Армянская средневековая скульптура
![]() | Эта статья имеет несколько вопросов. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудить эти вопросы на странице разговоров . ( Узнайте, как и когда удалить эти сообщения )
|
Армянские средневековые скульптуры - это скульптуры, созданные в средневековый период. Они больше всего присутствуют в церквях, мучениках и отдельно стоящих памятниках, таких как четырехсторонние стелы и хашкары (Cross Stones). Популярность скульптуры в армянском средневековом искусстве была из-за мидийской трехслойной планировки камней, когда два ряда высеченных камней были объединены с лаймовым раствором, а поверхность получила художественную обработку. [ 1 ]
Принятие христианства царем Трдатом (Тиридатами) Великим (278–330) в 301 году, а также образовательная и культурная деятельность Григория, и осветитель способствовал строительству церквей и монастырей, которые были украшены христианскими символами и композициями Полем Художественные традиции средневековой армянской скульптуры показали (4–5 веков), а затем, наконец, сформировались (7 век) в контексте восточного христианского искусства. [ 2 ] Не менее важным было географическое положение Армении, между византийской и сасанианской империями, в которой также были описаны способы культурного развития страны.
Академические исследования армянской средневековой скульптуры начались во время археологических компаний в исторической столице Ани под руководством ученого Николай Марр . Позже, и особенно в 20 -м веке, изучение армянской средневековой скульптуры набирало обороты среди армянских и иностранных исследователей. Хотя армянская скульптура имеет широкую сферу выражения, самыми богатыми являются церковные здания. В армянских церквях скульптура действует как основной элемент внешнего украшения и присутствует и в внутренней части. Эта традиция скульптуры, как и во всем христианском языке, была сформирована на основе символических представлений о Церкви (Храм Моисея, Небесный Иерусалим). Церковная скульптура присутствовала больше всего на входах, окнах и фасадах. Образы и символизм имели значение и функцию общения с Богом.
Происхождение (5–8 веков)
[ редактировать ]Армянские базилики раннего периода (5–6 -й веки) были охарактеризованы символическими изображениями: кресты с руками одинаковой длины в круге, дополненных цветочными и геометрическими мотивами, символизирующими вечную жизнь. Кресты часто поднимались на коротком полюсе или ступенчатом основе в качестве символа Голгофы. [ 3 ]
Примечательно, что на юге Кавказ только в Армении можно найти скрещивания монограммы (Crus monogramatica) с комбинацией двух стилизованных букв имени Христа (Aghtsk, Kasagh , Etchmiadzin ). Такие самые ранние формы крестов изображены в комплексе среза в скале Ванкасара ( Арцах ), в могиле Агцска, а также на фасадах базиликов Лернакерт, Тигранакерт (Арцах), Цитсернаванг , Агарак , Йеререк , Бэйбурд , Парпи Полем Также типичными для этого периода являются изображения виноградных свитков, паллетт, акантуса и цветов лилии, а также изображения птиц, иногда борьба с животными как символы триумфа веры и вечной борьбы. [ 4 ]
Стартовые сцены почти отсутствуют в упомянутый период. Некоторым заметным исключением являются изображения апостола Павла и святой Теклы на соборе травления, а также сцены Даниила в «Львовой логове» и охоте на кабана на гробнице Аршакуни в Ахтске (5 -й век). [ 5 ]


Первой высокой точкой развития армянской средневековой скульптуры является 7 -й век, и она совпадает с «золотым веком» архитектуры армянской архитектуры. В этот период появились новые композиции, были разработаны различные художественные и иконографические решения. Святые и покровительские образы (Mren, Pemzashen , Ptghni ) стали почти обязательными. Различные формы скрещиваний стали популярными: латинские кресты, лопастные, плетеные кресты, кресты, имитирующие покрытие с драгоценностями/драгоценностями. Геометрические и растительные элементы (карнизы, архиволты окон) очарованы их разнообразием классических украшений. Изображения животных и птиц с символическим значением имели важное место в скульптуре: олени, бык, баран, медведь, коза, голубь, павлин, орла (горекамаван, цоб, tspni, tallinn, agarak, tsiranovor , zvartnots и т. Д.).
Священные образы и христианские темы стали широко использоваться: Христос (Мрен, Одзун ), [ 6 ] Дева Мария с ребенком (Двин, Адзун, Пемзашен), Апостолы (этхиадзин), святые, включая Святых солдат (Двин, Адзун), а также Вознесение (Одзун, Птхнаванк), «Благовещение» (odzun). На четырехсторонних Stelae есть больше изображений и сцен, которые часто напоминают композиции иконы ․ Наиболее важным достижением 7 -го века является гармоничное сочетание церковного строительства и скульптурного украшения, которое выражается в Zvartnots (652). [ 7 ] Здесь слепые аркады обертывают все три уровня церкви, и эта композиция имеет прямую корреляцию как с архитектурой Anastasis rotunda в Иерусалиме (327 г. н.э.), так и символическому образу Иерусалима.
