Ричард Стампф
Рихард Штумпф (20 февраля 1892 г. (по другому источнику, 21 февраля 1892 г.) - 23 июля 1958 г.) был католиком, жестянщиком и членом христианского профсоюза. С 1912 по 1918 год служил на флоте открытого моря Германского императорского флота. С самого начала Первой мировой войны и до ее окончания он вел личный военный дневник. Поскольку дневник всесторонне отражал внутреннюю ситуацию на флоте с точки зрения рядового моряка, он был полностью задокументирован следственной комиссией парламента Веймарской республики Германии (Рейхстага) в ее отчете о расследовании.
Образование, служба в Имперском флоте, членство и военный дневник.
[ редактировать ]Штумпф родился 20 февраля 1892 года – по другому источнику 21 февраля 1892 года – в Графенберге (Бавария, Германия) и умер 23 июля 1958 года в Хайлигенштадте (Айхсфельд, Германия). Он был католическим жестянщиком, членом христианского профсоюза и получил базовое образование рабочего. Однако он был начитан и интересовался многими вещами. В качестве подмастерья он дошел до Венето и Южного Тироля. Он постоянно совершенствовался.
С 1912 по ноябрь 1918 года служил в Императорском флоте Германии . Большую часть этого времени, то есть незадолго до начала Первой мировой войны в 1914 году и до марта 1918 года, он служил на СМС Гельголанд из I-й эскадрильи, сначала в качестве моряка, а затем в качестве матроса первого класса. В дневниковой записи 1916 года он отмечал, что ему так и не удалось стать моряком первого класса из-за того, что он всегда откровенно высказывал свое мнение. Однако в марте 1918 года он упомянул, что к тому времени стал моряком первого класса; вероятно, по случаю перевода в СМС Виттельсбах .

вступил в правую немецкую партию Отечества . Штумпф был членом христианского профсоюза и еще во время войны [ 1 ] [ 2 ]
Он написал военный дневник, объем которого составил более шести книг, проливая свет на внутреннюю ситуацию и особенно на отношения между офицерами и рядовыми. Вот почему следственная комиссия немецкого рейхстага [ 3 ] [ 4 ] включил текст полностью в свой отчет о расследовании (но анонимизировав некоторые имена). [ 5 ] Гек, Пикен и Рогг организовали выставку под названием «Die Flotte schläft im Hafen ein (Флот засыпает в гавани)», на которой были представлены записи Штумпфа вместе с другим дневником. В каталоге выставки поясняется, что шесть тетрадей Штумпфа нельзя считать дневниками в строгом смысле этого слова, но в книгах есть стенограммы, написанные на основе утерянных дневниковых записей. В расшифровках есть несколько исправлений, сделанных другим почерком, которые можно отнести к редактированию публикации в 1927 году (см. Ниже). [ 1 ] Следственной комиссией Штумпф был назначен специальным экспертом по деятельности военно-морского флота.
Содержание дневника
[ редактировать ]Почти каждый день Штумпф записывал свои впечатления, наблюдения и оценки в свой военный дневник. Он прочитал несколько книг, различные газеты и подробно обсуждал политические и военные события со своим окружением, что отражено в соответствующих мыслях и комментариях в его дневнике.
Первоначально Штумпф был консерватором и разделял военные цели Центральных держав . Он неоднократно описывал общий энтузиазм в начале войны, который разделял и он. Однако вскоре несправедливое обращение со стороны офицеров заставило его взглянуть на войну с другой точки зрения. Он неоднократно описывал, что «каста офицеров» помимо и без того хорошего жалованья будет получать высокое военное довольствие, что они будут жить в достатке во время войны, тогда как матросы будут испытывать большие лишения. Кроме того, офицеры унижали экипажи, проводили бессмысленную муштру и постоянно изобретали новые методы издевательства над экипажами.
Только во время сражений, таких как Ютландское сражение , матросы и кочегары чувствовали, что офицеры воспринимают их серьезно и относятся к ним должным образом. Однако таких сражений было всего несколько, поскольку в значительной степени негибкая стратегия немецкого флота была основана на неправильной интерпретации английского подхода.
