиционному государству, так и к народу Нове.
Вождь Мангвенде использует систему параллельной преемственности, которая поочередно переходит между двумя домами династии. Два дома линии вождя — это дома Мхтани (Бокото) и Хундунгу (Читопи).
Тотем
Тотем клана Мангвенде - «мойо мдзукуру» , символическим животным которого является бык. Однако на практике племя строго считает священным только сердце животного, а не все животное (Мойо Музукуру - это титул, подчиненный Розви).
Вожди: 1606–2013 гг.
Династия Мангвенде, ранее жившая в Матандандуре и Матукуту, поселяется в Нове. Вождь переходит из рук в руки между двумя линиями после смерти действующего вождя (если власти не сочтут иного).
Вождь | Даты |
---|---|
Как спросить | 1606-1631
Кот. 1633-1656 гг. Мушавату. 1657-1681 гг. Замедлять. 1681-1706 гг. Поверните его. 1707-1731 гг. Перепел. 1732-1756 гг. Вздох. 1757-1781 гг. Мечтать. 1783-1831 гг. Мхотани. 1833-1857 гг. |
Щенок | 1859-1878 |
Давайте послушаем | 1878-1879 |
Ты можешь | 1880-1924 |
Это преступление | 1926-1936 |
Ты вор | 1937-1960 |
Енох | 1960-1968 |
Это преступление | 1969-2013 |
Кот. ||2017-
Мхтани (Бокото) и Хундунгу (Читопи) являются самыми высокопоставленными именами в современной истории политики народа Нове, поскольку они представляют как вожди (родословные) Мунгате1 (Мушавату), так и Гаци1. Названия домов Бокото и Читопи предназначены исключительно для административных целей. Две линии жили в непосредственной близости на протяжении более (3) трех столетий в Махопо Масеква, река Ньякамбири, недалеко от Марондеры.
История
Клан Мангвенде доминировал в географическом районе между Макони и Мутоко в Восточном Машоналенде в Зимбабве, который тогда существовал в политическом формате традиционных государств. У Мангвенде была боевая сила, которая сражалась с соперничающими кланами, и ее часто призывали защищать союзников в бою. На своей территории вождь Мангвенде имел под своим протекторатом несколько подчиненных вождей окружающих кланов, которые присягали на верность вождю Мангвенде в обмен на военную поддержку в случае нападения со стороны других конкурирующих вождей. Как верховный вождь, Мангвенде отвечал за благосостояние, безопасность и гражданский порядок небольших кланов вождей и выполнял церемониальные обязанности.
Дом Хундунгу, который был главой с 1859 по 1878 год, первым принял титул вождя Мангвенде с надлежащей инвеститурой Розви. До этого периода всех вождей (мамбо) называли или знали по фамилиям. Примерно в это же время возникла некоторая враждебность между двумя линиями вождей, поскольку утверждалось, что другая линия напала на другую со стаей пчел из-за чар (Гона). Катерере, отец Чирудзы и Чибанды, правил один год, 1878-1879, и умер, и его сменил Мунгате, сын Хундунгу, который стал вождем с 1880 по 1924 год. Он был вождем в то время, когда белые поселенцы прибыли в Зимбабве, а затем Родезия . Они базировались в Махопо-Масекве, граничащем с Марондерой. Тотем - «Мойо Музукуру», принадлежащий всему племени Нове. Большинство покойных вождей Мангвенде похоронены в храме Мангвенде в Махопо Масеква. Через некоторое время дом Бокото решил похоронить своих вождей на территории под названием Холмы Бокото в Мукаракате , до этого все они были похоронены в Махопо Масеква. Только (3) три вождя не были похоронены в святилище Мангвенде, Махопо Масеква: Катерере, Енох и Чибанда 11 (два)
Неповиновение белых поселенцев
Белые колонизаторы прибыли примерно в 1890 году под видом охотников и миссионеров и поселились на территории, контролируемой вождём Мунгате Мангвенде. Примерно в 1896 году вождь Мангвенде сражался с белыми поселенцами, которые пытались захватить его территорию, в знаменитых битвах, которые стали известны как восстание 1896 года.
Он возглавил свои силы для защиты Макони , который также участвовал в сопротивлении правлению белых поселений. Старший сын вождя Мунгейта Мангвенде, Мучемва, по приказу своего отца вождь боролся с белыми поселенцами -колонизаторами в 1896 году вместе с (восстанием) вместе с Мбуя Неханда и Кагуви. После того, как вождь Мунгате Мангвенде заключил мир с белыми поселенцами (властями) в 1896 году, его сын Мучемва вместе с другими членами военного совета Ноуэ , в который входил Сандати Мукаракате, сын Джиривенге, сын Мхотани, продолжали вклинивать партизанскую войну, поскольку они были недовольны с правлением белых поселенцев. Эта война продолжалась до 1903 года и закончилась ожесточенной битвой на холмах Бокото, продолжавшейся несколько недель. Мучемва заключил сделку с белыми поселенцами (властями), согласно которой он мог сложить оружие только вместе со своими помощниками при условии, что ему не будет предъявлено какое-либо судебное преследование. Власти согласились при одном условии: он будет проживать рядом со штаб-квартирой района Мурева, где за ним будут наблюдать. После восстания белые поселенцы захватили плодородные земли в Махопо Масеква, а вождь Мунгате был перенесен в место под названием Рота, Чамачинда.
