Анн Луиза Брийон де Жуи
Анн Луиза Брийон де Жуи | |
---|---|
![]() Портрет Анны Луизы Брийон де Жуи работы Жана Оноре Фрагонара | |
Рожденный | Анн Луаза Бойвен д'Арданкур 13 декабря 1744 г. |
Умер | 5 декабря 1824 г. |
Национальность | Французский |
Род занятий | музыкант и композитор |
Анна Луиза Брийон де Жуи (урожденная Бойвен д'Арданкур ; 13 декабря 1744 — 5 декабря 1824) — французский музыкант и композитор. Она родилась в Париже , жила в Пасси , играла и сочиняла для клавесина и фортепиано. В детстве она научилась играть на клавесине.
Жизнь
[ редактировать ]Ее родителями были Мари-Элизабет (урожденная Мартен) (1723–1785) и Луи-Клод Бойвен д'Арданкур (ок. 1710–1756), королевский налоговый служащий. В октябре 1763 года Анна Луиза вышла замуж за налогового служащего Жака Брийона де Жуи (1722–1787), который был на 22 года старше ее. У них было две дочери, Кунегонда и Альдегонда. Кунегонда вышла замуж за генерала Антуана Мари Париса д'Иллина .
Она умерла в Виллер-сюр-Мер , Кальвадос , в возрасте 79 лет.
Карьера
[ редактировать ]Каждую среду и субботу Анна Луиза проводила салон в своем загородном доме в Пасси, который стал постоянным явлением. С ней выступали иностранные музыканты, проезжавшие через Париж. При этом она приобрела прекрасную репутацию музыканта и композитора, несмотря на то, что не выступала публично и не публиковала ни одну из своих композиций. Несколько композиторов посвятили ей сонаты, в том числе Иоганн Шоберт , Луиджи Боккерини , Чарльз Берни , Эрнст Эйхнер и Анри-Жозеф Ригель .
Насчитывается почти 90 ее сочинений. Большинство из них - инструментальная камерная музыка, в том числе сольные и аккомпанируемые клавирные сонаты; сонаты для виолончели, скрипки или арфы; трио для двух клавесинов и фортепиано; и вокальная музыка. Она писала музыку для исполнения сама и вместе с двумя дочерьми Бриллон, Кунегондой и Альдегондой. Фортепианная музыка, написанная для ее собственного исполнения, виртуозна и включает в себя новые клавишные техники и звучность, а также ряд новшеств, обычно связанных с более поздними пианистами-композиторами, такими как Черни и Лист. Ее рукописи находятся в частной французской коллекции и в библиотеке Американского философского общества в Филадельфии.
Когда Бенджамин Франклин прибыл в Париж в 1777 году в качестве посла американских колоний, он жил недалеко от резиденции Брийон и был желанным гостем в ее выдающемся салоне, который он называл «моей оперой», где проходят «маленькие концерты» с музыкой и пение. После своего возвращения в Америку в 1785 году он и г-жа Брийон поддерживали активную переписку. [ 1 ]
В 1767 году Боккерини сочинил в Париже свои Шесть сонат для фортепиано и скрипки op 5 . Набор был посвящен Анне Луизе Брийон: «Мадам, я никогда раньше не сочинял для клавишных; Я слышал, как ты играешь на этом инструменте, а потом написал эти сонаты; почтение, которое я выражаю вам через них, одновременно является достойной данью и разведкой; вы вдохновили их и украшаете их. [ 2 ] Фортепиано было относительно новым инструментом, когда Боккерини писал свои «Шесть сонат op 5» , но Анна Луиза Брийон де Жуи вдохновила его написать партию клавишных специально для нового инструмента, включая динамическую маркировку . Когда сонаты были опубликованы в 1769 году, упоминание фортепиано было заменено словом «клавесин», а многие динамические обозначения были удалены, поскольку клавесин все еще оставался доминирующим клавишным инструментом, и издателю приходилось адаптировать сонаты по коммерческим причинам. Чарльз Бёрни писал о ней: « Она одна из величайших клавесинисток в Европе». Эта дама (...) играет сложнейшие произведения с большой точностью, вкусом и чувством (...). Она также сочиняет и была настолько любезна, что сыграла несколько собственных пьес как на клавесине, так и на фортепиано в сопровождении скрипки г-на Пажена, которого во Франции считают лучшим знатоком Тартини из когда-либо созданных. [ 3 ]
В 1777 году она сочинила Marche des Insurgents ( Марш повстанцев ), чтобы отпраздновать победу Америки в американской войне за независимость .