Это катастрофическое военно-стратегическое планирование, [ 6 ] В центре которого было крупное морское сражение против Англии под Гельголандом , нашло свое отражение в дневнике Штумпфа, когда он заметил: «Мы все должны были постепенно осознать, что даже победоносное морское сражение не гарантирует Германии выхода в открытое море». [ 7 ] Высокомерие, сопровождавшееся стратегической неспособностью, заставило Штумпфа желать, чтобы однажды офицерская каста была вынуждена взять на себя почетную профессию и заняться полезной деятельностью. Матросы хотели иметь возможность отплатить офицерам за постоянные унижения и притеснения, которые они могли совершать под защитой строгой военной дисциплины.
В конечном счете Штумпфа, только офицеры были бы заинтересованы в продолжении войны, тогда как солдатам и рабочим приходилось рисковать жизнью и терпеть большие лишения для юнкеров , «ходячих сейфов» и военной аристократии (попов он рассматривает как офицеров). в штатском). Тот факт, что солдатам и рабочим также было отказано в демократическом избирательном законодательстве, вызвал особую горечь у Штумпфа. Примерно в середине 1917 года Штумпф писал, что моряки хотят мира как можно скорее, и преобладает мнение, что только офицеры и военные спекулянты хотят продолжать войну. В другой записи он написал, что именно офицерская каста втянула Германию в войну.
Когда в феврале 1917 года однажды утром на борту появилась брошюра левой партии УСПД , это вызвало большое волнение. Штумпф писал, что в этой листовке наряду с большой правдой содержится пестрая смесь глупых банальностей и фраз. По мнению Штумпфа, многие листы были переданы начальству.
Беспорядки в германском флоте летом 1917 года нашли свое отражение и в дневнике Штумпфа. Он подробно описал события, а затем отметил: «Если бы в прошлом кто-то сказал мне, что в Германии можно приговорить к тюремному заключению или казнить людей, не совершив преступления, я бы посмотрел на него как на дурак». [ 8 ] [ 9 ]
В некоторых отрывках текста Штумпф говорит о «еврее Либкнехте», имея в виду члена парламента от СДПГ , а затем члена и КПГ Карла УСДПГ Либкнехта . Консервативные и правоэкстремистские политики (многие военно-морские офицеры были идеологически близки к последним), [ 10 ] [ 11 ] утверждал, что Либкнехт был евреем, чтобы использовать антисемитизм против левого движения. Это утверждение не имело никаких оснований. Семья Карла Либкнехта происходила из Саксонии и имела протестантско-христианское происхождение. Карл Либкнехт родился в 1871 году в Лейпциге и был крещен протестантом в церкви Св. Фомы. Двоюродный дедушка отца был протестантским пастором. В связи с волнениями на флоте летом 1917 года Штумпф смотрит на рабочего лидера в ином свете: «Теперь я постепенно понимаю, почему некоторые люди с такой решимостью борются с армией и ее системой. Бедный Карл Либкнехт! Как мне жаль ты сейчас!" [ 8 ] [ 12 ]
Штумпф однажды также обратился к заповеди Библии «Не убий» и выявил некоторые пацифистские тенденции, но время от времени он выражал явно консервативные взгляды, когда разглагольствовал о «вероломном Альбионе» (Англия) или против жадности Франции, когда он выказывал удовлетворение тем, что Англии пришлось, наконец, принести в жертву реки крови, и он хотел объединить последние силы для защиты отечества. Внутренний конфликт Штумпфа выражен среди прочих в следующей записи в конце дневника: «...зачем нам были такие преступные, бессовестные офицеры? Это они лишили нас всей нашей любви к Отечеству, нашей радости в нашем немецком существовании и в нашей гордости за наши несравненные учреждения. Даже сейчас моя кровь кипит от гнева, когда я думаю о многих несправедливостях [...]». [ 13 ] [ 14 ]
В конце войны Штумпф последовал, хотя и неохотно, за красным флагом революции: «Под бурные аплодисменты толпы огромный имперский флаг был спущен, а красный флаг свободы, равенства и братства поднялся над казармами. больше не мог сопротивляться, и его охватила массовая истерия». [ 15 ] [ 16 ] Но внутренний конфликт Штумпфа вновь выявился, когда стали известны условия перемирия. Он восклицает: «Вот что вы получаете за свое чертово братство народов». [ 17 ] Но когда позже флот пришлось сдать, Штумпф выразил облегчение по поводу того, что эти орудия поражения исчезли из немецких вод.
