Святой Лука Евангелист (Мастер Теодорих)
Святой Лука Евангелист | |
---|---|
![]() Святой Лука Евангелист (Мастер Теодорих) | |
Художник | Мастер Теодорих |
Год | около 1360 г. |
Середина | масляная темпера на буковой доске |
Размеры | 115 см × 94 см (45 × 37 дюймов) |
Расположение | Национальная галерея , Прага |
Святой Лука Евангелист – одно из самых впечатляющих панно мастера Теодориха , предназначенное для украшения часовни Святого Креста в Карлштейне . Возможно, это автопортрет самого Теодориха. [ 1 ] Экспонируется в коллекции средневекового искусства Национальной галереи в Праге .
Описание и классификация
[ редактировать ]Масло, темпера, буковая доска размером 115 х 94 см. Рамка с печатным орнаментом содержит в нижней части эллиптическое отверстие для реликвария. Картина сохранилась в первоначальном виде примерно с 1360 г. и была отреставрирована в 1991 г. (Г. Кохлова).
Живопись Теодориха отличается необычайной изысканностью живописной выразительности и цветового баланса. Драпировка рельефно смоделирована и использует падающий свет для освещения верхнего слоя, а глубокие части выделены темно-синим цветом. Сама драпировка состоит из мотива длинных вертикальных складок на правом предплечье, коротких поперечных линий вокруг поднятой левой руки с книгой и глубоких чашеобразных складок в центре. В качестве основы художник использовал азурит и свинцовые белила редчайший пигмент синий ультрамарин , а в качестве верхнего слоя — . Синий уравновешивается белым, охрой и красным .
Голова св. Луки вылеплена с знанием реальной физиономии, и ее выражение оживляется прямым взглядом глаз на зрителя. Для него характерны типичные черты стиля Теодориха — чуть больший, чем в натуральную величину, широкое лицо, седое воплощение и густая борода. Реалистично изображены вены на руках, а левая рука, держащая книгу, изображена в перспективе . Картина, как и другие картины Теодориха, частично выходит на раму. Таким образом, живописец нарушает правильный геометрический порядок рамок картин на стене часовни Святого Креста , ограничивавший его творческую свободу. Это проявляется и в щедрости сохранившихся на стене часовни пробных эскизов, по которым художник проверял формат и пропорции относительно размеров стены. [ 2 ]
Атрибут Луки – крылатый бык – с большой долей реализма изображен в левом верхнем углу картины. Фон картины состоит из пластического декоративного орнамента, известного как пастилья , который возник в Италии и почти исключительно использовался в Богемии Теодорихом. [ 3 ] Первоначально фон был позолочен, так как на некоторых картинах Теодориха сохранились следы золота или видны повреждения, вызванные снятием позолоченных украшений. Это произошло в начале 15 века во время осады Карлштейна гуситами , когда нужно было платить защитникам ренту. [ 4 ] В правой руке святитель держал крест, очертания которого и следы его крепления сохранились.
