Jump to content

Набоб

Четыре ряда карикатурных профилей мужчин в куртках и галстуках XIX века, попеременно обращенных вправо и влево.
Карикатура на современных британских набобов 1811 года.

Набоб / ˈ n b ɒ b / это заметно богатый человек, заработавший свое состояние на востоке, особенно в Индии в 18 веке с помощью частной Ост-Индской компании . [1]

Этимология

[ редактировать ]

Набоб англо-индийский термин, пришедший в английский язык из урду , возможно, от хиндустанского nawāb / navāb , [2] заимствовано в английский язык во время британского колониального правления в Индии . [3] Возможно, это произошло через промежуточное португальское набабо , португальцы предшествовали британцам в Индии . [4]

Это слово вошло в разговорную речь в Англии с 1612 года. Коренные европейцы использовали набоб для обозначения тех, кто вернулся из Индии после того, как заработал там состояние. [5] [6]

В конце 19 века в Сан-Франциско быстрая урбанизация привела к созданию эксклюзивного анклава богатых и знаменитых на западном побережье, которые построили большие особняки в районе Ноб-Хилл . В их число входили выдающиеся магнаты, такие как Леланд Стэнфорд , основатель Стэнфордского университета , и другие члены «Большой четверки» , известные как набобы , что было сокращено до «ноб», что и дало этому району его окончательное название. [7]

Этот термин был использован Уильямом Сэфайром в речи, написанной для США вице-президента Спиро Агнью в 1970 году и получившей широкое освещение в СМИ. Агню, которого все больше отождествляли с нападками на критиков администрации Никсона , охарактеризовал этих оппонентов как «болтающихся болванов негативизма». [8] [9]

Английское использование слова «набоб» предназначалось для человека, который быстро разбогател в чужой стране, обычно в Индии, и вернулся домой со значительной властью и влиянием. [10] В Англии это имя применялось к людям, которые заработали состояние, работая на Ост-Индскую компанию , а по возвращении домой использовали это богатство для покупки мест в парламенте. [11] [12]

Распространенным страхом было то, что эти люди – набобы, их агенты и те, кто брал у них взятки – будут использовать свое богатство и влияние для подкупа парламента. Крах финансов Компании в 1772 году из-за плохого управления как в Индии, так и в Великобритании вызвал возмущение общественности по поводу деятельности Компании и поведения сотрудников Компании. [11] Сэмюэл Фут сатирически взглянул на тех людей, которые обогатились благодаря Ост-Индской компании в своей пьесе 1772 года «Набоб» .

Набобы стали чрезвычайно популярными фигурами в сатирической культуре Великобритании, их часто изображали ленивыми и материалистичными, а также невоздержанными в экономических вопросах в Индии. Набобы, как правило, происходили из среднего класса и, как правило, были каледонцами по происхождению, и их часто считали людьми низкого происхождения, поднимающимися по социальной лестнице. [13] Набобов часто считали бросающими вызов традиционным ценностям британской мужественности среднего класса, поскольку их слабые моральные устои представляли собой женоподобный символ добродетельной британской культуры. В конце 18-го века Британия уже пыталась определить себя в рамках своей собственной имперской системы, которая обнажала культурные проблемы, а также развивала нацию в финансовом и социальном плане. Укротив снисходительного, некультурного набоба и реинтегрировав его характер и богатство в развитое британское общество, империя могла бы вновь утвердить свое видение мужественности, а также продвинуть образ этически честного среднего класса. [14] Убеждения о том, что набобы, которые обычно работали купцами и торговцами, перешли негласную социально-экономическую границу из-за избытка богатства в Азии, быстро распространились. Набобы быстро превратились в слабоумных людей, поддавшихся чувственному искушению колониальной Индии, которому успешно сопротивлялись многие поколения до них. Кроме того, идеи неограниченного богатства Набоба и его стремления подняться на правительственные должности путем несправедливой покупки мест в парламенте приобрели сатирический характер. [15]

Набобов, которых часто считали предателями, увлекались индийской культурой: многие из них изучали родные языки, употребляли местную еду и одевались в местную одежду. Однако набобы никогда не стремились перенять практику Великих Моголов в Индии конца 18 века. Скорее, цель заключалась в том, чтобы обратиться к власти Великих Моголов, чтобы добиться успеха на линии власти. При ношении местной одежды привлекательностью было ношение костюма, а не предмета повседневной одежды, что отражало необходимость примирить британскую эстетику с политическими потребностями работы Набоба. [1] Набобов также критиковали за отсутствие традиционных домашних браков, поскольку многие из них впоследствии женились на индийских женщинах и становились отцом индийских детей. Эти женщины, которых также называли биби, обычно были богатыми мусульманками по происхождению и продолжали вести семью со смешанной культурой, в которой присутствовали элементы как индийского, так и британского общества. Известно, что у набобов было несколько биби, хотя это было не в каждом случае. В результате многие набобы считались отвергающими традиционные британские ценности и культуру и ставшими жертвами подавляющего богатства Южной Азии, и это убеждение только ухудшалось по мере развития их правительственной роли. [16]