Показания перед следственной комиссией парламента Веймарской республики Германии (Рейхстага)
[ редактировать ]На одном из заседаний следственной комиссии Штумпф имел беседу с Адольфом фон Тротой , который в конце Первой мировой войны был начальником штаба Германского императорского флота открытого моря. Трота в первую очередь инициировал запланированное нападение флота на Англию ( оперативная инструкция № 19 ). Наступление было подготовлено без ведома и вопреки четко выраженному распоряжению правительства. Эти намерения командования ВМФ привели к мятежу матросов у Вильгельмсхафена и мятежу в Киле .
Трота попыталась представить обвинения Штумпфа как отдельные случаи. Штумпф ответил, что у него все еще остается ощущение, что два разных мира стоят лицом друг к другу, разделенные китайской стеной. Готовясь к обсуждению, он взял интервью у Фрица Бетца, который также служил на борту SMS Helgoland. Бец прямо подтвердил, что подавляющее большинство морских офицеров Флота открытого моря унижали и оскорбляли матросов и кочегаров постоянными притеснениями и оскорбительными высказываниями. [ 18 ]
Публикация дневника
[ редактировать ]Штумпф вел свой дневник из личного интереса, чтобы напоминать о своих воспоминаниях о войне.
Когда в начале 1920-х годов начались интенсивные дебаты по поводу мифа об ударе в спину , Штумпф понял, что его дневник может способствовать выяснению роли морских офицеров, и передал его Джозефу Йоосу из Центристской партии. (Германия) , который признал ценность записей и обеспечил их прочтение следственной комиссии парламента Веймарской республики Германии (Рейхстага).
В 1927 году член НСПГ парламента Вильгельм Диттманн опубликовал сокращенную версию под названием: «Почему распался флот - военный дневник христианского рабочего». [ 19 ] Диттман добавил предисловие, в котором заявил, что к катастрофе привели не какие-либо внешние революционные воздействия, а условия на самом флоте. Он также добавил заголовки и оглавление.
В 1967 году Дэниел Хорн, в то время доцент кафедры истории в Дуглас-колледже Рутгерского государственного университета Нью-Брансуика в американском штате Нью-Джерси, перевел дневник на английский язык и опубликовал его полностью. [ 20 ] Он добавил введение, множество пояснительных примечаний и указатель. Он восстановил, насколько это возможно, анонимные имена. Хорн, родившийся в Вене (Австрия), столкнулся с дневниками в контексте своего исследования беспорядков в Императорском флоте и немецкой революции. [ 21 ]
Оценки дневника
[ редактировать ]Дэниел Хорн во введении оценил историческое значение дневника, перечислив причины, побудившие комиссию по расследованию немецкого парламента включить дневник Штумпфа в свой отчет как единственное личное воспоминание: и политиков, стремившихся защитить или обосновать свои действия соответственно своей позиции, Штумпф был рабочим, который служил рядовым матросом на флоте, и его записи отражали его чувства и взгляды того времени, не подвергаясь влиянию последовавших за этим дискуссий. позже. Штумпф намеревался вести личный дневник. Однако благодаря своему активному и интенсивному участию в дискуссиях матросов и кочегаров не только СМС «Гельголанд», но и многих других кораблей, а также благодаря острому чувству настроений своих товарищей, Штумпф выражал и общее настроение. Таким образом, дневник представляет собой бесценный исторический источник как индивидуального, так и коллективного менталитета нижних чинов Имперского Флота. [ 20 ]
По словам Хорна, дневник дает последовательное объяснение не только тому, почему призванные моряки восстали против своих офицеров, но и почему Германия проиграла войну, почему Германская империя рухнула и почему она была свергнута революцией. Матросы и кочегары восстали, потому что страдали от голода и лишений, потому что подвергались насилию со стороны офицеров, потому что хотели мира и потому что им было отказано в демократических правах. Офицеры пытались продлить войну, не испытывая никакой симпатии к своим подчиненным, чтобы обеспечить соблюдение имперских устремлений и аннексий. Матросы и кочегары считали, что продолжение войны отвечает лишь интересам офицеров, которые были нисколько не внимательны, а, наоборот, сознательно их изводили. [ 20 ]
