Jump to content

Иссахар Беренд Леманн

Иссахар Беренд Леманн , Беренд Леманн , Иссахар Берман Сегал , Иссахар бен Иегуда ха-Леви , или Берман Хальберштадт (23 апреля 1661 в Эссене , Вестфалия — 9 июля 1730 в Хальберштадте , Королевство Пруссия ), немецкий банкир, купец, дипломатический агент. а также подрядчик армии и монетного двора, работавший евреем курфюрста придворным Августа II Саксонского, короля Польши и других немецких князей. Он имел привилегию как придворный еврей и житель. Благодаря своему богатству, привилегиям, а также социальной и культурной активности он был еврейским сановником, известным в свое время в Центральной и Восточной Европе.

Происхождение и обучение

[ редактировать ]

Отец Лемана принадлежал к еврейскому высшему классу Вестфалии, как и его зять, придворный еврей Леффманн Беренс из Бохума, позже обосновавшийся в Ганновере. [1] От него, как предполагают старшие биографы, Беренд Леманн получил некоторое бизнес-образование, а затем торговал в комиссии Беренса. [2] В 1692 году он вместе с Леффманном Беренсом активно участвовал при императорском дворе в Вене в деловых операциях по продвижению герцога Эрнста Августа Ганноверского герцогства Ганновер среди электората. [3]

Молодая семья и собственный бизнес в Хальберштадте

[ редактировать ]

Впервые его деятельность задокументирована: в 26 лет он вел дела на Лейпцигской ярмарке 1687 года, где впоследствии был постоянным посетителем в течение трех тогдашних ежегодных сезонов. Он проживал в Хальберштадте, где с 1688 года числится женатым на Мириам, дочери покойного покровительственного еврея Джоэла Александера. От него он получил свой защищенный статус. Два года спустя у него родился первый сын Леманн Беренд , и он построил свое первое скромное жилище в еврейском квартале Хальберштадта (Бакенштрассе 37, частично существовавшее в комплексе зданий Маленькой Венеции ). [4]

Банкир саксонскому курфюрсту

[ редактировать ]

В 1694 году он стал монетным двором и торговым агентом своего государя, курфюрста Бранденбурга; год спустя он имел банковские связи с саксонским избирательным судом в Дрездене . В 1697 году молодой курфюрст Август Сильный поручил ему добыть деньги, необходимые для приобретения польского престола. Он получил право продавать или закладывать земли, расположенные за пределами основной территории Саксонии, и собрал ссуды на миллионы гульденов от христианских и еврейских банковских партнеров, с помощью которых саксонский фельдмаршал Хейно Генрих граф фон Флемминг убедил большинство польской шляхты в избрание Августа Сильного короля «в» Польше. [5] В знак признания таких заслуг Август сделал Беренда Лемана «резидентом короля Польши в Нижнесаксонском кругу ». Это была своего рода консульская привилегия, на которой Леман неоднократно и более или менее успешно основывал свои требования. [6]

Строительная деятельность в Хальберштадте

[ редактировать ]

Так, от курфюрста Фридриха-Вильгельма III Бранденбургского он получил право купить себе в Хальберштадте, в дополнение к уже имевшемуся у него скромному дому, значительное здание, которое, по его мнению, соответствовало его сану. Это было исключением, поскольку евреям обычно запрещалось иметь второй дом. Когда на обширной территории сада он построил новое здание для ешивы ( академии Торы / Талмуда ) как ядра кампуса общины, в котором также должна была разместиться новая большая синагога, ему запретили продолжать работу. Прежде чем он смог купить еще два соседних дома, собственность была конфискована для недавно принятых французских реформатских беженцев. Протест его покровителя Августа Сильного против конфискации оказался тщетным. [7]

Талмуд напечатан

[ редактировать ]

Тем временем он совершил значительный религиозный подвиг: когда придворный еврей Дессау Вульф, который собирался напечатать Вавилонский Талмуд, столкнулся с финансовыми трудностями, Леманн взял на себя проект и лицензию на печать. У него «из кармана текло золото», так что в течение двух лет, с 1697 по 1699 год, во Франкфурте-на-Одере удалось изготовить 2000 экземпляров двенадцатитомного издания . Большая часть работы была бесплатно передана бедным еврейским общинам. [8]

Армейский подрядчик

[ редактировать ]

Между 1700 и 1704 годами Беренд Леманн поставлял военное снаряжение Августу Сильному во время Северной войны против Швеции. В письмах от него к влиятельному придворному в Дрездене видно, что он занят получением новых займов и обеспокоен их погашением. [9]

