ШЛ (мотоцикл)
SHL — марка польских мотоциклов, производившаяся с 1938 по 1970 год сначала на заводе Huta Ludwików в Кельце , затем на WFM в Варшаве и, наконец, на KZWM Polmo-SHL в Кельце.




Довоенный
[ редактировать ]Huta Ludwików ( Людвиковский металлургический завод ), основанный в 1919 году в Кельце , сначала производил метизы и сельскохозяйственные машины. С 1938 года началось производство легкого мотоцикла собственной разработки с использованием импортных британских двигателей Villiers объемом 98 см³ , а детали двигателей местного производства. Мотоцикл получил название SHL 98 — SHL является сокращением от «Suchedniowska Huta Ludwików» ( Suchedniów Ludwików Ironworks , поскольку завод изначально принадлежал литейному заводу в Сухеднюве ). [ 1 ] было произведено менее 1000 мотоциклов До начала Второй мировой войны в 1939 году и немецкой оккупации Польши .
Послевоенное время – начало
[ редактировать ]После войны разграбленные заводы были национализированы и производство мотоциклов было решено продолжить. Первая послевоенная модель SHL 125 – M02 1947 года представляла собой смесь довоенных деталей и рам SHL и немецкой конструкции DKW RT 125 с использованием копии двигателя RT125, производимого PZL Psie Pole во Вроцлаве . Небольшая серия из 203 мотоциклов производилась в Государственных автомобильных мастерских № 2 в Варшаве (позже WFM – Варшавский мотоциклетный завод) и была похожа на Sokół 125 того же завода. [ 1 ]
Первой моделью, которая снова производилась в Кельце, была улучшенная модель SHL M03 1948 года, а затем SHL M04 1949 года. В 1948 году название Huta Ludwików было изменено на KZWM Polmo-SHL ( Kieleckie Zakłady Wyrobów Metalowych – Кельцкий металлургический завод). Коммунистические власти решили сохранить довоенную марку SHL, что не было правилом. На данный момент в Кельце было произведено около 18 500 мотоциклов. [ 1 ] Однако в 1951 году было решено прекратить производство мотоциклов в Кельце, а производство SHL M04 было перенесено на предприятие WFM в Варшаве, где оно продолжалось до 1954 года. [ 1 ] Затем в 1955 году последовала короткая серия SHL M05 с телескопической передней подвеской. [ 1 ] Все эти мотоциклы представляли собой усовершенствования одной конструкции, родственной DKW RT 125, с двигателями объемом 125 куб.см. Затем бренд SHL на короткое время исчез, уступив место бренду WFM.
Производственный саммит
[ редактировать ]После окончания сталинского периода в Польше, с 1958 года, завод KZWM Polmo-SHL в Кельце вернулся к производству мотоциклов. Новой моделью стала SHL M06U , которая представляла собой улучшенную версию WFM M06 , более роскошную и оснащенную двигателем объемом 150 куб.см. К 1959 году было выпущено 10 356 экземпляров, а затем 27 370 экземпляров M06T с улучшенной передней подвеской. [ 1 ]
Самой популярной моделью SHL стала SHL M11 - в 1961–1968 годах было выпущено около 180 000 штук. Это была новая модель, хотя и являвшаяся развитием М06Т с двигателем объемом 175 куб.см. [ 1 ] Несмотря на довольно ограниченную вместительность, это был второй польский мотоцикл того времени по мощности и мощности после SFM Junak . Некоторые M11 экспортировались даже в США, а в 1962 году группа Escorts купила лицензию на производство этой модели в Индии под брендом Rajdoot . Он стал основным продуктом питания индийских сельских молочников, и его лицензионное производство продолжалось до 2005 года. [ 2 ] [ 1 ]
За М11 последовала SHL M17 Gazela ( «Газель» ) с более мощным двигателем объемом 175 куб.см и привлекательными обтекателями. В 1968–1970 годах было произведено около 50 000 экземпляров. [ 1 ] К сожалению, это была последняя модель со значком SHL, поскольку власти централизованной плановой экономики решили, на этот раз в конечном итоге, прекратить производство мотоциклов в Кельце и оставить WSK PZL-Świdnik единственным польским производителем мотоциклов.

Библиография
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Закшевский 2010 , стр. 118–135
- ^ Хеншоу 2008 , с. 14
- Ссылки
- Хеншоу, Питер (2008). Библия BSA Bantam: все модели с 1948 по 1971 год (изд. 2008 г.). Veloce Publishing Ltd. ISBN 978-1-84584-159-1 . - Всего страниц: 160
- Закшевский, Адам (2010). Авто-мото (на польском языке ПНР: короли улиц и обочин ). Варшава: Демарт. ISBN 978-83-7427-484-5 .