Jump to content

Святой Лука Евангелист (Мастер Теодорих)

Святой Лука Евангелист
Святой Лука Евангелист (Мастер Теодорих)
Художник Мастер Теодорих
Год около 1360 г.
Середина масляная темпера на буковой доске
Размеры 115 см × 94 см (45 × 37 дюймов)
Расположение Национальная галерея , Прага

Святой Лука Евангелист – одно из самых впечатляющих панно мастера Теодориха , предназначенное для украшения часовни Святого Креста в Карлштейне . Возможно, это автопортрет самого Теодориха. [ 1 ] Экспонируется в коллекции средневекового искусства Национальной галереи в Праге .

Описание и классификация

[ редактировать ]

Масло, темпера, буковая доска размером 115 х 94 см. Рамка с печатным орнаментом содержит в нижней части эллиптическое отверстие для реликвария. Картина сохранилась в первоначальном виде примерно с 1360 г. и была отреставрирована в 1991 г. (Г. Кохлова).

Живопись Теодориха отличается необычайной изысканностью живописной выразительности и цветового баланса. Драпировка рельефно смоделирована и использует падающий свет для освещения верхнего слоя, а глубокие части выделены темно-синим цветом. Сама драпировка состоит из мотива длинных вертикальных складок на правом предплечье, коротких поперечных линий вокруг поднятой левой руки с книгой и глубоких чашеобразных складок в центре. В качестве основы художник использовал азурит и свинцовые белила редчайший пигмент синий ультрамарин , а в качестве верхнего слоя — . Синий уравновешивается белым, охрой и красным .

Голова св. Луки вылеплена с знанием реальной физиономии, и ее выражение оживляется прямым взглядом глаз на зрителя. Для него характерны типичные черты стиля Теодориха — чуть больший, чем в натуральную величину, широкое лицо, седое воплощение и густая борода. Реалистично изображены вены на руках, а левая рука, держащая книгу, изображена в перспективе . Картина, как и другие картины Теодориха, частично выходит на раму. Таким образом, живописец нарушает правильный геометрический порядок рамок картин на стене часовни Святого Креста , ограничивавший его творческую свободу. Это проявляется и в щедрости сохранившихся на стене часовни пробных эскизов, по которым художник проверял формат и пропорции относительно размеров стены. [ 2 ]

Атрибут Луки – крылатый бык – с большой долей реализма изображен в левом верхнем углу картины. Фон картины состоит из пластического декоративного орнамента, известного как пастилья , который возник в Италии и почти исключительно использовался в Богемии Теодорихом. [ 3 ] Первоначально фон был позолочен, так как на некоторых картинах Теодориха сохранились следы золота или видны повреждения, вызванные снятием позолоченных украшений. Это произошло в начале 15 века во время осады Карлштейна гуситами , когда нужно было платить защитникам ренту. [ 4 ] В правой руке святитель держал крест, очертания которого и следы его крепления сохранились.

Коренастый и невысокий рост Теодориха, массивная голова с мясистыми щеками и выступающим носом, а также широко открытые глаза с большими зрачками свидетельствуют о знании анатомии человека. Впечатление материальной телесности усиливается и мелкомоделированными и плохо артикулированными драпировками, рельеф которых создается за счет приглушения локальных цветовых тонов, а не углубления интенсивности красок. Резкость контуров сменяется полутоновыми переходами. [ 5 ] Монументальное построение картины, щедрая и непринужденная живописная подача и обработка приглушенных цветов не имеют предшественников в европейском готическом искусстве и ставят Теодориха в число самых важных готических художников Европы. [ 6 ]

Результаты технологического обследования покраски

[ редактировать ]

