ВФМ (мотоцикл)
ВФМ | |
Промышленность | Производство мотоциклов |
Предшественник | Варшавский авторемонтный завод |
Основан | 1951 год , Варшава , Польша. |
Несуществующий | 1966 |
Преемник | Польский оптический завод (ПЗО) |
Продукты |
|
Warszawska Fabryka Motocykli (англ. Варшавский мотоциклетный завод ), широко известный под инициалами WFM , — несуществующий польский производитель мотоциклов. Мотоциклы производились на заводе, расположенном по адресу улица Минска, 25 в варшавском районе Грохув .
История
[ редактировать ]Warszawskie Zakłady Naprawy Samochodów (англ. Варшавский авторемонтный завод ) был основан в 1947 году в результате слияния государственного Zakłady Urządzeń Transportowego No. 2 (англ. «Завод транспортного оборудования № 2» ) и Państwowe Zakłady Samochodowych No. 2 (англ. State Automobile Plant No. 2 ). [ 1 ] Помимо прочего, мастерская производила мотоциклы SHL M04 для SHL из довоенных запчастей от двигателей Huta Ludwików и DKW . Позже был использован двигатель объемом 125 куб.см, разработанный для Sokół . [ 2 ] В 1951 году завод переключился исключительно на производство мотоциклов, и название было изменено на Warszawska Fabryka Motocykli (WFM). Первые мотоциклы были поставлены в 1952 году. [ 1 ]
Первоначально они производили мотоциклы с двигателем объемом 125 куб.см для Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjny из Psie Pole и SHL из Кельце. [ 3 ] С 1955 года WFM производила мотоциклы и скутеры под собственной торговой маркой, а также поставляла двигатели и компоненты другим производителям мотоциклов. [ 4 ]
Вацлав Ласковский долгие годы был директором завода. [ 5 ] [ 6 ]
1 января 1965 года [ 7 ] завод WFM был объединен с соседним Польским оптическим заводом (ПЗО), и производство мотоциклов постепенно сворачивалось. Машины WFM перешли в руки ПЗО, которое продолжало производить двигатели и запасные части.
Модели
[ редактировать ]Первоначальное производство заключалось в производстве M04 для SHL, с 1952 по июнь 1954 года было построено 27 000 машин. [ 2 ] На смену этой модели пришла SHL M05, имевшая телескопическую вилку . Было построено 12 500 единиц М05. [ 4 ]
ВФМ М06
[ редактировать ]M06 1955 года была первой моделью, получившей название WFM. Это было развитие SHL M05, в нем использовался тот же двигатель S-01 объемом 123 куб.см. Детали велосипеда были скопированы с модели SHL M05, имевшей заднюю подвеску с качающимися рычагами . Экспортная модель выпускалась с аккумулятором, электросигналом и хромированными колесными дисками. Отечественная модель получила эти доработки в 1957 году. Модернизация карбюратора и головки блока цилиндров была произведена в 1958 году. В 1963 году был установлен новый, более мощный двигатель С-34. К моменту окончания производства в марте 1966 года было выпущено около 600 000 мотоциклов эта модель была выпущена. [ 8 ]
WFM M16 Тарпан
[ редактировать ]Преемник M06 планировался в 1962 году. Он должен был иметь новую конструкцию и быть способным конкурировать с машинами Jawa и MZ . Машина имела хребтовую раму и вилку ведущих звеньев . Был разработан новый двигатель объемом 175 куб.см с 5-ступенчатой коробкой передач, но так и не вышел за рамки чертежей. Несколько прототипов было изготовлено с использованием существующего двигателя S32, но в серию машина так и не пошла. [ 9 ]
ВФМ Том
[ редактировать ]В 1955 году WFM разработала три прототипа самокатов, названных в честь насекомых: Жук (жук), Бон (пчела) и Оса (оса). [ 10 ] Власти оказывали сопротивление тому, что они считали «идеологически враждебным» продуктом, и предсерийные модели Osa не производились до февраля 1959 года. На скутере использовался одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 148 куб.см , получивший обозначение S 06, который WFM поставлял SHL. На машине использовались 14-дюймовые колеса. Машина пошла в серийное производство как Osa M50. [ 11 ]
В 1962 году был представлен Osa M52. Он был оснащен двигателем S 33 объемом 175 куб.см. Большая часть продукции М52 экспортировалась в Индию . Производство М50 было остановлено в 1963 году, а М52 — в 1965 году. [ 11 ]
Соревнования
[ редактировать ]В период с 1956 по 1963 год WFM входила в состав заводских команд в ряде соревнований ISDT , включая 17-е Международное ралли Tatra 1959 года, XXXV Sześciodniówce FIM 1960 года в Бад-Аусзе , Австрия и шотландское Sześciodniówce 1961 года. Использовались как 125-кубовые мотоциклы, так и скутеры «Оса». [ 11 ] [ 12 ]
Производство 1951–1965 гг.
