Бай Яньху

Бай Яньху ( кит .: китаец , дунган : Биянхў ; 1830–1882), также известный как Мохаммед Аюб ( Мохаммед Байху ), [ 1 ] был хуэйским военачальником и повстанцем из провинции Шэньси , Китай . Он был известен тем, что возглавил группу народа хуэй через обширные земли северо-западного Китая в Кыргызстан под властью России . Потомки его и его последователей до сих пор живут в Средней Азии и известны как дунганский народ . [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Бай Яньху был командиром батальона мусульманских сил хуэй из провинции Шэньси во время Дунганского восстания . После того, как его вытеснили из Шэньси силы Цин под командованием Цзо Цзунтана , он бежал в крепость Джахрия Цзиньцзипу (недалеко от современного Учжуна, Нинся ). [ 3 ] После капитуляции Дзинджипу Бай и его последователи бежали в Хэчжоу (нынешняя Линься ). После капитуляции Хэчжоу бежал в Синин . В 1873 году Бай решил покинуть Синин и бежать в Синьцзян . Точное число его последователей в то время неизвестно, но, вероятно, оно составляло несколько тысяч, а некоторые источники утверждают, что оно составляло от тринадцати до тридцати пяти тысяч. [ 3 ] После входа в Синьцзян войскам под предводительством Бая удалось взять под свой контроль Хами , но вскоре после этого они покинули город, спасаясь от приближающейся цинской армии. В конце 1873 года они вступили на территорию, контролируемую Якуб-беком . Бай согласился подчиниться Якуб-беку, и его последователям было разрешено жить в окрестностях Урумчи и Манаса . [ 3 ] Когда войска Цзо Цзунтана продвинулись в Синьцзян, Бай был назначен ответственным за защиту Урумчи. В августе 1876 года, когда армия Цзо подошла к городу, Бай бежал, и Урумчи пал под властью Цин. Некоторые источники сообщают, что примерно в это же время армия Цзо потребовала, чтобы Якуб-бек передал им Бай Яньху. Этот запрос не получил ответа от Якуб-бека. [ 3 ]
Бой из Кашгарии и наследие
[ редактировать ]После падения Урумчи Бай бежал из города в город Синьцзяна, пока в конце концов не бежал на территорию России вместе с несколькими тысячами своих последователей. Они поселились в Чуйской долине , на территории современного Кыргызстана . Цзо пытался убедить Россию выдать Бай Яньху, но Россия отказалась, поскольку хотела получить выгоду от того, что ее граница была заселена сообществом, которое было яростно враждебно настроено по отношению к Цин. [ 4 ] Бай жил на территории России до своей смерти несколько лет спустя. [ 5 ]
Первое поселение племени Бай Яньху находилось в 8 километрах от Токмака. Бяньху назвал колонию «Инпань» (буквально «Лагерь»). После распада Советского Союза Инпань находится на границе Казахстана . Сегодня город известен как Масанчи (Каракунуз). [ 6 ] назван в честь дунганского коммуниста-революционера Магаза Масанчи . [ 7 ]
Дунганский поэт Я. В 1985 году Шиваза заявил, что Бай умер в Масанчи, а в его могиле похоронили деревянный манекен. Затем дунгане перевезли его тело в Бишкек , где похоронили во дворе дома сына на проспекте Дзержинского (ныне бульвар Эркиндик ). [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Tikhvinskiy, Sergey Leonidovich (1983). Modern History of China . Progress Publishers. pp. 251, 253.
- ^ Липман, Джонатан (1997). Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо-западе Китая . Вашингтонский университет Press. п. 129. ИСБН 0295976446 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ким, Хо-дон (2004). Священная война в Китае: мусульманское восстание и государство в китайской Средней Азии, 1864-1877 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 1-4175-1946-0 . OCLC 55848600 .
- ^ Брофи, Дэвид Джон (2016). Уйгурская нация: реформы и революция на российско-китайской границе . Издательство Гарвардского университета. п. 65.
- ^ Брофи, Дэвид Джон. Уйгурская нация: реформы и революция на границе России и Китая . Кембридж, Массачусетс. ISBN 978-0-674-97044-1 . OCLC 945552983 .
- ^ «Миндат.орг» . www.mindat.org . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ «Прибытие в ТОКМОК — Токмок» . Hua Shang Daily , 19 марта 2017 г. , дата обращения 5 июня 2018 г.
- ^ Дайер, Светлана Рельмская-Корсакова (1 января 1990 г.). «Советские дунгане, мусульмане Китая: их прошлое, настоящее и будущее». Монумента Серика . 39 (1): 305.