Коренастый и невысокий рост Теодориха, массивная голова с мясистыми щеками и выступающим носом, а также широко открытые глаза с большими зрачками свидетельствуют о знании анатомии человека. Впечатление материальной телесности усиливается и мелкомоделированными и плохо артикулированными драпировками, рельеф которых создается за счет приглушения локальных цветовых тонов, а не углубления интенсивности красок. Резкость контуров сменяется полутоновыми переходами. [ 5 ] Монументальное построение картины, щедрая и непринужденная живописная подача и обработка приглушенных цветов не имеют предшественников в европейском готическом искусстве и ставят Теодориха в число самых важных готических художников Европы. [ 6 ]
Результаты технологического обследования покраски
[ редактировать ]Конструкция из тонкой подложки из бука, стыки которой покрыты холстом, родом из Нидерландов. В технике исполнения обнаруживается знакомство с французской живописью en grissaille , популярной в Париже в середине 14 века. Картина следует за очень подробным и мастерски выполненным рисунком, выполненным тонкими мазками. [ 7 ] Незначительным изменениям подлежит лишь моделирование лица. Грунтовый слой состоит из свинцовых белил на меловом грунте. Цветной слой состоит из яичной темперы с вкраплениями промежуточных слоев орехового масла. Это предотвращало быстрое высыхание и позволяло идеально моделировать объемы тонкими слоями глазури. Для Теодориха характерно сложное построение основного и кроющего цветных слоев, которых в драпировках обычно до шести. Художник тщательно подбирал размер зерен пигмента, добиваясь высокой прозрачности слоев с помощью масляного связующего. Воплощения обычно рисуются в один слой, а цвета получаются в результате смешивания пигментов на палитре. [ 8 ]
Производные работы
[ редактировать ]15 ноября 2000 года Чешская почта выпустила памятную почтовую марку с репродукцией картины святого Луки. Марка стоимостью 13 чешских крон имеет размер 40х50 мм и представляет собой пятицветную отпечаток на стальной пластине черного, красного, синего и синего цветов. светло-голубой и охристый. Автор гравюры – Милош Ондрачек. [ 9 ]
Святой Лука – покровитель художников
[ редактировать ]Святой Лука является покровителем гильдии художников и часто изображается как художник Девы Марии . Его атрибуты включают крылатого быка, ручку и книгу или свиток. Теодорих был главой гильдии художников в Праге примерно с середины 1360-х годов, и его картина «Св. Лука» — одна из лучших его работ. Для Карла IV эта картина имела особое значение, поскольку в 1354 году он получил в качестве реликвии весь череп святого. Сейчас это часть сокровищ собора Святого Вита .
Первые изображения святого Луки относятся к VIII веку ( Золотой кодекс Лорша ). В 13 веке Чимабуэ написал фреску Святого Луки в верхней церкви Ассизи . Позже он был предметом работ многих известных живописцев (Корреджо, Франса Хальса, Эль Греко, Тициана, Гверчино, Луки Джордано). В чешских землях святой Лука (рисующий Распятие) изображен, например, в Евангелии от Иоанна Опавского (1368 г.) или на картине Яна Госсаерта 1520 г. ( Национальная галерея Праги ).
Святой Лука в творчестве художников
[ редактировать ]-
Святой Лука, Чимабуэ (1280–1283 гг.)
-
Неизвестный художник - Лука пишет икону Божией Матери Одигитрии (начало 15 века).
-
Святой Лука, Хуан Решак (15 век)
-
Святой Лука, Корреджо (1520 г.)
-
Картина Святого Луки П. Марии, Ян Госсарт (1520), Национальная галерея Праги
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вид J, 1997, с. 394
- ^ Дворжакова В, 1964, с. 182
- ^ Пуйманова О, 1982, стр. 225-226
- ^ Фрёмлова В, Technologia Artis 1992.
- ^ Матейчек А, 1950, с. 78
- ^ Пешина Ю., 1970, с. 220
- ^ Файт Дж, Художник и его мастерская, стр. 306-311, в: Файт Дж, 1997.
- ^ Фромлова Вера, Заметки об украшении часовни Святого Креста, стр. 580-587, в: Fajt J, 1997.
- ^ Филателия: Мастер ТЕОДОРИК: Святой Лука Евангелист
Источник
[ редактировать ]- Иржи Файт (редактор), магистр Теодорикус, придворный художник императора Карла IV, Национальная галерея в Праге 1997, ISBN 80-7035-142-X
- Пуйманова Ольга, Искусство времен Карла IV и его связь с Неаполем, стр. 217–240, в: Международная научная конференция: Время Карла IV в истории народов Чехословакии, Карлов университет, Прага, 1982 г.
- Пешина Ярослав, Панно. Чешское готическое искусство 1350–1420, Академия Праги, 1970 г.
- Дворжакова, Власта, Менцлова Доброслава, Карлштейн, Государственное издательство красивой литературы и искусства, Прага, 1965 г.
- Матейчек Антонин, Чешская готическая живопись. Панно 1350–1450 гг. Мелантрих Прага 1950 г.