Хендрик Кристиан Андерсен
Хендрик Кристиан Андерсен (15 апреля 1872, Берген — 19 декабря 1940, Рим ) — норвежско-американский скульптор , художник и градостроитель .
Фон
[ редактировать ]Андерсен родился в Бергене, Норвегия, в семье Андерса Андерсена из Лэрдаля и Элен Монсин Монсен из Бергена. [1] он эмигрировал младенцем со своей семьей в Ньюпорт, штат Род-Айленд . В следующем году [1] Будучи молодым человеком в Ньюпорте, Андерсен начал свою работу в качестве скульптора и научился общаться с богатой элитой города, в том числе работал преподавателем рисования у Гертруды Вандербильт Уитни . [1] [2] В 1893 году Андерсен отправился в Европу, чтобы изучать искусство, и в конце концов поселился в Риме. Там он снискал расположение других художников, а также ряда богатых покровителей-иностранцев и продолжил свою работу.
Мировой город
[ редактировать ]Скульптура, картины и сочинения Андерсена демонстрируют любовь к большим монументальным произведениям, вдохновленным классикой, которые, по его мнению, пробуждают у зрителя стремление к самосовершенствованию. Большая часть его работы была проделана с обдумыванием единственной идеи создания идеального «Мирового города», наполненного искусством, которое побудило бы человечество достичь почти утопического состояния. Его философия городского планирования очевидна в его книге «Всемирный центр коммуникации» 1913 года . Этот огромный том (текст весил более десяти фунтов) был написан совместно с Эрнестом Эбраром и вырос из более раннего произведения Андерсена « Фонтан жизни». Центральным элементом работы была вера Андерсена в то, что искусство, а точнее монументальная архитектура изящных искусств , может принести мир во всем мире и международную гармонию. План предусматривал создание центральной мировой столицы. По его словам, город должен был стать «источником изобилующих знаний, которые будут питаться всем миром человеческих усилий в искусстве, науке, религии, торговле, промышленности и юриспруденции; и, в свою очередь, распространяться по всему человечеству, как если бы это было одно величественное божественное тело, задуманное Богом, жизненные потребности которого обновили бы его силу, защитили бы его права и позволили бы ему достичь больших высот посредством концентрации мировых усилий».
В трактате очевидна философия Андерсена о том, что искусство может изменить человечество и привести к совершенству. Несмотря на резкую критику со стороны градостроителей того времени за политическую наивность в сочетании с чрезмерным упором на монументальность, эта работа демонстрирует понимание политических и социальных конфликтов, вызванных безудержным национализмом начала 20-го века, и стремление использовать искусство для создать утопический мир. Взгляд Андерсена на силу искусства и архитектуры в преобразовании общества можно рассматривать как предшественник аналогичных концепций, выдвинутых позже в 20 веке различными градостроителями, включая Ле Корбюзье в его «Современном городе».
Отношения с Генри Джеймсом
[ редактировать ]В 1899 году Андерсен встретил Генри Джеймса, американского писателя-эмигранта. Хотя Джеймс был почти на 30 лет старше его, у них сложились близкие отношения, которые продлились до смерти Джеймса в 1916 году. Хотя точная природа этих отношений все еще неясна и может быть таковой всегда - на самом деле они встречались всего несколько раз. , а затем лишь в течение коротких периодов времени - они обменялись многочисленными письмами, что свидетельствует о тесной, любовной, гомоэротической связи, возможно, лучше всего иллюстрируемой письмом Джеймса Андерсену после смерти брата Андерсена, датированным 9 февраля 1902 года, где Джеймс писал:
Ощущение, что я не могу помочь тебе, увидеть тебя, поговорить с тобой, прикоснуться к тебе, прижать и долго держать тебя или сделать что-нибудь, чтобы заставить тебя отдохнуть на мне и почувствовать мое глубокое участие, - это мучает меня, дорогой мальчик, заставляет мне больно за тебя и за себя; заставляет меня скрежетать зубами и стонать от горечи происходящего. ... Это единственная мысль, которая немного успокаивает меня в отношении вас - и мне бы хотелось, чтобы вы сосредоточили на ней свой взгляд хотя бы на мысли о возможности. Я буду в городе несколько недель, но вернусь в Рай 1 апреля, и рано или поздно, чтобы вы были там и сделали для вас, чтобы обнять вас и заставить вас опереться на меня, как на брата и любовника, и держать вас дальше и дальше, медленно успокаивая или, по крайней мере, избавляя от горечи боли – это я пытаюсь представить как мыслимое, достижимое, но не полностью исключенное.
