Тихий крик
Автор | Кензабуро Оэ |
---|---|
Оригинальное название | Манен, 1-й курс футбола |
Язык | японский |
Установить в | Япония |
Дата публикации | 1967 |
Место публикации | Япония |
Тип носителя | Распечатать |
Награды | Премия Танизаки |
«Безмолвный крик» ( яп. «Футбол в первый год Man'en gan'nen no futtoboru , буквально Ман'эн» ) — роман японского писателя Кензабуро Оэ , впервые опубликованный на японском языке в 1967 году и удостоенный в том же году премии Танидзаки .
Сюжет
[ редактировать ]В романе рассказывается история двух братьев начала 1960-х годов: Мицусабуро, рассказчика, одноглазого женатого профессора английского языка из Токио ; и его младший брат Такаши, который только что вернулся из США . Мицусабуро и его жена Нацуми пережили ряд кризисов. Свою физически и умственно неполноценную малышку они оставили в приюте, а друг Мицусабуро покончил жизнь самоубийством (покрасил голову в малиновый цвет, вставил огурец в задний проход и повесился ). Нацуми стала алкоголичкой . Мицусабуро уходит с работы, и они все отправляются в родную деревню братьев, расположенную в лощине в лесу на Сикоку .
Семья братьев была одной из ведущих семей в деревне. Такаси одержим памятью о младшем брате своего прадеда, который возглавил крестьянское восстание в 1860 году. Мицусабуро вспоминает это дело иначе, полагая, что лидер восстания предал своих последователей. Они также не согласны со смертью своего старшего брата С., который был убит во время рейда на корейское поселение недалеко от села. Такаши наслаждается смертью своего воина, в то время как Мицусабуро вспоминает, как он вызвался быть убитым в отместку за смерть корейца во время предыдущего рейда. Их сестра, умственно отсталая, покончила жизнь самоубийством, живя с Такаши.
Такаси согласился продать семейную кура-ясики — традиционную резиденцию-склад — «Императору», корейцу, первоначально привезённому в деревню в качестве раба-рабочего, но теперь завоевавшему положение экономического господства, превратив другого кура-ясики в супермаркет, в результате чего мелкие магазины прекратили свою деятельность. Тайно он также согласился продать Императору всю семейную землю.
Такаши начинает объединять деревенскую молодежь в группы, начиная с футбольных тренировок. Когда Мицусабуро обнаруживает обман Такаши, он изолирует себя от остальных, но его жена встает на сторону Такаши. Мицусабуро переезжает жить в кура-ясики , а Такаши переезжает со своей группой в главное здание семьи.
Такаши использует свою группу, чтобы начать восстание против Императора, грабя супермаркет и раздавая товары людям. Такаши также начинает сексуальные отношения с Нацуми и отправляет одного из своих последователей рассказать об этом Мицусабуро. Однако в конечном итоге люди разочаровываются; в конце концов девушку убивают. Такаши утверждает, что пытался изнасиловать ее, а затем убил. Его бросила группа, и он ждет, пока жители деревни придут и линчевают или арестуют его. Мицусабуро, однако, не верит его истории и говорит, что Такаши использует случайную смерть девушки как способ спланировать свою собственную насильственную смерть. Такаши признается Мицусабуро, что их сестра покончила с собой после того, как он разорвал с ней кровосмесительные отношения. После того, как Мицусабуро презирает веру Такаши в то, что он будет убит, Такаши стреляет в себя, написав в качестве последнего заявления: «Я сказал правду».
Приходит Император и начинает разрушать кура-ясики . Обнаружен секретный подвал, в котором брат прадеда провел остаток своей жизни, скрываясь после провала восстания. Мицусабуро и Нацуми решают снова попытаться жить вместе вместе со своим ребенком-инвалидом и нерожденным ребенком Такаши, которого вынашивает Нацуми. Мицусабуро отказывается возвращаться на свою старую работу, вместо этого принимая предложение поработать переводчиком в экспедиции по дикой природе в Африке .
Литературное значение и критика
[ редактировать ]Японское название связывает дату восстания (1860 год, первый год эпохи Маньен , а также год открытия первого посольства Японии в США ) с американским влиянием на Японию, представленным Договором о взаимной безопасности между Японией и США . 1960 год и (американский) футбол , с которого Такаши начинает свое восстание. Оэ в более позднем эссе сравнил воображение писателя с зажимом, соединяющим горизонтальное повествование с вертикальным соотношением двух эпох. [1] Оэ также провел параллель между движением футбольного мяча вперед и назад и взаимными отношениями между историями двух эпох. [2] Митико Уилсон расширяет сравнение до отношений тезиса-антитезы между жестокой и покаянной сторонами характера Такаши, а также между пассивным, интеллектуальным Мицусабуро и активным Такаси, который находится в контакте с природой. [3]
Сьюзан Нэпьер подчеркивает мифический аспект истории в своем исследовании романа. Как и многие из его ранних работ, «Безмолвный крик» имеет нереальную аркадскую обстановку, отрезанную от остальной части Японии и населенную гротескными персонажами. Она утверждает, что кульминация книги, самоубийство Такаши, не может быть объяснена просто его виной за отношения с сестрой. Скорее, его смерть — это жертва , необходимая, с точки зрения мифа, для искупления Мицусабуро и деревни; его кровосмесительные отношения — всего лишь предлог для жертвоприношения. [4]
«Безмолвный крик» широко рассматривается как ключевое произведение в творчестве Оэ. Это единственный роман (кроме «Игры современности »), которому Уилсон в своем обзоре творчества Оэ посвящает целую главу, в то время как Нэпье рассматривает его как поворотный момент в своем творчестве между его ранними работами меньшего масштаба и более широкими полотнами Оэ. поздние романы. Таким образом, это «возможно, его самая успешная попытка объединить японскую историю, общество и политику в одном сжатом повествовании». [5] Роман также знаменует собой завершение серии работ Оэ, изображающих пары братьев в пасторальной обстановке, перерыва, который длился до 1980-х годов .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Оэ Кензабуро, «Футбол одновременности» ( Doujisai no futtoboru ) в The Enduring Volition (1968), с. 403.
- ^ О стр. 408.
- ^ Уилсон, Митико, Маргинальный мир Оэ Кензабуро, с. 50.
- ^ Нэпьер, Сьюзан, Побег из пустоши: романтизм и реализм в художественной литературе Мисимы Юкио и Оэ Кензабуро , Гарвард (1991), стр. 185–86.
- ^ Нейпир, стр. 196.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кензабуро Оэ (1994). Тихий крик . пер. Джон Бестер (переиздание). Коданша Интернэшнл. ISBN 4-7700-1965-3 .