Кодан
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2010 г. ) |
Кодан ( 講談 , ранее известный как косяку (講釈)) — стиль традиционного устного японского повествования . Форма развилась из лекций на исторические или литературные темы, читавшихся высокопоставленным дворянам периода Хэйан , меняясь на протяжении веков, чтобы быть принята общим классом самураев и, в конечном итоге, простолюдинами, и, в конечном итоге, к концу периода Эдо . снижение в пользу новых видов развлечений и рассказывания историй, таких как нанива-буси . Именно в это время от термина косяку отказались и приняли кодан . Сегодня, после неудачной попытки возродить это искусство в 1974 году, существует четыре школы кодана , и между ними очень мало исполнителей. Три традиционные классификации кодана — это Гундан , Гокирокумоно и Севамоно ; Имеются в виду военные истории , правдивые истории и современные истории соответственно. [ 1 ]
Кодан обычно исполняется сидя за столом или кафедрой, используя деревянные хлопушки или веер, чтобы отметить ритм чтения. Оригинальные представления кодана представляли собой декламацию буддийских писаний или синтоистских текстов , а также другой классической литературы. Первоначально спектакли предназначались преимущественно для аристократической публики. [ 1 ]
В период Муромати (1333–1568) эта форма была принята или возрождена классом самураев в образовательных целях. Представления в это время назывались Дзасикигосяку ( Косяку в комнате) и проводились в домах Даймё. Вместо традиционных буддийских или синтоистских текстов в этот период читались произведения о войне XII века, такие как Тайхэйки , Хэйке Моногатари и Генпейсейсуики . [ 1 ] К началу периода Эдо в 1600 году эта форма развилась еще дальше и распространилась, став еще более распространенной. Самураи без хозяина ( ронины ) часто поддерживали себя драматическим чтением Тайхэйки или других хроник и сказок. Именно в это время эта форма расширилась и включила не только классические стандартные хроники, но и общие исторические события, которые не были систематизированы в установленную письменную форму. В то время как читатели периода Хэйан читали непосредственно из классических текстов, косякуси периода Эдо гордились своими знаниями истории и рассказывали истории, как современные, так и исторические. Они запоминали не точные слова и фразы рассказа, а детали самих событий, из которых затем можно было составить рассказ, каждый раз несколько иной. Вскоре истории стали вращаться не вокруг самураев и дворян, а вокруг горожан, воров и дружинников; рассказчики приспосабливались к своим вкусам, своим знаниям и знаниям своей аудитории, которая все больше состояла из горожан, а не из дворянства.
Известно не так много известных практиков, но важным из них был Амакасу Хоин. Амакасу основал Тайхэйкиба (Место, где читают Тайхэйки) в конце 17 века, а также, как известно, выступал для Токугавы Иэясу. Другим важным рассказчиком Кодана был Фукай Сидокен, живший в начале 18 века. Стиль Кодана Фукая был более комедийным и ироничным, что контрастировало со стилем других практиков того времени, которые были более серьезными. [ 1 ]
В 1700 году человек по имени Нава Сэйдзаэмон открыл Тайхэйки-ба в районе Акасака города Эдо (ныне Токио ), став первым профессиональным косякуси . Кодан оставался сильным в течение многих лет и приобрел новую популярность после Реставрации Мэйдзи (1868 г.), которая, будучи довольно крупным событием, дала исполнителям много нового материала. В какой-то момент в Токио было пятьдесят концертных залов, посвященных в основном или исключительно кодану . К началу Второй мировой войны их было еще шесть или семь.
Хотя появление фильмов, пластинок и других форм развлечений затмило кодан в начале 20 века, этот вид искусства внес большой вклад в различные формы японского театра и в развитие в Японии современного популярного художественного романа.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Нагаи, Хироо (1985). «Кодан». Японская энциклопедия Коданша . Токио: Коданша Лтд.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мастранжело, Матильда (1995). «ЯПОНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ВЗГЛЯД НА ИСКУССТВО «КОДАН». СПЕКТАКЛИ И ОПЫТ ЖЕНЩИНЫ-РАСВЕДЧИЦЫ» . Rivista degli studi orientali . 69 (1/2): 207–217. ISSN 0392-4866 . JSTOR 41880857 .