Jump to content

Армянская средневековая скульптура

Армянские средневековые скульптуры - это скульптуры, созданные в средневековый период. Они больше всего присутствуют в церквях, мучениках и отдельно стоящих памятниках, таких как четырехсторонние стелы и хашкары (Cross Stones). Популярность скульптуры в армянском средневековом искусстве была из-за мидийской трехслойной планировки камней, когда два ряда высеченных камней были объединены с лаймовым раствором, а поверхность получила художественную обработку. [ 1 ]

Принятие христианства царем Трдатом (Тиридатами) Великим (278–330) в 301 году, а также образовательная и культурная деятельность Григория, и осветитель способствовал строительству церквей и монастырей, которые были украшены христианскими символами и композициями Полем Художественные традиции средневековой армянской скульптуры показали (4–5 веков), а затем, наконец, сформировались (7 век) в контексте восточного христианского искусства. [ 2 ] Не менее важным было географическое положение Армении, между византийской и сасанианской империями, в которой также были описаны способы культурного развития страны.

Академические исследования армянской средневековой скульптуры начались во время археологических компаний в исторической столице Ани под руководством ученого Николай Марр . Позже, и особенно в 20 -м веке, изучение армянской средневековой скульптуры набирало обороты среди армянских и иностранных исследователей. Хотя армянская скульптура имеет широкую сферу выражения, самыми богатыми являются церковные здания. В армянских церквях скульптура действует как основной элемент внешнего украшения и присутствует и в внутренней части. Эта традиция скульптуры, как и во всем христианском языке, была сформирована на основе символических представлений о Церкви (Храм Моисея, Небесный Иерусалим). Церковная скульптура присутствовала больше всего на входах, окнах и фасадах. Образы и символизм имели значение и функцию общения с Богом.

Происхождение (5–8 веков)

[ редактировать ]
Столб с изображением монограммы крест и борьбы с животными (гробница королей Аршакуни, 4-5 веков)
Апостол церкви, также известный как «Строитель» (Zvartnots, 652)

Армянские базилики раннего периода (5–6 -й веки) были охарактеризованы символическими изображениями: кресты с руками одинаковой длины в круге, дополненных цветочными и геометрическими мотивами, символизирующими вечную жизнь. Кресты часто поднимались на коротком полюсе или ступенчатом основе в качестве символа Голгофы. [ 3 ]

Примечательно, что на юге Кавказ только в Армении можно найти скрещивания монограммы (Crus monogramatica) с комбинацией двух стилизованных букв имени Христа (Aghtsk, Kasagh , Etchmiadzin ). Такие самые ранние формы крестов изображены в комплексе среза в скале Ванкасара ( Арцах ), в могиле Агцска, а также на фасадах базиликов Лернакерт, Тигранакерт (Арцах), Цитсернаванг , Агарак , Йеререк , Бэйбурд , Парпи Полем Также типичными для этого периода являются изображения виноградных свитков, паллетт, акантуса и цветов лилии, а также изображения птиц, иногда борьба с животными как символы триумфа веры и вечной борьбы. [ 4 ]

Стартовые сцены почти отсутствуют в упомянутый период. Некоторым заметным исключением являются изображения апостола Павла и святой Теклы на соборе травления, а также сцены Даниила в «Львовой логове» и охоте на кабана на гробнице Аршакуни в Ахтске (5 -й век). [ 5 ]

«Греческий крест» с лентами и баранами (Базилика Эреруйк , 6 век)
Сцена с изображением апостолов, посетителей, князей и епископа ( Mren Church , 639)

Первой высокой точкой развития армянской средневековой скульптуры является 7 -й век, и она совпадает с «золотым веком» архитектуры армянской архитектуры. В этот период появились новые композиции, были разработаны различные художественные и иконографические решения. Святые и покровительские образы (Mren, Pemzashen , Ptghni ) стали почти обязательными. Различные формы скрещиваний стали популярными: латинские кресты, лопастные, плетеные кресты, кресты, имитирующие покрытие с драгоценностями/драгоценностями. Геометрические и растительные элементы (карнизы, архиволты окон) очарованы их разнообразием классических украшений. Изображения животных и птиц с символическим значением имели важное место в скульптуре: олени, бык, баран, медведь, коза, голубь, павлин, орла (горекамаван, цоб, tspni, tallinn, agarak, tsiranovor , zvartnots и т. Д.).