Большая часть критики в адрес набобов была связана с их лидерством в парламенте. После битвы при Плесси в 1757 году набобы начали накапливать значительные богатства, которые они направили на покупку крупных поместий, заключение выгодных браков и покупку мест в парламенте. Хотя в 1761 году набобы имели только двенадцать мест в парламенте, к 1780 году это число вскоре выросло почти до тридцати. [13] Несмотря на свой контроль в правительстве, набобы не представляли собой единого фронта, скорее, они оставались апатичными к политическим или экономическим решениям, если только они не касались дел Индии. Вместо этого они использовали свою власть для продвижения своих финансовых планов, часто используя свое положение для усиления давления на директоров и акционеров Ост-Индской компании. В книге Генри Томпсона «Происки набоба» , опубликованной в 1780 году, он пишет, что набоб «может управлять восточным миром так, как ему заблагорассудится» и «не заботится, за счет чего он приобретает свою власть». [17] Это раскрывает злобу, которую многие британцы питали по отношению к элите Ост-Индской компании. Ни одна часть доходов или роли Набоба в парламенте не считалась праведной, а воспринималась как результат мошенничества, жадности и жестокости. Хотя злоупотребления служебным положением и взяточничество не были редкостью до появления роли Набоба, британское общество считало это чрезмерным и преувеличенным. [13] Более того, жалобы на резиденции Набобов в Англии были обычным явлением, поскольку они приводили к росту цен на жилье и ограничивали ресурсы кварталов. Многие набобы были настолько богаты, что могли позволить себе покупать поместья, невзирая на непомерные затраты, тем самым преодолевая экономические факторы спроса и предложения, которые ограничивали рост цен. Эти большие поместья обычно требовали большого количества персонала, что приводило к его нехватке в окрестностях. [13]

Такое представление о пагубном влиянии набобов как на социальную, так и на политическую жизнь привело к усилению внимания к Ост-Индской компании. Ряд видных деятелей Компании подверглись расследованиям и были привлечены к ответственности по обвинениям в коррупции и плохом управлении в Индии. [11] Уоррен Гастингс , первый генерал-губернатор Индии , был привлечен к ответственности в 1788 году и оправдан в 1795 году после семилетнего судебного процесса. Роберт Клайв, 1-й барон Клайв , член парламента от Шрусбери , был вынужден защищаться от обвинений, выдвинутых против него в Палате общин . [5] Закон Питта об Индии 1784 года впервые предоставил британскому правительству эффективный контроль над частной компанией. Новая политика была разработана для карьеры элитной государственной службы, которая сводила к минимуму соблазны коррупции. [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Смилитопуло, Кристина (2012). «Портрет набоба: графическая сатира, портретная живопись и англо-индейцы в конце восемнадцатого века» (PDF) . Канадское художественное обозрение . 37 (1).
  2. ^ «набоб» . oxforddictionaries.com. Архивировано из оригинала 7 мая 2012 года . Проверено 14 февраля 2012 г. от португальского набабо или испанского набаба, от урду; см. также наваб
  3. ^ Словарь сленга, этимологический, исторический и анекдотический . Лондон: Чатто и Виндус. 1874. с. 233.
  4. ^ «Что значит быть набобами? – Yoforia.com» . Проверено 20 июня 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б «набобикал – Происхождение и история слова – набоб» . словарь.reference.com . Проверено 14 февраля 2012 г. 1612 г., «заместитель губернатора Империи Великих Моголов», англо-индийский, от хинди набаб, от арабского нувваб.
  6. ^ «набоб (правитель)» . Memidex.com . Проверено 14 февраля 2012 г. Этимология: хинди наваб, набаб, от арабского нувваб, множественное число от наиб, заместитель, активный...
  7. ^ «Ноб Хилл - Прикосновение класса» . Проверено 13 октября 2017 г.
  8. ^ Нехтман, Тиллман В. (2010). Набобы: империя и идентичность в Британии восемнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-52-176353-0 .
  9. ^ Морроу, Лэнс (30 сентября 1996 г.). «Скептик болтливым набобам» . Время . Архивировано из оригинала 10 ноября 2006 года . Проверено 10 октября 2011 г.
  10. ^ Дж. Альберт Рорабахер (2016). Собственность, земля, доходы и политика: Ост-Индская компания, C.1757–1825 . Тейлор и Фрэнсис. п. 236. ИСБН  9781351997348 .
  11. ^ Jump up to: а б с «Ост-Индская компания и общественное мнение — Набобы» . Парламент Великобритании . Архивировано из оригинала 3 марта 2012 года . Проверено 14 февраля 2012 г. см. также правую сторону. Сопутствующая информация – Знаете ли вы?
  12. ^ «наваб, английский набоб» . britannica.com . Проверено 14 февраля 2012 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Лоусон, Филип; Филлипс, Джим (октябрь 1984 г.). « Наши отвратительные бандиты»: восприятие набобов в Британии середины восемнадцатого века» . Альбион . 16 (3): 225–241. дои : 10.2307/4048755 . ISSN   0095-1390 .
  14. ^ Гулд, Марти (2011). Театр девятнадцатого века и императорская встреча . Рутледж продвигается в области театра и перформанса. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-88984-1 .
  15. ^ Смилитопулос, Кристина (2012). «Портрет набоба: графическая сатира, портретная живопись и англо-индейцы в конце восемнадцатого века» . РАКАР: ревю канадского искусства / Canadian Art Review . 37 (1): 10–25. ISSN   0315-9906 .
  16. ^ Шарма, Йоти Панди (2019). «Общительность в колониальной Индии восемнадцатого века: набоб, набобианский коти и стремление к досугу» . Обзор традиционных жилищ и поселений . 31 (1): 7–24. ISSN   1050-2092 .
  17. ^ Томпсон, Генри (1780). Интриги набоба: или Бенгалия — лучшая почва для роста похоти, несправедливости и нечестности . ISBN  978-0343197889 .
  18. ^ Тристрам Хант (2014). Города Империи: британские колонии и создание городского мира . Генри Холт. п. 208. ИСБН  9780805096002 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5559630c7aca5f08c23c6da607c1a223__1712359680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/23/5559630c7aca5f08c23c6da607c1a223.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nabob - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)