Литва
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2008 г. ) |
Литва | |
---|---|
![]() | |
Литуаника над Нью-Йорком в 1933 году. | |
Тип | Белланка CH-300 |
Производитель | Белланка (перестройка для трансатлантического перелета в мастерских EM Laird) |
Строительный номер | 137 |
Регистрация | НР-688Э |
Первый полет | 1929 |
Судьба | разбился в Кугдамме недалеко от Солдина, Германия (ныне Пщельник , недалеко от Мыслибожа , Польша ) |
Сохранено в | Военный музей Витаутаса Великого (обломки) Литовский музей авиации (копия) |
Lituanica - это самолет Bellanca CH-300 Pacemaker, из США через Атлантический океан литовскими перелетевший пилотами Степонасом Дарюсом и Стасисом Гиренасом в 1933 году. После успешного пролета 6411 км (4043 миль) он разбился по неустановленным обстоятельствам на 650 км ( 404 мили) от пункта назначения, Каунас , Литва .
Самолет
[ редактировать ]
18 июня 1932 года летчики приобрели самолет «Пейсмейкер» серийный номер. 137, зарегистрированный как NC-688E, от компании Pal-Waukee за 3200 долларов . Впервые произведенный и поднятый в воздух в 1929 году, в конечном итоге было построено сорок единиц кардиостимуляторов CH-300. Это был одномоторный шестиместный моноплан с высокорасположенным крылом. Фюзеляж представлял собой сварные трубы из хромистой стали, обтянутые тканью. Интерьер кабины был покрыт звукопоглощающим материалом. Фюзеляж имел боковые и верхние окна, двери с обеих сторон. Крылья были деревянной конструкции, с двумя лонжеронами, также обтянутыми тканью. Лонжероны и нервюры изготавливались из еловых полос и фанеры. Крылья имели два бензобака общей емкостью 88 галлонов США (330 л). Стойки крыла были на 2/3 деревянными, на 1/3 стальными (на крыльях) с аэродинамическими стальными нервюрами, покрытыми тканью, что давало дополнительную несущую поверхность 47 футов² (4,4 м²). Хвостовое оперение изготавливалось из сварных стальных труб. Горизонтальный стабилизатор был изготовлен из еловых полос и фанеры, с регулируемым в полете углом дифферента. Шасси представляло собой изогнутую стальную балку с резиновой тросовой подвеской. Колеса 30×5 дюймов (762 на 127 мм). Двигатель был Райт J6, радиальный , с воздушным охлаждением, 9 цилиндров, 300 л.с. (225 кВт). Средства на самолет собрали многочисленные литовские клубы и организации. [1] включая авиашоу.
20 января 1933 года самолет был перевезен в мастерские EM Laird по адресу 5321 W. 65th St. в Клиринг-Индустриальном районе Чикаго, где он был перестроен и оборудован для трансатлантического полета. Были построены новые удлиненные крылья, в фюзеляже установлены два дополнительных бензобака емкостью 220 галлонов США (830 л) и 185 галлонов США (700 л), каждый из которых оснащен клапанами аварийного сброса. Под сиденьем пилота масляный бак емкостью 25 галлонов США (95 л) был оснащен 12 охлаждающими трубками. Был построен более длинный горизонтальный стабилизатор. Были установлены аэродинамические обтекатели колес, а фюзеляж получил новую тканевую обшивку. Новый двигатель с более высокой степенью сжатия, 365 л.с. (272 кВт) Wright Whirlwind J6-9E, сер. № 12733, имел « кольцо скорости ». 29 марта 1933 года реконструкция была завершена, регистрационный номер был изменен на NR-688E, а самолет окрасили в оранжевый цвет. По обеим сторонам фюзеляжа были нарисованы свитки с именами спонсоров. Самолет получил название Lituanica , что по латыни означает Литва. .
