Стена Танка

Стена тханки в тибетской религиозной архитектуре представляет собой каменное сооружение, используемое для подвешивания гигантских или монументальных аппликаций тханок или свитков в некоторых крупных буддийских монастырях Тибета. Эти гигантские тханки называются госку , гоку , геку , кику (тканевое изображение) по-тибетски и тондрел в Бутане . Стена тханки стоит на склоне холма, откуда открывается вид на монастырское поселение. По форме он представляет собой узкое, вытянутое и высокое прямоугольное здание с обшарпанным фасадом и плоской крышей, окруженной парапетом. Боковые и задняя стенки обычно вертикальные.

Тханки вывешивают на стенах только в особых случаях, таких как крупные фестивали, когда их разворачивают или разворачивали монахи на вершине стены со значительной церемонией. Тибетские буддисты верят, что просмотр тханки с правильным настроем приносит огромную духовную пользу. Часто тханку выставляли только один день в году.
Монастыри меньшего размера, у которых нет специальной стены тханки, например, в Бутане , могут вешать свои большие тханки на других монастырских зданиях, часто в главном дворе. Вероятно, такая практика существовала повсюду до появления специальных стен тханки. Создание тханок с шелковыми аппликациями, по-видимому, началось в Китае, возможно, в 14 веке, с использованием существующих китайских текстильных технологий для копирования раскрашенных тибетских тханок. Они достигли Тибета, где были хорошо приняты, и тибетцы, тоже уже привыкшие к шелковым аппликациям для украшения палаток и одежды, начали изготавливать свои собственные. Первоначально они были относительно небольшими, чтобы их можно было вешать внутри молитвенных залов, но, по крайней мере, к 15 веку некоторые из них стали достаточно большими, и для их демонстрации потребовались большие внешние помещения. [ 1 ]
Тибетские обозначения
[ редактировать ]
В монастыре Ташилунпо в Шигадзе стена тханка имела следующие обозначения:
- кугопеа (Сэмюэл Тернер, 1800 г.); [ 2 ]
- гё-ку-пиа (Лоуренс Остин Уодделл, 1895), т. е. башня с тканевым изображением; [ 3 ]
- кику тамса (Лоуренс Остин Уодделл, 1895 г.; Уильям Кэри, 1901 г.; Сарат Чандрас Дас, 1902 г.), т.е. поддержка тканевого изображения; [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
- гос-ску-спе'у (Майкл Арис, 1982), т. е. матерчатая опора башни. [ 7 ] [ 8 ]
В монастыре Палчо Чоде в Гьянце стена тханка называется
- башня геку (Виктор Чан, 1994), т.е. башня с тканевым изображением; [ 9 ]
- гоку трамса ( Тибетский альбом , 2006) или гос ску тханг са (Майкл Хенс, 2011), т.е. поддержка тканевого изображения.
Слова куго , гос-ску , гоку , геку и кику относятся к монументальной тханке ( куго , очевидно, является результатом инвертирования двух слогов слова гоку, в то время как геку и кику считаются неформальными произношениями гос-ску или гоку ).
Архитектурные обозначения
[ редактировать ]В англоязычных источниках этот тип зданий упоминается как «стена танка» (Виктор Чан, 1994; [ 10 ] Андреас Грушке, 2001 г.; [ 11 ] Тибетский альбом , 2006 г.; Майкл Хенс, 2011 г.; Тибет , Lonely Planet, 2015; Диана Ланге, 2016), [ 12 ] или иногда «стена поддержки» ( Тибет , Lonely Planet, 2015) или «стена дисплея» (Рональд М. Бернье, 1997).
Американский исследователь Ф. Бейли Вандерхуф-младший использует термин «пилон» в своих мемуарах, опубликованных в 1938 году. [ 13 ]
В оригинальных подписях к фотографиям, сделанным немецкой экспедицией 1938–39 годов в Тибет , здание Палчо Чоде называется große Gebetsmauer (большая молитвенная стена), а ее аналог в Ташилхунпо называется große Tangamauer (большая стена тханка). [ 14 ]
Инвентарь
[ редактировать ]
Китая По крайней мере, четыре крупных монастыря в Тибетском автономном районе имеют гигантскую стену тханки: Сера (Лхаса), Палчо Чодэ ( Гьянце ), Ташилхунпо (Шигадзе) и Риво Дечен ( Конгьяй ). Стены в Сера и Риво Дечен — недавние пристройки, а стены в Ташилунпо и Палчо Чоде — памятники многовековой давности.
Сера (Лхаса)
[ редактировать ]Стена тханка в Сере находится рядом с обителью Чодинг (убежище Цонкапы до постройки монастыря). Стена представляет собой недавнюю замену строительных лесов, возведенных на склоне. [ 15 ] Он имеет некоторое сходство со своим аналогом в Ташилунпо (см. ниже). Стена используется для подъема гигантских танков Будды во время фестиваля Шотон в августе. В широком дворе перед зданием верующие собираются, чтобы посмотреть на гигантские тханки.