Несмотря на такую привязанность, Джеймс потерял терпение к Андерсену, когда скульптор попытался заинтересовать его грандиозными планами «Мирового города». В ответ на просьбу Андерсена Джеймса одобрить такие планы писатель написал 4 сентября 1913 года:
Я просто ненавижу такие претенциозные формы слов, как «Мир» — они для меня просто чудовищный звук, лишенный смысла. Мир — это потрясающее, зловещее и неизмеримое дело, и я не могу ни на мгновение притвориться, что сижу здесь в своем маленьком уголке и «сочувствую» предложениям по его решению. Оно настолько обширнее по своей ужасающей сложности, чем вы или я, или все, что мы можем притвориться, не обвиняя его в абсурдности и безумии, что я довольствуюсь этим и неизбежно должен (насколько я могу что-либо сделать сейчас) с жизнью в реалиях вещей, с «возделыванием своего сада» (с моральной и интеллектуальной точки зрения) и с обращением моих вопросов к Совести (моей собственной бедной маленькой личности), менее непостижимой, чем совесть земного шара.
В другом письме от 14 апреля 1912 года Джеймс предупреждал Андерсена, что он скатывается в манию величия из-за своих планов создания «Мирового города».
Колма Тойбина « Роман Мастер» 2004 года опирается на множество источников, чтобы исследовать и дать представление о начале отношений Джеймса и Андерсена.
Музей Хендрика Кристиана Андерсена
[ редактировать ]Андерсен умер в Риме в 1940 году. Он завещал свой дом, студию, бумаги и более 400 своих работ итальянскому правительству. Дом был отремонтирован и теперь является музеем, расположенным на улице Паскуале Станислао Манчини, 20 (площадь Фламинио). Музей открыт для публики со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00 и содержит большую часть работ Андерсена, а также других современных художников и фотографов.
Похороны
[ редактировать ]Андерсен похоронен на протестантском кладбище в Риме ( Cimitero acattolico ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Роэ, Алиса (8 июня 1934 г.). «Кто есть кто в американском искусстве» . Бюллетень Латроба . Латроб, Пенсильвания. п. 11 . Получено 14 декабря 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ 1757-1855 - Особняки Ньюпорта. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine на www.newportmansions.org.
- Андерсен, Хендрик Кристиан, Хебрард, Эрнест М. и др. Создание Всемирного Центра Коммуникации . Париж: Нп, 1913.
- Хюмейр, Кристина, Очарованная Римом: англо-американское сообщество в Риме (1890-1914) и основание дома Китса-Шелли Шелли Хаус , ISBN 88-7621-492-5
- Джеймс, Генри (Зорзи, редактор Розеллы Мамоли), Любимый мальчик: письма Хендрику К. Андерсену, 1899–1915 гг. ISBN 0-8139-2270-4
- А. Тристан Эдвардс, ВСЕМИРНЫЙ ЦЕНТР КОММУНИКАЦИИ. Обзор городского планирования 5 (апрель 1914 г.): 14-30. *
- Кервин, ХЕНДРИК КРИСТИАН АНДЕРСЕН, РЕЕСТР ЕГО ДОКУМЕНТОВ В БИБЛИОТЕКЕ КОНГРЕССА, Вашингтон, округ Колумбия, 1994 г.
- Mundaneum - History of a utopia 20 inter@lia p.2 (март 2002 г.) (на итальянском языке) [ постоянная мертвая ссылка ]
- Музей Хендрика Кристиана Андерсена
- Список могил на протестантском кладбище в Риме
- 1872 рождения
- 1940 смертей
- Американские градостроители
- Норвежские эмигранты в США
- Похороны на протестантском кладбище в Риме.
- Художники из Ньюпорта, Род-Айленд
- Художники из Рима
- Американские художники-геи
- Американские художники ЛГБТ
- Американские скульпторы ЛГБТ
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Американские скульпторы 20-го века
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Американские скульпторы-мужчины
- Художники-геи
- Скульпторы-геи