Фортепианный концерт № 3 (Метнер)
Фортепианный концерт No. 3 ми минор «Баллада» , соч. «60» было одним из последних крупных произведений Николая Метнера , завершенным в 1943 году, когда ему было 63 года. Оно было заказано пианистом Бенно Моисейвичем , который был одним из первых поборников Метнера. [ 1 ]
Беда | |
---|---|
Фортепианный концерт Николая Метнера. | |
Ключ | Ми минор |
Опус | 60 |
Период | Модерн - Современный |
Составленный | 1940-1943 |
Преданность | Джаячамараджа Вадияр , махараджа Майсура |
Продолжительность | около 36 минут |
Движения | Один (разделен на три поддвижения) |
Премьера | |
Дата | 19 февраля 1944 г. |
Расположение | Королевский Альберт-Холл , Лондон |
Дирижер | Адриан Боулт |
История
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Метнер и его жена Анна жили в Лондоне, когда блиц в сентябре 1940 года всерьез начался . Его преданная защитница, английская пианистка Эдна Айлс , переехала в дом своих родителей в Бирмингема , пригороде Мозли , и Метнеры остались там. слишком. После того, как дом был разбомблен, они вместе с Илесами переехали в вустерширскую деревню Уитхолл . Позже они переехали в уединенный дом недалеко от Вуттона-Уавена , недалеко от Стратфорда-на-Эйвоне в Уорикшире . [ 2 ] Именно в этой сельской местности и был закончен Третий концерт.
Однажды Метнер дал Эдне Айлс рукопись первой части, сказав ей, что никогда раньше не раскрывал часть произведения до его завершения. Они попрактиковались в игре на двух фортепиано, и когда она была завершена, он подарил ей всю партитуру. [ 3 ]
Метнер сказал в частном порядке, что первая часть концерта была вдохновлена Михаила Лермонтова балладой «Русалка » о водяной нимфе, чьи соблазнительные ухаживания не смогли разбудить спящего рыцаря. Он расширил стихотворение Лермонтова на остальные части: рыцарь (олицетворяющий человеческий дух) пробуждается и поет песню, которая превращается в гимн, символизирующий его победу над искушением и достижение им искупления и вечной жизни. [ 1 ] [ 4 ]
Метнеры вернулись в Лондон в апреле 1943 года. [ 4 ]
Премьера
[ редактировать ]Премьера Третьего концерта состоялась в Королевском Альберт-холле 19 февраля 1944 года под управлением Адриана Боулта и самого Метнера за фортепиано. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Метнер посвятил Третий концерт Джаячамарадже Вадияру , махарадже Майсура , который поддержал его и основал Общество Метнера при Филармоническом концертном обществе . В посвящении было написано «с глубокой благодарностью за высокую оценку и содействие моей работе». [ 5 ] Запись всех своих основных произведений он посвятил махарадже, одновременно играя партии на фортепиано.
Он продолжал делать записи, пока его здоровье не ухудшилось за два года до его смерти в 1951 году, но 1944 год был последним годом, когда он выступал публично, и это событие было одним из его последних выступлений. [ 8 ]
После его смерти, в 1951 году, Анна предложила украинскому пианисту Дмитрию Паперно , которому было всего 22 года, возможность дать российскую премьеру Третьего концерта, но отказалась. Третий концерт позже был исполнен на трибьют-концерте под управлением Анатоля Фистулари по просьбе Анны; Солистом был Колин Хорсли , пианист новозеландского происхождения, который также посмертно исполнил премьеру Фортепианного квинтета. [ 9 ]
Форма
[ редактировать ]Произведение имеет подзаголовок «Баллада» и состоит из одной части, разделенной на три части, хотя центральная интерлюдия очень короткая и длится менее двух минут. Вся работа длится около 36 минут, все движения связаны между собой.