[ редактировать ]Воскресение
[ редактировать ]В начале XXI века был создан проект по реактивации бренда WFM совместно с Минским мотовелозаводом «Мотовело» в Беларуси . [ 14 ] [ 15 ] Инициатором проекта был Влодзимеж Гонсиорек, которому через Motor Klub Wawer принадлежала торговая марка WFM. [ 16 ] Мотоцикл представлял собой модификацию Минского Лидера. [ 14 ] и был доступен в версиях объемом 50 и 125 куб.см. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рохлин 1953 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б «ШЛ М04 «Келецка» » . vintagebikescollection.com . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Зелински 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б «ШЛ М05» . vintagebikescollection.com . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Трушкевич 1959 .
- ^ Жице Варшавы 1957 .
- ^ Яцек Урбанчик, Ремонт мотоциклов WFM , 1966 г.
- ^ «ВФМ М06 1956 (2)» . vintagebikescollection.com . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ «WFM М16 Тарпан» . www.polskiemotocykle.mik.pl (на польском языке) . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Песак 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с «WFM M50 Osa — польский автомат со стингером». www.auto-swiat.pl (на польском языке). 10 мая 2011 года . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Лемпковски 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б «Архимо - Сокол, Юнак, СХЛ, ВФМ, ВСК, Комар» . www.junak.comuv.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дзиавер 2003 .
- ^ Перейти обратно: а б «Нова – старая WFM-ка» . Motoryzacja.interia.pl (на польском языке). 1 декабря 2003 года . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ «Электронная поисковая система» . esearcharka.pue.uprp.gov.pl (на польском языке) . Проверено 28 августа 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дзявер, Шимон (18 февраля 2003 г.). «WFM вернулся, и это больше не будет красной чумой». Мир мотоциклов (на польском языке) . Проверено 28 августа 2020 г.
- Лемпковски, Мацек (26 августа 2017 г.). «Я был убежден, что тону - 1988 БОГУСЛАВ КОПЕРСКИЙ» . Эндуро банда доцента (на польском языке).
- Песак, Януш (2016). Польские скутеры WFM Osa M50, M52 TBiU NO. 11 АВТОМОБИЛЬНАЯ ИСТОРИЯ - Януш Пешак - Polska Ksiegarnia w UK [ Польские скутеры WFM Osa M50, M52 TBiU NO. 11 ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ АВТОМОБИЛЬНОСТИ ] (на польском языке). Издательство ЗП.
- Рохлин, Р.П. (1953). с 1945 по 1952 год ( Экономика Польши на немецком языке). Дункер и Хамблот. ISBN 978-3428012473 .
- Трушкевич, Збигнев (15 мая 1959 г.). « Популярный автомобиль под вопросом » [PDF] (на польском языке). Денник Балтицкий .
- Зелинский, Анджей (2004). Польские мотоциклы 1946-1985 гг. (3-е изд.). Варшава: Wydawnictwa Kommunikacji i Głosności. ISBN 978-83-206-1518-0 .
- « Первый квартал экономических экспериментов на промышленных предприятиях Варшавы» (PDF) . Жице Варшавы (на польском языке). 4 апреля 1957 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2020 г.