Хорн мог вспомнить только две другие публикации, которые можно сравнить с дневником Штумпфа: во-первых, Иоахима Рингельнаца «Als Mariner im Krieg (как моряк на войне)», работа [ 22 ] который, однако, Хорн считает далеко не таким достоверным, волнующим и острым. [ 20 ] Во-вторых, Хорн ссылается на воспоминания Вилли Сакса , [ 23 ] однако, по словам Хорна, Саксе потерял доверие из-за опубликованных позже противоположных заявлений, например, в его работе «Rost an Mann und Schiff (ржавчина на человеке и корабле)». [ 20 ]
Гек, Пикен и Рогг видят отголоски классической драмы, поскольку в дневнике описывается высокомерие (высокомерие) и падение амбиций Германской империи к мировой власти, проявившиеся в военно-морских вооружениях. В дневнике также описывается эрозия классового общества Вильгельмина в Императорском флоте. [ 1 ] Действительно, личность Рихарда Штумпфа отражала тот факт, что хорошо обученные рабочие, которые буквально жаждали образования (что можно увидеть и на рабочей молодежи того времени) и постоянно продолжали свое образование, больше не хотели, чтобы к ним относились как дети или животные, от хулиганов с ограниченным интеллектуальным кругозором, которые иногда находили доступ к своим офицерским должностям только за счет денег своих родителей. [ 19 ]
Время во время и после Веймарской республики
[ редактировать ]Информация об этом периоде в основном основана на исследованиях Дэниела Хорна. В эссе, написанном в 1978 году, он описывает, что получил документы о Рихарде Штумпфе от семьи Штумпфа (вероятно, от сына Штумпфа Ганса, эмигрировавшего в США в 1950 году). [ 24 ] ). Хорн передал эти документы в архив библиотеки Университета Рутгерса. [ 2 ] Тем временем документы (или их части) были обнаружены в архиве Института Лео Бека . [ 25 ]
После окончания Первой мировой войны Штумпф остался безработным и остался в Нойнкирхене под Нюрнбергом (Германия). В 1919 году он присоединился к Freikorps, чтобы бороться с правительством Баварского совета. Его убедил аргумент, что этого будет желание правительства Берлина и епархии. Еще не приняв участия в каких-либо реальных боевых действиях, он стал свидетелем резни членов Ассоциации католических подмастерьев Св. Иосифа. Члены Freikorps заперли их в подвале и забросали туда ручными гранатами. После этого Штумпф покинул Freikorps. В конце концов он пришел к выводу, что правительственные силы потеряли около 18 человек, а убили около 5000 человек. По мнению Штумпфа, это было в основном хладнокровное убийство. [ 2 ]
В 1921 году Штумпф женился на Анне Бирцле, и до поры до времени они оставались с его сестрой. С 1922 по 1924 год работал полировщиком на металлургическом заводе в Нюрнберге. Это позволило ему начать собственное хозяйство, и у них родились четыре сына. [ 1 ] [ 2 ]
В 1925 году Штумпф присутствовал на собраниях леволиберальной Немецкой демократической партии и благодаря вмешательству мэра Нюрнберга Германа Луппе получил работу по прежней профессии и квартиру. Он начал писать и публиковать статьи по военно-морским, историческим и политическим вопросам, а также критиковал приход к власти нацистов. Одна из его статей привлекла внимание доктора Йооса, который затем передал контакт в следственную комиссию парламента. Комиссия занималась вопросами о том, кто стал причиной Первой мировой войны, кто виноват в ее продолжении и кто в поражении Германии . В связи с назначением свидетелем-экспертом последовало более длительное пребывание в Берлине. После этого Штумпф снова работал по старой профессии и продолжил литературную деятельность. С приходом нацизма Штумпф попытался улучшить международное взаимопонимание с Францией на основе общих религиозных убеждений. [ 2 ]
