Платное общественное достояние

Оплата общественного достояния ( французский : Domaine public payant , испанский : dominio público pagante ) — это режим авторского права , при котором копии, презентации или исполнения произведения, ставшего общественным достоянием, по-прежнему облагаются роялти , которые выплачиваются государству или авторское объединение.Принцип заключается в том, что доходы от работ давно умерших художников должны использоваться для поддержки творчества ныне живущих художников.
Это может применяться только к определенным видам произведений, таким как фольклор или традиционные выражения культуры .Однако общины, желающие контролировать свои традиционные знания или формы культурного самовыражения, могут воспринимать роялти как нежелательный налог. Режимы оплаты общественного достояния вводились и отменялись в ряде стран. Они до сих пор действуют в ряде стран Южной Америки и Африки.
Происхождение
[ редактировать ]Виктор Гюго , который также сыграл важную роль в разработке Бернской конвенции , был одним из первых сторонников концепции Domaine Public Payant , согласно которой за копирование или исполнение произведений, находящихся в общественном достоянии, взималась номинальная плата, и это пойдут в общак, посвященный помощи артистам, особенно молодежи. Не существовало посмертной защиты произведений, а был период использования, который начинался с даты публикации и мог истечь при жизни автора. [1]
Определение
[ редактировать ]1949 года В отчете ЮНЕСКО говорилось, что обычный смысл этого термина заключается в том, что «после истечения обычного периода охраны, то есть когда произведение переходит в общественное достояние, произведение не может свободно использоваться, как это могло бы быть в случае Вместо этого пользователь должен платить роялти, как правило, обществам авторов, которые используют такие средства в культурных целях или для помощи нуждающимся авторам или их семьям. В некоторых случаях в таких сборах участвует и государство. " [2] за 2010 год В отчете ВОИС говорится, что в соответствии с этими режимами «за использование произведений, находящихся в общественном достоянии, взимается плата. В целом система работает как принудительная лицензия: использование обусловлено уплатой установленной пошлины, а не обеспечением предварительное разрешение». [3]
Сборы, выплачиваемые государству и/или обществу авторов, варьируются от страны к стране. [4] Пользователь должен оплатить сбор, но не обязан получать предварительное разрешение.Плата может применяться только к коммерческому использованию материала.Обычно это применяется только к произведениям, которые стали общественным достоянием, поскольку срок действия их авторских прав истек, но в некоторых странах это применяется к выражениям фольклора. [5] Обычно сборы используются для финансирования молодых или борющихся авторов или для продвижения творческих работ, но в Алжире они используются для сохранения самого общественного достояния.Расходы на администрирование могут поглотить большую часть денег, но если сборы слишком высоки, это может препятствовать использованию материалов, являющихся общественным достоянием. [6]
Эта концепция была предложена как способ защиты традиционных выражений культуры, но она может не подойти сообществам, более заинтересованным в контроле над традиционными знаниями и традиционными выражениями культуры, чем в компенсации. [6] Возможно, будет сложно установить истинных владельцев и виды работ, к которым это применимо, и это можно рассматривать просто как форму налогообложения. [7]
Страны
[ редактировать ]В отчете ЮНЕСКО 1949 года говорилось, что только пять стран имели законы, принявшие эту систему: Уругвай (с 1937 года), Болгария (с 1939 года), Италия (с 1941 года), Румыния (с 1946 года) и Югославия (с 1946 года). В отчете предполагается, что некоторая форма государственного платежа может также применяться в России. В Болгарии, Уругвае и Югославии это правило распространялось на любые произведения, являющиеся общественным достоянием. В Италии оно ограничивалось презентацией произведений, предназначенных для публичного показа, музыкальных произведений и книг. В Румынии это применялось к публикации и представлению литературных и драматических произведений. В Болгарии этот срок длился 20 лет после того, как произведение стало общественным достоянием, но в других странах он был бессрочным. [2]
В прошлом в Бразилии (1973–1983 гг.), Италии (1882–1925 и 1941–1996 гг.), Франции (1956–1976 гг.) и Мексике (1963–1993 гг.) существовали платные режимы общественного достояния, но с тех пор они были отменены. [8] В статье 1984 года Аргентина, Италия, Мексика и СССР были перечислены среди стран, принявших ту или иную форму системы. [9] В статье 2017 года отмечалось, что в Аргентине и Уругвае государству взимается плата почти за каждое использование произведений, находящихся в общественном достоянии, независимо от того, в коммерческих целях или нет, включая воспроизведение, публикацию, исполнение и трансляцию. [10]
В отчете ВОИС за 2010 год отмечается, что платное общественное достояние все еще действует в Алжире, Кении, Руанде, Сенегале, Республике Конго, Кот-д'Ивуаре и Парагвае. Он пояснил, что Бангийское соглашение OAPI ( Африканская организация интеллектуальной собственности ) и Приложение к нему о литературной и художественной собственности предусматривают такой режим для использования выражений фольклора и произведений или произведений, которые стали общественным достоянием. [11] Похожая система, получившая название «Интеллектуальные права сообщества», была предложена в Латинской Америке, частично вдохновленная Законом Перу № 27811. Концепция заключается в том, что «традиционные знания должны оставаться в общественном достоянии, чтобы каждый мог их использовать, но авторы должны делиться ими». в выгодах, когда оно используется в коммерческих целях. Кроме того, эти права не должны быть ограничены во времени. [12] [ нужна проверка ]
Были предложения ввести систему государственных платежей по всей Европе, но по состоянию на 2001 год эта идея не получила большой поддержки. [13] Союз немецких писателей предложил современную версию на том основании, что droit de suite и public payant должны быть связаны, поскольку droit de suite обычно приносит пользу дальним наследникам умерших художников, а не используется для поощрения ныне живущих художников. Предложение, обсуждавшееся и отклоненное в Директиве о сроке действия авторских прав 1993 года , заключалось в том, что последние 20 лет гонораров посмертного аукциона должны быть использованы в пользу ныне живущих художников, а не их наследников. [14]
Примеры законов
[ редактировать ]В соответствии с Законом Алжира об авторских правах и смежных правах от 19 июля 2003 г., произведения традиционного культурного наследия и национальные произведения считаются общественными.собственности предоставляется особая защита [статья 8].Эти произведения охраняет Национальное бюро авторских и смежных прав [статья 139].Их использование подлежит лицензии Бюро, и если использование является прибыльным, Бюро выплачивается роялти [статья 140]. [15]
Статья 25 Закона Бурунди 1/021 2005 г. гласит:
- Произведения, находящиеся в общественном достоянии, находятся под охраной государства в лице Министерства культуры.