В Zvartnots Небесный сад представлен впервые, с чередующимися изображениями виноградных свитков и гранатовых деревьев, против которых появляются человеческие фигуры и животные, такие как медведь. Слепая аркада и Небесный сад, как правило, поднимаясь к позднему антикварному и раннему христианскому искусству, благодаря Zvartnots, раз и навсегда вступили и стали источником вдохновения для армянских церковных зданий более поздних веков. Ссылаясь на памятники раннего периода, армянский архитектор Торос Тороснян особенно упоминает живой дух древности. [ 8 ]
Разнообразии слепых аркад были популярны в временах Багратуни (Багратид) и Закарян (Закарид). И Небесный сад Звартотс получает другую интерпретацию в Таллиннском соборе (2 -й половине 7 -го века), в церкви Святого Креста Ахтамара (915–921), а также в церквях Ани в первой половине 13 век. Арменанский «золотой век» прерывается арабскими вторжениями.
Ранний средневековый период (9–11 веков)
[ редактировать ]
После периода арабского правления в Армении и Южного Кавказа начался новый период культурного процветания, и активное церковное здание сопровождалось новыми скульптурными композициями и решениями. «Первые знаки» были хахкарры (крестные камни), которые частично продолжали традицию четырехсторонних стел, образуя оригинальную композиционную и иконографическую систему. [ 9 ]
Период великих и маленьких королевств в Армении, 9–11 веков, характеризовался формированием нескольких крупных культурных центров и художественными стилями: в Шираке (Ширакаван, Аргина, Карс, Ани), Тайк (Ишхан, Банак, Чордван, Хаху), Васпуран (Ахтамар), Синик (Тейтв, Bgheno-Noravank).
В 915-921 гг. По приказу Гагик Артсруни Церковь Святого Креста на острове Ахтамар , армянского царя Васпуракана, одного из уникальных армянских памятников, была построена . Особенности здания был скромный размер церкви, фасады которого архитектору Мануэлю удалось украсить беспрецедентным количеством скульптур и обширных сцен. Типы животных в рельефах также беспрецедентны, в том числе сказочные. Чередующиеся друг друга непрерывно сценами и изображений церкви Ахтамара, кажется, являются изображениями сцен из Библии. Монументальные образы короля Гагика и обогащенных предков семьи Артсруни также нашли свое место в этом «небесном мире».
9 -й -11 -й века армянская скульптура богата изображениями посетителей. На багажнике главного входа в Церковь Йерзнки (около Ани ) (895) были изображены двух князей на лошади перед девственницей и ребенком и сопровождались ангелами (Destroid). Во второй половине 10 -го века высокопоставленные фигуры коронованных князей Гурген и Смбат Багратуни были изображены на восточных фасадах главных церквей Саньин и монастырей Хагпата (церковь Святого Аминапркича 966, церковь Св. Ншан 976). [ 10 ]
И представители более молодой ветви Багратуни (в Тайке), Баграта и Давида были торжественно изображены в Ошкванке (963–973). Композиции Aghtamar и Oshkvank имели прямую иконографическую корреляцию с византийскими имперскими образами (мозаика Константина и Юстиниана, Св. София, конец 10 -го века). И почти круглая скульптура Smbat Bagratuni в Хагпате получила дальнейшее развитие в двухметровой статуе короля Гагика Ани, которая когда-то украшала фасад церкви Св. Григоргагашена (1001–1020, архитектор Трдат).
Группа лобных скульптурных лиц представляет собой уникальные украшения. Эта композиция состояла из слепых аркад, простирающихся вдоль фасадов церкви, и скульптурного «пояса» Небесного сада, населенного птицами, животными, а иногда и с человеческими фигурами.
Закарианский период (12–13 веков)
[ редактировать ]Самая композиция иконографически восходит к украшению Zvartnots и стала одним из художественных стилей ANI во время Zakaryan, названного «живописным» стилем. В тот же период также появился уникальный стиль украшения восточных фасадов с комбинацией большого креста, декоративной оконной рамы и геометрических розетков (Hovhannavank, Akhtala, Kobayr).
Возможно, одним из наиболее характерных методов оформления того времени был сталактитный свод (muqarnas), который широко использовался как в небольших элементах украшения (карниза, входы и оконные рамы), так и в монументальных составах (канал кайвита, лестницы, угловые участки стены), образуя иллюзию конструктивного элемента. [ 11 ] наиболее впечатляющим является дизайн порталов (монастырь Neghuts, гавит Церкви Святых Ани Возможно , .