Во время диктатуры нацистов его дневники были сожжены, и, по словам его сына Ричарда, ему было отказано в адекватной работе. [ 26 ] [ 27 ] После безработицы из-за мирового экономического кризиса Штумпф наконец нашел работу смотрителем общежития «Майнцерхоф» Общества Кольпинга в Хайлигенштадте в Тюрингии (Германия). Там он провел все время Второй мировой войны. Из-за возраста и тяжелого ревматизма его не призвали в армию, но ему приходилось время от времени выполнять военную работу и службу в охранении. [ 1 ] [ 2 ]
После Второй мировой войны он продолжал жить в Хайлигенштадте, который теперь принадлежал советской оккупационной зоне. Он стал полицейским и участвовал в акциях по аресту нацистов и их сдаче властям. Он стал членом антифашистских комитетов и в 1946 году вступил в Христианско-демократический союз (Восточная Германия) , партию-преемницу Католической центристской партии (Германия) , к которой Штумпф был близок из-за своей религиозной принадлежности. Он знал президента Якоба Кайзера еще со времен его ученичества в Нюрнберге. [ 1 ] [ 2 ]
Штумпф спрятал свой табельный пистолет, который ему дали в качестве надзирателя, когда советские войска вошли в Хайлигенштадт. Позже это было обнаружено, а арендатор дома, принадлежащего ресторану «Колпинг», впоследствии был арестован. Узнав об этом, Штумпф сдался властям, хотя за подобные преступления был возможен смертный приговор. Он подвергся насилию, но был освобожден в марте 1946 года. [ 1 ] [ 2 ]
При режиме Германской Демократической Республики он был арестован после восстания 17 июня 1953 года и обвинен в антидемократической деятельности: он установил отношения с Якобом Кайзером, который оставался в Западном Берлине, и давал информацию епископу в Фульде об оккупационной власти и другие организации. В период заключения он вел еще один дневник своего последнего периода жизни, который, вероятно, хранится в упомянутом выше архиве Университета Рутгерса в Нью-Джерси (США) или аналогично упомянутом архиве Института Лео Бека. Дело было закрыто, и Штумпф был освобожден без осуждения. По настоянию старшего сына Лотара Штумпф был реабилитирован в 1993 году. [ 1 ]
В ноябре 1953 года Штумпф по просьбе получил разрешение украсить военный мемориал в парке Генриха-Гейне в память о погибших солдатах. Когда в следующем году могилы погибших советских солдат были осквернены, Штумпфа заподозрили и арестовали за антисоветскую деятельность. Однако после длительных допросов его отпустили в связи с доказанной невиновностью. [ 26 ] [ 27 ]
Штумпф умер 23 июля 1958 года.
Прием дневника в послевоенной Германии
[ редактировать ]В официальной историографии ГДР дневник Штумпфа не упоминается. Лишь в конце 1970-х годов он был описан в публикациях военного журналиста Роберта Розентретера. [ 28 ]
В Западной Германии историки признали это сравнительно поздно. Вильгельм Дейст упоминал дневник в различные моменты своей исторической работы, впервые в 1966 году в своей публикации «Die Politik der Seekriegsleitung und die Rebellion der Flotte Ende October 1918» (Политика Морского военного командования и восстание на флоте в конец октября 1918 г.)». [ 29 ] В более поздней лекции Деист описал тревожное влияние, которое оказала на моряков эвакуация Фландрии в начале октября 1918 года. Это было ясно указано в дневнике Штумпфа. Поскольку теперь важную базу для подводной войны пришлось оставить, моряки и кочегары окончательно поняли, что война проиграна. [ 30 ] В 1992 году историк и исследователь мира из Фрайбурга (Германия) Вольфрам Ветте опубликовал материалы по истории повседневной войны в немецкой армии с начала Нового времени, включая выдержки из дневника Штумпфа. [ 31 ]
С начала 1990-х годов дневник Штумпфа также представлен на образовательной выставке Военно-морской академии Мюрвик (представленной военно-морским историком Дитером Хартвигом в виде цветной копии оригинала) и обсуждается на уроках военно-морской истории.