Благотворитель сообщества в Хальберштадте

[ редактировать ]

В 1707 году умерла его жена Мириам, и вскоре после этого он снова женился на Ханнле, дочери настоятеля франкфуртской общины (Майн) по имени Мендель Бир. В это время он построил целый комплекс зданий как продолжение своего первого скромного дома в Хальберштадте. В его строительных амбициях ему постоянно препятствовала местная прусская администрация, но его продвигала берлинская Хофкамера, учреждение, занимающееся сбором денег для короля. В новом помещении, кроме кабинетов и личного помещения для растущей семьи и бригады прислуги, он содержал склад и винный погреб, а «по милости, чтобы они могли совершать свое богослужение», приютил шесть бедных еврейских семей. Как один из трех парнасимов (начальников) общины Хальберштадта, насчитывающей около 1000 евреев (больше, чем в Берлине), перед ним стояла задача «перераспределить» дополнительные пожертвования, которые король Пруссии Фридрих-Вильгельм I ( Солдатский король неоднократно получал ). от евреев. Львиную долю он взвалил на свои плечи. [10]

Дрезденский филиал

[ редактировать ]

Вернувшись в Дрезден, он также работал агентом монетного двора в Саксонско-Польском государстве. Кроме того, он закупал драгоценности для выставочной коллекции Августа Сильного Grünes Gewölbe . [11] В 1708 году такая деятельность привела к основанию дрезденского филиала его Хальберштадтского бизнеса, в котором его тогдашний 18-летний старший сын Леман Беренд работал вместе с ним и его зятем Йонасом Мейером. Строго говоря, за пределами Лейпцигских ярмарок Леманны и Мейеры были единственными защищенными евреями во всей Саксонии. Но на крупном предприятии (гордо располагавшемся в Altes Posthaus на Ландхаусштрассе, 13) работало и размещалось до 70 еврейских сотрудников, которые сами не были защищены . [12] Это прежде всего вызвало антиеврейский протест саксонских сословий (среди которых особенно активно было духовенство и торговцы), который Август Сильный долго отбивал, но в конце концов уступил. В середине 1720-х годов продажу товаров пришлось прекратить, а банковское дело продолжалось в меньших масштабах. [13]

Сельскохозяйственная и полиграфическая деятельность на иврите в Бланкенбурге

[ редактировать ]

Из Хальберштадта он имел деловые связи с правителем близлежащего мелкого княжества Бланкенбург (Гарц) . В 1717 году принц Луи Рудольф, герцог Брауншвейг-Вольфенбюттель, разрешил ему покупать там земельную собственность - привилегия, в которой в противном случае евреям было отказано. Леманн жил в величественном особняке и основал типографию на иврите, которой руководил печатник Исраэль Авраам из Йессница . [14] но потерпел неудачу по причинам христианской цензуры. [15]

Международное приключение

[ редактировать ]

В 1721 году Леман предпринял опасную попытку заставить правителей Пруссии и Саксонии-Польши предпринять раздел Польши . Леманн имел там непогашенные долги и надеялся получить их наличными из будущей прусской части страны. Император Габсбургов Карл VI и царь Петр Великий также извлекли выгоду из раздела. Леманн стремился обратиться к императору через зятя последнего, принца Бланкенбурга Луи Рудольфа. Царь, узнавший о плане Пруссии, отреагировал гневно и потребовал строгого расследования и наказания еврея. Август Сильный избавил Лемана от худшего; ему была возвращена милость своего покровителя только после того, как он принес в жертву ему драгоценный камень. [16]

Финансовый упадок и смерть

[ редактировать ]