Пилоты
[ редактировать ]Степонас Дарюс и Стасис Гиренас — литовские пилоты, эмигранты в США , совершившие значительный полёт в истории мировой авиации . 15 июля 1933 года они перелетели Атлантический океан , преодолев без приземления расстояние в 3984 мили (6411 километров) за 37 часов 11 минут (107,1 миль в час). Для сравнения, по дальности беспосадочных перелетов их результат уступал только результату Рассела Бордмана и Джона Поландо и занимал четвертое место по продолжительности полета на тот момент. Хотя Дариус и Гиренас не имели навигационного оборудования и летали в неблагоприятных погодных условиях, полет оказался одним из самых точных в истории авиации. Он равнялся, а в некоторых аспектах превосходил Чарльза Линдберга классический полет .
Полет
[ редактировать ]

Обычный немодифицированный самолет такого размера не может преодолеть сопоставимое расстояние ( например, Cessna 152 имеет дальность полета 1200 км) даже сегодня. Полет был важен также с научной и технологической точки зрения, поскольку в нем исследовались воздушные потоки и возможности самолетов этого типа. В своем последнем письме пилоты писали, что либо успешный полет, либо возможная катастрофа будут достаточно ценными и значительными, а значит, летать стоит в любом случае.
После взлета с аэродрома Флойд Беннетт Филд в Нью-Йорке 15 июля 1933 года в 6:24 по восточноевропейскому времени Дариус и Гиренас успешно пересекли Атлантику, но погибли 17 июля в 0:36 по центральноевропейскому времени у деревни Кухдамм. недалеко от Солдина, Германия (ныне Пщельник, недалеко от Мыслибожа , Польша (52°51'11,57"N 14°50'17,78"E)). Планируемый маршрут был следующим: Нью-Йорк – Ньюфаундленд – Атлантический океан – Ирландия – Лондон – Амстердам – Свинемюнде – Кенигсберг – аэропорт Каунаса (всего 7186 км). Из-за погодных условий над Ирландией они свернули на север и достигли Германии через Шотландию и Северное море. За 37 часов 11 минут, до момента крушения, они пролетели 6411 км (более 7000 км по фактической траектории полета), всего в 636 км от цели — Каунаса.
Возможные причины аварии
[ редактировать ]
Для установления причины была назначена литовская комиссия по расследованию. Он пришел к выводу, что пилоты имели соответствующую квалификацию и самолет был правильно оснащен. Они добавили, что самая сложная часть полета была выполнена с большой точностью. Комиссия пришла к выводу, что во время крушения двигатель самолета работал (винт вращался), а топлива на борту было достаточно. [2]
В некоторых источниках упоминается ошибка пилота , но оба пилота имели большой опыт. За свою карьеру пилота Дариус ни разу не попадал в аварии. В 1931 году Гиренас получил первый приз на летном фестивале в Чикаго за планирование своего самолета и приземление с неработающим двигателем.
По данным борта, катастрофа произошла из-за сложных погодных условий в сочетании с неисправностью двигателя. Катастрофа, скорее всего, произошла в результате неудачной вынужденной посадки . В некоторых кругах ходили слухи и подозрения, что самолет сбили, приняв за самолет-шпион, поскольку он пролетал недалеко от концентрационного лагеря . Вскрытие пилотов не выявило следов пуль. [1] Однако не все части самолета были возвращены правительству Литвы.
После крушения
[ редактировать ]19 июля немецкий самолет Deruluft доставил тела пилотов обратно в Литву. Каунасцы . встретили героев с большой скорбью Похороны были торжественным событием и послужили поводом для официального национального траура.
Через несколько месяцев после трагедии в Литуанице некоторые видные представители литовской общины Чикаго обсуждали возможность финансирования еще одного трансатлантического рейса. Эта идея была встречена с большим энтузиазмом, и во время Великой депрессии было собрано достаточно средств . более быстрый и современный Lockheed Vega У корпорации Lockheed Aircraft Corp. был приобретен , ту же модель, которую использовал Уайли Пост в своем кругосветном полете, а также Амелия Эрхарт , первая женщина, совершившая в одиночку перелет через Атлантику.
Самолет получил имя Lituanica II в воскресенье, 22 апреля 1934 года. Когда весной первоначально выбранный для полета пилот неожиданно подал в отставку, литовские организаторы обратились к Феликсу Вайткусу , и он принял вызов. Хотя он приземлился в Ирландии , а не в Каунасе, в историю авиации он вошел как шестой пилот, совершивший в одиночку перелет через Атлантику.