В 2014 году Музей военно-морского флота Германии в Вильгельмсхафене посвятил Штумпфу крупную выставку: Die Flotte schläft im Hafen ein – Kriegsalltag 1914–1918 в Matrosentagebüchern («Флот засыпает в гавани – повседневная военная рутина 1914–1918 годов в дневниках моряков»). Впечатляюще построенные экспонаты содержали легко интерпретируемые высказывания из дневника Штумпфа наряду с заметками из машинописного текста Карла Рихарда. Этот дневник был обнаружен в 2013 году. Ричард также служил на борту SMS Helgoland. [ 1 ]
Публикации
[ редактировать ]- Штумпф, Ричард, Почему флот развалился: военный дневник христианского рабочего. Под редакцией Вильгельма Диттмана, Verlag JHW Dietz Follower, Берлин, 1927 г., 213 страниц (сокращенная версия).
- Дневник моряка Рихарда Штумпфа. «Воспоминания» о немецко-английских морских войнах на СМС Гельголанд. (Работа следственного комитета немецкого рейхстага, четвертая серия, десятый том, вторая половина тома), Немецкое издательское общество по политике и истории: Берлин 1928. X, 320 страниц, 2 факсимиле рукописи, 1 регистр (полный вариант) ).
- Хорн, Дэниел (ред.), Война, мятеж и революция в военно-морском флоте Германии - Дневник моряка Ричарда Штумпфа во время Первой мировой войны. Издательство Рутгерского университета, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1967, VI, 442 страницы.
- Штумпф, Рихард, Райхпитч и Кёбис предупреждают! В: Illustrierte Reichsbanner Zeitung , 40, 1928, стр. 626–627.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хак С., Пикен Г. и Рогг М. (ред.), Флот засыпает в гавани - повседневная военная жизнь 1914–1918 годов в дневниках моряков , Музей военной истории, Немецкий военно-морской музей Вильгельмсхафен, Сандштайн Верлаг, 2014. ISBN 978-3-95498-095-6
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хорн, Д., «Возвращение к дневнику: документы моряка Штумпфа», Журнал библиотек Университета Рутгерса , 40, Nr. 1, 1978, стр. 32–48. Доступно по адресу: [1] .
- ^ Ойген Фишер-Белинг: Комитет по расследованию вопросов вины в Первой мировой войне. В: Херрманн, Альфред (ред.): Из истории и политики. Festschrift для Людвига Бергштрассера . Дюссельдорф, 1954, стр. 117–137.
- ^ Ульрих Хайнеманн: Подавленное поражение. Политическая гласность и вопрос о вине войны в Веймарской республике. Göttingen1983 (Бердинг, Хельмут/Кока, Юрген/Велер, Ханс-Ульрих (ред.): Критические исследования в истории, Том 59). Цифровая копия
- ^ Работа Следственного комитета Учредительного Национального собрания Германии и Рейхстага Германии 1919-1928 гг., Четвертая серия, Причины краха Германии. Второй отдел. Внутренний коллапс. 12 Том, Том X, Часть 2. (АВП)
- ^ Ран. В. (ред.), Военно-морские силы Германии в переходный период , Р. Ольденбург Верлаг, Мюнхен, 2005 г.
- ^ Хорн, Д. (ред.), Война, мятеж и революция в военно-морском флоте Германии - Дневник моряка Ричарда Штумпфа времен Первой мировой войны, издательство Rutgers University Press, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1967, S. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Штумпф Р., Почему распался флот - военный дневник христианского рабочего , под редакцией Диттмана В., Verlag JHW Dietz Follower, Берлин, 1927, стр. 167.
- ^ Хорн, Д. (Ред.), Война, мятеж и революция в военно-морском флоте Германии - Дневник моряка Ричарда Стампфа времен Первой мировой войны, Издательство Рутгерского университета, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1967, стр. 352.
- ^ Менерт, Г., Евангелическая церковь и политика 1917-1919 гг ., Droste Verlag, Дюссельдорф, 1959.
- ^ Куль, К., Роль немецких военно-морских офицеров во время событий октября/ноября 1918 г. , литературное исследование, 2013, стр. 12. Получено 17 ноября 2014 г. из: [2] .