В то же время он потерял большую сумму капитала, который был конфискован, когда его зять, ганноверский придворный еврей Исаак Берендс, обанкротился, а Леманн был обвинен в незаконном удержании ценных бумаг, драгоценностей и денег из поместья. для него (обвинение так и не подтвердилось). Ганноверская канцелярия юстиции хотела предать его суду в Ганновере, но прусский король Фридрих Вильгельм I отказался выдать своего охраняемого еврея, и долгие годы продолжался тяжелый спор о том, является ли Ганновер или прусское местожительство Лемана в Хальберштадте законным местом жительства Лемана. место проведения. Тем временем Леманн пытался добиться урегулирования спора с кредиторами Беренов, частично отказываясь от своих требований и призывая других еврейских кредиторов поступить аналогичным образом. Он также протестовал в нескольких письмах королю Георгу I, который также был правителем Ганновера, против пятилетнего тюремного заключения его родственников и жестоких пыток (которые не привели к ожидаемому признанию в предполагаемой растрате). [17] Были и дальнейшие потери, так что в 1727 году Беренд Леманн был объявлен неплатежеспособным. [18] Причины его неудачи до сих пор не исследованы. Непонятно и то, как ему все-таки удалось создать несколько фондов. Одна из них заключалась в том, чтобы собрать деньги для облегчения браков бедных мальчиков и девочек-сирот в общине Хальберштадта, другая заключалась в том, чтобы обеспечить средства к существованию своих учеников ешивы . Он служил своей цели в течение следующих двух столетий. [19] В начале 1730 года маркграф Байройт предъявил ему долговое требование в 6000 талеров, датируемое 1699 годом. Ему потребовалось некоторое время, чтобы одолжить эту сумму, чтобы отменить «казнь» домашнего ареста. После его смерти 9 июля 1730 года претензии на несколько сотен тысяч талеров могли быть удовлетворены лишь частично путем продажи с аукциона большей части его недвижимости. Впоследствии его старший сын, Леман Беренд из Дрездена, также потерпел неудачу. [20] Надгробие Лемана на старейшем израильском кладбище Хальберштадта сохранилось и восхваляет его щедрость как благодетеля общины и его высокую репутацию в христианских «дворцах», которая позволила ему выступать в качестве штадлана (защитника) своих единоверцев. [21]

Важность

[ редактировать ]

Беренд Леманн входит в число великих придворных евреев - Вертгеймеров и Оппенгеймеров из Вены, Йозефа Зюсса Оппенгеймера из Штутгарта, Леффмана Берендса из Ганновера, Ротшильдов из Франкфурта-на-Майне - как одну из самых уважаемых еврейских личностей в Центральной и Восточной Европе. Его стремление оказать влияние на жизнь своего времени сделало его фигурой в стиле барокко, мало чем отличающейся от его благородных современников-христиан, и это приводило его к частым конфликтам с христианскими властями, пытавшимися ограничить его усилия. В своей благотворительной и религиозной щедрости он является образцом богатого еврея, одновременно являющегося благочестивым лидером своей общины. [22]

Святой и герой

[ редактировать ]

Более поздний образ Беренда Лемана впервые был определен хвалебными речами и легендами в еврейских и идишских хрониках общины. 150 лет спустя в Geschichte der israelitischen Gemeinde Halberstadt («История израильской общины Хальберштадта», 1866 г.) тогдашний раввин города Ауэрбах передал старые истории с некоторым скептицизмом, но все же с большим почтением. В этом же духе за ним последовал другой ортодоксальный раввин, Маркус Леманн из Майнца, который в своей книге «Jud. Volksbibliothek (Еврейская народная библиотека) в эпизодах (во многом вымышленных) описала жизнь Беренда Лемана как патриарха и активного участника немецкой и еврейской политической жизни. Он подчеркнул поддержку Леманном польских евреев в их страданиях. XIX века Это изображение королевского резидента как святого и героя недавно было охарактеризовано как «не обязательно имеющее отношение к реальности, но являющееся удостоверением личности [...], изобретенным за письменными столами Ауэрбаха и Маркуса Леманна». [23]

Больше реализма

[ редактировать ]

Через двадцать лет после двух раввинов Эмиль Леманн , прапраправнук Беренда Лемана и дрезденский либеральный юрист и политик, написал о нем эссе, в котором впервые использовались архивные свидетельства. Он отметил ловкость своего предка в тактике ведения боя, а также восхищался дальновидностью, с которой Резидент следил за долгосрочным функционированием его фондов. Хотя Эмиль Леманн был более реалистичен как биограф, чем его предшественники, он все же обладал предвзятостью восхищенного потомка. На рубеже 20-го века раввин Дессау Макс Фройденталь исследовал заслуги Лемана в отношении еврейского книгопечатания. Он прояснил деловые обстоятельства издания Талмуда 1697–1699 годов, особенно напряженные отношения Лемана с христианским печатником Михаэлем Готшальком. Впервые он продемонстрировал жесткую деловую хватку Лемана. Он также описал связь Лемана с типографом Израилем Авраамом из Кётена и Йессница, с которым он опубликовал несколько работ своего Хальберштадтского издания. ученые ешивы .