Священные образы и христианские темы стали широко использоваться: Христос (Мрен, Одзун ), [ 6 ] Дева Мария с ребенком (Двин, Адзун, Пемзашен), Апостолы (этхиадзин), святые, включая Святых солдат (Двин, Адзун), а также Вознесение (Одзун, Птхнаванк), «Благовещение» (odzun). На четырехсторонних Stelae есть больше изображений и сцен, которые часто напоминают композиции иконы ․ Наиболее важным достижением 7 -го века является гармоничное сочетание церковного строительства и скульптурного украшения, которое выражается в Zvartnots (652). [ 7 ] Здесь слепые аркады обертывают все три уровня церкви, и эта композиция имеет прямую корреляцию как с архитектурой Anastasis rotunda в Иерусалиме (327 г. н.э.), так и символическому образу Иерусалима.

В Zvartnots Небесный сад представлен впервые, с чередующимися изображениями виноградных свитков и гранатовых деревьев, против которых появляются человеческие фигуры и животные, такие как медведь. Слепая аркада и Небесный сад, как правило, поднимаясь к позднему антикварному и раннему христианскому искусству, благодаря Zvartnots, раз и навсегда вступили и стали источником вдохновения для армянских церковных зданий более поздних веков. Ссылаясь на памятники раннего периода, армянский архитектор Торос Тороснян особенно упоминает живой дух древности. [ 8 ]

Разнообразии слепых аркад были популярны в временах Багратуни (Багратид) и Закарян (Закарид). И Небесный сад Звартотс получает другую интерпретацию в Таллиннском соборе (2 -й половине 7 -го века), в церкви Святого Креста Ахтамара (915–921), а также в церквях Ани в первой половине 13 век. Арменанский «золотой век» прерывается арабскими вторжениями.

Ранний средневековый период (9–11 веков)

[ редактировать ]
Кавалеры перед матери Божьей, Эрцнка (Огузлу), недалеко от Ани, Западная Армения, в настоящее время Турция (разрушенная), 895

После периода арабского правления в Армении и Южного Кавказа начался новый период культурного процветания, и активное церковное здание сопровождалось новыми скульптурными композициями и решениями. «Первые знаки» были хахкарры (крестные камни), которые частично продолжали традицию четырехсторонних стел, образуя оригинальную композиционную и иконографическую систему. [ 9 ]

Период великих и маленьких королевств в Армении, 9–11 веков, характеризовался формированием нескольких крупных культурных центров и художественными стилями: в Шираке (Ширакаван, Аргина, Карс, Ани), Тайк (Ишхан, Банак, Чордван, Хаху), Васпуран (Ахтамар), Синик (Тейтв, Bgheno-Noravank).

В 915-921 гг. По приказу Гагик Артсруни Церковь Святого Креста на острове Ахтамар , армянского царя Васпуракана, одного из уникальных армянских памятников, была построена . Особенности здания был скромный размер церкви, фасады которого архитектору Мануэлю удалось украсить беспрецедентным количеством скульптур и обширных сцен. Типы животных в рельефах также беспрецедентны, в том числе сказочные. Чередующиеся друг друга непрерывно сценами и изображений церкви Ахтамара, кажется, являются изображениями сцен из Библии. Монументальные образы короля Гагика и обогащенных предков семьи Артсруни также нашли свое место в этом «небесном мире».