В 1934 году тела Дарюса и Гиренаса забальзамировал профессор Юргис Жилинскас.В 1936 году правительство Литвы решило построить мавзолей Дариуса и Гиренаса на старом кладбище Каунаса, разрушенном после советской повторной оккупации . С тех пор и по сей день обломки «Литуаники» экспонируются в Военном музее Витаутаса Великого в Каунасе . [3]
Тела пилотов покоятся на Военном кладбище Шанчяй в Каунасе.
Мемориалы
[ редактировать ]

Литовская община Чикаго установила памятник в стиле ар-деко в честь Гиренаса и Дарюса в чикагском парке Маркетт в 1935 году, где он стоит и по сей день. Феликсас Вайткус был вдохновлен этим полетом и отметил его полетом «Литуаники II» в 1935 году.
Полет отмечен в фильме Skrydis per Atlantą (Полет над Атлантикой) (1983). Стадион В их честь назван и спортивный стадион Каунаса « С.Дариуса и С.Гиренаса» , на котором сборная Литвы по футболу проводит свои домашние матчи. Возле стадиона, Литовской академии спорта и парка Ажуолинас пилотам установлен высокий каменный памятник.
Скульптор Бронюс Пундзюс в 1943 году выполнил рельеф лиц пилотов на Пунтукасе , крупнейшем тогда известном валуне на территории Литвы.
В Нью-Йорке в 1957 году флаеры были увековечены гранитным флагштоком, на котором изображена пара в виде барельефа. Памятник расположен на площади Литвы в Вильямсбурге, Бруклин. [4]
В Каунасе в 2013 году в ознаменование 80-летия события была установлена модель Литуаники.
Литуаника-авеню, район Бриджпорт в Чикаго, штат Иллинойс, назван в честь этого рейса. Проспект проходит между улицами Холстед и Морган от 31-й и 35-й улиц, а после пробежки на восток идет на юг к 38-му месту между улицами Сангамон и Холстед.
В небольшом городке Беверли-Шорс, штат Индиана (к западу от Мичиган-Сити, штат Индиана), есть еще один памятник полету Литуаники. Там в 1968 году Американско-литовский клуб основал парк и назвал его парком Литуаника в честь использованного в полете самолета Bellanca CH-300. В 1971 году в честь летчиков в пруду парка была установлена большая современная скульптура работы Я. Баркиса.
Перед бегством Гиренас и Дарюс оставили завещание литовскому народу:
«Молодая Литва! Вдохновленные Вашим духом, мы приступаем к выбранной нами миссии. Пусть наш успех укрепит Ваш дух и уверенность в собственных силах и талантах! Но если Нептун и могучий повелитель бурь Перкунас обрушат на нас свой гнев, должны они останавливают наш путь в Молодую Литву и призывают Литуаницу в свое царство – тогда Тебе, Молодая Литва, придется заново решиться, принести жертву и подготовиться к новому походу, чтобы боги бурных океанов были довольны Твоими стараниями, решимостью и не призывай Тебя на Великий Суд.Пусть победа Литуаницы укрепит дух юных сынов Литвы, вдохновит их на новые поиски. Пусть поражение Литуаницы и погружение в пучину Атлантики воспитают в молодых литовцах упорство и решительность, чтобы Крылатый литовец покорил предательскую Атлантику во славу Матери-Литвы! Поэтому мы посвящаем и жертвуем наш полет Тебе, Молодая Литва!»
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Пассик, Фрэнк. «Аэропорт Палуоки (Уилинг, Иллинойс) изображен на литовской банкноте» . Проверено 31 января 2008 г.
- ^ «Там, где рождаются планеры» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2005 г.
- ^ «Уникальные кадры последнего полета «Литуаники» переданы в Военный музей» . Горизонты XXI века (на литовском языке). 10 (79). 26 мая 2004 г. Проверено 21 сентября 2011 г.
- ↑ «Расставление парков, памятники знаменитым или забытым», Лиза В. Фодераро, 12 января 2014 г., New York Times
Внешние ссылки
[ редактировать ]52 ° 51'11,57 "с.ш. 14 ° 50'17,78" в.д. / 52,8532139 ° с.ш. 14,8382722 ° в.д.