MOJ (motorcycle)
Промышленность | Производитель мотоциклов |
---|---|
Основан | 1935 год , Катовице , Польша. |
Основатель | Густав Ружицкий |
Несуществующий | сентябрь 1939 г. |
Судьба | Реквизировано для военного производства |
Ключевые люди | Кароль Зубер |
Продукты | MOJ 130 |
Количество сотрудников | 800 (1939) |
Родитель | Машиностроительный завод и чугунолитейный завод МЮ |
MOJ [ а ] — несуществующая марка мотоциклов, производившаяся в Катовице , Польша, с 1937 по 1939 год. Название происходит от прозвища основателя Густава Ружицкого , когда он был студентом. [ 1 ] в Университете Леобена . [ 2 ]
История
[ редактировать ]В 1933 году горный инженер Густав Ружицкий купил небольшой завод горного машиностроения в Заленже , Катовице у Альфреда Вагнера и переименовал его в Fabryka Maszyn Oz Odlewnia Żelaza i Metali MOJ . [ 3 ] Он приступил к расширению компании, и к моменту начала Второй мировой войны количество сотрудников выросло с 15 до 800. [ 4 ] Компания производила горнодобывающее оборудование, лодочные двигатели, цепные пилы и другую технику. [ 3 ]
Ружицкий был энтузиастом мотоциклов и хотел производить свои собственные машины. В 1935 году он нанял инженера Кароля Зубера, чтобы возглавить новое мотоциклетное подразделение. [ 3 ] [ 5 ] Первый мотоцикл MOJ 130 был выпущен позже в том же году. Он имел двухтактный двигатель объемом 128 куб.см. В разработке находилась машина объемом 250 куб.см. [ 3 ] и были планы производить автомобили. была привезена земля В Сандомир для строительства второго завода по производству автомобилей. Производство автомобилей должно было начаться в 1940/1940 году, но война положила конец этому плану. [ 5 ] Роторный двигатель находился в разработке, и Ружицкий получил патент на эту конструкцию. [ 5 ] [ 2 ]
После вторжения Германии в Польшу завод был реквизирован немцами для производства горнодобывающего оборудования и боеприпасов, хотя небольшое количество мотоциклов было произведено для использования в военных целях. [ 3 ] Ружицкий присоединился к сопротивлению и в результате провел остаток войны в концентрационных лагерях в Дахау и Гузене . [ 3 ]
После окончания Великой Отечественной войны завод был национализирован. [ 5 ] и было решено не восстанавливать производство мотоциклов. [ 3 ]
Модели
[ редактировать ]MOJ 130
[ редактировать ]Мотоцикл был создан по образцу немецких мотоциклов того времени с упором на качество. [ 3 ] Модели-прототипы были оснащены двигателем Villiers , но серийные модели использовали собственный одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 128 куб.см. жесткая дуплексная рама Использовалась с вилами из штампованной стальной балки . Большинство комплектующих были изготовлены на заводе или были от польских производителей. [ 6 ] Мотоцикл был представлен прессе в феврале. [ 5 ] 1937 [ 4 ] и серийные машины были доступны в августе того же года. [ 1 ]
В 1938 году двигатель был усовершенствован: двойной выхлоп выходил из цилиндра сзади, а карбюратор переместился сбоку от двигателя. [ 1 ] Переключение передач было переключено с ручного на ножное. [ 7 ] Часть машин закупили военные, в том числе 10-я мотокавалерийская бригада . Также существовала финансируемая государством схема покупки мотоцикла для офицеров. [ 6 ]
Было выпущено несколько гоночных версий модели, на которых Ружицкий участвовал в различных соревнованиях, в том числе в ралли Татра 1939 года, которое он выиграл. [ 4 ]
До войны было выпущено около 600 единиц MOJ 130. [ 1 ] [ 4 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Иногда неправильно переводится как МОЙ.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Щербицкий 2010 , стр. 84–86.
- ^ Jump up to: а б «Ружицкий Густав Михал - Изобретения и открытия» . wynalazki.andrej.edu.pl (на польском языке) . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Модж 1937» . zabytkowemotocykleirorowery.pl . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Мотоцикл MOJ 130 – довоенная жемчужина автомобилестроения». Новый польский дизайн (на польском языке) . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Щербицкий, Томаш. его мотоцикл | МЮ» « Провидец и . МОЙ]. Мир мотоциклов (на польском языке) . Проверено 5 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Йонька 2013 , стр. 34, 35.
- ^ Йонька, Шубанский и Тарчинский 1990 , стр. 98.
Библиография
[ редактировать ]- Йонька, Адам (2013). Войска Польского Мотоциклы ( на польском языке). Варшава: Эдипресс Польска. ISBN 978-83-7769-570-8 .
- Йонька, Адам; Шубански, Раймунд; Тарчинский, Ян (1990). Сентябрь 1939 г.: машины Войска Польского; знамена и вооружение [ сентябрь 1939 г.: техника Войска Польского; цвет и оружие ] (на польском языке). Издательство «Связь и связь». ISBN 978-83-206-0847-2 .
- Щербицкий, Томаш (2010). «Необычная фотография». Военные XX века (на польском языке). 5 (38).