Деревня вокруг районного центра Мурева известна как деревня Мангвенде, большинство ее жителей принадлежат к тотему племени нове «Мойо Музукуру». На момент смерти Мучемвы в 1909 году (убитого) его отец все еще находился на троне. На момент смерти у него осталось три сына: Мбумбира, Мунхувепайи и Майзивейи. Его второй сын, Мунхувепайи, стал вождем и правил с 1937 по 1960 год. Он был свергнут с поста вождя за постоянное несогласие и критику решений администрации белых поселенцев, что считалось грубым неповиновением. Мунхувепайи также женился на Хелен Мангвенде , когда ей было 18. Еще одним фактором, способствовавшим смещению Мунхувепайи, было его участие в политике в конце 1950-х и 60-х годах, которым он занимался вплоть до обретения независимости в 1980 году, в НДП (Национально-демократической партии), а затем в ЗАПУ (Африканские народы Зимбабве). Союз), который в 1987 году объединился с ЗАНУ (Африканский национальный союз Зимбабве) в одну партию под названием Африканский национальный союз Зимбабве ZANU PF. После свержения его отправили под стражу в Лагерь ограничения свободы Гонакудзингва (Гонакудзингва означает «где спят изгнанные») в Южной Родезии, недалеко от границы с Мозамбиком, который был специальным лагерем для политических заключенных ЗАПУ, созданным правительством Яна Смита. В доме Мукаракате уже были и другие политические заключенные, которые содержались под стражей в Гонакудзингве, такие как Финеас, Анесу и другие. После освобождения Мунхувепайи был лишен права оставаться или посещать Мурева и ограничен радиусом 25 км (16 миль) от Солсбери, ныне Хараре. Даже когда его родственники умерли, ему не разрешили присутствовать на похоронах, среди которых были его собственные дети и младший брат Майзивейи Мангвенде, который умер в 1971 году. Позже он умер в ноябре 1988 года и был похоронен в храме Мангвенде в Махопо Масеква, недалеко от Марондеры . Четыре сына его покойного брата Майзивейи, Иннокентий, Сирил, Алоис и Годфри, как непосредственные и прямые потомки линии Мучемва, совершили традиционные обряды похорон покойного вождя Мунхувепаи в храме Мангвенде.
Энок Мвурайявира был назначен правительством поселенца Яна Смита в 1960 году вместо Мунхувепайи на посту вождя Мангвенде после того, как Музаненхамо Сандати Мукаракате, старший сын Сандати Мукаракате, в консультации с домом Бокото сообщил поселенцам, что с культурной точки зрения дом Бокото не может принять залог. преемственность, пока реальный вождь Мангвенде был еще жив. «Живого Мангвенде заменить невозможно». Это соответствовало надлежащим традиционным обрядам, которые требуют уведомления о кончине вождя в результате смерти, которую нельзя было выполнить, поскольку Мунхувепайи был еще жив.
После смерти Энока Мвурайявиры в 1968 году Джонатан Тафиреньика Чибанда, сын Чатайки Чибанды из Дома Бокото, был назначен вождем Мангвенде в 1969 году. Он стал членом Совета вождей в 1973 году и был избран президентом Совета вождей Зимбабве в 1991 году. Эту должность он занимал 15 лет, пока не решил уйти в отставку в 2005 году. успешно привлек правительство к улучшению статуса и роли вождей Зимбабве, что привело к пересмотру и совершенствованию различных разделов Закона о традиционных лидерах и других законодательных актов, регулирующих традиционных лидеров. Вождь Джонатан Тафиреньика Мангвенде умер в Претории, Южная Африка, в декабре 2013 года и был объявлен Героем освобождения за свою роль в оказании помощи в борьбе и координации поддержки борцов за освобождение во время освободительной войны, кульминацией которой стало обретение Зимбабве независимости в 1980 году. похоронен в Мукаракате со всеми воинскими почестями и надлежащими традиционными обрядами. Его помнят за его мудрое руководство на посту президента Совета вождей Зимбабве, а также за сильное и справедливое руководство своим народом.
Мойо Мутуриква и вождь Мангвенде
[ редактировать ]В августе 2011 года губернатор Восточной провинции Машоналенд Эниус Чигведере провел встречу с кланом Ванхохве, возглавляемым Джорджем Фараи Сиявамвая. Ванхохве добивался официального переселения в Маганга-Эстейтс, где проживал Сиявамвайя. Они утверждали, что колонизаторы выгнали их с этой земли в 1945 году, поэтому официальное переселение является закономерным.
На встрече Аэниус Чигведере осветил исторический вопрос, касающийся вождя Мангвенде. Упоминание о том, что пост вождя принадлежал Мойо Мутурикве, а не Мойо Мувхиме или действующему президенту Мойо Музукуру. Он уточнил, что Мойо Музукуру взошел на трон только после того, как заручился благосклонностью колонизаторов. До этого пост вождя занимал Мойо Мутуриква. [ 1 ]
Теории Анеаса Чигведере не могут быть подтверждены, поскольку это всего лишь утверждения. Клан Нове поселился в этом районе до колонизаторов и занимал пост вождя Мангвенде с 1606 года, задолго до того, как колонизаторы пришли в эту страну. Вождь Мангвенде и клан Нове сражались против колониальных сил в первой Чимуренге вместе с Мбуей Нехандой и Секуру Кагуви.
Стоит отметить, что предоставленные записи недоступны для публичного подтверждения. Без цитируемой информации невозможно увидеть, что было включено, а что опущено. Большую часть связанной между домами истории можно процитировать. Однако информация Вождя остается спорной. Невозможно установить достоверность предоставленной информации. Многое из этого также остается всего лишь утверждениями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вестник, The. «Спор о собственности в поместье Маганга бушует» . Вестник . Проверено 11 июля 2020 г.
- Извлечено из документов клана Ноуэ, доступных у клана.
- Извлечено из записей клана Ноуэ, имеющихся у клана. Ранее они были опущены и должны были быть раскрыты. Они взяты из документов клана Ноуэ, доступных клану.