Готландская руническая надпись 181


Этот эпохи викингов рунный камень , обозначенный как G 181 в каталоге Рундата , первоначально находился в церкви в Санда, Готланд , Швеция, и, как полагают, изображает трех скандинавских языческих богов Одина , Тора и Фрейра .
Описание
[ редактировать ]
Рунный камень был обнаружен на погосте церкви Санда в 1863 году. [ 1 ] и в настоящее время находится в Шведском музее национальных древностей . Он классифицируется как вырезанный в стиле рунического камня Pr2, также известном как стиль Рингерике .
Надпись изображает две сцены под дугообразной полосой рунического текста. На нижней панели изображены три фигуры, держащие копье, молот или дубину и серп . Поскольку оружием Одина было копье Гунгнир , Тора — молот Мьёлльнир , а Фрейр отождествлялся с земледелием, фигуры были идентифицированы как эти три бога. [ 2 ] Они изображены в типичной одежде эпохи викингов, включая плащ, известный как гекла , и коническую шапку с кисточками, называемую скотт-хуфа . [ 3 ] В верхней сцене также есть три фигуры, которые считаются одними и теми же богами; изображена большая птица, которая может быть журавлем или гусем, склонившая голову над фигурой, идентифицированной как Фрейр. [ 4 ] Его смысл не понятен.
Некоторые авторитеты ссылаются на рунный камень как на свидетельство того, что Один, Тор и Фрейр образовали божественную скандинавскую триаду или троицу. [ 4 ] Предположение об этой божественной триаде исходит из теорий сравнительного религиоведения, а также описаний и изображений этих богов. [ 5 ] Другое свидетельство существования такой триады включает Адамом Бременским описание Храма в Уппсале как содержащего статуи этих богов. [ 6 ] Эти трое также являются единственными скандинавскими богами, которым активно поклонялись в эпоху викингов . [ 7 ]
Руническая надпись высечена в младшем футарке и состоит из трёх личных имен. Бьёрн (древнескандинавский Бьёрн) было распространённым именем, означающим «медведь»; Гуннбьёрн переводится как «Боевой медведь». [ 8 ] а Фарбьёрн может означать «Далеко путешествующий медведь».
Надпись
[ редактировать ]Вторая строка — транслитерация рун; третий — транскрипция на древнескандинавский язык.
:
:
ᚱᚬᚦᚢᛁᛋᛚ
Роуисл
Гродвисль
:
:
ᛅᚢᚴ
август
хорошо
:
:
ᚠᛅᚱᛒᚬᚱᚾ
дальневосточный
Фарбьорн
:
:
ᛅᚢᚴ
кроме того
хорошо
:
:
ᚴᚢᚾᛒᚬᚱᚾ
кунборн
Гуннбьёрн.
:
:
Хродвисл, Фарбьорн и Гуннбьёрн. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юнгнер, Хьюго (1930). «Готландский рунический камень из Санды: о верованиях Валгаллы и языческом погребальном ритуале» (PDF) . Старый друг . 25 . Шведский совет национального наследия: 65–82. ISSN 1404-9430 . Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ «Искусство и архитектура (Тевтонский)» . Энциклопедия религии и этики . Том. 1. Элиброн Классика. 2005. с. 887. ИСБН 1-4212-9732-9 .
- ^ Юинг, Тор (2006). Одежда викингов . Темпус. стр. 110 , 117–118. ISBN 0-7524-3587-6 .
- ^ Jump up to: а б Марш, Х. Колли (1898). «Мифология мудрых птиц». Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . Том. 27. Лондон. п. 231.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Хауген, Эйнар (пер.). Издательство Калифорнийского университета. стр. 17–25 . ISBN 0-520-02044-8 .
- ^ Адам Бременский , Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum 26.
- ^ Дэвидсон, Хильда Эллис (1993). Утраченные верования Северной Европы . Рутледж. п. 106. ИСБН 0-203-40850-0 .
- ^ Грин, Деннис Ховард (1998). Язык и история в раннегерманском мире . Издательство Кембриджского университета. п. 81. ИСБН 0-521-47134-6 .
- ^ G 181 , Samnordisk runtextdatabase ( Rundata ) в Шведском совете по национальному наследию .