- Публичное представление или исполнение, а также прямая или косвенная фиксация произведений, находящихся в общественном достоянии, а также произведений, состоящих исключительно из элементов, заимствованных из произведений, попавших в общественное достояние, с целью использования в целях получения прибыли, подпадают под действие положений о гонорарах согласно ст. условия, которые определяются приказом Министерства культуры.
- Доходы от сбора гонораров за использование произведений, находящихся в общественном достоянии, направляются на социальные и культурные цели. [16]
Кабо-Верде Декрет-закон № 1/2009 от 27 апреля 2009 г. гласит: «Использование и эксплуатация в целях финансовой выгоды произведений, находящихся в общественном достоянии, должны быть свободными до тех пор, пока такое использование подчинено абсолютному уважению моральных прав, по предварительному разрешению члена правительства, ответственного за культуру, и уплате сбора, установленного членами правительства, ответственными за культуру и финансы, с целью поощрения, культурного развития и социальной помощи авторам Кабо-Верде». [17]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джомунси 2018 .
- ^ Jump up to: а б ЮНЕСКО 1949 , с. 1.
- ^ Марцетти 2017 , с. 2.
- ^ ЮНЕСКО 1949 , с. 2.
- ^ Секретариат ВОИС, 2010 г. , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Секретариат ВОИС, 2010 г. , с. 12.
- ^ Марцетти 2017 , с. 4.
- ^ Марцетти 2017 , с. 5.
- ^ Муше 1983–1984 , с. 137.
- ^ Марцетти 2017 , с. 1.
- ^ Марцетти 2017 , с. 3.
- ^ Буш 2015 , с. 267.
- ^ Стоукс 2001 , с. 63.
- ^ Стоукс 2001 , с. 64.
- ^ Алжир 2003 .
- ^ Закон № 1/021 от 30 декабря 2005 г. ... Бурунди , статья 25.
- ^ Кабо-Верде, 2009 г. , статья 34 (4).
Источники
[ редактировать ]- Закон № 1/021 от 30 декабря 2005 г. «О защите авторских и смежных прав в Бурунди» (PDF) , Бурунди, 2005 г. , получено 3 ноября 2018 г. – через ВОИС.
- Алжир (19 июля 2003 г.), Закон об авторских правах и смежных правах (PDF) , получено 28 ноября 2018 г. - через ВОИС.
- Буш, Анна Фридерике (19 мая 2015 г.), Защита традиционных выражений культуры в Латинской Америке: юридическое и антропологическое исследование , Springer, ISBN 978-3-662-46770-1 , получено 28 ноября 2018 г.
- Кабо-Верде (27 апреля 2009 г.), Декрет-закон Кабо-Верде № 1/2009 от 27 апреля 2009 г. о пересмотре закона об авторском праве (PDF) , Кабо-Верде , получено 28 ноября 2018 г.
- Джомунси, Нил (2018), «Платное общественное достояние: нет, спасибо» , page42.org , ISSN 2428-7911 , получено 28 ноября 2018 г.
- Марцетти, Максимилиано (2017), Плата за произведения, находящиеся в общественном достоянии? Анализ аргентинского издания Dominio Publico Pagante , получено 27 ноября 2018 г.
- Муше, Карлос (1983–1984), «Проблемы «публичных платежей в домене» » , 8 столбец.-VLA Art & L. 137 , 8 , ВОИС: 137 , получено 27 ноября 2018 г.
- Стоукс, Саймон (2001), Искусство и авторское право , Hart Publishing, ISBN 978-1-84113-225-9 , получено 28 ноября 2018 г.
- ЮНЕСКО (27 мая 1949 г.), Domain Public Payant (PDF) , Париж , получено 27 ноября 2018 г.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Секретариат ВОИС (24 ноября 2010 г.), Примечание о значениях термина «общественное достояние» в системе интеллектуальной собственности с особым упором на охрану традиционных знаний и традиционных выражений культуры/выражений фольклора , Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности и генетическим ресурсам , Традиционные знания и фольклор: семнадцатая сессия , получено 28 ноября 2018 г.