- I: Con moto largomento – Allegretto con moto (16 минут)
- II: Интерлюдия. Аллегро, очень продолжительное, загадочное (под строгостью времени) (2')
- III: Финал. Очень веселый. Пробуждение, героическое – Andante con moto quiet – Allegro tanto – Coda: Maestoso, ma страстный (19 минут).
Согласно анализу статьи, опубликованной Университетом Айовы , [ 10 ] первая часть представляет собой вариацию и имеет 4 темы и «роговой мотив», который действует как ритурнель . Однако другие анализы, в том числе анализ, написанный в 1948 году для Общества Метнера, пришли к выводу, что на самом деле в нем есть три темы; 3-я и 4-я темы очень похожи. На протяжении всей первой части Метнер представляет четыре темы и создает вариации на темы в, казалось бы, случайном порядке. Вторая часть, согласно анализу, в основном имеет бинарную форму , но не повторяет раздел B. Во второй части партия фортепиано находится в размере 2/4, а партия оркестра - в размере 3/4. Во второй части используются три темы из первой части и вводится новая тема. Третья часть может быть либо в форме сонаты-аллегро , либо в форме ABA, и автор исследования, опубликованного Университетом Айовы, считает, что она находится в форме сонаты. В 3-й части используется первая тема 2-й части и вводится в экспозицию 1 новая тема. В разделе «Разработка» представлены 4 новые темы, 3 из которых основаны на более ранних темах, не входящих в 3-ю часть.
Метнеру никогда не нравилось писать для оркестра; ему это показалось трудным и утомительным, и его три концерта - единственные три из его более чем 60 опубликованных произведений, в которых вообще участвовал оркестр. [ 4 ] Озвучка Третьего концерта предназначена для:
- фортепиано соло, 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры и струнные.
Записи
[ редактировать ]На сегодняшний день сделано семь записей произведения, начиная с собственного рассказа композитора в 1947 году:
- Метнер с Филармоническим оркестром под управлением Иссая Добровена (1947 HMV DB6718/22 Мелодия Д 06501/2, M10-41173 Test SBT1027, St-Laurent YSL 78-006, Dante HPC126 - nla)
- Tatiana Nikolayeva , with the Moscow Radio Symphony Orchestra under Yevgeny Svetlanov (c.1961 Melodiya C 0229/30, D 09321/2)
- Майкл Понти с оркестром Радио Люксембурга под управлением Пьера Као (RO 1973 Vox/Candide CE31092 Vox CDX5068, Brilliant Classics 9021 20cds, Vox Turnabout 115714-2 – nla)
- Джеффри Дуглас Мэдж с Государственным филармоническим оркестром имени Артура Рубинштейна под управлением Ступеля (1991 BIS BISCD1258, Danacord DACOCD403 – nla)
- Джеффри Тозер с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Неэме Ярви (1991 Chandos CHAN9038, CHAN9040 2cds)
- Николай Демиденко с Шотландским симфоническим оркестром BBC под управлением Ежи Максимюка (1991 Hyperion CDA6658021)
- Константин Щербаков с Московским симфоническим оркестром под управлением Зивы (1996, Наксос, 8553359) [ 11 ]
- Евгений Судьбин с Бергенским филармоническим оркестром под управлением Эндрю Литтона (2014, BIS-2088 SACD)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Престо Классик
- ^ «Британско-российское общество» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 г. Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Гиперион Отчеты
- ^ Перейти обратно: а б с Симфонический оркестр Торонто. Архивировано 16 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Гиперион Отчеты
- ^ Лоуренс Бадмен
- ^ Мартин, Барри (1995). Николас Метнер: его жизнь и музыка . Олдершот: Scolar Press. ISBN 0 85967 959 4 . стр. 243.
- ^ Музыкальная сеть International
- ^ Дэвид К.Ф. Райт, Потерянное поколение пианистов
- ^ Сюй, Шу-Хао (декабрь 2012 г.). «Фортепианный концерт № 3 Николая Метнера, соч. 60» : 16. doi : 10.17077/etd.zk59it5x . Проверено 14 января 2022 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ medtner.org