Святой Иероним (Мастер Теодорих)
Святой Джером | |
---|---|
![]() Святой Иероним (Мастер Теодорих) | |
Художник | Мастер Теодорих |
Год | 1360 - 1365 |
Середина | масляная темпера на буковой доске |
Размеры | 114,5 см × 103,7 см (451 × 408 дюймов) |
Расположение | Национальная галерея , Прага |
«Святой Иероним» — одна из лучших картин мастера Теодориха в часовне Святого Креста в Карлштейне . Он занимает почетное место в иерархии святых отцов , а его портрет помещен в нише южного окна часовни вместе со святыми Августином , святыми Амвросием и святыми Григорием . Это одно из старейших и наиболее часто воспроизводимых изображений святого Иеронима . Картина выставлена в коллекции средневекового искусства Национальной галереи в Праге .
Описание и классификация
[ редактировать ]Оригинальная рамка украшена рельефным декором. Предварительная черная мазок драпировки детализирована и моделирует многочисленные складки. В области лица рисунок изменен - по сравнению с первоначальным вариантом с трехчетвертным профилем композиция изменена на полный профиль, чему в точности соответствует выполненная роспись. Профиль Святого Иеронима соответствует одному из основных типов лица, используемых Мастером Люксембургского генеалогического древа и его мастерской ( Генрихом VII, императором Священной Римской империи ). [ 1 ] Подобный тип ранее Теодорих использовал в росписи « Поклонение трех королей» на своде оконной ниши часовни Святого Креста . [ 2 ]
Сохранились остатки золотого нимба и рельефного декора фона картины. В квадратах пастильи чередуются мотивы орла и прыгающего льва. Натюрморт с чтецким и писцовским столом отсутствует на подготовительном рисунке и, вероятно, был добавлен одним из художников, работавших в мастерской Теодориха.
Иероним изображен кардиналом , но во времена его жизни (347–420) этого церковного сана не существовало. Шляпа и плащ кардинала символизируют его положение личного секретаря Папы Дамасия I.
Исторический контекст
[ редактировать ]Иероним происходил из Стридона (современная Босния ) и поэтому считался славянским святым . Карл IV , заявлявший о своем богемском происхождении и происхождении из династии Пршемысловичей , решил возродить славянскую литургию и традицию Кирилла и Мефодия и создать центр славянской церковной науки, откуда вера на славянском языке будет распространяться среди богемы. и другие славяне . Еще в 1347 году он основал монастырь Эммаус , посвященный святому Иерониму и Деве Марии , и пригласил монахов-бенедиктинцев из области нынешней Хорватии , так называемых монахов-глаголиц , «совершать службы на славянском языке в честь святого Иеронима , переводчика Священного Писания с еврейского на латынь и славянский язык». [ 3 ]
Святой Иероним наиболее известен как автор перевода Библии с иврита на общепринятую латынь ( Вульгата ). Он изучал классическую античную литературу и языки в Риме, крестился там и отправился в римские христианские катакомбы, чтобы покаяться и вспомнить о человеческой смертности. Часть жизни он провел подвизаясь в пустыне, и во время болезни там ему было видение, после которого он всецело отдался изучению Библии. Папа Дамасий I поручил ему пересмотреть библейские тексты. Благодаря святому Иерониму Римский Синод 382 года принял документ « Decretum Gelasianum », установивший библейский канон. Иероним также был автором 135 кратких биографий церковных ученых De Viris Illustribus . [ 4 ]
Обычно его изображают с Библией и черепом как memento mori , как ученого, пишущего за столом, со львом, которого в пустыне вырвала из лапы шипом, как отшельника и кающегося перед явленным распятием, и как кардинал. Он является покровителем переводчиков, библиотекарей и энциклопедистов.
Святой Иероним в искусстве
[ редактировать ]-
Якобелло Альбереньо, Распятие со святыми Григорием и святыми Иеронимом (1375-97)
-
Оттавиано Нелли-Святой Иероним и лев (1415)
-
Фра Анджелико , Кающийся Святой Иероним (1424 г.)
-
Пьетро Перуджино , Святой Иероним, помогающий двум несправедливо повешенным молодым людям (1470 г.)
-
Антонелло да Мессина , Святой Иероним в галеро (1472 г.)
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Катерина Кубинова, Цикл Эммауса, Artefactum Prague 2012, ISBN 978-80-86890-36-4
- Иржи Файт (редактор), магистр Теодорикус, придворный художник императора Карла IV, Национальная галерея в Праге 1997, с. 532, ISBN 80-7035-142-X
- Ян Хэзлетт (редактор), Раннее христианство: истоки и развитие церкви до 600 г. Центр изучения демократии и культуры Брно, 2009 г., ISBN 978-807325-159-8
- Антонин Фридл, Микулаш Вурмсер, мастер королевских портретов в Карлштейне, SNKLHU Прага, 1956 г.