Работает
[ редактировать ]На сегодняшний день внесено в список 88 штук.
1775-1783:
- Трио для трёх клавесинов до минор (или для английского фортепиано, немецкого фортепиано и клавесина) . (Трио для трех клавесинов до минор; или для английского фортепиано, немецкого фортепиано и клавесина)
- Первый сборник произведений для клавесина или фортепиано с 15 сонатами для фортепиано и скрипки . (Первый сборник произведений для клавесина или фортепиано с 15 сонатами для фортепиано и скрипки)
- Соната ля минор для фортепиано . (Соната ля минор для фортепиано)
- Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соль минор . (Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соль минор)
- Квартет для клавесина, двух скрипок и контрабаса ми минор . (Квартет для клавесина, двух скрипок и контрабаса ми минор)
1777:
- Marche des insurgents (Марш повстанцев, впервые опубликованный в аранжировке для духового квинтета в 1992 году издательством Hildegard Publishing Company)
1779-1785:
- Дуэты для клавесина и фортепиано . (Дуэты для клавесина и фортепиано).
В популярной культуре
[ редактировать ]Мадам Брийон появляется в детской книге «Бен и я » (1939) Роберта Лоусона , где она является героем тщательно продуманной юмористической полностраничной иллюстрации. Она не появляется в анимационной короткометражной экранизации книги Диснея 1953 года, номинированной на премию Оскар.
Ее играет актриса Людивин Санье в оригинальном телесериале Apple 2024 года «Франклин» .
Библиография
[ редактировать ]- Кристин де Па, мадам Брийон де Жуи и ее салон: музыкант эпохи Просвещения, близкий с Бенджамином Франклином, Париж, Éditions du Petit Page, 2014, 306 стр. ( ISBN 978-2-9538403-4-6 , БНФ 44213135).
- Ребекка Сайпесс, Женщины и музыкальные салоны в эпоху Просвещения, Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, 2022. 368 стр. ISBN 9780226817910.
Дискография
[ редактировать ]«Вновь открытые фортепианные сонаты», Николя Хорват, фортепиано. Наксос: Рояль GP872-73 (2020). 2-дисковый альбом.
«В салоне мадам Брийон: музыка и дружба в Париже Бенджамина Франклина», «Раританские игроки», режиссер Ребекка Сайпесс. Acis Productions APL40158 (2021 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Их письма находятся в центре внимания Клода-Анны Лопес, Mon cher Papa: Франклин и дамы Парижа, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1966.
- ^ Рудольф Раш, «Описание источников», Луиджи Боккерини, Шесть сонат для клавишных и скрипки, изд. Рудольф Раш (Болонья: Ut Orpheus Edizioni, 2009), xciii. Переведено Ребеккой Сайпесс, Женщины и музыкальные салоны в эпоху Просвещения (Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, 2022), 134.
- ^ Чарльз Берни, Современное состояние музыки во Франции и Италии: или журнал путешествия по этим странам, предпринятого для сбора материалов для всеобщей истории музыки, 2-е изд. (Лондон: Т. Беккет и Ко, Дж. Робсон и Г. Робинсон, 1773), 43.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Д. Хофнагель. «Бенджамин Франклин и «Столнский поцелуй» » . Архивировано из оригинала 23 июля 2008 года . Проверено 23 июля 2008 г.