Святой Матфей Евангелист (Мастер Теодорих)
Святой Матфей Евангелист | |
---|---|
![]() Святой Матфей Евангелист (Мастер Теодорих) | |
Художник | Мастер Теодорих |
Год | 1359/1360 - 1365 |
Середина | масляная темпера на буковой доске |
Размеры | 114,8 см × 92,8 см (452 × 365 дюймов) |
Расположение | Национальная галерея , Прага |
Святой Матфей Евангелист написанная маслом, темперой и буковой доской — это картина чешского художника Мастера Теодориха, . Он образует почти симметричный аналог изображению святого Луки на алтарной стене часовни Святого Креста . Это исключительно качественная картина мастера Теодориха . [ 1 ] Картина выставлена в коллекции средневекового искусства Национальной галереи в Праге .
Описание и классификация
[ редактировать ]В нижней части рамы сохранилось овальное отверстие для мощевика. Орнаментальное оформление фона и рамы пастильями хорошо сохранилось в левой и верхней части, в остальных местах значительно повреждено.
Цвета и почти зеркальная композиция напоминают картину Теодориха «Святой Лука» . В лицевой части, детализированной тонкими мазками, картина повторяет рисунок. Воплощение выполнено в более теплых тонах, волосы каштановые, борода не поседевшая. Полуфигура ангела, выходящего из голубого облака и сообщающего Матфею слова Евангелия, выполнена в контрастных цветах белого, красного и золотого, как и книга в руках Матфея.
Как видно из изображений, полученных методом инфракрасной рефлектографии , [ 1 ] наиболее значительные изменения в композиции во время росписи произошли в случае с книгой, только приоткрытой, а также в последующем положении рук. Поэтому пришлось изменить обработку драпировки. Если в правой руке св. Матфея система складок почти идентична системе св. Луки , то в левой руке драпировка перекинута через согнутое предплечье и сливается в трубчатую складку. Изменение связано с положением левой руки, противоположной положению руки Святого Луки, а большой и указательный пальцы соединяются, чтобы удерживать крест. Крест не сохранился, как и другие позолоченные украшения на картинах Теодориха. Пальцы моделированы сероватым оттенком, но детали менее проработаны, чем у Святого Луки.
Изменение композиции было вызвано необходимостью индивидуализировать каждую из 130 фигур, изображенных в часовне Святого Креста . Прообразом Теодориха, возможно, был цикл фресок с портретами правителей и их воображаемых предков, начиная с праотца Ноя, которыми так называемый Мастер Люксембургского Генеалогического Древа украсил стены императорского дворца. Их портреты не сохранились на прежнем месте, но задокументированы в письменных отчетах и книжных иллюминациях так называемого Гейдельбергского кодекса . [ 2 ] Сама типология широких и мягко моделированных лиц с густыми бородами, характерная для Теодориха, вероятно, также опосредована Мастером Люксембургского генеалогического древа, приехавшим в Чехию вскоре после 1355 года из Франции. Встречается оно и во французской книжной живописи второй половины 1350-х годов мэтра Библии де Жана де Си.
Как заявила Пешина, [ 3 ] все картины мастера Теодориха в часовне Святого Креста в Карлштейне должны были быть завершены до ее второго освящения. Это и определяет временной промежуток создания росписей с рубежа 1359/1360 гг., когда еще рассматривалась возможность оформления капеллы фреской, что подтверждается эскизами, сохранившимися в нескольких местах штукатурки, [ 4 ] [ 5 ] до освящения часовни в 1365 году.
Большую известность приобрела сделанная Павлом Штечой фотография Вацлава Гавела, слушающего «Святого Матфея» Теодориха. [ 6 ]
Святой Матфей в творчестве живописцев
[ редактировать ]Св. Матфей был сборщиком налогов и служил миссионером в Иудее, Персии и Эфиопии. Его часто изображают с ангелом, пишущим Евангелие, когда его призывают на апостольство, иногда прямо стоящим перед Иисусом или апостолами Петром и Андреем с денежного стола. Евангелие от Матфея считается наиболее описательным. Он содержит много интересных деталей и поэтому часто служит источником произведений искусства на христианскую тематику. [ 7 ]
-
Святой Матфей, Фра Анджелико (1424 г.)
-
Святой Матфей, Хуан Решак (15 век)
-
Святой Матфей, Анджело Бронзино (1525)
-
Святой Матфей, Караваджо (ок. 1600 г.)
-
Мученичество святого Матфея, Караваджо (1600 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Вид J, 1997, с. 396
- ^ Фридл А, 1956, рис. 38-75
- ^ Пешина Ю., 1970, с. 219
- ^ Дворжакова В, 1965, рис. Мистер. 169-171
- ^ Вид J, 1997, с. 300
- ^ Ирена Хейдова, Как фотограф Гавела нанес на карту чешскую историю, Aktuálně.cz, 26.10.2006
- ^ Прохазкова Е, 2007, с. 6
Источники
[ редактировать ]- Иржи Файт (редактор), магистр Теодорикус, придворный художник императора Карла IV, Национальная галерея в Праге 1997, ISBN 80-7035-142-X
- Пешина Ярослав, Панно. Чешское готическое искусство 1350–1420, Академия Праги, 1970 г.
- Дворжакова, Власта, Менцлова Доброслава, Карлштейн, Государственное издательство красивой литературы и искусства, Прага, 1965 г.
- Фридл Антонин, Микулаш Вурмсер, мастер королевских портретов в Карлштейне, СНКЛУ Прага, 1956 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ева Прохазкова, Символическое изображение евангелистов в средние века и раннее Новое время, бакалаврская диссертация, кафедра музыковедения, музыкальный факультет, МУНИ, Брно, 2007 г.
- Национальная галерея в Праге никогда не закрывается: Мастер Теодорих: панно из часовни Святого Креста в Карлштейне
- Вера Фрёмлова-Зезулакова, Предварительные выводы об исторических ремонтах картин Теодориха, Technologia Artis 2, 1992, с. 53