Конструкция из тонкой подложки из бука, стыки которой покрыты холстом, родом из Нидерландов. В технике исполнения обнаруживается знакомство с французской живописью en grissaille , популярной в Париже в середине 14 века. Картина следует за очень подробным и мастерски выполненным рисунком, выполненным тонкими мазками. [ 7 ] Незначительным изменениям подлежит лишь моделирование лица. Грунтовый слой состоит из свинцовых белил на меловом грунте. Цветной слой состоит из яичной темперы с вкраплениями промежуточных слоев орехового масла. Это предотвращало быстрое высыхание и позволяло идеально моделировать объемы тонкими слоями глазури. Для Теодориха характерно сложное построение основного и кроющего цветных слоев, которых в драпировках обычно до шести. Художник тщательно подбирал размер зерен пигмента, добиваясь высокой прозрачности слоев с помощью масляного связующего. Воплощения обычно рисуются в один слой, а цвета получаются в результате смешивания пигментов на палитре. [ 8 ]

Производные работы

[ редактировать ]

15 ноября 2000 года Чешская почта выпустила памятную почтовую марку с репродукцией картины святого Луки. Марка стоимостью 13 чешских крон имеет размер 40х50 мм и представляет собой пятицветную отпечаток на стальной пластине черного, красного, синего и синего цветов. светло-голубой и охристый. Автор гравюры – Милош Ондрачек. [ 9 ]

Святой Лука – покровитель художников

[ редактировать ]

Святой Лука является покровителем гильдии художников и часто изображается как художник Девы Марии . Его атрибуты включают крылатого быка, ручку и книгу или свиток. Теодорих был главой гильдии художников в Праге примерно с середины 1360-х годов, и его картина «Св. Лука» — одна из лучших его работ. Для Карла IV эта картина имела особое значение, поскольку в 1354 году он получил в качестве реликвии весь череп святого. Сейчас это часть сокровищ собора Святого Вита .

Первые изображения святого Луки относятся к VIII веку ( Золотой кодекс Лорша ). В 13 веке Чимабуэ написал фреску Святого Луки в верхней церкви Ассизи . Позже он был предметом работ многих известных живописцев (Корреджо, Франса Хальса, Эль Греко, Тициана, Гверчино, Луки Джордано). В чешских землях святой Лука (рисующий Распятие) изображен, например, в Евангелии от Иоанна Опавского (1368 г.) или на картине Яна Госсаерта 1520 г. ( Национальная галерея Праги ).

Святой Лука в творчестве художников

[ редактировать ]
  1. ^ Вид J, 1997, с. 394
  2. ^ Дворжакова В, 1964, с. 182
  3. ^ Пуйманова О, 1982, стр. 225-226
  4. ^ Фрёмлова В, Technologia Artis 1992.
  5. ^ Матейчек А, 1950, с. 78
  6. ^ Пешина Ю., 1970, с. 220
  7. ^ Файт Дж, Художник и его мастерская, стр. 306-311, в: Файт Дж, 1997.
  8. ^ Фромлова Вера, Заметки об украшении часовни Святого Креста, стр. 580-587, в: Fajt J, 1997.
  9. ^ Филателия: Мастер ТЕОДОРИК: Святой Лука Евангелист

Источник

[ редактировать ]
  • Иржи Файт (редактор), магистр Теодорикус, придворный художник императора Карла IV, Национальная галерея в Праге 1997, ISBN 80-7035-142-X
  • Пуйманова Ольга, Искусство времен Карла IV и его связь с Неаполем, стр. 217–240, в: Международная научная конференция: Время Карла IV в истории народов Чехословакии, Карлов университет, Прага, 1982 г.
  • Пешина Ярослав, Панно. Чешское готическое искусство 1350–1420, Академия Праги, 1970 г.
  • Дворжакова, Власта, Менцлова Доброслава, Карлштейн, Государственное издательство красивой литературы и искусства, Прага, 1965 г.
  • Матейчек Антонин, Чешская готическая живопись. Панно 1350–1450 гг. Мелантрих Прага 1950 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac668a66373402825efd2917f7acc1a6__1687153980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/a6/ac668a66373402825efd2917f7acc1a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saint Luke the Evangelist (Master Theodoric) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)