В этот период большое внимание было уделено дизайну высоты алтаря, которые были украшены слепыми аркадами (Гошаванк, Цагхатс Кар), скульптурные ромбы или розетки (Харич, Гандзасар , Макараванк , Мармашен ), сетчатые орнаты, звезды или Полигоны (Ushi, Astsvatsnkal, Aghjots Vank, Vanstan, Gtchavank). В этой серии исключительным является изменение возвышения церкви в монастыре Тегенитса с сочетанием геометрических, цветочных и птиц, которые имеют композиционную общность с ранне христианскими бочоками. Все украшения были сделаны из стиля резьбы «рукоделие», и часто используется полихромия-комбинация разноцветных камней. Входы также украшены этим же принципом и художественным стилем, с комбинацией разноцветных звезд, кватрольсов и многогранников, прикрепленных друг к другу (ни Варагаванк, Дегдзнат, Харих). [ 12 ]
13–14 -й века церковные баллоны, и иногда даже церковные фасады выделяются с их монументальной скульптурой и объемными композициями по библейским темам. [ 13 ] Среди них изображения Христа с апостолами Павлом и Петром (Нораванк), второе пришествие Христа, апостолов Петра и Павла (Агджотс Ванк), притча о десяти девственницах (Хованнаванк), девственница с ребенком (Амагху -Noravank, Areni, Spitakavor), а также образ древних дней (Божий Отец) ( Нораванк ).
Поздний средневековый период (16–18 веков)
[ редактировать ]
Поздний средневековый период армянской скульптуры охватывал 16–18 веков. С одной стороны, он был тесно связан с средневековыми искусственными традициями, с другой стороны, общался с европейскими и иранскими культурами через торговые пути. Эти влияния были более ярко отражены в памятниках, созданных соответственно в Иране и в армянских колониях различных европейских стран. Именно в этом контексте влияние западной иконографии очевидно в ряде скульптурных композиций 17 -го века церквей, таких как «Неверие святого Томаса» (Св. Товма Агулиса), «Дева и ребенок» (ST Агулис, Св. Астватсина из Ц более Агулиса, «Коронация святой матери Христовой» Распятие Христа (Св. Астваццаца из Ценгны). [ 14 ]
Тем не менее, большинство памятников того времени основаны на и продолжении средневековых армянских искусств. Колокольная башня из собора Этхмиадзина, построенная в то время, имеет богатое и оригинальное скульптурное украшение. Рельефы, покрывающие всю поверхность этой трехэтажной структуры, состоит из декоративных ремней, карнизов, рам и полуколонцев, состоящих из цветочных, вязаных и геометрических элементов, которые дополняются размерными изображениями реальных и сказочных животных и птиц, а также хорошо, а также хорошо, а также С фигурами: Христос Пантократор, Григорий Иллюминатор, Трдат Великий и т. Д.
За его гармоничное и сложное внешнее скульптурное украшение выделяется Церковь Степена (Степанос) Дарашамб (историческая провинция Артаз, ныне Маквийский регион Республики Иран), в контексте которых традиции и принципы всего армянского среднего века Искусство конденсировано. Западное крыльцо церкви украшено великолепной композицией сталактита, а фасады украшены композициями «Распятия», «Воскресение», «камень Святого Стефана», «Дева и ребенок», «Благовещение Девой Марии »,« Рождество и обожание волхвов ».
Источником вдохновения для дизайна церковного барабана был барабан собора в области травления , с его спиральными полуколонами, переплетенными заостренными арками и, что является наиболее важным, с изображениями апостолов на границах барабана. [ 15 ] Представлено Церковью Святого Степаноса , очевидно наследственное отношение армянского искусства к национальным традициям и художественным восприятию ․ [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Mikayelyan, Lilit (2009). Древние корни строительной техники «мидис» // ВОН. 2009. № 2. С. 131-144 . pp. 131–144.
- ^ Марр Н.Я. (1934). Ани: книжная история города и расскопки на месте городища, Л.-М .
- ^ Петросян, Х. (2008). Хачкар. Происхождение, функция, визуализация, полу-милая . Ереван. стр. 10-54.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Hakobyan, ф. (2016). Армянская непрерывная скульптура (4-7 веков) . Ysu. стр. 26-51.
- ^ Азарян Л. (1975). Ранняя средневековая армянская скульптура . Ереван: SSR придет. стр. 22-25.
- ^ Hakobyan, ф. (2016). Армянская непрерывная скульптура (4-7 веков) . Ysu.
- ^ Григориан, c. (2012). Ранний средневековый мониторинг карьера Армении . Ереван.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Hakobyan, ф. (2006). Zvartnots Advisory Image. О интерпретации изображений . «Этхмиадзин», F (5). стр. 76-85.
- ^ Sirarpie der Nersessian (1965). Aght'amar, церковь Святого Креста . Гарвардский университет издательство.
- ^ Мнацаканьян, Св. (1976). Армянская светская галерея . Ереван: Армянский ССР придет. стр. 68, 76-79.
- ^ Карапюан, С. (2011). ANI 1050 . Ереван, фонд HRU. стр. 122-128.
- ^ Азатян, Ш. (1987). Порталы в монументальной архитектуре Армении IV-XIV вв . Ереван: Советакан грох.
- ^ Закарян Л. (2007). Девушка Святой Стефен . Ереван: Ysu.
- ^ Айвазин А. (2017). Нахичеван. Естественная иллюстрированная публикатура . Ереван: Автор
- ^ Хахназарян А. (2012). Три артусных монастыря (PDF) . Ереван: PSR.
- ^ Хакобиан, Зарухи (2022). Историческое и культурное наследие Армении . Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения; «Научный исследовательский центр исторического и культурного наследия» SNCO. С. 64–72. ISBN 978-9939-9087-1-7 .