Палчо Чоде (Гьянце)
[ редактировать ]
Массивная, суровая стена тханки в Палчо Чоде возвышается над склоном холма в северо-восточной части монастырской ограды, построенной в 1425 году. Предполагается, что строительство стены имело место не ранее 1430-х годов, когда были сданы в эксплуатацию соответствующие монументальные тханки. [ 16 ]
Во время фестиваля Гьянце в четвертом месяце тибетского года стена используется в течение двухлетнего цикла для демонстрации тханки Шакьямуни попеременно с тханкой Майтрейи. Третья, тханка Дипанкара, больше не выставлена напоказ из-за плохого состояния ремонта. [ 17 ]
Ташилунпо (Шигадзе)
[ редактировать ]

Стена тханка Ташилунпо стоит на склоне холма в северо-восточной части монастырского комплекса. Благодаря своему властному положению его видно издалека. Это самая большая и впечатляющая стена тханки, сохранившаяся до сих пор. Его высота примерно 32 метра, а длина у основания 42 метра. Он был построен в 1468 году. [ 18 ]
Стена используется для демонстрации гигантских изображений Майтрейи (Будды будущего), Амитабхи (Будды бесконечного света) и Шакьямуни (просветленного Будды) на основе одной тханки в день во время фестиваля, проходящего 14, 15 и 16 числа пятого тибетского месяца (т.е. 1, 2 и 3 июля). [ 19 ]
Риво Дечен (Кунгяй)
[ редактировать ]
Монастырь Риво Дечен кагьюпа в городе Конгьяй имеет стену тханка, которая возвышается над другими монастырскими постройками и видна издалека. Это недавно построенная пристройка к комплексу. Фасад здания имеет сильный рельеф. Подпорная стена из каменной кладки отмечает платформу, которая выходит за пределы стены тханки. [ нужна ссылка ]
В монастыре хранится и поддерживается гигантская тханка Майтрейи , Будды будущего. [ 20 ]
Монтаж тханки
[ редактировать ]Для крепления тханки к стене используется шелковая парча. При установке тханки на стену могут измениться некоторые детали иконографии и общей эстетики тханки. Развешивание тханок на влажных стенах также может ухудшить состояние тханки. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лиза Нельсон, Императоры, ламы и шелк: происхождение тканевых тханок , Нити пробуждения , 15 апреля 2016 г.
- ^ Сэмюэл Тернер, Отчет о посольстве при дворе Тешу-ламы в Тибете: содержащий рассказ о путешествии через Бутан и часть Тибета , Г. и В. Никол, Лондон, 1800, 473 стр., стр. 313: «Здесь [ближе к крайним границам монастыря на северо-востоке] стояло высокое и широкое, но неглубокое здание, названное Кугопеа, заполненное, как мне сообщили, портретами суверенных лам и другими священными предметами, относящимися к их мифологии и торжественно посвящены праздничному совершению некоторых мистических обрядов их религии».
- ^ Лоуренс Остин Уодделл, Буддизм Тибета, или ламаизм, с его мистическими культами, символизмом и мифологией и в его связи с индийским буддизмом , WH Allen & Co, Limited, Лондон, 1895, стр. 272: «Недалеко от последнего помещения можно увидеть высокое здание из бутового камня, воздвигнутое на удивительную высоту в девять этажей. Это здание, представляющее собой весьма примечательный объект на склоне холма, было зарисовано Тернер, посетивший Таши-лумпо сто лет назад, и его рисунок прилагается на противоположной странице. Он называется Го-Ку-пеа, или «Хранимые шелковые изображения». поскольку на некоторых праздниках его используют для демонстрации гигантских изображений Майтрейи и других буддийских божеств, которые выносятся и висят высоко над стенами высокого здания. В простонародье его называют Кику Тамса».
- ^ Лоуренс Остин Уодделл, соч. соч.: «В простонародье его называют Кику Тамса».
- ^ Уильям Кэри, Приключения в Тибете: включая дневник замечательного путешествия мисс Энни Р. Тейлор из Тау-Каху в Та-Чиен-Лу через сердце «Запретной земли» , Объединенное общество христианских усилий, 1901, 285 страниц, п. 101: «Самое интересное здание в Таши Лунпо — это Кику Тамса».
- ^ Сарат Чандра Дас, Путешествие в Лхасу и Центральный Тибет , Дж. Мюррей, 1902, 285 стр., с. 274: «Кику-тамса, или склад, 119».
- ^ Рональд М. Бернье, Гималайская архитектура , издательство Университета Фарли Дикинсона, 1997, 196 стр., стр. 72: «На заднем плане [находится] здание одного из самых необычных структурных типов региона. Тернер назвал его кугопеа, а Арис приводит тибетский термин Гос-ску-спеу, или «башня с тканевым изображением».