Беспристрастный подход

[ редактировать ]

Дальнейший шаг в направлении исторически объективной оценки Беренда Лемана был сделан берлинским архивариусом Йозефом Мейслем , впоследствии основателем Центрального архива истории еврейского народа . В 1924 году он редактировал корреспонденцию Лемана с полей сражений Северной войны на Балтике . Они показывают обширную деятельность Лемана в качестве военного подрядчика и его стремление участвовать в политических процессах (которые, однако, Мейсль считал дилетантскими).

Сельма Стерн

[ редактировать ]

Большой толчок в биографию Лемана внесла историк Сельма Штерн , которая в период с 1925 по 1962 год впервые занималась положением евреев в Пруссии 17-18 веков. [24] и то с придворными евреями в частности [25] В ее сборнике документов его деятельность для евреев Хальберштадта и еврейской общины в целом стала более конкретной. В своей книге о придворных евреях она причислила его к Вертгеймерам и Оппенгеймерам Вены и даже к Ротшильдам Франкфурта. Она противопоставила его как «настоящего» придворного еврея менее известному Йозефу Зюссу Оппенгеймеру из Штутгарта и таким образом идеализировала его.

Антисемитская неудача

[ редактировать ]

Антисемитизм национал-социалистов привел к появлению двух статей о Беренде Леманне: первая - Питера Дига (1938): [26] будучи карикатурой на него как на стереотипного «ростовщика», второй - Генриха Шнее (1953), односторонний портрет его как спекулянта и умного усилителя еврейского влияния.

Новые панегирики

[ редактировать ]

В 1970 году, как своего рода ответ на эти искажения, французский частный ученый Пьер Савиль опубликовал первую монографию о Résident Royal . Имея мало новых доказательств, он усилил роль Беренда Лемана в «предложении идентификации», нарисовав еще одну его героическую картину. Американский ортодоксальный раввин Манфред Р. Леман сделал то же самое в нескольких статьях о своем «возможном предке».

Новое исследование

[ редактировать ]

Исследования источников, касающихся Беренда Лемана, были возобновлены в первом десятилетии 21 века Лючией Распе и Берндтом Штробахом.

Следы и память в Хальберштадте

[ редактировать ]

Строительный комплекс

[ редактировать ]

В Хальберштадте комплекс зданий на Бакенштрассе Nr. 37, переживший воздушный налет на город в 1945 году и последующее пренебрежение исторической архитектурой Восточной Германии, представляет собой впечатляющий документ строительной деятельности Лемана. В одной из его внешних стен остатки пешеходного моста через реку Холтемме (которая в свое время текла открыто среди домов еврейского квартала) свидетельствуют о его общественном духе. Он построил его «на благо широкой публики». [27]

Музей и Академия

[ редактировать ]

Музей Беренда Лемана , основанный в 2001 году базирующейся в Хальберштадте Академией Моисея Мендельсона в двух живописных фахверковых домах (в одном из которых находится бывшая миква, расположенная на территории синагоги, разрушенной в 1938 году), документирует жизнь придворного еврея и наследие красочной более поздней еврейской жизни в городе. Рядом с музеем сохранился дверной проем богато украшенного здания в стиле барокко, построенного примерно в 1730 году, которое было снесено в 1986 году (хотя, возможно, его удалось сохранить), и местные жители считают, что это был дворец Беренда Лемана . [28] хотя нет никаких доказательств того, что это было с ним связано.

Бывший Учебный Дом

[ редактировать ]

Клаус . (или ешива ), Розенвинкель 18, был основан Леманном в доме недалеко от синагоги и переехал на свое нынешнее место в конце 18 века В 19 веке как раввинская академия она стала одним из оплотов неоортодоксального иудаизма . Он пережил Хрустальную ночь и воздушный налет 1945 года и сейчас является резиденцией Академии Моисея Мендельсона . Академия предлагает информацию о еврейской жизни в форме конференций, выставок и лекций. Его лекционный зал представляет собой бывшую синагогу ешивы .

Новая религиозная община попыталась

[ редактировать ]

Еврейской религиозной общины в городе не было с послевоенных лет, когда на короткое время здесь собрались выжившие из концентрационных лагерей. [29] Есть инициатива создания новой общины для ряда евреев из стран СНГ, поселившихся в Хальберштадте [1] .

