Феликс Вайткус
Феликс Вайткус | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 25 июля 1956 г. | ( 49 лет
Национальность | Литовский американец |
Образование | Чикагский университет |
Супруг | Марта Бротц |
Награды | Орден Витаутаса Великого III степени (1935 г.). |
Авиационная карьера | |
ВВС | ![]() ![]() ![]() |
Битвы | Вторая мировая война Корейская война |
Классифицировать | Подполковник |

Феликсас Вайткус (1907–1956), также известный как Феликс Вайткус пилотом американского происхождения , был литовским и шестым пилотом, совершившим в одиночку перелет через Атлантику .
Биография
[ редактировать ]Его родители приехали из Литвы в 1904 году и поселились в старом «литовском центре города» в районе Бриджпорт в Чикаго , где три года спустя Вайткус родился. Он поступил на службу в армию США в 1928 году и после окончания школы подготовки пилотов получил звание младшего лейтенанта воздушного корпуса . В 1931 году он был отправлен в запас в звании старшего лейтенанта и вернулся к гражданской жизни, чтобы работать со своим тестем, который руководил летной школой в Колере, штат Висконсин .
Литуаница II
[ редактировать ]Через несколько месяцев после трагедии в Литуанице некоторые видные представители литовской общины Чикаго обсуждали возможность финансирования еще одного трансатлантического рейса. Эта идея была встречена с большим энтузиазмом, и в этот трудный период Великой депрессии было собрано достаточно средств . Гораздо более быстрый и современный самолет (по сравнению с оригинальной «Литуаникой ») был приобретен у Lockheed Aircraft Corp., названный Lockheed Vega , той же модели, которую использовал Уайли Пост в своем кругосветном полете, и Амелией Эрхарт , первая женщина, совершившая в одиночку перелет через Атлантику.
Самолет получил имя Lituanica II в воскресенье, 22 апреля 1934 года. Когда весной первоначально выбранный для полета пилот неожиданно подал в отставку, литовские организаторы обратились к Феликсасу Вайткусу, и он принял вызов лететь в Литву.
Первоначальная дата полета была перенесена на 1935 год, поскольку требовались модификации по усилению конструкции самолета за счет установки дополнительных топливных баков и более мощного двигателя. Было добавлено новое оборудование, которого не было у Дариуса и Гиренаса , например, винт изменяемого шага для улучшения характеристик двигателя и радиокомпас. Lituanica II прошла многочисленные испытательные полеты, чтобы гарантировать ее успех.
Полет
[ редактировать ]Вайткус прибыл на аэродром Флойд Беннетт Филд в Нью-Йорке в мае 1935 года. В том году, до его прибытия, ни один пилот не смог перелететь Атлантику из-за плохих погодных условий, поэтому ему пришлось ждать, пока главный метеоролог не даст ему благоприятный прогноз погоды. Лишь четыре месяца спустя, вечером 20 сентября, ему сообщили, что погода на его маршруте улучшилась, условия были средними, и в ближайшие 24 часа серьезных изменений не ожидается. Ободренный этой новостью, Вайткус решил лететь. Он принес с собой пять сэндвичей с ветчиной и яйцом, кварту кофе и лимонада, фрукты и два галлона воды. На борту находились также тысяча писем для доставки в Литву и ленты от американцев литовского происхождения из Чикаго на могилы Степонаса Дарюса и Стасиса Гиренаса . [ 1 ]
На следующий день, 21 сентября, в 6:45 утра «Литуаница II» направилась в Европу. К сожалению, Вайткусу пришлось бороться с наихудшими погодными условиями, летать сквозь дождь, туман и обледенение, так что большую часть навигации ему приходилось осуществлять с помощью нового радиокомпаса. Он не раз замечал, как на крыльях образуется лед, и ему приходилось спускаться на меньшую высоту, пока он не растаял. Значительную помощь Вайткусу оказали ежечасные передачи ирландской радиостанции. Он узнал, что Дублин окутан туманом, как и все районы, ведущие на восток вплоть до Балтийского моря . Он знал, что не сможет добраться до Каунаса из-за нехватки топлива, и, утомленный 23-часовой борьбой со стихией, почувствовал, что лучше всего спуститься куда-нибудь в Ирландию.
Он заметил открытое поле в Клунговле в Баллинробе , графство Мейо , и приземлился там, при этом самолет получил серьезные повреждения. [ 2 ] Ему повезло, что он остался жив и не пострадал. Литуаницу II упаковали для отправки в Литву, где она будет восстановлена. На корабле и поезде он добрался до Каунаса, где его встретили как героя.
Феликсас Вайткус был единственным пилотом, перелетевшим Северную Атлантику в 1935 году, и хотя он приземлился в Ирландии, а не в Каунасе, он был внесен в учебники истории авиации как шестой пилот, совершивший в одиночку перелет через Атлантику. [ 3 ]
В 1940 году его отозвали на действительную военную службу в армейском воздушном корпусе, где он работал главным летчиком-испытателем на авиастроительной компании Boeing в Сиэтле, испытывая сотни B-17 и B-29 бомбардировщиков . Его снова отозвали на службу в ВВС США во время Корейской войны .
Он умер от сердечного приступа во время пребывания в Висбадене , Германия , 25 июля 1956 года в возрасте 49 лет. Его тело было отправлено домой и похоронено на семейном участке его жены на кладбище Колер в Шебойгане, Висконсин . На момент смерти он имел звание подполковника.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ассошиэйтед Пресс (22 сентября 1935 г.). «Вайткус, летящий в океанский туман» . Воскресная звезда . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Каролис Вайткявичюс. В Ирландии — следы полета «Литуаники II» , Новости Литвы №1 116 (11 453), 24 мая 2006 г.
- ^ Сауленас, Паулюс (май 2016 г.). и литовской авиационной терминологии анализ английской Сравнительный ( PDF) (Технический отчет). Мистер. 28. Архивировано (PDF) из оригинала 14 ноября 2023 года . Проверено 14 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]