Царства бытия
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2014 г. ) |
«Царства бытия» (1942) — последняя крупная работа испано-американского философа Джорджа Сантаяны . Наряду со «Скептицизмом», «Животной верой» и «Жизнью разума» это его самая известная работа; первые две работы сосредоточены в первую очередь на эпистемологии и этике соответственно, тогда как «Сферы бытия» - это в основном работы в области онтологии .
Сантаяна опирается на свою книгу «Скептицизм и животная вера» , которую он назвал своего рода предшественником «новой системы философии», которая будет полностью развита в настоящей работе. [1] Он определяет четыре сферы бытия; Царство Сущности , Царство Материи , Царство Истины и Царство Духа .
Царства
[ редактировать ]Царство сущности
[ редактировать ]С точки зрения Сантаяны, Царство Сущности имеет своего рода первенство над другими мирами. Для него сущность — это все, что имеет характер или имеет характер, включая мысли, представления, логические выводы и материальные объекты. Ничто не может быть воспринято иначе как через эти сущности, и они «единственные вещи, которые люди когда-либо видят, и последнее, что они замечают». Сущность — это осознание , она отличается от знания или от веры , которую он определяет позже.
Царство материи
[ редактировать ]Материя – это объективная материальная составляющая Вселенной. Оставаясь верным своему материализму , Сантаяна считает материю «изначальным экзистенциальным потоком» и верит, что ее можно, по крайней мере в некотором смысле, познать. Его концепция материи подобна Спинозы субстанции ; материя не имеет цели, но представляет собой ограничения того, что может быть. Люди могут познавать материю только на расстоянии, символически:
Фактически, Сантаяна называет материю всего лишь «метафорой», создавая один из наиболее провокационных аспектов его философии: наука не менее литературна, чем поэзия, в представлении материи, поскольку она должна выражать ее истины на расстоянии, через призму. человеческой предвзятости.
— -Интернет-энциклопедия философии
Таким образом, хотя Сантаяна почитает и глубоко уважает науку (и считает ее полезной для повседневного опыта), он не обожествляет ее, как это делали многие другие философы 20-го века, и ограничивает ее ошибочным приближением к истине.
Царство истины
[ редактировать ]О Царстве Истины думали гораздо позже, чем Сантаяна думал о трех других своих мирах; он представляет это как своего рода подразделение Царства Сущности. Истина — это часть Царства Сущностей, созданная материей; действительно, он говорит:
Истина — это борозда, которую материя должна проложить по лицу сущности.
Как говорится в статье о Сантаяне в Интернет-энциклопедии философии :
Все происходящие события влекут за собой конкатенацию сущностей, избранных материей для появления в ходе человеческой жизни, и их объективные отношения — фактическое расположение, например, того, что теракты в Америке в 2001 году произошли 11 сентября, а не 12 сентября — представить возможность истины для человеческого понимания
Сантаяна здесь отходит от классических прагматиков , одним из которых его часто считают, поскольку он считает, что истина имеет сильный элемент вне опыта и должна совпадать с тем, что есть на самом деле.
Царство Духа
[ редактировать ]Дух в понимании Сантаяны очень похож на сознание; , это по словам Джона Лакса «та часть жизни, состоящая из серии интуиций». Сантаяна считает, что разум больше привык к сущности, чем к фактам, и поэтому сознание может время от времени проявлять вещи, которые не являются фактами. Здесь можно найти Царство Духа; это попытка Сантаяны примирить теории Платона и требования разума . [2]
См. также
[ редактировать ]- Интернет -энциклопедия философских статей о Сантаяне Мэтью К. Фламма.