  1. ^ Линнемайер, Бернд Вильгельм (2012). «Разгадка тайны. О вестфальском происхождении камер-агента Леффмана Беренса». Вестфалия Буклеты по истории, искусству и фольклору . 90 :75-91.
  2. ^ Ауэрбах, Бенджамин Хирш (1866). История израильской общины Хальберштадта . Хальберштадт. п. 45. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Штробах, Берндт (2013). Если у вас проблемы с ликвидностью: пытайте. Суд над еврейскими купцами Гумпертом и Исааком Беренсами в Ганновере, 1721-1726 гг . Берлин. п. 83. ИСБН  978-3-8442-4986-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Штробах, Берндт (2011). Привилегированность в узких пределах. Новый вклад в жизнь, работу и окружающую среду придворного еврея Хальберштадта Беренда Лемана. том 1: Презентация . Берлин: epub. п. 35. ISBN  978-3-8442-0200-7 .
  5. ^ Мейсль, Йозеф (1924). «Бехренд Леман и саксонский двор». Ежегодник Еврейского литературного общества . 16 :226.
  6. ^ Штробах, Берндт (2011). Привилегированность в узких пределах. Новый вклад в жизнь, работу и окружающую среду придворного еврея Хальберштадта Беренда Лемана. том 2: Сборник документов . Берлин: epub. п. 76. ИСБН  978-3-8442-0215-1 .
  7. ^ Стробах: Привилегированный, с. 42
  8. ^ Фрейденталь, Макс (1898). «К годовщине первого издания Талмуда в Германии». Ежемесячный журнал по истории и науке иудаизма . 42 :80-89.
  9. ^ Майсль: Хоф, стр. 227-252.
  10. ^ Стробах: Привилегированный, с. 38
  11. ^ Либш, Хайке (2007). «Еврейские следы в Зеленом своде» . Медаон, журнал о еврейской жизни в исследованиях и образовании (1) . Проверено 13 мая 2011 г.
  12. ^ Сноу, Генрих (1953–1967). Судебные финансы и современное государство, т.3 . Берлин: Данкер и Хамблот. стр. 176–177.
  13. ^ Леманн, Эмиль (1899). Сборник сочинений . Берлин. стр. 91 –134. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. ^ Садовский, Дирк (2008). «Напечатано в святой общине Есниц. Печатник Израиль бар Авраам и его работа». Ежегодник Института Саймона Дубноу . 6 :39–69.
  15. ^ Штробах, Берндт (2008). «Еврейская печать между придворным еврейским покровительством и христианской цензурой». Журнал религиозной и интеллектуальной истории . 60 : 235–253. дои : 10.1163/157007308784742340 .
  16. ^ Стробах: Привилегированный, с. 110
  17. ^ Штробах, Берндт (2013). Если у вас проблемы с ликвидностью: пытайте. Суд над еврейскими купцами Гумпертом и Исааком Беренсами в Ганновере, 1721-1726 гг . Берлин. стр. 47–54. ISBN  978-3-8442-4986-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Мейсль: Хоф, 233
  19. ^ (ред.), Ротрауд Рис / Дж. Фридрих Баттенберг ; Люсия Распе (2002). Придворные евреи: экономика и межкультурность: еврейская экономическая элита в 18 веке . Гамбург: Христиане. п. 199. ИСБН  3-7672-1410-5 .
  20. Стробах: Привилегированный, 61 год.
  21. ^ Савиль, Пьер (1970). Придворный еврей . Париж: Французское энциклопедическое общество. стр. ХXVIII.
  22. ^ Вивиан Б. Манн, изд. (1996). От придворных евреев до Ротшильдов: искусство, покровительство и власть: 1600–1800 гг.; [совместно с выставкой «От придворных евреев до Ротшильдов: искусство, покровительство и власть, 1600–1800», проходившей в Еврейском музее, Нью-Йорк, 8 сентября 1996 г. — 17 января 1997 г.] . С эссе Фрица Бакхауса. Мюнхен [ua]: Престель. п. 120. ИСБН  3-7913-1624-9 .
  23. ^ Распе: Слава, 199
  24. ^ Стерн, Сельма (1962) [1925]. Прусское государство и евреи . Берлин, перепечатка: Тюбинген. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Стерн, Сельма (2001). Марина Сассенберг (ред.). Придворный еврей в эпоху абсолютизма . Тюбинген. ISBN  3-16-147662-Х . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  26. ^ Диг, Питер (1939). Придворные евреи . Нюрнберг: Нападающий.
  27. Стробах: Привилегированный, 57 лет.
  28. ^ Хартманн, Вернер (1988–1996). Евреи в Хальберштадте, 6 томов . Хальберштадт. стр. том 1, 21 и 43. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  29. ^ Хартманн: Хальберштадт, том. 5, 14-15
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57674014ea8bd8d244813349a2282600__1687976340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/00/57674014ea8bd8d244813349a2282600.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Issachar Berend Lehmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)