- ^ Майкл Арис, Виды средневекового Бутана. Дневник и рисунки Сэмюэля Дэвиса , Segindia Publications/Smithsonian Institution Press, Лондон – Вашингтон, округ Колумбия, 1982: «Здание на переднем плане — это резиденция неопознанного «Тессалинг-ламы», а высокое сооружение сзади — это то, что Тернер назвал «Кугопеа» (тиб. Gos-sku-spe'u, «Башня тканевого изображения»). раз в год гигантский гобелен с изображением буддийских божеств украшался аппликациями, которые до сих пор можно увидеть во время некоторых фестивалей в Бутане».
- ^ Виктор Чан, Справочник по Тибету , MOON Publications Inc., 1994, стр. 420: «В Гьянце до сих пор можно увидеть башню геку , массивную и суровую, высоко на холме».
- ↑ Однако однажды Виктор Чан также использовал обозначение «башня геку».
- ^ Андреас Грушке, Культурные памятники внешних провинций Тибета: Цинхайская часть Амдо , White Lotus Press, 2001, стр. 249: «thangka-wall, тиб. -> gökudramsa (gos sku bgram sa)».
- ↑ Диана Ланге, На этих картах Тибета есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд, Рубин , 28 ноября 2016 г.: «Монастырь Ташилунпо с большой стеной танка, четырьмя мавзолеями Панчен-ламы и садом Кики Нага; деталь панорамной карты Тибета Южный Тибет © Совет Британской библиотеки, Ор. 3016, Фолио 2 (подробно)».
- ^ Ф. Бэйли Вандерхоф-младший, «Взгляд на другой мир: путешествие по Западному Тибету (1938)», отредактированный с предисловием Хосе Игнасио Кабесона, совместный проект Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и Санта-Барбары. Музей искусств, 2008, 135 с. : с. 77: «На холме за монастырем Гьянце стоит огромный каменный пилон, плоская наклонная сторона которого обращена к городу и равнине. Хотя само здание выполняет двойную функцию зернохранилища, оно было построено для церемонии Дня Танка пятнадцатого дня четвертого месяца, называемого Сага Дава, когда монахи вешают на пилон огромный Танка, или знамя, с изображением изображение Будды.
- ^ «Архив изображений» (на немецком языке). Федеральный архив.
Оригинальное название: info Taschilumpo [Tashilhunpo], большая стена танга на заднем плане и конная степь
. - ^ Майкл Хенс, Освобождение от боли злых судеб: гигантская аппликация тхан кас (гос sku) в Гьянце ( rgyal rtse dpal 'khor chos de ) , в «Проблемах традиционного тибетского искусства с седьмого по двадцатый век» , Труды Десятый семинар IATS, 2003 г., Том 13: Искусство в Тибете. (Эрберто Ф. Ло Буэ, реж.), Международная ассоциация тибетских исследований. Семинар, Чарльз Рэмбл , BRILL, 2011, 240 страниц, стр. 73-90, стр. 87: «Совсем недавно огромная башня с изображениями такого типа была возведена в монастыре Сера, где – как и в Брас Спунге и других местах – знамя до тех пор вывешивалось над постоянными строительными лесами на склонах, поднимающихся за монастырским комплексом. ."
- ^ Майкл Хенс, соч. цит., с. 87: «Эта огромная «башня для демонстрации тканевого изображения» ( gos sku spe'u ) внутри великой огороженной стены, построенной вокруг Дпал 'хор чос сде в 1425 году, вероятно, не была возведена до 1430-х годов, когда были сданы в эксплуатацию гигантские знамена Гьянце. Эта форма архитектурной «имиджевой поддержки» была создана специально для ритуала демонстрации».
- ^ Майкл Хенс, соч. цит., с. 86: «Поскольку поврежденный артикль госку Дипанкара не отображается, изображение Майтрейи ежегодно в течение двухлетнего цикла чередуется с артикулом госку Шакьямуни ».
- ^ Майкл Хенс, соч. цит. , с. 87: «Самая большая сохранившаяся неповрежденная башня находится в Бкра шис лхун по [Ташилхунпо]. Ее высота примерно 32 метра, а ширина (у основания) — 42 метра. Она была построена в 1468 году для демонстрации личинок Смана бла дона. гигантское знамя Будды (около 28 на 19 м)».
- ↑ Ежегодный фестиваль раскрытия картин Будды в Тибете завершился , www.chinaview.cn , 27 июня 2010 г.
- ^ «ри бо бде чен» . Буддийский центр цифровых ресурсов (Кембридж).
- ^ Шафтель, А. (nd). Тибетские картины Тханка. Получено из журнала «Буддийское искусство и архитектура».
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Служение у стены тханки в Палкхор Чоде, Гьянце» , Тибетский альбом , 5 декабря 2006 г., Британский музей.