9 -й -11 -й века армянская скульптура богата изображениями посетителей. На багажнике главного входа в Церковь Йерзнки (около Ани ) (895) были изображены двух князей на лошади перед девственницей и ребенком и сопровождались ангелами (Destroid). Во второй половине 10 -го века высокопоставленные фигуры коронованных князей Гурген и Смбат Багратуни были изображены на восточных фасадах главных церквей Саньин и монастырей Хагпата (церковь Святого Аминапркича 966, церковь Св. Ншан 976). [ 10 ]

И представители более молодой ветви Багратуни (в Тайке), Баграта и Давида были торжественно изображены в Ошкванке (963–973). Композиции Aghtamar и Oshkvank имели прямую иконографическую корреляцию с византийскими имперскими образами (мозаика Константина и Юстиниана, Св. София, конец 10 -го века). И почти круглая скульптура Smbat Bagratuni в Хагпате получила дальнейшее развитие в двухметровой статуе короля Гагика Ани, которая когда-то украшала фасад церкви Св. Григоргагашена (1001–1020, архитектор Трдат).

Группа лобных скульптурных лиц представляет собой уникальные украшения. Эта композиция состояла из слепых аркад, простирающихся вдоль фасадов церкви, и скульптурного «пояса» Небесного сада, населенного птицами, животными, а иногда и с человеческими фигурами.

Закарианский период (12–13 веков)

[ редактировать ]
Структура портала Muqarnas (монастырь Neghuts, 13 век)
«Орел животное в его когтях» и Фасадское украшение, церковь астваццаца (Святая Мать Бога), Эгвард , 1301, Южный Фасад

Самая композиция иконографически восходит к украшению Zvartnots и стала одним из художественных стилей ANI во время Zakaryan, названного «живописным» стилем. В тот же период также появился уникальный стиль украшения восточных фасадов с комбинацией большого креста, декоративной оконной рамы и геометрических розетков (Hovhannavank, Akhtala, Kobayr).

Возможно, одним из наиболее характерных методов оформления того времени был сталактитный свод (muqarnas), который широко использовался как в небольших элементах украшения (карниза, входы и оконные рамы), так и в монументальных составах (канал кайвита, лестницы, угловые участки стены), образуя иллюзию конструктивного элемента. [ 11 ] наиболее впечатляющим является дизайн порталов (монастырь Neghuts, гавит Церкви Святых Ани Возможно , .

В этот период большое внимание было уделено дизайну высоты алтаря, которые были украшены слепыми аркадами (Гошаванк, Цагхатс Кар), скульптурные ромбы или розетки (Харич, Гандзасар , Макараванк , Мармашен ), сетчатые орнаты, звезды или Полигоны (Ushi, Astsvatsnkal, Aghjots Vank, Vanstan, Gtchavank). В этой серии исключительным является изменение возвышения церкви в монастыре Тегенитса с сочетанием геометрических, цветочных и птиц, которые имеют композиционную общность с ранне христианскими бочоками. Все украшения были сделаны из стиля резьбы «рукоделие», и часто используется полихромия-комбинация разноцветных камней. Входы также украшены этим же принципом и художественным стилем, с комбинацией разноцветных звезд, кватрольсов и многогранников, прикрепленных друг к другу (ни Варагаванк, Дегдзнат, Харих). [ 12 ]

13–14 -й века церковные баллоны, и иногда даже церковные фасады выделяются с их монументальной скульптурой и объемными композициями по библейским темам. [ 13 ] Среди них изображения Христа с апостолами Павлом и Петром (Нораванк), второе пришествие Христа, апостолов Петра и Павла (Агджотс Ванк), притча о десяти девственницах (Хованнаванк), девственница с ребенком (Амагху -Noravank, Areni, Spitakavor), а также образ древних дней (Божий Отец) ( Нораванк ).

Поздний средневековый период (16–18 веков)

[ редактировать ]
Скульптурное украшение барабана с портретами апостолов, монастыря Святого Степаноса Дарашамба (Магхардаванка), Исторической Армении, в настоящее время Республика Иран, 1643–1655 гг.