- ^ Хорн, Д. (Ред.), Война, мятеж и революция в военно-морском флоте Германии - Дневник моряка Ричарда Штумпфа во время Первой мировой войны, издательство Rutgers University Press, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1967, стр. 352 f.
- ^ Р. Штумпф: Почему распался флот - военный дневник христианского рабочего. Под редакцией В. Диттмана, Verlag JHW Dietz Follower, Берлин, 1927, стр. 208.
- ^ Хорн, Д. (Ред.), Война, мятеж и революция в военно-морском флоте Германии - Дневник моряка Ричарда Стампфа времен Первой мировой войны, Издательство Рутгерского университета, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1967, стр. 419.
- ^ Штумпф, Р., Почему распался флот - военный дневник христианского рабочего , изд. Диттманн, В., Verlag JHW Dietz Follower, Берлин, 1927, стр. 213.
- ^ Хорн, Д. (Ред.), Война, мятеж и революция в военно-морском флоте Германии - Дневник моряка Ричарда Стампфа времен Первой мировой войны, Издательство Рутгерского университета, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1967, стр. 427.
- ^ Хорн, Д. (Ред.), Война, мятеж и революция в военно-морском флоте Германии - Дневник моряка Ричарда Стампфа времен Первой мировой войны, Издательство Рутгерского университета, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1967, S.428.
- ^ АВП, Серия 4, Том 10.1: Отчет экспертов Альбольдт, Штумпф, v. Трота о морских операциях в 1917 и 1918, 1928 годах.
- ^ Перейти обратно: а б Штумпф Р., Почему распался флот - военный дневник христианского рабочего, под редакцией Диттмана В., Verlag JHW Dietz Follower, Берлин, 1927.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хорн, Д. (ред.), Война, мятеж и революция в военно-морском флоте Германии - Дневник моряка Ричарда Штумпфа во время Первой мировой войны , издательство Rutgers University Press, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1967.
- ^ Хорн, Д., Военно-морские мятежи Германии во время Первой мировой войны, Издательство Университета Рутгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси (США), 1969.
- ^ Рингельнац, Дж., (Беттичер, Х.) Как моряк на войне , Карл Х. Хензель Верлаг, 1955.
- ^ Саксе, В. (Antinautikus), революционные моряки Германии , Verlag Karl Schulzke, Гамбург, 1925.
- ^ Немецкая газета Sonntagspost, 31 августа 1974 г. (Schwäbische Post): Дневник Рихарда Штумпфа.
- ^ Архив Института Лео Бека (2009). Путеводитель по коллекции Дэниела Хорна, 1881–1976, AR 6411. Получено 10 августа 2016 г. из: [3] .
- ^ Перейти обратно: а б Заявление его сына Рихарда Штумпфа в письме военно-морскому историку Дитеру Хартвигу, отправленном из Оберкохена (Германия), 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б Немецкая газета «Sonntagspost», 31 августа 1974 г. (Schwäbische Post): Дневник Рихарда Штумпфа.
- ↑ Среди других: Розентретер, Р., Blaujacken im Octobersturm – Rote Matrosen 1918/1919 (Синие куртки в ноябрьском шторме – красные моряки 1918/1919) , Dietz Verlag, Берлин, 1988.
- ^ Дейст, В., «Политика морской войны и восстание флота в конце октября 1918 года», Ротфельс, Х. и Эшенбург, Т. (ред.), Ежеквартальные буклеты по современной истории , Deutsche Verlagsanstalt Stuttgart, 4-й выпуск, 1966 г. Доступно по ссылке: [4] .
- ^ Дейст, В., «Причины революции 1918/19 года с военно-исторической точки зрения», Беседы в музее Вильгельмсхафена, Тексты по истории города , Том 2, Революция 1918/19 года - 70 лет спустя, лекция городом Вильгельмсхафен 28 и 29 октября 1988 г., отредактировано и опубликовано Норберт Креде от имени города Вильгельмсхафен, Город Вильгельмсхафен, Прибрежный музей, 1991.
- ^ Ветте, В. (ред.), Война маленького человека - военная история снизу , Мюнхен, Цюрих, 1992.