Поздний средневековый период армянской скульптуры охватывал 16–18 веков. С одной стороны, он был тесно связан с средневековыми искусственными традициями, с другой стороны, общался с европейскими и иранскими культурами через торговые пути. Эти влияния были более ярко отражены в памятниках, созданных соответственно в Иране и в армянских колониях различных европейских стран. Именно в этом контексте влияние западной иконографии очевидно в ряде скульптурных композиций 17 -го века церквей, таких как «Неверие святого Томаса» (Св. Товма Агулиса), «Дева и ребенок» (ST Агулис, Св. Астватсина из Ц более Агулиса, «Коронация святой матери Христовой» Распятие Христа (Св. Астваццаца из Ценгны). [ 14 ]

Тем не менее, большинство памятников того времени основаны на и продолжении средневековых армянских искусств. Колокольная башня из собора Этхмиадзина, построенная в то время, имеет богатое и оригинальное скульптурное украшение. Рельефы, покрывающие всю поверхность этой трехэтажной структуры, состоит из декоративных ремней, карнизов, рам и полуколонцев, состоящих из цветочных, вязаных и геометрических элементов, которые дополняются размерными изображениями реальных и сказочных животных и птиц, а также хорошо, а также хорошо, а также С фигурами: Христос Пантократор, Григорий Иллюминатор, Трдат Великий и т. Д.

За его гармоничное и сложное внешнее скульптурное украшение выделяется Церковь Степена (Степанос) Дарашамб (историческая провинция Артаз, ныне Маквийский регион Республики Иран), в контексте которых традиции и принципы всего армянского среднего века Искусство конденсировано. Западное крыльцо церкви украшено великолепной композицией сталактита, а фасады украшены композициями «Распятия», «Воскресение», «камень Святого Стефана», «Дева и ребенок», «Благовещение Девой Марии »,« Рождество и обожание волхвов ».

Источником вдохновения для дизайна церковного барабана был барабан собора в области травления , с его спиральными полуколонами, переплетенными заостренными арками и, что является наиболее важным, с изображениями апостолов на границах барабана. [ 15 ] Представлено Церковью Святого Степаноса , очевидно наследственное отношение армянского искусства к национальным традициям и художественным восприятию ․ [ 16 ]

  1. ^ Mikayelyan, Lilit (2009). Древние корни строительной техники «мидис» // ВОН. 2009. № 2. С. 131-144 . pp. 131–144.
  2. ^ Марр Н.Я. (1934). Ани: книжная история города и расскопки на месте городища, Л.-М .
  3. ^ Петросян, Х. (2008). Хачкар. Происхождение, функция, визуализация, полу-милая . Ереван. стр. 10-54. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  4. ^ Hakobyan, ф. (2016). Армянская непрерывная скульптура (4-7 веков) . Ysu. стр. 26-51.
  5. ^ Азарян Л. (1975). Ранняя средневековая армянская скульптура . Ереван: SSR придет. стр. 22-25.
  6. ^ Hakobyan, ф. (2016). Армянская непрерывная скульптура (4-7 веков) . Ysu.
  7. ^ Григориан, c. (2012). Ранний средневековый мониторинг карьера Армении . Ереван. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
  8. ^ Hakobyan, ф. (2006). Zvartnots Advisory Image. О интерпретации изображений . «Этхмиадзин», F (5). стр. 76-85.
  9. ^ Sirarpie der Nersessian (1965). Aght'amar, церковь Святого Креста . Гарвардский университет издательство.
  10. ^ Мнацаканьян, Св. (1976). Армянская светская галерея . Ереван: Армянский ССР придет. стр. 68, 76-79.
  11. ^ Карапюан, С. (2011). ANI 1050 . Ереван, фонд HRU. стр. 122-128.
  12. ^ Азатян, Ш. (1987). Порталы в монументальной архитектуре Армении IV-XIV вв . Ереван: Советакан грох.
  13. ^ Закарян Л. (2007). Девушка Святой Стефен . Ереван: Ysu.
  14. ^ Айвазин А. (2017). Нахичеван. Естественная иллюстрированная публикатура . Ереван: Автор
  15. ^ Хахназарян А. (2012). Три артусных монастыря (PDF) . Ереван: PSR.
  16. ^ Хакобиан, Зарухи (2022). Историческое и культурное наследие Армении . Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения; «Научный исследовательский центр исторического и культурного наследия» SNCO. С. 64–72. ISBN  978-9939-9087-1-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b524a189a6720d375fc65efe54d4141__1718769720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/41/5b524a189a6720d375fc65efe54d4141.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian medieval sculpture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)